Индекс УДК 332.1

Дата публикации: 21.09.2015

Анализ, состояние и перспективы агропромышленного комплекса региональной экономики (на примере Тамбовской области)

ANALYSIS, STATUS AND PROSPECTS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGIONAL ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF TAMBOV REGION)

Тётушкин Владимир Александрович
Тамбовский государственный технический университет
E-mail: [email protected]
Tetushkin Vladimir Aleksandrovich
Tambov State Technical University


Аннотация: Актуальность и цели. В настоящее время, агропромышленный комплекс - это совокупность нескольких отраслей национальной хозяйственной системы, которые направлены на выпуск или переработку сырья сельскохозяйственного происхождения, а также на получение из него различных видов продукции. В отмеченную совокупность сегментов экономики входят: собственно сельское хозяйство, представленные в широком разнообразии отрасли промышленности, которые обеспечивают переработку сырья, снабжают аграриев техникой, необходимыми удобрениями и иными ресурсами промышленного происхождения, а также транспортно-логистические предприятия, ответственные за поставку продукции АПК потребителям. Цель данного исследования – анализ современного состояния и перспектив развития агропромышленного регионального комплекса. Материалы и методы. Реализация задач была достигнута за счет использования метода анализа и системного подхода. Результаты. В работе подробно проанализированы статистические данные агропромышленного комплекса Тамбовской области, а также предложены варианты развития на 2017 год. Выводы. Реализация комплекса организационно-управленческих, нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов будет способствовать созданию условий для эффективного функционирования АПК региона на всех уровнях иерархии.

Abstract: Relevance and purpose. Currently, agribusiness is a combination of several sectors of the national economic system, which is aimed at the production or processing of raw materials of agricultural origin, and receive from it various types of products. In the above-mentioned set of segments of the economy include: agriculture, presented in a wide variety of industries, which provide raw material processing, supply of agricultural machinery, with fertilizers and other resources of industrial origin, as well as the transport and logistics company responsible for the supply of agricultural products to consumers. The purpose of this study is to analyze the current state and prospects of development of regional agro-industrial complex. Materials and methods. The implementation of the tasks was achieved through the use of the method of analysis and a systematic approach. Results. In detail analyzed the statistical data of agro-industrial complex of the Tambov region, as well as the proposed development options for 2017. Conclusions. Implementation of complex organizational, managerial, legal and financial-economic mechanisms will contribute to the creation of conditions for efficient functioning of agroindustrial complex of the region at all levels of the hierarchy.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, регион, экономика, развитие.

Keywords: agro-industrial complex, region, economy, development.


Введение .

В последнее пятилетие усилилось внимание к проблемам АПК со стороны органов власти федерального и регионального уровня. Однако, чтобы обеспечить перевод агропромышленного комплекса на модель устойчивого развития, предстоит решить ряд весьма серьезных проблем. Некоторые институциональные основы для этого уже созданы: приняты Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Концепция устойчивого развития сельских территорий, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы. В 2010 году утверждена Доктрина продовольственной безопасности России. Но еще не сложилась комплексная, научно обоснованная система взглядов на перспективы функционирования агропромышленного комплекса. К сожалению, до сих пор остается дискуссионным вопрос обоснованности форм, методов и инструментов реализации эффективной аграрной политики, позволяющей обеспечивать модернизацию и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса по инновационной модели. Вместе с тем международный опыт и практика экономических реформ в России убеждают в том, что одним из важнейших условий обеспечения устойчивости функционирования агропромышленного комплекса является четкое определение целевых долгосрочных ориентиров развития и разработка путей их реализации.

Эти обстоятельства обусловили необходимость проведения объективной оценки современного состояния сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона, обоснования приоритетных направлений, а также определения значений целевых показателей развития данных отраслей на долгосрочную перспективу. .

Агропромышленный комплекс отличается размерами материально-технической базы, масштабами и широтой размещения производства, количеством занятых и проживающего населения в сельской местности, их профессиональным, национальным составом, образом жизни. Аграрный сектор – это важная сфера деятельности человека и системообразующая отрасль в хозяйстве страны и социальной жизни общества. Из этих положений следует, что агропромышленный комплекс не только формирует деятельность других областей, но и в целом предопределяет состояние и развитие экономики страны. .

В экономическом словаре А.Н. Азрилияна можно встретить следующее определение: «Совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции» .

Современный агропромышленный комплекс (АПК) – это сложная интегрированная социально-экономическая система взаимосвязанных отраслей, осуществляющих воспроизводство производительных сил и производственных отношений. В составе АПК принято выделять четыре основные сферы:

первая – отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием;

вторая – собственно сельское хозяйство;

третья – отрасли, занятые доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация);

четвёртая – производственная и социальная инфраструктура, обеспечивающая общие условия производства продукции, а также жизнедеятельности людей – дорожно-транспортное хозяйство, связь, материально-техническое обслуживание, система хранения, складское и тарное хозяйство, отрасли материального производства и т.п. .

В 2013-2014 году в Тамбовской области продолжилась тенденция устойчивого социально-экономического развития, по основным показателям отмечено превышение среднероссийского уровня: темпы роста в промышленности составили 106,1% (по РФ – 100,4%), сельском хозяйстве – 125,8% (по России – 106,2%), инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 113,5% (по РФ - 99,8%), розничного товарооборота - 107,2% (по РФ - 103,9%). Реальные располагаемые доходы населения составили 104,9% (по РФ - 103,3%).

