Проект « Экономика приусадебного участка»

Выполнила: ученица 11 класса МОУ «Кустаревская СОШ» Гусева Екатерина

Руководитель: учитель математики Гималова Т.М.

Актуальность темы. Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, т.е. хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе. Мы живем в сельской местности и, наблюдая за приусадебными участками кустаревцев, я заметила, что у большинства хозяев они используются под цветники и плодовые кустарники, но не для выращивания картофеля и других овощей. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был. Я провела опрос среди учащихся старших классов по теме: «Нужен ли семье приусадебный (дачный) участок или не нужен?». 62% опрошенных склонны к тому, что сельскохозяйственный труд тяжелый и заниматься им должны люди по призванию – фермеры. И только 38 % отметили экономическую и экологическую пользу для семьи от выращенных продуктов питания, а так же воспитательный акцент по привлечению детей к труду.

Совместная работа на садово-огородном участке сближает членов семьи, объединяет общей целью.

Цель проекта: исследовать роль приусадебного участка в экономике семьи.

Задачи:

  1. Рассмотреть варианты использования приусадебного участка;
  2. Изучить влияние доходов с приусадебного участка на семейный бюджет;
  3. Научить рассчитывать количество садово-огородных культур, необходимых семье в соответствии с нормами потребления и урожайностью;
  4. Воспитывать интерес к работе на приусадебном участке.

Учитывая специфику географического расположения поселка, состав почвы, можно предположить следующие варианты использования земельных участков с цель получения прибыли:

  • Использование приусадебного участка для предпринимательской деятельности:

Выращивание овощей или фруктов с целью их реализации;

Выращивание цветов для продажи;

Развитие кролиководства, птицеводства;

Выращивание рассады для реализации на рынке;

  • Выращивание овощных и плодовых культур с целью потребления в семье, что позволяет экономить денежные средства семьи на приобретение овощей и фруктов.

В данном проекте я решила рассмотреть последний вариант.

Для расчета прибыли необходимо знать себестоимость продукции и розничную стоимость закупаемых овощей и фруктов. Разность этих чисел и покажет прибыль.

Для вычисления себестоимости выращенной продукции необходимо вести учет всех денежных средств, затраченных на производство, включая закупку семян, минеральных удобрений, навоза, емкостей для выращивания рассады, различных химикатов. Кроме того, в себестоимость продукции должна войти и плата за садово-огородный участок, и оплата проезда на участок (в случае дачного участка). В моем проекте затраты на навоз, на проезд и арендную плату не учитываю. Произведем расчет затрат при использовании приусадебного участка площадью 0,6 га (6 соток) семьи из 3-х человек.

Таблица 1. Норма потребления и средний урожай основных овощных культур

Годовая норма

потребления

на 1 чел., кг

Годовая норма

потребления

на 3 чел., кг

Средний урожай,

кг/м2

Требуемая площадь, м2

Картофель

Капуста (всех видов)

Морковь

Свёкла столовая

Лук

Чеснок

Огурцы

Помидоры

Перец

Кабачки

Горох, фасоль

Итого

Таблица 2. Затраты на выращивание основных овощных культур

Наименование культуры, необходимой в рационе питания

Требуемая площадь, м2

Требуемое количество семян, пакеты

Цена за единицу, руб.

Цена на закупку, руб.

Картофель

2 ведра

Капуста (всех видов)

Морковь

Свёкла столовая

Лук

1 кг

Чеснок

0,5 кг

Огурцы

Помидоры

Перец

Кабачки

Горох, фасоль

Зелень (укроп, петрушка, салат и др.)

Всего

Минеральные удобрения

Химикаты

Грунт для рассады

50л.

Пленка для парника

40 м.

1600

Итого

3970

Таблица 3. Расчет прибыли от выращивания основных овощных культур

Наименование культуры, необходимой в рационе питания

Цена на закупку семян, руб.

Годовая норма

потребления

на 3 чел., кг

Цена культуры, руб/кг

Стоимость, руб.

Картофель

7200

Капуста (всех видов)

2250

Морковь

Свёкла столовая

Лук

Чеснок

Огурцы

3000

Помидоры

3600

Перец

Кабачки

Горох, фасоль

Зелень (укроп, петрушка, салат и др.)

