КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: «Профессиональная этика сотрудников ОВД»

Тема: «Профессиональный долг, честь идостоинство сотрудников правоохранительных органов».

План.

Введение.

1. Профессиональнаячесть как моральная основа сплоченности служебного коллектива.

2. Долг и моральнаяответственность сотрудников ОВД.

3. Профессиональноедостоинство и «честь мундира».

4. Этика легитимногонасилия.

Список использованной литературы.


Введение.

Сознание - высшая форма отражения общественного бытия. Оно является предпосылкой ирегулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и объективныефакторы, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично ипреступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и другихусловий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процесседеятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулированияправоохранительной деятельности является профессиональное сознание сотрудниковорганов внутренних дел.

Структура профессионального сознания юристов, вообще, исотрудников органов внутренних дел, в частности, включает в себя два элемента,профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание).

Анализируя элементы структуры профессионального сознания,необходимо иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль и правонеотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу междунравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражениядействительности.

Сфера действия морали, морального сознания, нравственной(этической) культуры шире, чем правовой: они в большей или в меньшей степенирегулируют все общественные отношения. Многочисленные исследования показали,что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей вусловиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознаниеодновременно. Право не может быть очищено от морали, отделено отнравственности.

Следует иметь в виду, что при правовом регулированиизаконодатель, пользуется, прежде всего, моральными критериями. Основу правасоставляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральноесодержание, выраженное либо непосредственно, либо через ряд опосредующихзвеньев. Это придает им нравственное обоснование и нравственный авторитет.Поэтому, когда говорят о нравственной основе права, имеют в виду, чтоопределенный нравственный аспект присущ не только самим нормам права, но испособам их реализации. Одни и те же социальные потребности, ценности и благачасто охраняются и нормами права и нормами морали одновременно.

Механизм морального влияния тоньше и действеннее правовогорегулирования. Нравственные требования обращены к совести человека,

связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга,чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольноеследование моральным принципам и нормам. Следует подчеркнуть достаточнуюгибкость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать изнабора альтернатив наиболее целесообразное, справедливое решение. Восуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали,нравственное сознание.

Если благо - объект стремлений человека, добро - деятельность, то долг, совесть, ответственность, достоинство - понятия,раскрывающие ценность мотива моральной деятельности. (П.М.Архангельский).

Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственныйпринцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральнуюпозицию личности. Таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудниковправоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, являетсяпринцип законности, следование которому не только служебная обязанность, но иморальный долг.


1. Профессиональнаячесть как моральная основа сплоченности служебного коллектива.

Честь – понятие морального сознания икатегория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своегообщественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучиформой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честьсоответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему состороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальнаячесть. (Философский словарь)

Категория чести относитсяк числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь – этоположительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет,репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности,порядочности, благородства.

Категории этики тесносвязаны между собой, содержание одной из них, как правило, раскрывается черезиспользование других. Категория чести может быть понята только черезпривлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие,порядочность, правдивость и т.д.

Профессиональная честь – это признаниеобщественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органоввысокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнениясвоего долга. Заслужить звание «человек чести» можно только безупречнымисполнением служебного долга и требований нравственности.

Профессиональная честь проявляетсяу сотрудников правоохранительных органов, прежде всего в выполнении ими своегослужебного долга. Его специфика в том, что в мирное время выполнение долга требуетмужества, выдержки, а порой и самопожертвования.

Честь сотрудникаправоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, вкотором он несет свою службу. Честь коллектива – это и его честь. Здоровоечестолюбие – не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов.Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придаетдополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбиеперерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязныесредства для достижения корыстных целей.

Профессионально-нравственныйпотенциал служебного коллектива – это степень способности сотрудниковпротивостоять преступности, коррупции, достойно преодолевать повседневныетрудности и негативное воздействие факторов, ослабляющих чувство долга,ответственности, чести, профессионального и человеческого достоинства.

Сплав чести сотрудника ичести коллектива порождает чувство гордости, т.е. моральной удовлетворенности сотрудниковправоохранительных органов от осознания своей принадлежности к ним. Долгкаждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов вглазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у нихнесомненно были. Традиции – это не просто история, а могучее средство воспитаниямолодого поколения людей, стоящих на страже общественного порядка, в том числеи воспитания у них чувства чести.