В течение отчетного года Тамбовская область получила высокие рейтинговые оценки:

— вошла в пятерку регионов России, где успешно выполняются майские указы Президента РФ, касающиеся социального развития;

— Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги Тамбовской области Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+» со «Стабильным», краткосрочный рейтинг региона в иностранной валюте «B». Агентство также подтвердило национальный долгосрочный рейтинг области на уровне «AA(rus)» со «Стабильным» прогнозом;

— по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с указом Президента РФ от 21.08.2012 №1199) Тамбовская область улучшила свои позиции и вошла в число 20 регионов-лидеров, заняв 12 место;

Анализ и развитие агропромышленного комплекса Тамбовской области

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль — сельское хозяйство — является ведущим сектором экономики региона, его доля в ВРП составляет 18,4% (АПК - около 22%). В 2013 году в сельском хозяйстве области всеми категориями хозяйств произведено валовой продукции на 72,3 млрд. рублей, это в сопоставимой оценке 125,8% к уровню 2012 года. В животноводстве прирост составил 123,8 %, в растениеводстве — 127,0%. Валовая продукция сельского хозяйства в 2013 году распределилась следующим образом: сельхозпредприятия – 44,7 млрд. руб. (142,3% к уровню 2012 года), КФХ – 8,5 млрд. руб. (126,4%), личные подсобные хозяйства – 19,2 млрд. руб. (97,2%).

В отрасли «растениеводство», на долю которой в 2013 году пришлось 62,0% от общего объема валовой продукции, в последние годы наметилась положительная тенденция в оптимизации производства конкретных видов сельскохозяйственных культур в увязке с потребностями рынка и оптимизацией сбыта. За прогнозируемый период предусматривается расширение масштабов использования прогрессивных ре­сурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур и доведе­ния их доли к 2015 году по зерновым культурам до 75%, сахарной свекле до 100%, подсолнечнику до 70%, увеличение удельного веса посевных площадей, занятых но­выми высокоурожайными сортами в общих посевах до 45%. Расширение посевных площадей и рост урожайности окажут влияние на рост объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Так, значительный рост производства в растениеводстве в 2013 году объясняется высоким урожаем основных культур. Так, валовой сбор подсолнечника составил 723,8 тыс. тонн (на 32,0% выше), зерновых и зернобобовых - 2993,4 тыс. тонн (160,4%), картофеля - 652,0 тыс. тонн (113,9%), сахарной свеклы — 4382,6 тыс. тонн, то есть на уровне предыдущего года. Объемы производства плодов и овощей сохранились на уровне прошлых лет. Для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета (в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг.) в 2013 году было выделено, всего – 4,4 млрд. руб. в том числе:

— федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» — всего: 131,2 млн. руб.;

— экономически значимые региональные программы развития сельского хозяйства, всего – 288,9 млн. руб.;

— развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, всего – 885,9 млн. руб.; — кредитование отрасли – 2,9 млрд.рублей.

Расходы областного бюджета в 2013 году (в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы) составили – 3,2 млрд. руб. В том числе:

— долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» – 623,4 млн. руб., из них на строительство школы в Петровском районе – 376,6 млн.рублей;

— экономически значимые региональные программы развития сельского хозяйства, всего – 413,8 млн. руб.;

— развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, всего – 1,5 млрд.рублей;

— кредитование отрасли — 613,0 млн.рублей.

В 2014 году будут увеличены объемы применения прогрессивных, ре­сурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур, что поз­волит снизить негативное влияние неблагоприятных погодных условий в период про­ведения весенне-полевых и уборочных работ. Инновационные технологии будут при­меняться при возделывании технических культур.

В текущем году рассчитывают получить урожай зерновых и зернобобовых на уровне прошлого года, то есть - около 3,2 млн. тонн (105,2%). Объем производства сахарной свеклы запланирован на уровне 4,2 млн. тонн, что на 4,2% ниже 2013 года. Производство подсолнечника ожидается в объеме 749,0 тыс. тонн, что на 3,5% выше 2013 года.

За 3 последующих (прогнозируемых) года планируется вовлечь в севооборот 40 тыс. га залежных земель, уменьшить площади чистых паров с 335,5 тыс. га (в 2014 году) до 243 тыс. га (в 2017 году), сократить посевную площадь подсолнечника на 30 тыс. га и расширить посевы других масличных культур. Результатом станет увеличение общей посевной площади с 1648,9 тыс. га (в 2014 году) до 1817,0 тыс. га (в 2017 году). Площадь зерновых и зернобобовых в 2014 году составит 991,9 тыс. га, в т. ч. кукурузы на зерно 102,9 тыс. га; по прогнозу в 2017 году — 1100,0 тыс. га, в т. ч. кукурузы на зерно — 190 тыс. га (при средней урожайности кукурузы 101,6 ц/га).

В последние годы идет расширение посевных площадей картофеля в сельскохозяйственных предприятиях. В 2013 году площадь посевов под картофель составила 4,0 тыс. га, в текущем году - уже 5,0 тыс. га. Все шире применяется орошение, ведется строительство современных хранилищ для картофеля и овощей.

В прогнозируемый период будет продолжена работа по технической и тех­нологической модернизации сельского хозяйства. Весь комплекс проводимых мер позволит довести объемы производства зерна в 2017 году до 3,75 млн. тонн (рост на 25,3% к уровню 2013 года), сахарной свеклы – до 6,55 млн. тонн (рост почти в 1,5 раза); подсолнечника – до 750 тыс. тонн (103,6%), расширить посевы под кормовыми культурами, тем самым создать прочную кормовую базу для развития животноводства и сырьевую базу для развития пищевой и перерабатывающей промышленности.

