05.10.2017

С 10 октября 2017 года утратят силу Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 10.09.2008 № 476н.

Кому адресованы новые формы и правила

Заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию подают в территориальное отделение ПФ РФ по месту жительства следующие лица:

  • граждане РФ, работающие за границей, - в целях уплаты страховых взносов в ПФ РФ за себя;
  • физические лица – в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не платит взносы работодатель;
  • предприниматели и «самозанятые» лица (нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, арбитражные управляющие и иные лица, занимающиеся частной практикой) - для уплаты взносов сверх обязательного для них фиксированного размера;
  • физические лица, постоянно или временно проживающие в России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование – для уплаты страховых взносов за себя.

Об этом сказано в пунктах 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В отличие от прежних форм, новые формы заявлений не рассчитаны на частных детективов, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Что изменилось в формах и правилах

  • правила подачи и форма заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
  • форма уведомления о регистрации в территориальном органе ПФ РФ в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также исключены рекомендации по заполнению заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Изменения в форме заявления таковы. В разделе III из числа правоустанавливающих документов, которые нужно указать в заявлении, исключены:

  • свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
  • документ о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществленной после 1 января 1995 года;
  • лицензия на осуществление определенного вида деятельности.

Раздел IV «Сведения о деятельности заявителя» исключен. В разделе «Сведения об уплате страховых взносов» фиксированный платеж не требуется разбивать на части, направляемые на финансирование страховой и накопительной пенсии.

В последнем разделе «Сведения о регистрации страхователя» теперь нужно указывать 12-значный регистрационный номер в ПФР. Также предусмотрены поля для отметок о выдаче и получении уведомления, в том числе о направлении уведомления по почте.

  • правила подачи и форма заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию;
  • форма уведомления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

При подаче любого заявления теперь не требуется предъявлять страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования – свое или физического лица, за которое будут уплачиваться страховые взносы. А при направлении заявления по почте не обязательно заверять у нотариуса само заявление и копии прилагаемых к нему документов.

Сокращен срок выдачи лицу, подавшему заявление, уведомления о регистрации или уведомления о снятии с учета. Теперь при личном обращении с заявлением в территориальное отделение ПФ РФ получить уведомление можно в тот же день. А при направлении заявления и документов по почте фонд направит уведомление почтой не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего заявления с копиями документов. Хотя раньше на выдачу уведомления фонду было отведено 10 рабочих дней.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования регулируются законодательными нормами. Они определяют порядок возникновения обязательств у ее сторон, виды обеспечения и условия его предоставления по каждой статье затрат ФСС. Право на получение социальной защиты имеют застрахованные лица. К такой категории граждан обычно относятся трудоустроенные граждане, с заработной платы которых работодатель осуществляет страховые взносы. Однако, в некоторых ситуациях право на страховое социальное обеспечение возникает только после добровольного вступления в отношения по социальному страхованию и самостоятельной уплаты страховых взносов. Для кого актуальны такие правила и как их реализовать?

Кто может вступить в добровольные правоотношения?

Граждане, привлекаемые к выполнению профессиональных обязанностей по трудовым договорам, обязаны перечислять в ФСС страховые взносы на начисленную оплату труда. Добровольно они могут уплачивать взносы только со своих личных доходов, полученных в ракурсе самозанятости, предпринимательской деятельности или частной практики. К таким категориям субъектов относятся:

  • Адвокаты, нотариусы;
  • Члены фермерских хозяйств;
  • Индивидуальные предприниматели.

В общий перечень претендентов на добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию относятся лица, деятельность которых не может быть идентифицирована как предпринимательство. К их категории относятся нотариусы, занимающиеся частной практикой. Претендовать на добровольное вступление в систему могут коренные жители малочисленных северных народов.

Что нужно для процедуры?

Чтобы стать добровольным участником социальной страховой системы необходимо обратиться в территориальное отделение ФСС и заявить о своем намерении посредством оформления и подачи соответствующего заявления. Документ должен быть оформлен лично страхователем или его представителем по нотариально заверенной доверенности. Он может быть подан через электронный портал Госуслуг. Допускается его отправка по почте. Процедура добровольного вступления в отношения регламентирована статьей 4.5 Федерального закона №255 от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Гражданам, не являющимся ИП, не нужно представлять документы, подтверждающие их регистрацию в Налоговой Службе. Необходимую для регистрации заявителя в системе информацию территориальный орган ФСС запрашивает самостоятельно. Мероприятие должно быть им произведено не позднее одного рабочего дня со дня поступления заявления потенциального страхователя.