В то же время честьсотрудника правоохранительных органов требует и движения вперед, овладениясовременной техникой и новейшими приемами и методами выполнения своихпрофессиональных обязанностей.

Одной из составляющихкатегории чести является верность данному слову. Это такое важное качествочеловека, что иногда оно отождествляется с понятием чести. Ничто так неподрывает чести сотрудника правоохранительных органов, как нарушение данногослова или отступление от него.

Категория честидействительно одна из важнейших в нравственной культуре сотрудниковправоохранительных органов. Дорожить честью – это долг и повседневнаяобязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит отуровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умениямыслить по государственному. Этому надо постоянно учиться.

2. Долг иморальная ответственность сотрудников ОВД.

Долг – то общественная необходимость,выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга,личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей передобществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категориидолга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулируетсаму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаиваетна ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать егосущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих цениличувство долга. И.Кант писал, что долг – это именно то великое, что возвышаетчеловека над самим собой.

Служебный долг сотрудникаправоохранительных органов является нравственным в его объективном исубъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долгасостоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи:защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны,укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долгамогут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственнымотношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаютсякак личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правотедела, которому служишь.

Долг сотрудниковправоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективныхпотребностей защиты личности, общества, государства, освященнаягосударственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Совпадение доминирующегожелания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следуетразличать эти понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое –атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, ажелаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.

В долге непосредственнопроявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленностьидее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественныйдолг – действующее сознание. Отношение к общественному долгу характеризует нетолько личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придаетсяпервостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности ихсотрудников.

Нравственный долгсотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективнуюстороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государстваи общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляетчетко сформированные задачи, поставленные государством передправоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников,готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, своеместо и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

Специфика требованийслужебного долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характеромзадач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает ихдеятельность.

В силу спецификиорганизации правоохранительных органов нравственные отношения в нихрегламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтомудолг не столько пожелание, сколько требование государства и общества.Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющимисилу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества –исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество,достоинство и честь.

Общность правовых инравственных требований характерна для всего российского законодательства вправовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов,взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требованийболее тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленногопрофессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях,инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.

Следовательно,профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственнойсторон.

Важной составляющейнравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступеньразвития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершаетсявопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когдадисциплина, как главное выражение профессионального долга, становитсясамодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов,своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это самая высокаямера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не попринуждению, а по совести, добровольно.

Нравственным мериломпрофессионального долга является практическая сфера, которая образуется изотношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятиенравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только егопрактические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственнаяоценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующейдеятельности.

В связи с этим крайневажное значение в деятельности правоохранительных органов приобретает категорияморальной ответственности.

Категория моральнойответственности в существенной мере коррелируется с категориейпрофессионального долга, являясь в определенной степени одной из егосоставляющих. Ответственность выражает отношение общества или человека квыполнению субъектом нравственного долга.

Моральная ответственностьусловно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ответственность– это способность личности осознавать последствия своих действий и поступать всоответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняяответственность выступает в виде общественных санкций за действия личности.

Иногда ответственностьподразделяют на позитивную и негативную. Позитивная ответственность – этосознательное и добросовестное выполнение личностью предъявляемых к нейтребований. Она ориентирует с на должное исполнение субъектом возложенных нанего обязанностей. Негативная ответственность – реакция общества или личностина совершенные проступки.

Моральная ответственностьотличается от юридической, которая всегда связана с применением мергосударственного принуждения. При моральной ответственности санкции к субъектуза безнравственные действия может предъявлять не только общество, но и самсубъект. Моральная ответственность связана в первую очередь с общественным иличным осуждением.

В этой связи встаетвопрос о мере ответственности. В определении юридической ответственностидействуют четкие правовые рамки. Моральная ответственность таких рамок неимеет. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собойсубъективные основания, т.к. общество или сам человек в каждой конкретнойситуации определяет, в какой мере и в какой форме осудить совершившегопроступок. Однако, это не означает что мера моральной ответственности лишенаобъективных оснований. Такими основаниями являются степень вреда, нанесенногопроступком, и степень вины нарушителя.

