В июле 2006 года в Законе об акционерных обществах появилась глава XI.1, регулирующая порядок приобретения более 30 % акций открытого Общества.

В правовых системах зарубежных стран много внимания уделяется обеспечению интересов миноритарных акционеров при приобретении контрольного пакета акций компании одним лицом или группой аффилированных лиц.

Однако появление данных новелл в российском законодательстве породило ряд вопросов, разрешение которых требуется для применения новых норм на практике.

Настоящая статья посвящена попытке осмыслить логику, примененную законодателем при установлении нового порядка приобретения более 30% акций открытого акционерного общества.

Статья 84.2 Закона об акционерных обществах обязывает лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (ст. 84.2 Закона).

В силу п. 6 ст. 84.2 с момента приобретения более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и до даты направления в открытое общество обязательного предложения, соответствующего требованиям настоящей статьи, лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются.

В соответствии с п. 7 ст. 84.2 Закона правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.

При обращении к данной норме невольно возникает два взаимосвязанных вопроса:

  1. Влияет ли на изменение количества голосующих акций дальнейшее увеличение количества акций лицами, которые не исполнили обязанность по направлению обязательного предложения после приобретения 30 % акций?
  2. Что же это за «вновь приобретенные акции, превышающие соответствующую долю»?

Обратимся к судебной практике.

Высший арбитражный суд Российской Федерации в Постановлении № 7709/12 от 30 октября 2012 года указал на то, что «с момента приобретения акционерами пакета акций общества в размере свыше 30 % их общего количества они и их аффилированные лица до направления обязательного предложения могли голосовать на общем собрании акционеров лишь 30 % акций. При этом, поскольку акционеры изначально не направили обязательного предложения о выкупе акций, положения п. 8 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах (передача акций между аффилированными лицами) применены быть не могут. Иной подход может быть использован как средство ухода от обязанности направлять публичную оферту о приобретении акций, что существенно снижает защищенность экономических интересов остальных их владельцев».

То есть, по мнению Высшего арбитражного суда, если акционер не направил обязательное предложение, приобретя более 30 % акций, то ограничения по голосованию сохраняются и при дальнейшем увеличении количества акций.

Указанный вывод подтверждается также и сложившейся практикой нижестоящих судов, например:

Дело № А33-8082/2012 (Третий арбитражный апелляционный суд - Постановление от 15 мая 2013 года):

Обстоятельства: Истец - акционер ОАО «КЗХ «Бирюса» обратился с иском о признании недействительными решений, принятых на внеочередном общем собрании акционеров. Как указывает Истец, на общем собрании акционеров отсутствовал кворум для проведения собрания, поскольку акционеры Городов П.А. и Климатова Е.И., являющиеся аффилированными лицами, в соответствии с п. 6 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах не имели права голосовать акциями, превышающими 30 % общего количества голосующихся акций общества. Климатова владела 23,65 % акций, Городов - 27,74 %, что в совокупности составило 51,39% акций Общества.

Мнение суда: В совокупности Климатова Е.И. и Городов П.А. владеют 51,39 % (103 521 262 акции) от общего количества размещенных акций ОАО «КЗХ «Бирюса», с момента приобретения более 30 процентов общего количества акций ответчика не направили обязательного предложения акционерам-владельцам остальных акций публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг, следовательно, в соответствии с п. 6 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах на собрании Городов П.А. и Климатова Е.И. вправе принимать участие в голосовании с 60 419 917,20 акциями (30 % от 201 399 724), а 43 101 344,80 (103 521 262 - 60 419 917,20) акций не должны учитываться при подведении итогов голосования и определения кворума.

Дело № А07-11919/2013

Вывод: Суд установил ограничение в 30 %, а не 50%.

Обстоятельства: Истцы со ссылкой на часть 6 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах указывают, что при голосовании на внеочередном общем собрании акционеров отсутствовал кворум, так как акционеры ООО «Возрождение» и ООО «УГС-Девелопмент» признаются аффилированными, на момент проведения общего собрания они имели 69,5 % общего количества акций ОАО «Трест Уфагражданстрой», и, как утверждают истцы, имели право голосовать только 30 % от общего количества акций ОАО «Трест Уфагражданстрой».

Мнение суда первой инстанции (Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2013 по делу № А07-11919/2013): «В настоящем деле подлежит применению п. 7 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества… Следовательно, акционеры ООО «Возрождение» и ООО «УГС-Девелопмент» имели право голосовать пакетом акций в 50 % из 69,5 %».