Дополнительно заявителю необходимо представить копии документов, удостоверяющих личность, и бумаг, подтверждающих определенный статус деятельности и факт, что он состоит на учете в налоговой инспекции. При подаче бумаг на личном приеме, заявителю необходимо предъявлять вместе с копиями их оригиналы, на основании которых уполномоченные работники произведут заверку скопированных версий. Во всех остальных ситуациях они должны быть нотариально заверены.

Как написать заявление?

Форма заявления на добровольное вступление в страховую систему регламентирована Приказом Минтруда России № 108н от 25.02.2014 (ред. от 27.11.2017) «Об утверждении Административного регламента». Скачать бланк можно по ссылке . Документ сформирован в виде таблицы, в графах которой заполняются сведения о заявителе. В верхней части указывается дата ее заполнения. Она должна совпадать с датой ее подачи на рассмотрение. В центральной части следует указать наименование уполномоченного органа, к представителям которого обращается с просьбой заявитель.

Все остальные анкетные сведения вносятся из документов, которые являются приложением к заявлению. Сущность заявления заключается в просьбе человека зарегистрировать его в ФСС и подтвердить факт вступления в правоотношения с Фондом. В нижней части формы необходимо указать способ доставки уведомления и заверить заявление личной подписью претендента постановки на учет или его доверенного лица.

При личной подаче заявления, оно регистрируется датой, в которую документы были вручены инспектору. При его отправке по почте или через электронный сервис регистрация производится днем поступления документов в отделение Фонда. Рассмотрение бумаг производится в день их получения. По итогам мероприятия заявителю предоставляется уведомление об его регистрации в статусе страхователя указанным в заявлении способом. Если человек не забирает документ на протяжении четырех дня со дня его подачи, то его отправляют по почте.

Что должно быть направлено страхователю?

После постановки на учет заявителя, ему выдается уведомление о проведенной добровольной регистрации и о предоставленной возможности получения страховой защиты при условии выполнения возложенных на страхователя обязательств регулярного перечисления на счет ФСС страховых платежей. В документе отражены:

  • Личные данные страхователя;
  • Информация о его налоговом статусе;
  • Присвоенные регистрационные номера страхователя;
  • Код подчиненности;
  • Дата проведенной регистрации и дата выдачи документа.

В текстовой части уведомления указано напоминание страхователю о том, что обязательства Фонда социального страхования актуальны только при условии выполнения им своих обязанностей. В ней также отражены порядок начисления страхового взноса, срока его оплаты и условия, при которых необходимо подавать отчетность.

Заключение

Гражданин, изъявивший желание добровольно стать участником социально-страховой системы, может рассчитывать на гарантированную поддержку государства только при условии своевременно внесенных страховых платежей. Для оформления защиты достаточно обратиться в отделение ФСС с соответствующим заявлением и комплектом бумаг. Нарушение сроков или оплата взносов в меньшем размере является основанием для Фонда отказать страхователю в сотрудничестве.