Всего

21405

Минеральные удобрения

Химикаты

Емкости для выращивания рассады

Грунт для рассады

Пленка для парника

1600

3970

21405

Таким образом, прибыль от выращивания овощных культур составляет 21405 – 3970 = 17435 рублей.

Таблица 4. Расчет стоимости продукции от фруктово-ягодных культур

Культура

Кол-во

растений, шт.

Урожайность с 1 дерева, куста, кг

Цена 1 кг, руб.

Стоимость продукции, руб.

Яблоня

90-120

4500

Вишня

20-25

1800

Слива

30-40

1500

Смородина черная

Смородина красная

Крыжовник

Малина

1,0-1,5

Земляника

0,7-1,0

1400

Итого

11300

Затраты на обработку химикатами, приблизительно

Таким образом, прибыль от выращивания плодово – ягодных культур составляет 11200 рублей.

Использование приусадебного участка может принести экономию в бюджет семьи, состоящей из 3-х человек, в размере 28 635 рублей. Это очень хороший показатель при благоприятных погодных условиях.

Вывод. Приусадебный участок помогает его владельцам:

  • Экономить денежные средства семьи на приобретении овощей и фруктов;
  • Разнообразить семейный рацион, пополнять его полноценным набором витаминов, минеральных солей и микроэлементов;
  • Наилучшим образом размещать свободные денежные средства семьи, вкладывая их в развитие предпринимательства на земельном участке;
  • Налаживать и укреплять отношения между членами семьи .

Салькова А.В. 1

Злобина О.А. 1

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Измалково» Измалковского муниципального района Липецкой области

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Измалковский муниципальный район, где я проживаю, является районом сельскохозяйственным, с районным центром с. Измалково, где основная часть населения проживает в собственных домах с личным подворьем, но есть и многоквартирные дома, где жильцы не имеют приусадебных участков.

До недавнего времени моя семья проживала в таком многоквартирном доме и теперь, когда мы переехали в собственный дом с приусадебным участком 10 соток, возник вопрос, а выгодно ли экономически для моей семьи выращивать садово-огородные культуры на личном приусадебном участке? Как правильно распределить землю под посевы и посадки?

Актуальность. В современных рыночных условиях перед людьми стоит проблема рационального ведения хозяйства. Некоторые селяне ставят под сомнение целесообразность содержания приусадебных участков, и часть посевных площадей остаются необработанными. Поэтому в работе попытаемся вычислить себестоимость и определить рентабельность, садово-огородных культур выращенных на моем приусадебном участке.

Цель: выявить степень целесообразности содержания приусадебного участка.

Задачи:

Определить рентабельность приусадебного участка, экономию денежных средств семьи на покупку основных овощей и фруктов на рынке или в магазине, возможность получения прибыли от реализации излишек;

Выяснить значение приусадебного участка в личном хозяйстве, теоретический минимум посевных площадей для выращивания садово-огородных культур необходимых моей семье.

Гипотеза: Если выращивать садово-огородные культуры на личном приусадебном участке выгодно, то есть ли возможность получения прибыли от реализации излишек.

Методы исследования:

1.Теоретические(изучение и анализ литературы, сравнение, обобщение).

2. Математические (решение задач, составление таблиц)

3. Статистический метод обработки полученных данных.

Объект - процесс экономического исследования.

Предмет - математические методы исследования себестоимости садово-огородных культур выращенных на личном приусадебном участке и рентабельности этого участка.

Для решения поставленных задач приступаем к изучению литературных источников.

Обзор литературы

Наиболее полезными с этой точки зрения оказались издания:

1.Мамедов Д. и др. Современная экономика. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1995. - 608с.

2. Бухгалтерский учёт в агропромышленном комплексе: учеб. пособие/Н.Н. Бондина, И.А. Бондин, Е.И. Мартемьянова, Т.В. Зубкова. - М.: КНОРУС,2006. - 352с.

3.Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. - М.: АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995. - 688с.

Изучены и проанализированы основные понятия.

1. Основные понятия: себестоимость, калькуляция, калькуляционная единица, рентабельность

Себестоимость продукции - это сумма всех затрат на производство продукции и её реализацию (продажу).