В животноводстве области в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы продолжается реализация комплекса мер по росту производства продукции животноводства: восстановлению поголовья скота за счет приобретения высокопродуктивных пород, технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства, стимулирования развития малых форм хозяйствования, решения социальных проблем села. Так, в 2013 году в хозяйствах всех категорий производство мяса скота и птицы на убой (в живом весе) составило 263,5 тыс. тонн (128,9% к 2012 году); производство молока – 221,7 тыс. тонн (100,3%); яиц – 187,6 млн. штук (82,3%).

Производство мяса скота и птицы в 2014 году запланировано на уровне 348,0 тыс. тонн, что на 32% выше предыдущего года. Такой рост основан в первую очередь на том, что практически выходят на проектную мощность ООО «Тамбовский бекон» (планирует произвести 107,0 тыс. тонн в 2014 году при проектной мощности 130,0 тыс. тонн), ООО «РАСК» (планирует произвести 5,0 тыс. тонн при проектной мощности 10,0 тыс. тонн). Основное производство мяса сосредоточено в ООО «Инжавинская птицефабрика» — 113,0 тыс. тонн, ООО «Тамбовский бекон» — 107,0 тыс. тонн, ООО «Тамбовмясопром» -26,0 тыс. тонн, ООО «Ресурс» — 12,0 тыс. тонн. Производство молока и яиц запланировано на уровне 2013 года.

В 2017 году производство скота и птицы в живом весе (с ростом к уровню 2013 года) составит 610 тыс. тонн (рост в 2,3 раза), молока – почти 250,0 тыс. тонн (112,2%), яиц – 250 млн. штук (133,3%). Таким образом, за период с 2013 по 2017 годы рост животноводческой продукции составит 251,3% при среднегодовом темпе роста 120,2%.

Производство продукции животноводства на период до 2017 года будет обеспечено с учетом реализации инвестицион­ных проектов по строительству животноводческих комплексов и реконструкции суще­ствующих ферм. Основные инвестиционные проекты:

— строительство комплекса по производству мяса птицы (индейки) в Первомайском районе на 40,0 тыс. тонн мяса в год;

— строительство Токаревской птицефабрики с производственной мощностью 100,0 тыс. тонн мяса птицы в год;

— выход на проектную мощность комплексов по производству мяса свинины ООО «Тамбовский бекон» и ООО «РАСК»;

— строительство новых мощностей по убою, первичной и глубокой переработке мяса свиней в Тамбовском районе на 230,0 тыс. тонн мяса свинины в год.

Кроме того, отдельное направление - это разведение и выращивание крупного рогатого скота специализированных мясных пород в малых предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Увеличение численности специализированного мясного поголовья прогнозируется в объеме до 8,0-10,0 тысяч голов. Таким образом, производство мраморного мяса должно составить в 2017 году до 4,0 тыс. тонн.

Рост производства яиц в период 2015-2017 годы планируется в сельхозорганизациях за счет модернизации и реконструкции мощностей ООО «Степное гнездо» и ООО «Арженка»; в КФХ - за счет наращивания поголовья. Исходя из этого, стоимость валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году, по оценке, составит почти 85 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке будет на 11,0% выше 2013 года.

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства в прогнозируемом периоде составит: в 2015 году - 106,2 млрд. рублей (120,5% к уровню предыдущего года), в 2016 году – 118,8 млрд. руб. (110,1%), в 2017 году – 133,2 млрд. руб. (108,0%). За 2015-2017 годы темп роста валовой продукции составит 139,9%, среднегодовой темп роста – 111,8%. .

За прогнозируемый период (2015-2017 годы) удельный вес сельхозпредприя­тий в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличится с 61,8% в 2013 году до 67,7% в 2017 году. Темп роста производства продукции за этот период составит 140,4% при среднегодовом темпе роста 112,0%. В крестьянских (фермерских) хозяйствах темп роста производства продукции составит за 3 прогнозируемых года 112,5% при среднегодовом темпе роста 104,0%. Удельный вес данной категории в общем объеме валовой продукции составит около 9,8% (11,7% в 2013 г.). Доля хозяйств населения в производстве валовой сельхозпродукции снизится с 26,5% в 2013 году до 22,5% в 2017 году. Темп роста производства продукции за анализируемый период составит 104,6%, среднегодовой темп роста - 101,5%.

Заключение.

Агропромышленный комплекс обусловливает продовольственную и экономическую безопасность государства. Данный сектор производит продукты питания, сырьё для потребительских товаров и продукцию производственного назначения. Продовольствие, являясь незаменимым товаром, определяет производство и условия жизни человека. Продукты питания, потребляемые ежедневно, имеют наибольшую оборачиваемость, тем самым формируют стабильный наличный финансовый поток.

Россия - государство с относительно небольшой долей сельского хозяйства в ВВП (порядка 5%). Вместе с тем, существует большое количество смежных отраслей, которые представляют значимую в макроэкономическом смысле группу субъектов. В связи с изменениями во внешнеполитическом векторе развития страны агропромышленный комплекс РФ между тем имеет шансы на ощутимый рост. Некоторые из его признаков наблюдаются уже сейчас. В связи с трендами в рамках импортозамещения, появление которых было обусловлено, если придерживаться популярной точки зрения, продуктовым эмбарго, а также снижением курса рубля, производство некоторых видов сельхозпродукции в РФ в 2014 году выросло на десятки процентов, а в 2015-м имеет шансы на дальнейший рост, как полагают многие аналитики. Таким образом, роль АПК в экономике России и ее регионов, вероятно, будет в ближайшие годы усиливаться.