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Комментарий к статье 29

1. В п. 1 комментируемой статьи указываются лица, которые вправе добровольно вступить в правоотношения по ОПС . Комментируемая норма выделяет 5 групп таких лиц:
1) к первой группе относятся граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя . Комментируемая норма подп. 1 п. 1 ст. 29 относится к тем гражданам, которые в настоящее время работают за пределами Российской Федерации, но собираются получать пенсионное обеспечение в России или хотят, чтобы такое пенсионное обеспечение было рассчитано по правилам комментируемого Закона. Положения комментируемого пункта позволяют гражданам РФ позаботиться о своих пенсионных правах в будущем.
В соответствии с положениями ст. 6 комментируемого Закона страхователями не являются иностранные юридические лица, предоставляющие работу гражданам РФ за рубежом. При этом в соответствии со ст. 7 комментируемого Закона граждане РФ, работающие за пределами России, не признаются застрахованными лицами, если только самостоятельно добровольно не вступят в отношения по ОПС;
2) ко второй группе относятся физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо , за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с комментируемым Законом и законодательством РФ о налогах и сборах.
К данной категории относятся лица, которые имеют возможность уплачивать взносы на ОПС, занимающиеся соответствующей трудовой или предпринимательской деятельностью. При этом другое лицо в силу своего возраста, состояния здоровья, образования в сложившихся условиях не может получать выплаты, на которые бы начислялись страховые взносы на ОПС.
В качестве примера подобной категории граждан можно привести ситуацию, описанную в письме ПФР от 7 октября 2003 г. N СД-09-24/10623 "О добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство". В нем было указано, что за гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, в случае если за него не осуществляется уплата страховых взносов страхователем, вправе уплачивать страховые взносы любое физическое лицо, которое зарегистрируется в территориальном органе ПФР как страхователь, добровольно вступивший в правоотношения по ОПС (например, совместно проживающий и (или) совместно осуществляющий с гражданином подсобное хозяйство член его семьи).
Аналогично и гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, вправе добровольно вступить в правоотношения по ОПС и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с комментируемым Законом.
Другим примером является уплата страховых взносов мужем за жену, которая не работает, но занимается домашним хозяйством и воспитанием детей.
Также комментируемая норма подходит для ситуаций проживания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, как и для случаев проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ;
3) к третьей группе отнесены застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер , но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда тарифа страховых взносов в ПФР, установленного подп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ, увеличенное в 12 раз.
Комментируемая норма устанавливает ограничения для застрахованных лиц, являющихся одновременно страхователями и в этом качестве производящих уплату страховых взносов в фиксированном размере. Такие страхователи - это лица, которые не осуществляют выплаты иным физическим лицам. Кроме того, установление фиксированного размера способствует снижению нагрузки на указанных страхователей.
При этом, с одной стороны, комментируемой нормой подчеркивается право застрахованных лиц на дополнительные пенсионные накопления, с другой стороны, данное право этой же нормой ограничивается. Примечательно также то, что ст. 426 НК РФ установлены более низкие тарифы страховых взносов на ОПС (22% и при превышении предельной базы - 10%), но в комментируемой норме речь ведется о более высоком тарифе страховых взносов на ОПС - 26%. Данное обстоятельство может способствовать более интенсивному накоплению;
4) к четвертой группе относятся физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии с указанным Федеральным законом дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию - это индивидуально-возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно;
5) к пятой группе отнесены физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется ОПС . К данной группе будут относиться, например, иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в РФ, однако не работающие по трудовым или гражданско-правовым договорам, иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты. Комментируемая норма позволяет указанным лицам участвовать в отношениях по ОПС, хотя ст. 7 комментируемого Закона не относит их к застрахованным лицам.
2. В п. 2 комментируемой статьи содержится норма, в соответствии с которой лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по ОПС по нескольким основаниям из числа перечисленных в п. 1 ст. 29 комментируемого Закона, вправе добровольно вступить в правоотношения по ОПС по каждому из оснований . Например, гражданин РФ, работающий за границей, может сам вступить в отношения по ОПС по основанию, указанному в подп. 1 п. 1 ст. 29 комментируемого Закона, уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию (подп. 4 п. 1 ст. 29 комментируемого Закона) и при этом производить выплаты за свою супругу по основанию подп. 2 п. 1 ст. 29 комментируемого Закона.
3. В п. 3 комментируемой статьи определено, что в правоотношения по ОПС вступают в заявительном порядке - путем подачи такого заявления в территориальный орган ПФР - следующие лица из числа указанных в п. 1 ст. 29 комментируемого Закона:
- граждане РФ, работающие за пределами территории РФ;
- физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо;
- застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;
- физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется ОПС.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 627 "О порядке утверждения правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию" уполномоченным органом по утверждению соответствующих правил является Минтруд России.
Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС и заявления о прекращении правоотношений по ОПС утверждены Приказом Минтруда России от 31 мая 2017 г. N 462н:
1) в соответствии с указанными Правилами заявление о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС подается соответствующими лицами в территориальный орган ПФР по месту их жительства. Правилами не установлено, в какой территориальный ПФР необходимо подавать заявление, если такое заявление подается гражданином РФ, работающим за пределами территории России. Скорее всего, в таком случае гражданин должен направить соответствующее заявление по месту своего последнего жительства в России;