Для выращивания продукции семья затрачивает средства на приобретение семян, удобрений, средств защиты растений, ГСМ (горюче-смазочных материалов). В процессе производства используются машины, оборудование, инструменты. Ремонт и замена износившейся техники также требует определенных затрат. Если все эти затраты выразить в денежной форме и сложить, то получится себестоимость продукции.

С = С пм + У + С зр + С ос + З др , где С — себестоимость продукции; С пм - семена и посадочный материал; У - удобрения; С зр - средства защиты растений; С ос - содержание основных средств ГСМ; З др - прочие затраты (оплата налогов на землю, пользование водой и др.)

Калькуляция - это определение себестоимости единицы продукции (изделия, вида, группы) по статьям расходов.

Чтобы определить себестоимость каждого отдельного изделия или килограмма продукции, подсчитывают, или, как говорят, калькулируют, все расходы на единицу продукции. В калькуляции все затраты группируются по статьям расходов (статьям калькуляции): сырье и материалы; топливо и энергия на технологические (производственные) нужды; заработная плата производственных рабочих; расходы на освоение новых видов продукции и т.д.

Калькуляция дает возможность подсчитать, во сколько обходится производство продукции. При помощи калькуляции можно узнать, какие затраты связаны непосредственно с производством, а какие с его управлением и обслуживанием, во сколько обходится производство продукции, а во сколько ее реализация (продажа) и т.д.

Калькуляционная единица — это единица измерения самого объекта калькулирования, т.е. готовой продукции. Например, при выращивании картофеля калькуляционной единицей будет 1ц.

Рентабельность производства (от нем. rentabel — доходный, выгодный, прибыльный), показатель, характеризующий экономическую эффективность работы.

На основе анализа рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость производства зависит от специализации и концентрации.

2. Учет затрат на выращивание овощей

Учет затрат ведут по следующим статьям: семена и посадочный материал; удобрения (органические, минеральные); средства защиты растений; содержание основных средств (амортизация, ремонт и техническое обслуживание основных средств, нефтепродукты); прочие (оплата налогов на землю, пользование водой и др.).

По статьям «Семена и посадочный материал», «Удобрения» и «Средства защиты растений» учитывают стоимость семян, удобрений (минеральных и органических) и средств защиты растений, израсходованных на посев и выращивание овощных культур.

Статья «Прочие затраты» предназначена для отражения таких расходов, которые невозможно отнести ни к одной из вышеперечисленных статей.

Исчисление себестоимости продукции (на примере картофеля)

В картофелеводстве объектом калькуляции является основная продукция - клубнеплоды, а побочным - ботва, которая оценивается по нормативным затратам на ее уборку.

Исчисление фактической себестоимости клубней картофеля производится следующим образом. Из общей суммы затрат на возделывание и уборку урожая картофеля вычитают стоимость использованной в производстве ботвы. Себестоимость 1 ц картофеля определяется делением величины, полученной после вычитания, на массу клубней.

Исчисление рентабельности

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным ресурсам. Уровень рентабельности определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции.

Р = П / З, где Р - рентабельность производства; П - прибыль от продажи продукции;

З - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции. Данный коэффициент показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств. Повышению уровня рентабельности способствуют: увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования семейных фондов.

Основная часть

Институтом питания Академии медицинских наук разработаны нормы потребления плодов, ягод и овощей на одного человека. Это 78 килограммов фруктов, 22 килограмма ягод, около 280 килограммов овощей и зеленых культур.

В моей семье 6 человек, известны нормы потребления овощных культур (кг) на 1 человека в год, средний урожай, кг с 1 м. 2 (ПриложениеI)

Рассчитаем площадь, необходимую для выращивания овощных культур для моей семьи.

Таблица 1

Расчёт площади, необходимой для выращиванияовощных культур для моей семьи

Наименование культуры

Норма потребления на 1 человека,

(кг в год)

Необходимое количество для семьи из

6 человек,

(кг в год)

Средний урожай, (кг с 1 м 2

Площадь посева, м 2

Картофель

Свекла столовая

Помидоры

Горох, фасоль

Нужно отметить, что в таблице перечислены только основные овощные и плодовые культуры, поэтому мы прибавили еще:

10% от площади основных овощных культур для возможности выращивания «экзотических» культур, 485,4:100×10 = 48,54 м. 2

12% от площади основных овощных культур на цветочные грядки и дорожки, 485,4:100×12 = 58,248 м 2