Библиографический список

1. Ускова, Т.В. Агропромышленный комплекс региона: состояние, тенденции, перспективы [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Р.Ю. Селименков, А.Н. Чекавинский. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. – 136 с.
2. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: учебник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. 368 с.
3. Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.
4. Халитова Л.Р. Роль регионального агропромышленного комплекса в экономике России. Башкирский ГАУ. 2014.
5. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Тамбовской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Тамбов, 2015.

Агропромышленный комплекс — исключительно важная отрасль национальной экономики РФ. Данная сфера предопределяет уровень продовольственной безопасности, а также может быть одним из мощных стимулов роста всей хозяйственной системы государства. Какова специфика АПК в России?

Определение АПК

Агропромышленный комплекс — это, по сути, совокупность нескольких отраслей национальной хозяйственной системы, которые направлены на выпуск или переработку сырья сельскохозяйственного происхождения, а также на получение из него различных видов продукции. В отмеченную совокупность сегментов экономики входят: собственно сельское хозяйство, представленные в широком разнообразии отрасли промышленности, которые обеспечивают переработку сырья, снабжают аграриев техникой, необходимыми удобрениями и иными ресурсами промышленного происхождения, а также транспортно-логистические предприятия, ответственные за поставку продукции АПК потребителям.

Агропромышленный комплекс, согласно ряду точек зрения, также формируют отрасли национальной хозяйственной системы, прямо не связанные с индустриальной или сельскохозяйственной сферой, однако исключительно важные с точки зрения перспектив развития соответствующего сегмента экономики. Прежде всего это образование: в него могут входить государственные, частные, международные учреждения различного профиля. Также в последнее время все более значима роль IT-индустрии, особенно в части разработки ПО для автоматизированного управления различными производственными процессами, CRM-системы и т. д.

Роль АПК в экономике России

Россия — государство с относительно небольшой долей сельского хозяйства в ВВП, порядка 5%. Вместе с тем, как полагают многие эксперты, существует большое количество смежных отраслей (собственно, формирующих собой АПК), которые представляют значимую в макроэкономическом смысле группу субъектов. В связи с изменениями во внешнеполитическом векторе развития страны агропромышленный комплекс РФ между тем, как склонны считать многие аналитики, имеет шансы на ощутимый рост. Некоторые из его признаков наблюдаются уже сейчас. Так, например, в связи с трендами в рамках импортозамещения, появление которых было обусловлено, если придерживаться популярной точки зрения, продуктовым эмбарго, а также снижением курса рубля, производство некоторых видов сельхозпродукции в РФ в 2014 году выросло на десятки процентов, а в 2015-м имеет шансы на дальнейший рост, как полагают многие аналитики. Таким образом, роль АПК в экономике России, вероятно, будет в ближайшие годы усиливаться. Однако аспекты импортозамещения подробнее мы изучим чуть позже.

Агропромышленный комплекс РФ также исключительно важен с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности государства. До последнего времени во многих ключевых сегментах обеспечения населения продуктами питания сохранялась (а в ряде отраслей остается актуальной) высокая зависимость от импорта. Государство, полагают эксперты, должно прилагать все усилия к тому, чтобы обеспечивать население продуктами преимущественно отечественного производства. По крайней мере, в тех сегментах, в которых можно добиваться приемлемых результатов в силу климатических условий: понятно, что, например, многие виды фруктов в России попросту не могут расти из-за длительной зимы.

Классификация сегментов АПК

Выше мы обозначили, какие основные сферы формируют агропромышленный комплекс. Рассмотрим сущность их классификации подробнее.

Одна из ключевых сфер АПК — это индустрия производства сельскохозяйственной техники и иных материальных ресурсов, необходимых фермерам (включая, в частности, комбикорма и удобрения). Следующий сегмент — это производственная сфера, объединяющая собственно сельское хозяйство, в рамках которого осуществляется практическая работа фермеров, а также отрасли, в которых осуществляется выпуск продукции на основе сельскохозяйственного сырья.

Третий компонент АПК — это сфера, объединяющая в себе транспортную отрасль, логистику, связь, ритейл — все то, что связано с поставками сельскохозяйственной продукции потребителям, а также с установлением межпроизводственных коммуникаций. Некоторые эксперты полагают, что сельское хозяйство и промышленность, которая выпускает продукцию на основе соответствующих видов сырья, следует рассматривать в качестве обособленных сфер АПК.

Так или иначе, отрасли, которые формируют агропромышленный комплекс, классифицируются в рамках обозначенной схемы в достаточной мере условно. Часто границы между ними очень подвижны: например, многие сельскохозяйственные компании сочетают в себе направления бизнеса, связанные как с выпуском продукции для потребителя, так и с ее доставкой. Поэтому многие эксперты предпочитают классифицировать АПК не столько в рамках тех или иных отраслей, сколько методом распределения тех или иных активностей по видам деятельности предприятий. Это связано, полагают аналитики, с активными интеграционными процессами, в которых участвуют многие организации агропромышленного комплекса, если говорить, в частности, о российской модели.

Так или иначе, рассмотренная классификация АПК в рамках сфер или видов деятельности — смотря какой точки зрения придерживаться — в достаточной мере логична. Дело в том, что она предполагает трехступенчатую, последовательную систему производственных циклов. На самом первом уровне осуществляется выпуск технических средств для сельскохозяйственной деятельности. На второй ступени стоит производство основной продукции. На третьей — реализация ее конечному потребителю.

Также можно отметить, что со структурами АПК, если говорить, в частности, о российской экономике, активно взаимодействуют государственные и муниципальные органы власти. В ведении управления могут находиться важнейшие вопросы развития агропромышленного комплекса. Экономическое состояние тех или иных отраслей часто зависит от того, насколько эффективно будет работать конкретный региональный комитет агропромышленного комплекса. В частности, приоритеты в предоставлении кредитов, субсидий и иных нужных аграриям форм поддержки — в ведении соответствующих структур.