2) заявление подается лично в территориальный орган ПФР или направляется с использованием услуг почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления;
3) при подаче заявления о вступлении в правоотношения по ОПС и заявления о прекращении правоотношений по ОПС заявителем лично в территориальный орган ПФР представляется документ, удостоверяющий личность заявителя, и следующие документы (их копии):
- гражданами РФ, работающими за пределами территории РФ, - документы, подтверждающие факт работы заявителя или факт приглашения его на работу за пределами территории РФ либо дающие право на осуществление деятельности за пределами территории РФ;
- физическими лицами, уплачивающими страховые взносы за другое физическое лицо, - документ, удостоверяющий личность физического лица, за которое уплачиваются страховые взносы.
В случае если к заявлению, поданному заявителем лично в территориальный орган ПФР, приложены подлинники документов, с них снимаются копии, которые заверяются работником территориального органа ПФР. Подлинники документов возвращаются заявителю.
В случае направления заявления с использованием услуг почтовой связи к заявлению о вступлении в правоотношения и заявлению о прекращении правоотношений прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
4) по результатам рассмотрения поданного заявления о вступлении в правоотношения по ОПС заявителю выдается уведомление о регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по ОПС. Уведомление выдается в день подачи соответствующего заявления и приложенных к нему документов, если заявление подается лично, или направляется заявителю по почтовому адресу, указанному в заявлении, в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления с копиями документов.
В случае подачи заявления о снятии с учета заявителю выдается уведомление о снятии с учета в территориальном органе ПФР в качестве страхователя, прекратившего правоотношения по ОПС. Сроки выдачи такого уведомления аналогичны срокам выдачи уведомления о регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по ОПС.
4. В п. 4 комментируемой статьи определено, что для лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, порядок вступления в правоотношения по ОПС определяется ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанным Законом предусматривается два порядка: застрахованное лицо действует через своего работодателя или взаимодействует напрямую с ПФР .
4.1. Застрахованное лицо, желающее уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию путем их перечисления через работодателя , указывает в подаваемом работодателю заявлении об уплате указанных взносов размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на ОПС. Размер уплачиваемого застрахованным лицом дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию может быть изменен застрахованным лицом на основании его заявления. Работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию либо об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию, осуществляет исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления.
4.2. Уплата дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию осуществляется застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим указанный взнос , путем перечисления денежных средств в бюджет ПФР через кредитную организацию. При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении.
5. В п. 5 комментируемой статьи указывается, что лица, указанные в подп. 1 - 3, 5 п. 1 ст. 29 комментируемого Закона, осуществляют уплату страховых взносов на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.
Код бюджетной классификации для уплаты страховых взносов на страховую пенсию физическими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по ОПС, определяется в соответствии с Приказом Минфина от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно с помощью электронных сервисов ПФР.
6. В п. 5 комментируемой статьи также устанавливаются минимальный и максимальный размеры страховых взносов при добровольном вступлении в правоотношения по ОПС:
1) минимальный размер страховых взносов определяется как произведение двукратного МРОТ , установленного ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и 12 раз ;
2) максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ , установленного ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР , установленного подп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ (26%), увеличенное в 12 раз . При этом максимальный размер страховых взносов, указанный в комментируемом пункте, совпадает (что естественно) с максимальным размером страховых взносов, уплачиваемых застрахованными лицами, которые осуществляют в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот фиксированный размер.
Периоды уплаты страховых взносов (за исключением дополнительных страховых взносов физических лиц, уплачиваемых ими на накопительную пенсию) засчитываются для таких лиц в страховой стаж. При этом не может составлять более половины страхового стажа , требуемого для назначения страховой пенсии по старости, продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов следующими лицами:
- физическими лицами в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо;
- физическими лицами в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающими на территории РФ, на которых не распространяется ОПС.
7. В п. 6 комментируемой статьи указано, что уплата физическими лицами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (см. п. 4 комментария к настоящей статье) .
8. В п. 7 комментируемой статьи определены границы права на страховое обеспечение по ОПС , которое реализуется при соблюдении условий, установленных ФЗ "О страховых пенсиях" и ФЗ "О накопительной пенсии". Отчасти комментируемая норма развивает положения п. 6 настоящей статьи.
Смысл указанной нормы заключается в том, что для реализации норм комментируемой статьи лицо должно:
1) иметь право на страховую пенсию - то есть иметь соответствующий стаж, возраст, дающий право на получение страховой пенсии, по инвалидности или по случаю потери кормильца;
2) иметь право на накопительную пенсию - то есть иметь в наличии средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении иных условий, предусмотренных ФЗ "О накопительной пенсии":
- иметь право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно;
- иметь размер накопительной пенсии более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Новая форма "Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию" официально утверждена документом Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.09.2008 N 476н.