Мера ответственности за моральныйвыбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. Личность ответственна вмеру свободы выбора, т.е. она отвечает лишь за то, что она объективно могла исубъективно должна была выбрать и реализовать в поступке.

В последние годы островстал вопрос об ответственности правоохранительных органов и их сотрудников засовершенные ими действия. Суть этого вопроса состоит в следующем: в какой мереи за что они могут и должны нести ответственность.

Мера ответственности, какбыло отмечено выше, определяется мерой свободы выбора, т.е. наличиемобъективных возможностей для альтернативных действий и степенью следованиянравственным требованиям. Сотрудники правоохранительных органов должны нестиответственность за конкретные противоправные или аморальные действия конкретныхлиц или органов государства. Однако в действительности оценка действий человекаили целой организации не всегда укладывается в ту или иную формулу. Многиевопросы требуют глубокого анализа и должны решаться по-своему в каждомконкретном случае с учетом всех сопутствующих им обстоятельств.

3. Профессиональноедостоинство и «честь мундира».

Категория чести очень близкопримыкает к категории достоинства . Эти категории практические совпадают посвоему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – этооценка общественного мнения, а оценка достоинства – это прежде всего дело самойличности. В данном случае акцент переносится на собственную самооценку, котораябазируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личнойсамоценности.

Достоинство выступаетчасто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяетрассматривать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство –эмоциональное.

Понятие достоинства имеетмногоплановую структуру. Так, если любой человек имеет законное право на защитусвоего достоинства правоохранительными институтами, то это относится только копределенному минимуму форм отношения к личности – в силу того, что онапринадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ейзащиту этого права. Однако уважение обществом достоинства личности – этоогромный диапазон различных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированнйхарактер – от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до строгогособлюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей и т.д. степень этого уваженияопределяется как общественным статусом личности, так и ее заслугами, авторитетом,в том числе и незапятнанной честью.

Чувство профессиональногодостоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органовсложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордостисвоей профессией.

Достоинство для человекаимеет не меньшую, а чаще большую роль, чем материальное благополучие, здоровьеили даже сама жизнь.

Поэтому всегда и вездеохрана и защита достоинства человека – важнейшая цель всех политико-правовыхинститутов и любой государственности. Это выдвигает необходимость утвержденияпринципа человеческого достоинства как абсолютно нравственно-правового принципаправопорядка. Этот принцип:

· устанавливает,что только тот имеет право на применение закона к поведению человека, ктопо-настоящему уважает неповторимую индивидуальность другого и не допускаетотношения к нему просто как средству, но всегда только как к цели общественногоразвития, к достижению общего блага;

· запрещает впроцессе профессионально-правоохранительного общения допускать пренебрежение,умаление или ущемление достоинства личности и предписывает вносить в своеповедение чувство меры и такта, объективности и беспристрастности в отношении клицам, с которыми сотрудник правоохранительных органов соприкасается в силуисполнения служебных обязанностей;

· предписывает вполную меру использовать процессуальные и институциональные возможностиустановленного правопорядка, чтобы оградить достоинство и права личности от умаленияи нарушения, будь то со стороны граждан или со стороны государственных органови учреждений.

Понятие «честьмундира» можно определить как совокупность моральных качеств, которыедолжны быть присущи сотруднику правоохранительных органов: самоотверженноевыполнение своего служебного долга в соответствии с такими понятиями как: профессиональнаячесть сотрудника и честь коллектива, верность профессии, чувствопрофессионального достоинства, профессиональная совесть, моральнаяответственность. Это отражено в Кодексе чести рядового и начальствующегосостава органов внутренних дел Российской Федерации:

П-ф 1. Долг честисотрудника органов внутренних дел – быть примером в исполнении законовРоссийской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинствагражданина, независимо от его происхождения, национальности, социальногостатуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений всоответствии с Конституцией, международными правовыми нормами иобщечеловеческими принципами морали.