200 м 2 занимает дом и хозяйственные постройки;

Под выращивание плодов и ягод осталось 207,812 м 2

Таблица 2

Распределение земельной площади на приусадебном участке

Назначение земельной площади

Площадь (м 2)

Площадь в сотках

под овощные культуры

«экзотические» культуры

на цветочные грядки и дорожки

дом и хозяйственные постройки

под выращивание плодов и ягод

Данная диаграмма (Рис. 1) показывает, что наибольшая площадь 485,4 м 2 выделена под посадку овощных культур, под выращивание плодов и ягод - 207,812 м 2 , 200 м 2 занимает дом и хозяйственные постройки, 58,248 м 2 отведено на цветочные грядки и дорожки, 48,54 м 2 - под «экзотические» культуры.

Вывод: площадь распределена согласно расчётам; по остаточному принципу выделена площадь под выращивание плодов и ягод и может оказаться недостаточной, чтобы покрыть нормы потребления плодов и ягод, разработанные Институтом питания Академии медицинских наук, для моей семьи.

Расчёт стоимости огородной продукции, необходимой для семьи из 6 человек на год

Наименование продукта

Желаемое количество овощей, кг

Цена за 1 кг, в руб.

Стоимость, руб.

Картофель

Свекла столовая

Помидоры

Горох, фасоль

Зелень (укроп, петрушка, салат)

Всего овощей 1551

Средняя цена 44,83

Теоретически овощей на участке можно вырастить на сумму 31767руб.

Для выращивания овощных культур в нашем личном хозяйстве приобретен мотоблок с бороной, окучник. Вручную мы будем осуществлять прополку и сбор урожая.

Для исчисления себестоимости и рентабельности мне нужно будет сосчитать все затраты. Поэтому изучила технологию выращивания овощных культур и составила калькулирование себестоимости с указанием расходов.

Если известны норма высева семян (Приложение II) и площадь, которую должна занимать та или иная культура (Таблица 1),то перемножив их друг на друга, можно получить количество семян, которое необходимо приобрести: например 0,5 г/м 2 × 12 м 2 = 6 г

Таблица 4

Расчёт количества семян

Наименование культуры

Норма высева семян (г/м²)

Среднее значение нормы (г/м²)

Площадь посева (м 2)

под основные овощные культуры

количество семян (г)

количество семян (кг)

Картофель

Свёкла столовая

Помидоры

Зелень: петрушка

Салат листовой

Затраты на выращивание основных овощных культур

Таблица 5

Расход средств на семена

Наименование культуры

Требуемая площадь, (м 2)

Требуемое количество семян (г)

Количество граммов в 1 пакете

Количество пакетов

количество семян (кг)

Цена за единицу, руб.

Цена на закупку, руб.

Картофель

Свёкла столовая

Лук севок на репку при диаметре 22-30 мм

120×2,160=259,2

Помидоры

Зелень: петрушка

Салат листовой

Итого

Затраты на сырьё

Калькулирование себестоимости при выращивании овощей

По данным таблицы общая сумма затрат на выращивание составила 5000 рублей

Теоретически вычислено, что только овощей на приусадебном участке можно вырастить 1551кг.

Подсчитаем среднюю себестоимость 1 кг овощей, 5000:1551=3,22

Таким образом, средняя себестоимость 1 кг овощей составит 3руб. 22 копейки, что значительно ниже среднерыночной цены на самые недорогие овощи.

Вывод: Теоретическая себестоимость получилась низкой, т.к. при калькулировании себестоимости для выращивания овощей в статье затрат не было затрат на оплату труда (наемный труд не использовался), не было расходов по реализации, опрыскивание от вредителей планируется проводить вручную из-за незначительного количества обрабатываемых площадей.

Расчет рентабельности при выращивании овощных культур

Для расчета рентабельности необходима прибыль от реализации продукции, но в нашем случае прибыли не будет, т.к. все садово-огородные культуры семья будет использовать только для личных нужд, излишков не будет, участок слишком мал.

Но, если учесть, что теоретически овощей на участке можно вырастить на сумму 31767руб, при этом средняя рыночная цена за 1 кг овощей составит 44,83 руб. (Таблица3), то можно вычислить предполагаемую рентабельность 1 кг овощей, зная, что средняя его себестоимость составит 3руб. 22 коп.