Подробнее о применении формы:

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июнь 2019

    Организаций на дату вступления в силу соответствующего решения... имущества, полученного в собственность в результате правоотношений, предусмотренных... пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченные обществом (вкладчиком) в пользу работников (участников) в... страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 процента... организаций в составе доходов не учитываются добровольные имущественные... и могут прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченной...

  • О отражении сведений об уплате взносов в заявлении о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС

    Отражения в заявлении о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию сведений об уплате страховых взносов. Согласно изменениям в разделе V заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию...

  • О внесении изменений в правила подсчета страхового стажа для пенсий самоанятых

    Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в страховой стаж засчитывается период... со дня подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС по день подачи заявления о прекращении правоотношений по ОПС). Если общая... 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". постановление Правительство

  • В заявлении о добровольной уплате пенсионных взносов исправили данные о сумме

    N 240н Минтруд подкорректировал форму заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, утвержденную приказом от 31 мая... закона 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Новый приказ вступит... сведения о взносах. Кстати, напомним, что в конце марта Минтруд предлагал понизить обязательный... минимум "добровольных" взносов...

  • Снижение минималки для "добровольцев" по ОПС ко второму чтению почти неизменно

    Законопроект о снижении минимального взноса для физлиц, добровольно уплачивающих взносы на обязательное пенсионное страхование (№ 506458 ... -7). Вносятся изменения в статью 29 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в... года. Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС (об их прекращении) подано в ПФ в течение расчетного...

  • Снижен минимальный взнос для желающих добровольно платить деньги в ПФ

    Добровольно уплачивающих взносы на обязательное пенсионное страхование. Вносятся изменения в статью 29 закона "Об обязательном пенсионном страховании в... РФ". Сейчас установлено, что минимальный размер "добровольных& ... года. Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС (об их прекращении) подано в ПФ в течение расчетного... выравнивание условий пенсионного страхования для граждан, которые вступили в него добровольно, с условиями...

  • Снижение пенсионных взносов для физлиц-"добровольцев" прошло первое чтение

    Обязательное пенсионное страхование (№ 506458-7). Вносятся изменения в статью 29 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в... РФ". Поправки будут касаться лиц, добровольно вступивших в правоотношения по ОПС... года. Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по ОПС подано в территориальный орган ПФ в течение расчетного...

  • Для граждан, которые добровольно платят взносы в ПФ, изменят правила их расчета

    Об обязательном пенсионном страховании. Поправки будут касаться лиц, добровольно вступивших в правоотношения по ОПС, и вноситься в статью... года. Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по ОПС подано в территориальный орган ПФ в течение расчетного... количеству календарных месяцев, в которых лицо состояло в указанных правоотношениях. За неполный... на выравнивание условий пенсионного страхования для граждан, которые вступили в него добровольно, с условиями...

  • В ГД внесены поправки о снижении минимального взноса на ОПС для физлиц-"добровольцев"

    ... "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Поправки будут касаться лиц, добровольно вступивших в правоотношения по ОПС... года. Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по ОПС подано в территориальный орган ПФ в течение расчетного... количеству календарных месяцев, в которых лицо состояло в указанных правоотношениях. За неполный месяц... на выравнивание условий пенсионного страхования для граждан, которые вступили в него добровольно, с условиями...

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служитсоциальная помощь . В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам). Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; социальные пособия; субсидии; компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам; бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви); дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий; дотации на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах; оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору , используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи.

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

    Обязательное социальное страхование: субъекты, объект, содержание и правовое регулирование.

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившиетрудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

    Порядок добровольного вступления в систему обязательного пенсионного страхования.

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ)

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ)

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

3. Лица, указанные в подпунктах 1,2,3и5 пункта 1настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

5. Лица, указанные в подпунктах 1,2,3и5 пункта 1настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов в размере и порядке, которые установлены статьей 28 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009))

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

7. Право лиц, указанных в пункте 1настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

гл. V, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}

Лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2, 3 и 5 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», регистрируются в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователей на основании следующих документов:

1) заявление о регистрации в территориальных органах ПФР страхователя, добровольно вступающего в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

2) паспорт или другой документ, удостоверяющий личность страхователя и подтверждающий его регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации;

3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

4) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих факт работы за пределами территории Российской Федерации или факт приглашения на работу либо дающих право на осуществление частной предпринимательской или иной деятельности за пределами территории Российской Федерации (только для лиц, работающих за пределами территории Российской Федерации либо получившие право заниматься предпринимательской или иной деятельностью за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством государства, на территории которого осуществляется указанная частная деятельность);