П-ф 2. Быть вернымПрисяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личнуюответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан,собственности, интересов общества и государства от преступных и иныхпротивоправных посягательств.

П-ф 4. помнить старинноероссийское правило: «Честь – в службе!». Честно и добросовестно выполнятьдолжностные обязанности на любом порученном участке, эффективно ипрофессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охранеобщественного порядка.

П-ф 5. Не терятьсамообладания и достоинства при вынужденном и правомерном применении физическойсилы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказалисьнеэффективными.

П-ф 9. С честью идостоинством носить форменную одежду. Всем своим поведением подавать примервысокой порядочности и тактичного обращения с окружающими, как на службе, так ив семье и в быту.

П-ф 12. Высокая честь –заслужить право гордиться своей профессией, достойно носить звание сотрудникаорганов внутренних дел Российской Федерации.

4. Этикалегитимного насилия.

При рассмотрении проблемыморального выбора, в том числе соотношения целей и средств в правоохранительнойдеятельности, встает вопрос о допустимости и границах применения мер правогопринуждения, специальных средств борьбы с преступностью. С одной стороныприменение этих средств вызвано объективными обстоятельствами: без применениямер правового принуждения невозможно бороться с преступностью. С другой стороныэти меры ущемляют личную свободу граждан. Статья 55 Конституции РФ гласит отом, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законныхинтересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Использование мер правогопринуждения оказывает не всегда положительное влияние на самих сотрудниковправоохранительных органов. Может произойти деформация морального сознания,изменение некоторых личностных качеств. Т.о., следует определить какова мера,обоснованность применения мер правового принуждения в каждом отдельном случае.

Учитывая характер деятельностиправоохранительных органов, особое внимание следует уделить нравственнодопустимому поведению, как наиболее значимому для них и неоднозначнооцениваемому.

Нравственно допустимоеповедение укладывается в рамки нравственности, но вследствие действияобъективных обстоятельств не является идеальным или желательным с точки зренияобычной морали. Отказ от мер правового принуждения по отношению кправонарушителям был бы безнравственным по отношению к другим гражданам иобществу. Чем более низок уровень преступности, тем выше должна подниматьсяпланка нравственной допустимости и тем меньше возможностей должно быть дляиспользования правоохранительными органами вышеназванных средств.

Допустимое поведениеотступает от нравственного идеала, но является нормой для определенныхконкретных обстоятельств. Правовая система вынуждена защищать права и свободыграждан и законные интересы общества, используя средства, неприемлемые дляобщества в обычных ситуациях, но необходимые для поддержания социальногоздоровья.

Нравственная допустимостьустанавливает предел, границу, за которой начинается безнравственное. Критериемдля определения этого предела являются не субъективные аргументы, асовокупность объективных условий. Например, можно найти оправдания дляследователя, который в прямом и переносном смысле выколачивает показания, нонельзя признать его действия нравственно допустимыми. Точно также можнооценивать обман, умолчание, использование правоохранительными органаминегласных помощников.

В содержании нравственнодопустимого поведения очень важен психологический аспект. Он заключается впонимании человеком того, что в данных условиях именно такое поведение являетсяединственно возможным. Это позволяет человеку обрести уверенность вправильности своих действий, и в то же время не дает ему возможности преступитьчерту недопустимого. При нравственно допустимом поведении человек должениспытывать угрызения совести не за отступление от нормы-идеала вообще, аоттого, что он выбрал не самый нравственный путь.

Действие, совершенное набазе нравственной допустимости, определяется следующими критериями:

· Причиняетсянаименьший ущерб;

· Имеет наиболеенравственные последствия, т.е. получает всеобщее одобрение;

· Осуществляетсясоблюдение интересов наибольшего круга людей;

· Соблюдаетсяпринцип разумной достаточности используемых средств.

Сотрудникуправоохранительных органов следует постоянно воспитывать в себе умениенравственного мышления, нравственного анализа ситуации, для того, чтобы вкаждом конкретном случае определить соответствие своих действий нравственнойдопустимости. Нравственная воспитанность сотрудника должна быть егопрофессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельностьтаким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственныеориентиры.


Списокиспользованной литературы.