Рассмотрим специфику каждой из сфер (или направлений деятельности) подробнее.

Сфера снабжения АПК

Данную сферу, таким образом, формируют отрасли агропромышленного комплекса, ответственные за производство материально-технических ресурсов сельскохозяйственных предприятий. Какие именно?

Прежде всего это, конечно, машиностроение — главным образом представленное тракторным направлением, предприятиями, производящими комбайны, а также различные виды технологического оборудования и инвентаря. Важнейшую роль играет взаимодействующий с АПК пищепром, производящий комбикорма и иного вида продукцию, которая востребована в животноводстве. В сферу снабжения АПК также входят предприятия, занимающиеся квалифицированным ремонтом различной техники. Важнейшая отрасль в рассматриваемой сфере АПК — сельское строительство.

Производственная сфера АПК

Данная отрасль — это совокупность направлений деятельности, связанных с непосредственным трудом аграриев, который может быть представлен в рамках широкого спектра субъектов — частных фермеров, крестьянских хозяйств, крупных холдингов и т. д.

Можно отметить, что многие из соответствующих элементов рассматриваемой отрасли реализуют активности также производственного типа. То есть данные предприятия могут непосредственно участвовать в выпуске основного продукта АПК. Такие фирмы могут образовывать собой представленную в АПК в широком спектре отраслей промышленность — пищевую, молочную, мясную. Предприятия соответствующего профиля также подразделяются на большое количество типов.

Транспортно-логистическая сфера АПК

В данную сферу входят предприятия агропромышленного комплекса, которые занимаются логистикой, доставкой, ритейлом и иными вопросами, связанными с непосредственным снабжением потребителей продукцией сельского хозяйства. Как мы уже отметили выше, в экономике развитых стран мира часто наблюдаются различные интеграционные процессы на уровне отдельных сфер АПК. Развитие агропромышленного комплекса России, как полагают многие аналитики, происходит в целом в рамках тех же закономерностей. Поэтому предприятия, основной профиль которых, к примеру — это сельскохозяйственное производство, также формируют в своей корпоративной структуре подразделения, ответственные за логистику, продажи и иные направления деятельности, релевантные рассматриваемой сфере.

Перспективы АПК России

Рассмотрим теперь, как развивается агропромышленный комплекс России, более подробно. Выше мы отметили, что в числе ключевых факторов тех процессов, которые сейчас происходят в данной отрасли экономики — импортозамещение, а также внешнеполитическая конъюнктура. Как полагают многие эксперты, агропромышленный комплекс России в целом преодолел кризисный период, характерный для 90-х годов, когда снизилось производство по большинству направлений, потому огромный процент продуктов питания импортировался.

Вместе с тем, как полагают некоторые аналитики, по многим параметрам российское сельское хозяйство еще не достигло, в частности, показателей советского периода, и потому есть к чему стремиться. Хотя есть оценки, по которым индикаторы в соответствующей индустрии вполне сопоставимы с цифрами, в частности, для 1990 года, а в некоторых сферах - превосходят их.

Изучим подробнее специфику, таким образом, одного из наиболее выраженных, как полагают многие аналитики, драйверов роста российского АПК сегодня — импортозамещения.

Был ли готов АПК к импортозамещению?

Интересен тот факт, что процесс, о котором идет речь, начался вовсе не с взаимных санкций России и стран Запада, хотя, конечно, текущая его динамика во многом обусловлена именно внешнеполитическим фактором в виде соответствующих активностей. Программы агропромышленного комплекса в РФ стали активно формироваться и реализовываться за несколько лет до возникновения предпосылок для осложнений в отношениях нашей страны и Запада. Таким образом, открывшиеся перспективы для масштабного импортозамещения в период санкций, считают аналитики, имели все шансы быть реализованными в силу наличия в РФ необходимой инфраструктуры, технологий, кадров. В России обнаружилось достаточно много отраслей, полагают эксперты, в которых аграриям не пришлось начинать с низкого старта: все было готово к тому, чтобы в короткие сроки нарастить необходимые объемы производства основного продукта.

Какие можно обнаружить примеры успешных и конструктивных действий правительства РФ до санкций? Так, например, в 2013 году власти, осуществляя управление агропромышленным комплексом, инвестировали порядка 5,43 млрд руб. за счет федерального бюджета в некоторые важнейшие сферы животноводства. Получили финансирование также и региональные инициативы. Многие работники агропромышленного комплекса почувствовали повышение зарплаты, улучшение условий труда и технологического состояния предприятий. Осуществлялась поддержка аграриев в аспекте кредитования.

Таким образом, состояние агропромышленного комплекса России к моменту введения санкций было во многих аспектах оптимальным с точки зрения реализации успешного импортозамещения. В среде российских аналитиков есть точка зрения, в соответствии с которой Правительство РФ решило ввести летом 2014 года продовольственное эмбарго, тщательно просчитав возможные последствия, проанализировав возможности АПК и придя к выводу, что Россия сможет осуществить замену импортных продуктов своими силами.

Вместе с тем в области импортозамещения в РФ эксперты обнаруживают ряд актуальных задач, которые еще только предстоит решить. Рассмотрим их.

Импортозамещение в РФ: задачи

Прежде всего, как отмечают аналитики, правительству России предстоит большая работа в области стимулирования государственно-частного партнерства в АПК. Это может выражаться, например, в инвестиционных вопросах, в логистике, в обмене опытом. К тому же, полагают аналитики, развитие государственно-частного партнерства может способствовать снижению бюджетной нагрузки.