5) паспорт или другой документ, удостоверяющий личность физического лица, за которое будут уплачиваться страховые взносы, и подтверждающий его регистрацию по месту жительства (только для лиц, уплачивающих фиксированный размер страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»);

6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования физического лица, за которое будут уплачиваться страховые взносы (только для лиц, уплачивающих фиксированный размер страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

При регистрации в территориальных органах ПФР страхователю вручается Уведомление о регистрации в территориальных органах ПФР страхователя, вступившего в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Физическому лицу, уплачивающему фиксированный размер страховых взносов за нескольких физических лиц, вручается отдельное Уведомление в отношении каждого физического лица, за которое уплачиваются фиксированные размеры страховых взносов.

    Социальное обеспечение за счет бюджетных средств: круг обеспечиваемых, условия и виды обеспечения.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеется в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи, с чем имеют обязательную силу на всей территории России, т. е. гарантируются самим государством.

На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта Российской Федерации, либо средства местных бюджетов.

Специфика круга лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, заключается в том, что он охватывает, во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными; во-вторых, все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.

К первой категории относятся, например, военнослужащие, служащие органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, горноспасательных частей, налоговой полиции и др. За счет средств федерального бюджета им выплачиваются пенсии, пособия, предоставляются иные виды социального обеспечения именно в связи с прохождением данного вида службы.

Ко второй категории, как уже говорилось, относится все население страны, включая граждан из числа застрахованных, а также проходящих службу, поскольку определенные виды социального обеспечения гарантируются гражданину как члену общества вне всякой связи с его трудом. К таким видам обеспечения относятся: социальные пособия в связи с рождением ребенка; ежемесячные пособия на ребенка до достижения им 16 (учащимся 18) лет; социальное пособие на погребение; пособие по безработице гражданам, ищущим работу впервые или после длительного перерыва; государственная социальная помощь; различного рода компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством (например, трудоспособным, неработающим гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом; учащимся на питание; приемной семье на содержание детей и т.д.); социальная помощь на дому одиноким пожилым гражданам и инвалидам I и II групп, нуждающимся в постороннем уходе; полу стационарное и полное стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспортными средствами; протезно-ортопедическая помощь; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение пожилых граждан и инвалидов; содержание детей в детских учреждениях; различного рода льготы. Указанные виды социального обеспечения предоставляются любому гражданину при наступлении обстоятельств, указанных в законодательстве, и независимо от того, что он получает те или иные виды страхового обеспечения либо иные виды социального обеспечения за счет бюджетных средств.

    Понятие предмета права социального обеспечения. Признаки общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

По социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

Предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

Процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут. Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных. Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др. Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др. Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения. Кроме того, в предмет права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги). Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения, помимо характеристик, связанных с отраслевой принадлежностью, в соответствии с общетеоретической классификацией могут быть материальными и процессуальными. В рамках материального правоотношения реализуются материальные нормы права, то есть права, устанавливающие субъективные права и обязанности субъектов, а также ответственность за несоблюдение прав и неисполнение обязанностей. Материальные правоотношения включают в себя, как известно из общей теории права, отношения имущественные и неимущественные. Материальные отношения, регулируемые правом социального обеспечения, являются главным образом имущественными, поскольку субъективные права, предусматриваемые нормами данной отрасли, имеют определенное имущественное (выраженное в стоимостных показателях) содержание. Наличие конкретных носителей субъективных прав на социальное обеспечение, с которыми корреспондируют юридические обязанности других конкретно установленных субъектов, позволяет определить правоотношения по социальному обеспечению как относительные.

Процессуальные отношения по социальному обеспечению выступают формой реализации указанных субъективных прав и юридических обязанностей. Например, они включают отношения, связанные, с одной стороны, с обращением субъекта за тем или иным материальным благом, составляющим предмет обязательств по социальному обеспечению, а также с совершением правообязанными субъектами, с другой стороны, действий, направленных на предоставление данных благ.

    Метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению. Отражение специфики метода в правовом положении субъектов, особенностях юридических фактов, защиты субъективных прав.

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий .

Метод правового регулирования - совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Особенности метода права социального обеспечения:

    сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

    специфические способы определения содержания правоотношений;

    отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;

    установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;

    специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.