где Р - рентабельность производства; П - прибыль от продажи продукции;

З - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции

Рентабельность производства 1 кг овощей на моем приусадебном участке может составить (44,83-3,22)/3,22=12,92

Вывод: Коэффициент показывает, что на каждый рубль затрат мы получили бы

по 12,92 руб. прибыли. Это очень высокий показатель.

Выращивать овощи на моем приусадебном участке очень выгодно, можно сэкономить бюджет семьи, не приобретая садово-огородные культуры для пропитания на рынке.

Выводы

Экономический расчёт, выполненный в работе, доказывает, что:

Выращивать садово-огородные культуры на личном приусадебном участке экономически выгодно.

Все садово-огородные культуры семья будет использовать только для личных нужд, излишков не будет, т.к. участок слишком мал.

Заключение

Теоретическая значимость работы в том, что на примере моей семьи была рассчитана себестоимость и рентабельность, т.е. мои исследования удовлетворят потребностям любого человека, столкнувшегося с проблемой эффективного ведения хозяйства.

Практическая значимость - вычисления, выполненные в работе, можно использовать для развития и укрепления бюджета семьи, что способствовало бы увеличению доходов семьи, а натуральная продукция, выращенная на приусадебном участке, была бы экологически чистой продукцией, что особенно актуально в наши дни.

Литература

1. Эдельштэйн В. И. Овощеводство. - 3-е изд., перераб. - М.: Сельхозгиз, 1962.-440с.

2. Биггс Т. Овощные культуры. - М.: Мир, 1990.-200с.

3. Бухгалтерский учёт в агропромышленном комплексе: учеб. пособие/Н.Н. Бондина, И.А. Бондин, Е.И. Мартемьянова, Т.В. Зубкова. - М.: КНОРУС,2006. - 352с.

4. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. - М.: АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995. - 688с.

Приложение I

Норма потребления и средний урожай основных овощных культур

Наименование культуры

Норма потребления на 1 человека, (кг в год)

Средний урожай,

(кг с 1 м 2)

Картофель

Свекла столовая

Помидоры

Горох, фасоль

Зелень (укроп, петрушка, салат)

Приложение II

Норма высева семян основных овощных культур

Наименование культуры

Норма высева семян (г/м²)

Картофель

Свёкла столовая

Лук севок на репку при диаметре 22-30 мм

Помидоры

Зелень: петрушка

Салат листовой

Класс: 8

Презентация к уроку
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: технология, экономика.

Класс: 8.

Время для проведения: 45 минут.

Тип урока: применение знаний на практике.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах.

Цели урока :

  • Познакомить учащихся с понятиями экономика, приусадебный участок, дачный участок.
  • Научить правильным расчетам площади участка, посевам семян на этой площади, вариантам использования приусадебного (дачного) участка.
  • Уметь рассчитывать себестоимость и количество выращенной продукции для обеспечения семьи фруктами и овощами.
  • Развивать кругозор и творческие способности учащихся.
  • Воспитывать самостоятельность, работу в парах, интерес к работе на приусадебном участке.

Оборудование : ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, раздаточный материал, ведомости для оценок, семена.

Оформление кабинета : парты стоят буквой П.