Экономика агропромышленного комплекса России во многом зависит от эффективности транспортной инфраструктуры. Многие из поставщиков сельскохозяйственной продукции попросту не имеют возможности взаимодействовать с потребителями или хотя бы с посредниками, готовыми предложить рентабельные условия сотрудничества, в силу низкой доступности транспортных коммуникаций. Собственно, одно из ключевых направлений финансирования в рамках затребованной Минсельхозом суммы в размере 600 млрд руб. на развитие импортозамещение — это именно логистическая отрасль. Вместе с тем, полагают многие аналитики, даже если правительство РФ сможет выделить средства, которые запросило Министерство агропромышленного комплекса, развитие страны в силу несовершенства логистической системы может осуществляться недостаточно быстрыми темпами.

Вопрос финансирования

Выше мы отметили, какого масштаба цифры могут фигурировать в коммуникациях между ведомствами, ответственными за развитие АПК страны, и правительством. Речь идет о финансовых величинах, сопоставимых с бюджетами сразу нескольких российских регионов. Данное обстоятельство, как полагают некоторые аналитики, предполагает сложную задачу, стоящую перед правительством РФ в условиях бюджетного дефицита, который, вероятнее всего, будет наблюдаться в ближайшее время в силу невысоких цен на нефть.

То, насколько эффективной будет политика государства в аспекте финансирования, предопределяется качеством работы компетентных ведомств, считают аналитики. Например, в РФ работает такая структура, как Комиссия по эффективности государственных расходов. На нее, в частности, может быть возложена задача по поиску средств для импортозамещения. Возможно, полагают эксперты, это будет реализовано методом временного сокращения иных направлений бюджетного финансирования.

Ключевые направления

Несмотря на то что в области импортозамещения перед Правительством РФ стоит ряд нерешенных задач, и к тому же могут возникать финансовые сложности в аспекте их реализации, власти продолжают разрабатывать программы, отражающие реализацию алгоритмов импортозамещения в ближайшие годы.

Как мы уже отметили выше, в числе важнейших направлений деятельности ведомств — строительство логистических центров. Данные объекты предполагается задействовать, во-первых, с целью повышения эффективности взаимодействия между различными отраслями АПК, а во-вторых, с целью более качественного финансового мониторинга расходования бюджетных средств.

Работа логистических центров, о которых идет речь, будет обеспечиваться обновлением правовой базы, совершенствованием норм в рамках самых разных отраслей законодательства. Цель государства — создать механизм, в рамках которого сельхозпроизводитель сможет легко находить потребителя посредством ресурсов, предоставляемых логистическим центром.

Следующее направление деятельности правительства в рамках реализации программ по импортозамещению — субсидирование ряда отраслей сельского хозяйства, в частности, молочного и мясного производства.

Разумеется, это не исчерпывающий список направлений деятельности, которые может реализовывать Минсельхоз или, например, подотчетный ему департамент агропромышленного комплекса в том или ином регионе. Вместе с тем, полагают аналитики, если властям удастся решить данные задачи, то условия для импортозамещения будут созданы великолепные.

Импортозамещение и продовольственная безопасность

В начале статьи мы отметили, что АПК для экономики страны исключительно важен с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Есть сведения, что в рамках действующей правительственной доктрины Россия должна снизить свою зависимость, в частности, в области импорта молока, до 30%, то есть своими силами производить 70% продукта. Аналогичных показателей нужно достичь и по мясу, обеспечить полную независимость по картофелю, на 50% - по винограду. Можно отметить тот факт, что по растительному маслу, а также сахару продовольственная безопасность, как свидетельствуют данные в ряде источников, достигнута практически полная. Так или иначе, как считает ответственное за развитие сельского хозяйства Министерство, агропромышленного комплекса, преимущественно зависящего от импорта, в РФ быть не должно.

И потому, даже если речь идет о ввозе сельхозпродукции из дружественных России стран, то соответствующие объемы, тем не менее, не должны обуславливать превышения установленных на правительственном уровне критериев. Безусловно, есть достаточно много мировых поставщиков овощей, фруктов, мяса, молока, способных заменить европейские компании, в отношении которых введено продовольственное эмбарго.

Помощь России в снабжении теми или иными продуктами готовы оказать, в частности, Китай, Сербия, страны Латинской Америки. Например, известно, что в КНР предполагается открытие крупных инфраструктурных объектов, посредством которых национальные производители овощей и фруктов смогут наладить взаимодействие с российскими потребителями, в том числе и в рамках прямых поставок. Однако акцент должен ставиться на реальное импортозамещение, полагают эксперты. Дело даже не в геополитическом факторе, предполагающем как можно больший суверенитет, в том числе и в аспекте продовольственной безопасности. Экономике РФ сейчас нужны новые драйверы роста, и АПК в этом смысле имеет большой, пока что не реализованный в полной мере потенциал, полагают эксперты.

  • КУГАРЧИНСКИЙ РАЙОН
  • СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
  • АГРОБИЗНЕС
  • МУНИЦИПАЛИТЕТ
  • АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
  • СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В статье рассматривается развитие сельского хозяйства в Республике Башкортостан на примере муниципальной программы Кугарчинского района.

  • Агробизнес России в условиях современной экономической обстановки
  • Послание Президента Российской Федерации как инструмент государственного управления
  • Эффективность управления человеческими ресурсами в системе экономической безопасности
  • Практика антикоррупционной деятельности: сравнительный анализ отечественной и зарубежного опыта
  • Развитие агробизнеса в АПК муниципального образования

Основой продовольственной безопасности любого государства является здоровое состояние агропромышленного комплекса страны. Сельское хозяйство считается одной из нескольких главных сфер вещественного производства. Она выполняет важную роль в жизни государства и общества - производит сырье для пищевой и легкой промышленности, снабжает жителей продуктами питания. Поэтому важно, чтобы все составляющие единого механизма сельского хозяйства работали слажено и бесперебойно, граждане страны могли приобретать качественную продукцию, а сельхозпроизводители имели для этого все возможности.

