Наше настоящее и будущее -
УКРАДЕНО! САМАЯ БОЛЬШАЯ АФЕРА В ИСТОРИИ РОССИИ:
Сегодня Государственная Дума приняла без обсуждения в первом чтении решение, которым у граждан России украден хранящийся в банках США стабилизационный фонд России (собранный на средства с продажи природных богатств России; теперь им будет распоряжаться не государство, а частное ОАО "Рога и копыта") - 5,6 трлн. рублей, что равняется примерно 1/3 доходной части бюджета Российской Федерации.

Такого в нашей истории не было никогда.
И наша оппозиция словно воды в рот набравши.

Законопроект на сайте ГосДумы http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenA

От РП: Мы всё думали, каким образом исчезнет т.н. "Стабфонд" - одна из последних заначек кремлёвского воровского общака. "Общество с ограниченной ответственностью" для "управления" триллионами - это пять с тремя плюсами. Насчёт "втянуть правительтво" в мегаавантюру по неприкрытому воровству резервов - это просто 5, примерно как втянуть портовую проститутку в операцию по соблазнению клиента. Типа "а президент-то и не знает". Бояре плохие, ага .

Министерство финансов готово втянуть правительство в авантюру века. План такой: передать все накопления страны под управление некоего загадочного ОАО (открытого акционерного общества). Государство добровольно вручит ему средства, отложенные страной на чёрный день за восемь лет нефтяного процветания. А именно - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. И это не всё. Заодно передадут управление всеми государственными займами и поручат рулить временно свободными деньгами федерального бюджета. В общей сложности под контролем таинственной финансовой организации окажется не менее 8,5 трлн. рублей!

Доход от долга

Идея "на восемь триллионов" звучит почти невероятно. Как если бы Минобороны решило поручить управление вооружёнными силами блоку НАТО. Или Минпромторг - призвал перевести все российские предприятия в КНР. Но это - правда. Тревожный звонок для государственных накоплений раздался вроде бы внезапно. В середине декабря по лентам информагентств проскочила - никем не замеченная - такая новость. Президент Дм. Медведев поручил правительству до 1 марта 2012 г. решить "вопрос о создании единой структуры для управления госдолгом, Резервным фондом и Фондом национального благосостояния". Мелькнуло и название новой организации - ОАО "Российское финансовое агентство" (РФА).

Тут есть о чём задуматься. В фондах денег пока хватает. По данным Минфина, на 1 декабря 2011 г. в Резервном фонде лежал 801 млрд. рублей. Фонд национального благосостояния аккумулировал гораздо больше - 2,764 трлн. рублей. Итого: 3,565 триллиона! Государственные займы - ещё 5 трлн. рублей. "Работу с долгами ведём постоянно. Какие-то облигации скупаем, какие-то выпускаем, практически в ежедневном режиме", - рассказывает сотрудник Минфина. Взявшись за ту же задачу, посредник будет работать не бесплатно, типичная ставка - 1%. Так что, госдолг таких размеров - очень лакомый куш.

По задумке, в отличие от ЦБ и Минфина, РФА получит право управлять государственными финансами в рискованном режиме. Примерно так же, как банки управляют деньгами вкладчиков, финансовые фонды - средствами инвесторов. То есть крутят как могут, вкладывая в акции, облигации, валюту - всё что придётся. В надежде заработать прибыль и себе, и клиенту. Порой успешно, порой не очень.

Если бы речь шла о риске одного отдельного вкладчика. Но на кону - вся копилка Российской Федерации. До поры до времени за ней следили как за зеницей ока. С 2004 г. средствами Стабфонда, а затем созданных из него в 2008 г. двух новых фондов (резервного и благосостояния) управлял Минфин. Деньги - хранятся на счетах Центробанка. Система задумана так, чтобы контроль над государственной кубышкой был максимально надёжным. Фонды - нельзя тратить на что попало. Резервный фонд - создан исключительно на случай тяжёлых бюджетных времён, именно он спас экономику осенью - зимой 2008 года. Правда, какой ценой! На пике, в марте 2009 г. в нём было 4,869 трлн. рублей. Сейчас - в шесть раз меньше. Фонд благосостояния - пенсионная копилка будущих поколений. В кризис её почти не потрепало.