Мнение суда апелляционной инстанции (Постановление Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда от 06.11.2013 по делу А07-11919/2013): «Ответчик, третьи лица против утверждения истцов об аффилированности общества «УГС-Девелопмент» и общества «Возрождение» не оспорили, не представили доказательства направления обществом «УГС-Девелопмент», владеющим 57 530 обыкновенными именными бездокументарными акциями общества «Трест Уфагражданстрой» (40,65 % от голосующих акций эмитента) в общество «Трест Уфагражданстрой» обязательного предложения.

Учитывая названные обстоятельства, общество «УГС-Девелопмент» и общество «Возрождение» имели право голоса на собрании акционеров только по акциям, составляющим 30 % таких акций. Голосовать акциями в количестве 39, 55 % у названных лиц права не имелось.

Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что общество «УГС-Девелопмент» и общество «Возрождение» имели право голоса на собрании акционеров по акциям, составляющим 50 % таких акций, является неверным, основанным на неправильном применении норм п. 7 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, не подлежащем применению».

Также при ответе на вышеуказанные вопросы особый интерес представляет дело № А40-169239/13.

Обстоятельства: ЗАО «МАКС» обратилось в суд с иском ОАО «МОСИТАЛМЕД» о признании недействительными решений, принятых на внеочередном общем собрании акционеров ОАО «МОСИТАЛМЕД». Обоснованием иска явилось то, что оспариваемое внеочередное общее собрание акционеров было проведено с нарушением порядка подсчета итогов голосования, поскольку при подсчете голосов, должны были учитываться лишь 30 % голосующих акций ООО «СТАРТ», являющегося акционером ОАО «МОСИТАЛМЕД» с пакетом акций в размере 51 %, так как мажоритарным акционером в 2009 году не была исполнена обязанность по направлению обязательного предложения в связи с приобретением им, совместно с группой аффилированными лицами 33 % пакета акций.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований было отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2014 года Решение суда первой инстанции было отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Арбитражный суд Московского округа Постановлением от 18 августа 2014 года оставил постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в силе.

Судом первой инстанции не было уделено какого-либо внимания доводам Истца относительно правильности трактовки положений п. 7 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах.

Между тем, как указал Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении, п. 1, 6, 7 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах направлены на защиту имущественных прав акционеров в условиях наращивания в акционерном обществе корпоративного контроля кем-либо из владельцев ценных бумаг совместно с его аффилированными лицами.

Судом было указано на то, что, поскольку ООО «СТАРТ» изначально не направило обязательного предложения о выкупе акций, положения пунктов 7 и 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах в данном случае применены быть не могут. Иной подход может быть использован как средство ухода от обязанности направлять публичную оферту о приобретении акций, что существенно снижает защищенность экономических интересов остальных их владельцев.

Таким образом, в судебной практике сложилась позиция, согласно которой, даже при единовременном приобретении аффилированными лицами пакета акций, превышающего 50 %, обязательное предложение должно быть изначально направлено о приобретении 30 % акций, и до направления указанного уведомления, акционеры совместно с аффилированными лицами могут голосовать только 30 % акций.

Если следовать рассуждениям оппонентов по таким делам, то в случае, если акционер приобретает пакет акций, превышающий 30 %, а впоследствии увеличивает свой пакет акций до показателя выше следующего порогового значения, например, до 52 % акций, то его обязанность по направлению обязательного предложения, возникшая первоначально в связи с превышением порогового значения в 30 %, прекращается. И в этом случае, якобы, ограничения по учету голосующих акций буду распространяться лишь на «вновь приобретенные акции» свыше 50 %.

Однако подобное толкование искажает цель действия данной нормы Закона «Об акционерных обществах». Возможно, что юридическая техника в данной статье несовершенна. Поэтому, рассуждая о назначении данной нормы, необходимо иметь ввиду следующее.

Существует два основных сценария:

  1. На момент появления в российском законодательстве указанной нормы акционер является владельцем пакета акций ниже 30 %;
  2. На момент появления указанной нормы акционер владеет пакетом акций свыше 30 или 50 %.

В таком случае, после вступления в силу норм главы XI.1:

Акционеры первого типа обязаны при превышении порога в 30 % акций направить обязательное предложение в соответствии с правилом п. 1 ст. 84.2 Закона «Об акционерных обществах», и ограничения, предусмотренные п. 6 ст. 84.2, будут распространяться на 30 % голосующих акций до момента направления обязательного предложения, несмотря на возможное дальнейшее увеличение пакета акций;

Акционеры второго типа не несут обязанности по направлению обязательного предложения в связи с приобретением пакета свыше 30, 50, 75 % акций, поскольку указанные действия были совершены еще до появления указанной нормы в российском законодательстве.

На мой взгляд, именно к акционерам второго типа и обращено пояснение, данное законодателем в п. 7 ст. 84.2 Закона «Об акционерных обществах»:

«В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю».

На сегодняшний день учеными не уделено какого-либо внимания данной проблеме применения ст. 84.2 Закона.