Ход урока

Этапы урока Технология Экономика
Организационный момент (1 мин.) – Здравствуйте!
– Сегодня у нас урок технологии, но урок не совсем обычный. (слайд 1)
Актуализация (5 мин.) – Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нужно
– Разгадать кроссворд, который лежит у вас на партах. (слайд 2) (Приложение 2 )
(слайд 3)
Самопроверка (1 мин.) – Проверьте себя. (слайд 4)
– Какое слово получилось по вертикали?
– Экономика – это начало темы сегодняшнего урока.
– Оцените свою работу, поставьте в ведомость (слайд 5)
(Приложение 3 )
столько баллов, сколько слов у вас правильных ответов.
Актуализация (2 мин.) – Чтобы определить вторую часть темы, нужно вспомнить, где большую часть времени любит проводить семья и получать урожай.
(слайд 6)
Сообщение темы (1 мин.) – Тема нашего урока
– «Экономика
– дачного участка» (слайд 7)
Вступительная беседа
(3 мин.)
– Что вы знаете об экономики?
– Экономика – это….
(слайд 8)
– Дачный участок-это… (слайд 9)
– Где чаще располагается дачный участок? А если участок расположен около дома, как его можно назвать?
– На какие части его можно разбить?
Практическая работа (заполнить таблицу) (5 мин.) – Разработаны нормы потребления плодов и овощей на 1 человека в год. Эти нормативы и индивидуальные вкусы семьи следует учитывать при расчете площади. (слайд 10)
– Рассчитайте, сколько нужно вырастить для семьи из 4 человек, зная средний урожай с 1 кв метра, посчитайте, какую площадь нужно засеять, чтобы получить данный урожай. (слайд 11) (Приложение 4 )
Взаимопроверка (2 мин.) – Поменяйтесь работами и сверьте свои работы со слайдом. (слайд 12).
– Нормы потребления на год для одного человека. (слайд 13)
– Занесите свои результаты в ведомость оценивания. (Приложение 3)
Актуализация (2 мин.) – Каких размеров нужно взять участок, чтобы получить урожай. (слайд 14)
– На участке можно по-разному разместить грядки для овощей (слайд 15), клумбы для цветов (слайд 16), кустарники для плодово-ягодных культур (слайд 17).
Практическая работа (работа в группах) (10 мин.) Существуют различные схемы посева семян и посадки сельскохозяйственных растений.
(слайд 18)
– Используя нормы высева и количество семян в грамме, посчитайте, сколько нужно семян для того, чтобы получить урожай для одной семьи.
(слайд 19) (Приложение 5 )
– Сколько пакетов семян нужно рассадить, чтобы рассадить нужное количество семян.
– После того, как посчитаете количество семян, вам нужно будет посадить эти семена в грядку. (слайд 20) (Приложение 5)
– Практическую работу вы выполняете коллективно.
(Приложение 6 ) (Приложение 7 )
(слайд 21)
Проверка (1 мин.) – Сдайте грядки на проверку. (Проверяет учитель технологии и выставляет баллы в ведомость)
– Решение задач сдайте на проверку. (Проверяет учитель экономики и выставляет в ведомость).
– Сверьте свои результаты с результатами на слайде. Задача 1 (слайд 22)
Задача 2 (слайд 23)
– Занесите свои баллы в ведомость. (Приложение 3)
Самостоятельная работа (5 мин.) – А сейчас найдите на своих партах тест и отметьте в нем правильные ответы. (слайд 24) (Приложение 8 )
Взаимопроверка (2 мин.) – Проверьте свои результаты. (слайд 25)
Занесите результаты в ведомость. (Приложение 3)
Подведение итогов (2 мин.) – Зачем нужно изучать экономику? Какие плюсы от того, что люди сами выращивают урожай.
– Плюсы приусадебного участка….
(слайд 26)
– Работа на участке помогает….
(слайд 27)
– Подсчитайте свои баллы. (Приложение 3)
– Переведите свои баллы в оценку, согласно шкале.
(слайд 28)
Домашнее задание (2 мин.) – Рассчитайте возможную прибыль, которую можно получить, если реализовать выращенную продукцию. (слайд 29) (Приложение 1 )
Рефлексия (1 мин.) – Давайте все вместе оформим клумбу, засадив её цветами, которые находятся у вас на партах. (Цветы трех цветов)
– Оцените сегодняшний урок и себя на нем.
(слайд 30)
(слайд 31)
(слайд 32)
Спасибо за урок
Спасибо за сотрудничество

Цели : познакомить учащихся с вариантами использования приусадебного участка; влиянием доходов с приусадебного участка на семейный бюджет; учить рассчитывать количество садово-огородных культур, необходимых семье в соответствии с нормами потребления и урожайностью; воспитывать интерес к работе на приусадебном участке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Экономика приусадебного (дачного) участка

Цели : познакомить учащихся с вариантами использования приусадебного участка; влиянием доходов с приусадебного участка на семейный бюджет; учить рассчитывать количество садово-огородных культур, необходимых семье в соответствии с нормами потребления и урожайностью; воспитывать интерес к работе на приусадебном участке.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, таблица «Урожайность основных пищевых культур»

Словарь: приусадебный участок, овощные и плодовые культуры, себестоимость продукции, минеральные соли, микроэлементы.