Контроль работал восемь лет подряд. За это время нашлось несчётное число желающих растащить накопления. Разумеется - под видом благих начинаний. Время от времени, разговоры на эти темы заводили даже некоторые члены правительства, включая вице-премьеров. Возьми они верх, российскую кубышку постигла бы судьба аналогичных фондов Венесуэлы, Нигерии и Омана. Правительства этих стран, едва начав откладывать часть сырьевых сверхдоходов в аналогичные фонды, не удержались и мгновенно спустили сбережения.

Чёрный август Кудрина

Теперь и в РФ - непорядок. С таким трудом сбережённые триллионы рублей собираются передать в управление структуре, про которую неизвестно почти ничего. Кто за этим стоит? Самое поразительное - Минфин. Эксперты объясняют: идея перевести стрелки управления стабфондами витает в кабинетах министерства с 2008 года. Именно тогда А. Кудрин впервые завёл речь на тему: "нужно повышать эффективность управления государственными активами". Проще говоря: мол, гигантские средства стабфондов из-за многочисленных законодательных ограничений лежат плашмя, а могли бы приносить гораздо больший доход.

Министр предложил замечательный выход - в духе времени. Именно он подбросил правительству идею создать госкорпорацию "Российское финансовое агентство" (РФА). Г-н Кудрин скупился на комментарии, когда его спрашивали: как гарантировать контроль над огромными финансами и кого конкретно отрядят рулить деньгами. Но однажды упомянул: штат корпорации "будет небольшой - несколько десятков человек". Заодно обронил - в него перейдут бывшие сотрудники Минфина, Минэконома и Центробанка.

По счастью, Минфин действовал на редкость нерасторопно. Пока ведомство готовило закон о создании РФА, пока согласовывало его с другими заинтересованными госорганизациями, грянуло 7 августа 2009 года. В этот день президент Дм. Медведев обрушился на госкорпорации и поручил прокуратуре провести комплексную проверку деятельности этих экономически мутных организаций. Его терпение лопнуло: государство выделило семи госкорпорациям 640 млрд. руб. из бюджета, также передало им собственность на 2 трлн. рублей. Отдачи - никакой. Скандал бушевал вовсю. Но тогдашнего главу Минфина это не испугало. Спустя буквально несколько дней г-н Кудрин сунулся к президенту со своим проектом создания новой, восьмой по счёту госкорпорации. Надо полагать, в Кремле его ждал тёплый приём.

На беду министра финансов тогда же разразились два крупных скандала вокруг денег госфондов. В апреле 2010 г. в печать просочилось поразительное постановление правительства. По сути, оно засекретило точную информацию о величине Резервного фонда и Фонда благосостояния. Разумеется, также скрыли любые данные о том, в каких именно активах (акциях, облигациях, валюте и т.д.) размещены накопления. Многие заподозрили неладное. К счастью, опасения не оправдались, Минфин продолжил публикацию отчётов, хотя информацию даёт куцую.

Второй скандал вышел ещё хлеще. Аналитики изучили текст постановления правительства "О порядке инвестирования средств фондов". На первом месте там ценные бумаги правительств 14 государств. Список выглядел так: "долговые обязательства Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга" и т.д. По-русски - никакой системы в перечислении стран нет. Но по-английски - они приведены точно по алфавиту. Кое-кому это дало повод заявить: мол, текст постановления - прямой перевод указаний из-за рубежа.

Минфин в минусе

После такой череды ударов г-н Кудрин быстро открестился от идеи создания госкорпорации, разговоры об РФА заглохли. Только, как выяснилось, не навсегда. Теперь, с приходом нового министра финансов, идея создать эту структуру воскресла из законодательного пепла. Но - уже в виде ОАО.