В Российской Федерации 85 субъектов, и вклад каждого из них имеет большое значение и влияние на процветание агропромышленного комплекса страны.

Республика Башкортостан на сегодняшний день одна из самых крупных аграрных регионов в России, на протяжении последних лет занимающая первые места по показателям валового регионального продукта. Благодаря своему географическому положению, потенциалу производства и научно-техническому уровню, республика обладает благоприятным климатом и низкими рисками для бизнеса, занимает лидирующие позиции среди других субъектов Российской Федерации. Сельское хозяйство играет ключевую роль для экономической обстановки в данном регионе.

Колоссальную поддержку в целом всего региона, за счет создания эффективной стратегии развития сельского хозяйства, оказывает государство. Так же в республике активно поддерживается развитие агробизнеса в муниципалитетах, что дает успешно развиваться разным формам хозяйствования.

Существуют и некоторые проблемы агропромышленного комплекса, для решения которых создаются различные пути их решения. К примеру, государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» направлена на единое формирование абсолютно всех сфер и областей работы АПК с учетом вхождения Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В связи с этим выделились два уровня приоритетов, связанные с разными сферами и направлениями.

К первому уровню относятся следующие сферы:

  • производство - скотоводство (мясо и молоко) как сиситемообразующая подотрасль, использующая конкурентоспособные достоинства, главным образом присутствие существенных площадей аграрных угодий;
  • экономика - увеличение прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • формирование производственных возможностей - мелиорация территорий сельскохозяйственного направления, внедрение в обращение неиспользуемой пашни и иных категорий аграрных угодий;
  • институты - формирование интеграционных взаимосвязей в АПК и развитие продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;
  • кадровая и научная сфера - развитие инноваций в сельском хозяйстве;
  • социальная сфера - стойкое формирование сельских территорий в качестве непременного условия сбережения трудовых ресурсов, формирование условий с целью обеспечения финансовой и физической доступности питания на базе оптимальных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения.

Ко второму уровню относятся:

  • более активное развитие импортозамещения;
  • экологическая безопасность производимых сельским хозяйством продовольствия и продуктов;
  • оптимизация конкурентоспособности продукции при условиях вступления в ВТО и уменьшение логистических издержек.

Эта программа разработана на период до 2020 года и динамика развития агропромышленного комплекса республики Башкортостан в это время будет формироваться под действием различных факторов.

На примере программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в муниципальном районе Кугарчинский район Республики Башкортостан» можно подробнее рассмотреть все плюсы и минусы развития агропромышленного комплекса республики и муниципалитета за последние годы.

Проводя анализ состояния сельского хозяйства в регионе за последние 8 лет, можно выявить много факторов, которые «подкосили» развитие агропромышленного комплекса Башкортостана и в целом Российской Федерации: макроэкономическая ситуация, мировой финансово - экономический кризис 2009-2010 годов, засуха 2009, 2010, 2012 и 2014 годов, повлекшая за собой отрицательную динамику структуры кредитования, ввод санкций против Российской Федерации в 2014-2015 году.

На данном этапе нужно исправлять положение: предстоит осваивать новые технологии и обновлять оборудование для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, повышать объемы производства, посевных площадей, поголовья скота. Необходимо снизить кредитные ставки для сельхозпроизводителей, о чем к примеру упомянул в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Презадент Российской Федерации В.В. Путин в конце 2016 года, упростить инфляционные процессы и по возможности повышать государственное финансирование, которое наоборот сократилось по сравнению с предыдущими годами в связи со многими факторами, в число которых входит и вступление России в ВТО.

Не смотря на негативные факторы всё же наблюдается постепенное улучшение ситуации и спад напряженности в сфере сельхозпроизводства, что было достигнуто за счет перенаправления всех сил на укрепление, улучшение и развитие отечественной продукции, что в свою очередь снизило риски и сформировало условия для ровного развития аграрного сектора экономики, повышению конкурентоспособности российской продукции на рынке внутри страны и за ее пределами.

Данная регионам большая самостоятельность позволит правильно и логично перенаправить выделяемые субсидии на те сферы агропромышленного комплекса, которые нуждаются в них более остро. Так как централизованно это решить и сделать намного сложнее, ведь в каждом регионе есть свои особенности и свои проблемы, которые должны решаться индивидуально руководством этого субъекта.

Для успешного решения стратегических задач по увеличению потенциала экономики аграрного сектора и реализации государственной программы внутри муниципалитета «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» предпринимаются меры по улучшению качества и уровня жизни в сельских местностях, а так же привлечения большего количества квалифицированных специалистов и повышения квалификации уже работающих в отрасли сотрудников.

На сегодняшний день можно сказать, что агропромышленный комплекс всей Российской Федерации в целом развивается стабильно и пошагово. Государство старается поддерживать свои субъекты, а те, в свою очередь поддерживают свои муниципалитеты и так же наоборот. Другими словами государство зависит от того состояния, в котором находятся муниципальные районы, которые являются неотъемлемой частью системы функционирования государственной экономики, которая оказывает влияние на это состояние муниципалитетов.