1. Этика сотрудниковправоохранительных органов. Учебное пособие под редакцией Дубова Г.В. - М.,2002

2. Булденко К.А.Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительныхорганов. – Хабаровск, 1993

3. Кукушкин Н.В.Твоя профессиональная этика. – М., 1994

4. Профессиональнаяэтика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие. – М., 1997

5. Философскийсловарь под редакцией Фролова И.Т. – М., 1991

В долге выделяют две стороны - объективную и субъективную. Объективная выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, защищать родину, соблюдать правила общежития, не допускать нарушения правовых предписаний и т.д.

Субъективная сторона долга связана с осознанием каждым человеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнять их в повседневной жизни. Долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным (воинский долг, долг судьи, долг следователя и т.д.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т.д.).

Когда говорят, что тот или иной работник судебной системы обладает высоким чувством долга, то это означает, что им глубоко осознано социально полезное значение своей деятельности и он готов вопреки всем трудностям выполнить свое предназначение. Именно в служебном (профессиональном ) долге органично связаны между собой юридическое (правовое) и нравственное. Служебный долг есть совокупность обязанностей, налагаемых на работника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.

С категорией «долг» неотъемлемо связана категория «совесть». Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Д.А. Ровинский.

«Стыд - драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей цивилизации»

В совести выделяют рациональный, эмоциональный и волевой компоненты. Рациональный компонент совести есть разумное (рассудочное) осознание нравственного значения совершаемых действий, оценка человеком своего поведения. Совестливый человек размышляет о своем поведении, поступках, которые роняют его в глазах других людей даже тогда, когда он уверен, что никто об этих его действиях не знает. «Голос совести» препятствует совестливому человеку совершать неблаговидные поступки; в случае же совершения таковых он обычно испытывает «муки совести», т.е. мучается от осознания того, что совершил неправильный поступок, сожалеет о его последствиях. Совесть в таких случаях как бы «обвиняет»,

«свидетельствует», «приговаривает».

Здесь совесть выступает в роли своеобразного внутреннего судьи человеческих поступков, мыслей и чувств, т.е. проявляется она не только на рассудочном, но и чувственно-эмоциональном уровне, в виде нравственного удовлетворения или неудовлетворения человека самим собой. Чувство такого удовлетворения называют «спокойной совестью» («чистой совестью»). Чувство неудовлетворения (недовольства) собой принимает форму раскаяния, угрызения совести, вызывает чувство стыда.

А что же означает то, что именуется чувством стыда ?

Очень ярко чувство стыда определил основоположник Судебной реформы 1864 г. Д.А. Ровинский : «Стыд - драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей цивилизации».

Стыд развивается на основе уважения мнения других людей. Нередко люди, будучи свидетелями неприличного поступка другого человека, испытывают ощущение стыда (стыдно за лежащего в луже пьяного, омерзительно, стыдно смотреть на хама и т.д.).

Эмоциональный характер совести проявляется не только в стыде, в «муках совести», но и в положительных эмоциях, в том, что именуется спокойной совестью. Эмоциональные переживания являются весьма значимой побудительной силой, не позволяющей человеку совершать поступки, противоречащие морали. Следовательно, совесть - это не только реакция человека на свои неблаговидные поступки, но и предъявление к себе высокой требовательности, взыскательности, что делает совесть побудителем нравственного поведения человека.

Совесть выступает не только как чувство, но и как волевой момент. Совесть удерживает от совершения того или иного неблаговидного поступка, заставляет поступать определенным образом. Всякое чувство приобретает социальную ценность лишь постольку, поскольку оно претворяется в соответствующее ему действие. И воля представляет собой такую форму ориентации человеческого поведения, когда ни рассудочной (интеллектуальной), ни чувственно-эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Проявляется воля в таких чертах характера человека, как его целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, мужество. То, насколько важны названные черты для судьи, доказывать излишне.

Любое дело, рассматриваемое в судебном порядке, затрагивает жизненно важные блага людей, а потому сталкивает судью с различными коллизиями, подводит к необходимости принимать ответственные решения, причем нередко в сложных конфликтных ситуациях. Однако развитое чувство совести, способность правильно, самокритично и принципиально оценивать свои и чужие побуждения и действия являются залогом выполнения судьей своего высокого предназначения.