Высокопоставленные чиновники Минфина вновь затянули старую песню про "повышение эффективности управления госфинансами". "Сложно управлять средствами фондов через Центробанк. Например, закон не разрешает ЦБ работать с акциями и корпоративными облигациями. У Минфина - недостаточно опыта и ресурсов для работы на рынке", - объясняет ведомственную позицию сотрудник министерства.

Напрашивается вывод. Неужели с момента создания Стабилизационного фонда государственной копилкой управляли неэффективно? То есть - Минфин терял огромные деньги? Ничего подобного. Например, средняя доходность знаменитого на весь мир норвежского нефтяного стабфонда (величиной 220 млрд. долл.) - 4,5% годовых. Этот фонд считается эталоном идеального управления госкубышкой. Государственный стабилизационный нефтяной фонд Аляски (есть и такой) зарабатывает 5,8% в год. Между тем российские фонды, в зависимости от года, приносили доход 6-8% годовых. В 2007 г. доход достиг рекордных 10,9% годовых (в долларах США).

Второй момент: ни в одной стране мира правительству ещё не приходило в голову передать управление и накоплениями и госдолгом - не Министерству финансов, а сторонней структуре. Потому что во всех странах - это работа именно Минфина. Правда, были робкие эксперименты в некоторых нефтяных арабских державах. Большинству это не принесло ничего, кроме убытков.

Третье: по закону, Минфин и Центробанк имеют право вкладывать национальные накопления только в самые надёжные из надёжных активов. Новая структура-посредник получит возможность рисковать намного сильнее. По плану Минфина, до половины денег госфондов она сможет вложить в акции, треть - в иностранные облигации. Хотя в кризис от них лучше держаться подальше. Вдобавок услуги финансовой прослойки не бесплатны, они обойдутся бюджету примерно в 1%. Не прибыли - всех средств, переданных в управление.

Итог: риски лишиться части накоплений растут, выгода эфемерна. Зато, судя по всему, три ключевые экономические организации - Минфин, ЦБ и Минэконом - прекрасно договорились и готовят себе то ли запасной аэродром, то ли банальную синекуру. Если дело выгорит, пара десятков очередных "эффективных менеджеров" будут управлять уже не миллиардами, а триллионами. Никто не знает, насколько им хватит оставшегося в стабфондах финансового топлива. Но что сгорит оно достаточно быстро - сомнений нет

Представляю Вам стенограмму моего сегодняшнего выступления при обсуждении в Госдуме законопроекта о создании Специализированной финансовой организации, а, по сути, о переводе средств Резервного фонда и ФНБ Акционерному обществу.

Уважаемые коллеги!

Подобных законопроектов Государственная дума еще не рассматривала. И мне представляется, что многочасовые обсуждения Pussy Riot, внесение в сегодняшнюю повестку дня антитабачного закона и другие подобные вопросы -
это лишь дымовая завеса для рассмотрения законопроекта о создании Росфинагентства.

Фактически, речь в нем идет о том, чтобы средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, активы госдолга передать в управление коммерческой структуре - Открытому Акционерному Обществу "Росфинагентство". И теперь понятно, почему господин Кудрин и финансовый блок Правительства все это время с такой настойчивостью убеждали нас в том, что нужно недоедать, недолечивать, недофинансировать образование, недостраивать дороги и недоремонтировать жилье, а вклдывать все деньги в Резервный фонд. Потому что они копили все эти средства не для народа, а для себя, прикрывая различными словами: инфляция, стабилизация,стерилизация, хеджирование и тому подобное. Они говорили, что это голландская болезнь, если мы вдруг потратим наши сбережения. На самом деле, болезнь не голландская, а вполне русская. И называется она: умыкнуть казну или взять кассу .

Суть данного законопроекта, фактически: конституционные полномочия - на аутсорсинг. Конституционные полномочия Правительства и Центрального банка. И мы уже проходили это на опыте Минобороны, только там это были 4 миллиарда, а не 4 с лишним триллиона, и вентиляционные схемы можно было хотя бы найти и пощупать. А тут же виртуальные деньги и виртуальные акции идут по цепочке от акционерного общества в другие акционерные общества, потом вкладываются в финансовые агентства, а они передают их еще дальше и, как говорится, ищите ветра в поле...