Ход урока

  1. Организация урока .
  • Приветствие.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

Многие сейчас спорят: нужен ли семье приусадебный (дачный) участок или не нужен. Есть яростные защитники как одного, так и другого варианта ответа. И доводы у них часто представляют противоположные мнения. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться, какую роль в экономике, да и вообще в жизни семьи играет приусадебный участок.

  1. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам :

  • Какие способы сбережения денежных средств вы знаете?
  • Какой способ сбережения средств вам кажется наиболее предпочтительным?
  • Почему хранить сбережения дома не рационально?
  • Люди тратят довольно большие средства на создание уюта в квартире. Есть ли в этом экономический смысл? Чем окупаются эти затраты?
  • Правда ли, что в многодетной семье затраты на одежду одного ребенка оказываются ниже, чем в семье, имеющей одного ребенка?
  1. Изучение нового материала .
  1. Вступительное слово учителя.

Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая, к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем…

В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, т.е. хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе.

Итак, садоводство, огородничество, цветоводство – древние занятия людей. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был.

Время, проведенное на приусадебном или дачном участке всей семьей не проходит даром. Совместная работа на садово-огородном участке сближает членов семьи, объединяет общей целью.

Приусадебный участок помогает его владельцам:

  • Экономить денежные средства семьи на приобретении овощей и фруктов;
  • Разнообразить семейный рацион, пополнять его полноценным набором витаминов, минеральных солей и микроэлементов;
  • Наилучшим образом размещать свободные денежные средства семьи, вкладывая их в покупку земельного участка или строительство дома;
  • Пополнять семейный бюджет за счет развития предпринимательства на земельном участке;
  • Налаживать и укреплять отношения между членами семьи .
  1. Объяснение учителя с элементами беседы.
  • Экспериментальная работа на участке.

Экспериментировать можно с любой культурой.

  • Экономика приусадебного (дачного) участка.

У приусадебного участка есть еще одно предназначение: экономить денежные средства семьи на приобретение овощей и фруктов.

  • Использование приусадебного участка для предпринимательской деятельности .

- Как вы думаете, какие виды предпринимательской деятельности можно развивать на приусадебном участке ? (ответы учащихся).

Очень интересные проекты вы предложили:

- выращивание овощей или фруктов с целью их реализации;

Выращивание цветов для продажи;

Развитие кролиководства, птицеводства;

Выращивание рассады для реализации на рынке.

Правильно, для расчета прибыли необходимо знать себестоимость продукции и доход, полученный от продажи на рынке. Разность этих чисел и покажет прибыль.

А как вы думаете, как можно вычислить себестоимость выращенной продукции ? (ответы учащихся).

Правильно, необходимо вести учет всех денежных средств, затраченных на производство .

Скажите, а какие затраты должны быть сделаны, чтобы вырастить, например, рассаду? (ответы учащихся)

Правильно, необходимо купить семена, минеральные удобрения, навоз, емкости для выращивания рассады, различные химикаты. Кроме того, в себестоимость продукции должна войти и плата за садово-огородный участок, и оплата проезда на участок .

  1. Практическая работа.

Задание: выполнить практическую работу №9 (учебник, с. 30-32)

  1. Подведение итогов урока.

Вопросы :

  • Расскажите о своем приусадебном участке.
  • Для чего ваша семья имеет садово-огородный участок: для отдыха, для выращивания овощей и фруктов для семьи, для предпринимательской деятельности?
  • Чем бы вы хотели заниматься на приусадебном участке?
  • Как вы считаете, нужно ли иметь приусадебный участок семье?

Выставление оценок, их аргументация.

  1. Домашнее задание: учебник, п. 9, с. 29-31.

Таблица 7. Норма потребления и средний урожай

основных овощных культур

Культура

Годовая норма

потребления

на 1 чел., кг

Средний урожай,

кг/м

Картофель

Капуста (всех видов)

Морковь

Свёкла столовая

Лук

Чеснок

Огурцы

Помидоры

Перец

Кабачки

Горох, фасоль

Зелень (укроп, петрушка, салат и др.)

Таблица 8. Расчет стоимости продукции садового участка

Культура

Кол-во

растений, шт.

Урожайность с 1 дерева, куста, кг

Цена 1 кг, руб.