Долг - одна из основных категорий этики, поскольку сфера морали - это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг - общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста. Совокупность знаний о профессиональном долге составляет деонтологию.

Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста - основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности.

Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны , т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда. Эти задачи и закрепляются в профессиональных и должностных обязанностях, которые излагаются в соответствующих документах. С ними будущий специалист знакомиться в процессе профессиональной подготовки, при получении квалификационного статуса, при приеме на работу.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные внутренние потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг юриста - средоточие (центр) связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы - в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу (коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с максимально эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.



В профессиональном долге правовая и нравственная стороны сливаются воедино. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не обладали бы правовой силой.

Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что: включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования (обязанности), предъявляемые к его профессии;

профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Например, профессиональным долгом следователя (нравственной обязанностью и обязанностью, имеющей правовой характер) является установление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что лицу, вероятно, известны какие-либо относящиеся к расследуемому делу обстоятельства. При этом необходимо исключить необоснованный вызов на допрос, что приводит: а) к беспокойству граждан; б) к бесполезной трате собственного времени.

Какие бы функции не выполнял юрист, существует множество ситуаций, когда никто его непосредственно не контролирует со стороны. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллег, если они не совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут быть гарантом того, что в процессе своей деятельности конкретный юрист не нарушит свой профессиональный долг. Поэтому важнейшим элементом нравственного долга является самодисциплина.

Механизм самодисциплины (самоконтроля) охватывает: убеждения личности, постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности; чувства; привычки; самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств; самовоспитание. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной.

Самое правильное, что может требовать общество от юриста, - это готовность выполнить профессиональный долг не под давлением (от кого бы оно не исходило), а по совести, добровольно. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основе долга и совести.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального долга огромное значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь, репутация.

При ненадлежащем исполнении служебных обязанностей могут быть применены меры дисциплинарной ответственности: замечание, предупреждение, выговор, прекращение действующего статуса и др.

Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг – это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудников правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следует различать эти понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое – атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.

В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественный долг – действующее сознание. Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

Специфика требований служебного долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества – исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.

Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.

Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.

Долг - то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.


13. Гуманизм как этический принцип.

Гуманизм - это принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству». Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

«Золотое правило» содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

14. Понятие и особенности юридической этики.

Юридическая этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической сферы, зафиксированных в кодексах, положениях, присягах, регулирующих их служебное и внеслужебное поведение.



Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Предмет изучения определяет и общую направленность данной учебной дисциплины, которая призвана: сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности; определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности; выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов важно уяснить, во-первых, кодексы поведения, предписывающие должный тип нравственных отношений между людьми, которые задействованы в этой профессиональной деятельности. Во-вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию поведения в процессе выполнения своего профессионального долга. Так же это необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою свободу.


15 вопрос Профессиональная этика юриста призвана формировать(ЗАДАЧИ):

1.Уважительное отношение к праву, правовую образованность и информированность; профессионально-правовое мастерство; глубокое знание законодательства и подзаконных правовых актов, специфики их практической реализации; высокий уровень правового мышления; качество профессиональной подготовки; умение эффективно использовать правовой инструментарий в юридической деятельности;

2.Обширность знаний по различным, в том числе и смежным, областям права, степень глубины политического и экономического мышления и анализа складывающихся реалий в государстве, кругозор в сфере специфических государственно-правовых проблем, определенный уровень общей правовой культуры;



3.Владение обширными профессиональными навыками правового поведения, высокие моральные, нравственные качества юриста, соответствие служебного и внеслужебного поведения этическим требованиям юриста (например, профессиональная безупречность, служебная дисциплинированность, добросовестность, честность и т.д.);

4.Внутреннюю убежденность юриста в необходимости своевременного, полного и всестороннего раскрытия того или иного правонарушения, рассмотрения и разрешения дела, в понимании ответственности за необеспечение охраны прав и законных интересов всех юридических лиц и граждан.