Но вернемся к Конституции. И Резервный фонд и фонд национального благосостояния - это бюджетные средства. Если это бюджетные средства, которые подлежат расходованию, то по нашей Конституции обеспечивает расходование бюджетных средств и исполнение бюджета Правительство российской Федерации. Никакого аутсорсинга по расходованию бюджетных средств не предусмотрено законом. Если эти средства не используются на расходы бюджета, а идут на сбалансированность федерального бюджета, обеспечение сбалансированности денежного обращения, то это средства резервов Центрального банка, и по 75 статье Конституции аутсорсинг тут
тоже не предусмотрен законом.

Вернемся к экономической составляющей. Нас убеждали в необходимости формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, говорили, что если все эти средства тратить внутри страны, то они неизбежно вызовут инфляцию, что тратить их нужно только в других странах... Но в данном законопроекте предлагается через цепочку акционерных обществ вкладывать их именно внутри страны. Но если мы собираемся вкладывать их внутри страны, тогда их логичнее вернуть в бюджет и направлять на наиболее приоритетные, прямые, прозрачные и социально-важные бюджетные расходы, для контроля над которыми у нас работает Парламент, созданы законы, Федеральная конрактная система, мы принимаем бюджет, мы проводим выборы и выбираем, депутатов, которые и должны контролировать расходование бюджетных средств. И деньги должны идти в бюджет, чтобы мы, избранные депутаты, знали, что они направлены на дороги и инфраструктуру, а не на казино, скупку активов и земельные спекуляции.

Если же это деньги "на черный день", как нам говорили все это время, деньги на покрытие дефицита бюджета - тогда это эмиссия. И резервы нужны для поддержания денежного обращения в составе золотовалютных резервов, и
тогда, опять же, если речь идет о сбалансированности денежного обращения, то тогда это полномочия и функции Центрального банка и все они прописаны в Конституции. И никакого аутсорсинга в специализированной финансовой организации, которая вдруг теперь начнет заниматься денежным обращением, эмиссией и всем прочим, не предусмотрено.

На мой взгляд, совершенно ясно, что этот закон - это момент истины. Маски сорваны. Теперь понятно, что все десять лет, все аргументы и все убеждения по поводу Резервного фонда были многоходовкой, чтобы не потратить эти деньги на расходы бюджета, на функции, которые определены Конституцией, а отдать их непонятно кому и непонятно на что. Но если мы должны принять такой законопроект, пусть даже со всеми уточнениями и улучшениями во втором чтении, то тогда мы должны поменять и нашу Конституцию, в статье 7 которой сказано, что Российская Федерация - социальное государство, осуществляющее политику для достойной жизни граждан. И написать честно, что Российское государство - это то государство, которое осуществляет политику в интересах определенной группы лиц, для укрепления их благосостояния и улучшения их жизни. В противном случае, все, что предлагается сейчас в этом законопроекте, противоречит и Конституции, и всем тем многочисленным заявлениям, которые каким-то образом, пусть даже призрачно, оправдывали все это время существование Резервного фонда и фонда национального благосостояния. Справедливая Россия против данного законопроекта, и никакие уточнения, изменения и улучшения во втором чтении ничего не решат.

Константин Гурдин

Резервный фонд Российской Федерации создан 1 февраля 2008 года по инициативе Министерства финансов. До этого момента существовал Стабилизационный фонд России. Однако постановлением Минфина он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

У резервных ресурсов есть максимально допустимый предел накопления средств. Он рассчитывается ежегодно, исходя из того, сколько по прогнозам составит значение валового внутреннего продукта страны. После превышения этого значения, равного 10% от предсказываемого ВВП, капитал начинает поступать в ФНБ.