Список литературы

  1. Муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в муниципальном районе Кугарчинский район Республики Башкортостан» от 13 января 2016 года.
  2. Проблемы местного самоуправления в России. Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф.. Т. 1. №30. С. 198-200.
  3. Информационная политика органов исполнительной власти республики башкортостан: проблемы и пути решения. Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  4. Роль компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений. Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы. Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  5. Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики России. Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
  6. Концептуальные основы государственной аграрной политики в РФ. Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4.
  7. Государственная аграрная политика в животноводстве: проблемы формирования и реализации. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2014. № 2. С. 183-189.
  8. Новая парадигма собственности: теоретико-правовые основы. Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 4. С. 694-708.
  9. Закон саморегуляции природы и его закономерности: теоретико-эмпирический и правовой аспекты. Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 9. С. 1637-1652.
  10. Концепция правовой защиты и приоритетного развития сельскохозяйственного землепользования. Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.
  11. К вопросу о проблемах в жилищно-коммунальной сферы в Республике Башкортостан. Андриянова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2014. С. 17-19.
  12. К вопросу об участии пчеловодов в государственных закупках. Галиева Г.А., Гималтдинова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 44-46.
  13. Пространственно-территориальные атрибуты безопасности российского приграничья: историографический анализ. Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 38-44.
  14. Регулирование занятости в Республике Башкортостан. Толстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: Социально-экономические проблемы информатизации. Материалы II международной научно-практической конференции. 2014. С. 111-113.
  15. Проблемы развития внутрипоселковых дорог в сельских поселениях. Мансурова Э.Р., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 158-159.
  16. Проблемы совершенствования кадровой структуры администраций сельских поселений (на примере Республики Башкортостан). Хинсирова Г.И., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 982-983.
  17. Уголовное право в схемах и определениях. Общая часть. Дикаев С.У., Сабитов И.К., Шарипкулова А.Ф. Уфа, 2010.
  18. Некоторые проблемы реализации избирательного права на муниципальном уровне. Сабитов И.К., Рябов С.А., Фаттахов Ч.Р. Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 4. С. 1445-1448.
  19. Применение метода сходства в исследовании влияния биологически активных веществ на показатели крови мышей. Хабибуллин Р.М. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (28). С. 47-48.
  20. Формирование электронных услуг в контексте социально-политического развития. Хабибуллин Р.И. Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 6. С. 86-90.
  21. Совершенствование управления федеральным имуществом. Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе. Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.

Агропромышленный комплекс является крупнейшим сектором народного хозяйства области, от эффективной работы которого во многом зависит стабильность экономической, социальной и политической ситуации в обществе.

Анализируются показатели сельского и лесного хозяйства.

Таблица 12. Продукция сельского хозяйства (млн. руб.)

Таблица 13. Урожайность овощей (в хозяйствах всех категорий; центнеров с одного гектара убранной площади)

Предприятия-переработчики, являющиеся по сути монополистами, закупали у сельхозтоваропроизводителей сырье по низким ценам, что не позволяло последним осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. Это привело к недостатку оборотных средств, сокращению инвестиций, уменьшению объемов применяемых минеральных удобрений, увеличению нагрузки на технику, снижению уровня реальной заработной платы. Ухудшились демографическая обстановка на селе и социально-экономическое положение работников сельского хозяйства.

Вышеперечисленные факторы отрицательно отразились на объемах производства в сравнении с докризисным периодом.

Наблюдается тенденция к упрощению технологий возделывания сельскохозяйственных культур, в необходимых объемах не применяются удобрения и средства защиты растений, происходит деградация сельскохозяйственных земель.

Основные направления развития АПК

Региональная аграрная политика нацелена на восстановление и развитие агропромышленного комплекса по следующим направлениям:

внедрение системы устойчивого ведения сельского хозяйства для наращивания объемов производства и снижения зависимости от неблагоприятных погодных условий;

формирование экономических условий для преодоления убыточности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышения доходности крестьянских (фермерских) хозяйств на основе использования различных схем расчетов за продукцию, налогового стимулирования предприятий, увеличивающих объемы реализации продукции, в пределах возможностей области предоставление инвестиций, компенсаций, дотаций;

увеличение поставок сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд;

реструктуризация задолженности и реформирование убыточных предприятий;

оказание поддержки в повышении технической оснащенности сельскохозяйственных предприятий путем участия в организации производства отдельных видов сельскохозяйственных машин, формирования лизинговых фондов, совершенствования работы действующих и создания новых машинно-технологических станций с учетом обеспеченности их объемами работ, исходя из экономической эффективности услуг для потребителей;

формирование инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью насыщения местного рынка и для межрегионального обмена;

содействие формированию интегрированных структур различного типа, обеспечивающих более справедливое распределение конечного дохода между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, сферой реализации и торговли;

поддержка развития кооперации в сферах производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, в производственном обслуживании товаропроизводителей АПК и личных подсобных хозяйств населения;

продолжение работы по созданию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и обслуживание сельхозтоваропроизводителей в специализированных банках;

развитие перерабатывающей промышленности на основе полной загрузки мощностей;

подготовка кадров, кадровое обеспечение.

Агропромышленный комплекс

В структуре товарного производства области на долю сельскохозяйственного производства приходится 25%.

Удельный вес оренбургского агропромышленного комплекса в России составляет 4,7% по производству зерна, 11,5% - масла растительного, 1,4% - мяса.

Ежегодно производится более 3,5 млн. тонн зерна, 200 тыс. тонн подсолнечника, 350 тыс. тонн молока, около 50 тыс. тонн мяса скота и птицы. В отдельные годы производство зерна достигает 5,0 млн. тонн. Ведущее место занимает пшеница твердых и сильных сортов. Кроме того, на полях выращиваются яровая и озимая пшеница, яровой ячмень, озимая рожь, гречиха, просо, горох, подсолнечник, кукуруза, овощебахчевые культуры.