Формирование и пополнение этих ресурсов происходит за счет средств, получаемых от сырьевых доходов государства (продажи нефти и газа).

В течение своего существования динамика изменения размера резервных средств была весьма цикличной – год увеличения сменялся годом уменьшения суммы. Ниже приведена официальная информация о динамике изменения объема средств Резервного фонда:

  • 02.2008 – 3,057 триллиона руб.
  • 02.2009 – 4,863 триллиона руб.
  • 02.2010 – 1,823 триллиона руб.

В предыдущем 2017 году имел место рост объемов запасного капитала.

Начало года

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации была размещена информация об увеличении Резервного фонда России на январь 2017 года. Согласно этим данным, совокупная сумма составила 1 677 000 000 руб. По сравнению с началом прошлого года, эта цифра упала в 10 раз. Фонд национального благосостояния, к тому же, также уменьшился, и в данный момент составляет 1,677 триллиона рублей. Это примерно в раз меньше, чем на начало 2017 года. Эксперты утверждают, что такой скачок в объемах резервных средств России вызван ослаблением национальной валюты.

Резервные средства обеих структур размещены на счетах в Центральном Банке России. ФНБ частично располагается на депозитных счетах Внешнеэкономического банка, в ценных и долговых бумагах иностранных государств, в российских акциях частных компаний, а также на депозитном счете в банке ВТБ.

Состояние на февраль-март 2018

К сожалению, за таким резким увеличением количества средств в 2017 году, последовал не менее резкий их спад. Состояние совокупного объема капитала в резервах на 1 февраля 2018 года составляло почти 1,677 триллионов в российской валюте, в ФНБ – 5 триллионов рублей.

Однако за один месяц резервы государства сократились почти на 20%, а ФНБ – на 10%. За две недели в феврале резервные ресурсы утратили 4,13 миллиарда рублей только из-за валютных изменений – средства были размещены на счетах в Центральном банке в иностранной валюте. ФНБ также пострадал от курсовых переоценок – его объем упал на 200 миллиардов рублей только из-за изменения курса российской валюты.

Резервный фонд также претерпел крупные потери из-за покрытия дефицита государственного бюджета. На эти цели государством было изъято около 500 миллиардов руб.

Прогнозы на 2018 год

Из-за ожидаемого сокращения доходов государственного бюджета объем Резервного фонда обязательно уменьшится. Министерство финансов рассчитывает на уменьшение объема резервов в десять раз к концу 2018 года. Более того, сокращение совокупной суммы капитала запаса продолжится и в 2018 году. Однако далее фонд будет снова пополняться.

Министерство финансов планирует потратить в течение 2017 года около 3,5 триллиона рублей. Средства пойдут на покрытие дефицита в государственном бюджете. В этом году, по оценкам экспертов, он составит около 3,8% от валового внутреннего продукта, что будет приблизительно равняться 2,76 триллиона рублей. Для сравнения, в 2017 году бюджет закрыт с дефицитом в 0,5% ВВП.

В 2018 году сумма, потраченная из резервных средств, должна уменьшиться – Минфин рассчитывает изъять около 1,16 триллиона рублей на государственные нужды.

Подобные планы Министерства финансов связаны с ожидаемым уменьшением объемов дохода федерального бюджета государства. В связи с этим министр финансов Антон Силуанов заявляет о просьбе Минфина использовать 3 триллиона рублей из средств запаса.

Министерство финансов планирует также сокращать дефицит бюджета за счет уменьшения расходов государства. Заместитель главы Министерства финансов Татьяна Нестеренко заявила об этом намерении Минфина на коллегии Федерального казначейства. Так, за счет неиндексации заработных плат и сокращения инвестиций Минфин уменьшит годовые расходы на 1,07 триллиона рублей. Замглавы Министерства финансов сообщает, что в данный момент найдены готовые для использования ресурсы и пути сокращения расходов. Сообщается, что все возможные способы сокращения расходов государственного бюджета можно условно разделить на следующие направления:

  • неиндексация заработных плат;
  • строительство новых объектов;
  • пересмотр инвестиционных расходов.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Заместитель министра утверждает, что без данных мер дефицит бюджета к концу 2018 года может составить 4,7% от валового внутреннего продукта страны, что привело бы к разорению резервных средств.

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Формирование и использование средств Фонда

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управление средствами Фонда

Структура управления

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования средств Фонда

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor"s) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody"s Investors Service);
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
  • Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:

Доллар США

Фунт стерлингов

Создание в России Стабилизационного фонда – одно из самых значимых достижений В.В. Путина как Президента РФ. Основание Стабилизационного фонда РФ датируется 1 января 2004 года.

Главное предназначение Стабфонда по замыслу создателей – служить стратегическим финансовым запасом РФ. Резервные средства, аккумулируемые Стабфондом, необходимы для того, чтобы в неблагоприятных для России экономических ситуациях (например, при резком падении цен на нефть) обеспечить данные правительством бюджетные обязательства. Также в Бюджетном кодексе РФ (в главе, посвящённой Стабфонду) была оговорка: если общая сумма средств Стабилизационного фонда превысит 500 млрд. рублей, часть его средств можно будет потратить и на другие нужды государства.

Принцип формирования Стабфонда РФ

Для формирования фонда решено было использовать дополнительные доходы федерального бюджета, которые появились в результате превышения определённой отметки цены на нефть. Другой источник поступления средств в Стабфонд – остатки средств бюджета по состоянию на каждый последующий финансовый год.

Функции, которые выполняет Стабилизационный фонд РФ, таковы:

Обеспечение государственным финансам дополнительной устойчивости;
Помощь в стабильном экономическом развитии России;
Снижение зависимости экономики страны от отрицательных колебаний поступлений от вывоза сырьевых товаров

Законодательно порядок формирования, а также использования Стабфонда регулировался:

— Федеральным законом №184-ФЗ «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ», датированным 23.12.2003г. (данный закон прекратил действие с 01.01.2008).

— главой 13.1. Бюджетного кодекса России «Стабилизационный фонд Российской Федерации». С 1 января 2008 года указанная глава утратила силу (даты разделения Стабфонда на 2 части). Вместо неё Бюджетный кодекс России дополнила гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».

Управление

Управление средствами Стабфонда страны возложено на Министерство финансов РФ, которое должно успешно решать две задачи: 1) обеспечивать высокую ликвидность средств Стабфонда; 2) защищать средства Стабфонда от обесценивания.

Способы управления средствами Стабилизационного фонда РФ были строго регламентированы Правительством страны. Их было всего 2, и они могли применяться для управления средствами фонда по раздельности либо в совокупности:

1. Покупка за счёт средств Стабфонда долговых обязательств других государств.

2. Покупка за счёт средств Стабфонда иностранной валюты (евро, доллары США, фунты стерлингов Соединённого королевства), её последующее размещение в Банке РФ на специальных счетах по учёту средств фонда в валюте
иностранных государств.

Разделение Стабилизационного фонда России на 2 части

1) Резервный фонд, предназначенный для накопления средств, при помощи которых будет финансироваться дефицит бюджета, если цены на нефть резко упадут (фонд «на чёрный день»). В Резервный фонд решено было отчислять до 7% от ВВП страны, с учётом его ежегодного роста.

2) Фонд национального благосостояния, предназначенный для накопления средств, которые помогут решать важнейшие стратегические задачи России (например, финансирование пенсионной системы, решение демографической проблемы). В нём аккумулируются остальные доходы, не вошедшие в Резервный фонд.

Объём средств Стабилизационного фонда (на 01.01.2008), перед его разделением, составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб.

Благодаря основанию в 2004 году Стабилизационного фонда, Россия смогла накопить огромный, без преувеличения, золотовалютный запас; покрыть дефицит Пенсионного фонда страны; расплатиться со значительной частью внешних долгов (времён СССР и возникших в 90-е годы прошлого столетия); относительно спокойно, легче других стран пережить финансовый кризис 2008 года.