Между тем, некоторые исследователи высказывают аналогичное мнение, что формулировки ст. 84.2 не позволяют однозначно исключить для такого владельца наступление негативных последствий как в виде лишения права голоса по акциям, превышающим 30-процентный пакет, при проведении общих собраний акционеров, так и в виде привлечения к административной ответственности по ст. 15.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях .

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что увеличение количества акций у лиц, которые не исполнили обязанность по направлению обязательного предложения после приобретения 30 % акций, не влияет на изменение количества голосующих акций, что в ином бы случае вело к искажению смысла, закладываемого законодателем в ст. 84.2 Закона об акционерных обществах.

Статья 84.2. Обязательное предложение о приобретении акций публичного общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества

1. Лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).

Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в публичное общество.

До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.

2. В обязательном предложении должны быть указаны:

имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, и иные предусмотренные пунктом 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона сведения, а также информация о его месте жительства или месте нахождения;

имя или наименование акционеров публичного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направившего обязательное предложение;

количество акций публичного общества, принадлежащих лицу, направившему обязательное предложение, и его аффилированным лицам;

предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения (с учетом требований абзаца шестого пункта 2 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг требованиям пункта 4 настоящей статьи;

срок принятия обязательного предложения (срок, в течение которого заявление о продаже ценных бумаг должно быть получено лицом, направившим обязательное предложение), который не может быть менее чем 70 и более чем 80 дней с момента получения обязательного предложения публичным обществом;

абзац восьмой утратил силу с 1 июля 2016 г.;

абзац девятый утратил силу с 1 июля 2016 г.;

срок оплаты ценных бумаг, который не может быть более чем 17 дней с момента истечения срока принятия обязательного предложения;

порядок и форма оплаты ценных бумаг;

сведения о лице, направившем обязательное предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;

сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и об условиях банковской гарантии.

В случае определения рыночной стоимости ценных бумаг оценщиком к обязательному предложению, направляемому в публичное общество, должна прилагаться копия отчета оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг.

В обязательном предложении должна содержаться сделанная Банком России отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного статьей 84.9

В обязательном предложении могут быть указаны планы лица, направившего обязательное предложение, в отношении публичного общества, в том числе планы в отношении его работников.

Не допускается устанавливать в обязательном предложении условия, не предусмотренные настоящим пунктом.

3. К обязательному предложению должна быть приложена банковская гарантия, соответствующая требованиям пункта 5 статьи 84.1 настоящего Федерального закона.

4. Цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 84.9 настоящего Федерального закона. Если ценные бумаги обращаются на организованных торгах двух и более организаторов торговли, их средневзвешенная цена определяется по результатам организованных торгов всех организаторов торговли, где указанные ценные бумаги обращаются шесть и более месяцев.

В случае, если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).

Если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в публичное общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.

5. Обязательным предложением должна предусматриваться оплата приобретаемых ценных бумаг деньгами.

Обязательным предложением может предоставляться возможность выбора формы оплаты приобретаемых ценных бумаг деньгами или другими ценными бумагами владельцам приобретаемых ценных бумаг.

Денежная оценка ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, должна быть не выше их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в публичное общество, а если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, - не выше их рыночной стоимости, определенной оценщиком. Документы, подтверждающие денежную оценку указанных ценных бумаг, прилагаются к обязательному предложению.

6. С момента приобретения более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и до даты направления в публичное общество обязательного предложения, соответствующего требованиям настоящей статьи, лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются.

Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций публичного общества (указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций публичного общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.

Требования настоящей статьи не применяются при:

приобретении акций при учреждении или реорганизации публичного общества, преобразовании негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, в публичное общество;

приобретении акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если такое добровольное предложение соответствует требованиям пунктов 2-5 настоящей статьи;

приобретении акций на основании ранее направленного обязательного предложения;

передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования;

погашении части акций публичным обществом;

приобретении акций в результате осуществления акционером преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций;

приобретении акций в результате их размещения лицом, указанным в проспекте ценных бумаг в качестве лица, оказывающего услуги по организации размещения и (или) размещению акций, при условии, что срок владения такими ценными бумагами этим лицом составляет не более чем шесть месяцев;

направлении в публичное общество уведомления владельцам ценных бумаг о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со статьей 84.7

направлении в публичное общество требования о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 настоящего Федерального закона;

приобретении акций в целях формирования имущества государственной корпорации, созданной на основании федерального закона, за счет имущественного взноса Российской Федерации;

приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал публичного акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;

приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций публичного акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации;

передаче в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", акций из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.

Впервые специальная процедура приобретения крупного пакета акций (более 30 % голосующих акций, составляющих уставный капитала общества) была описана Федеральным законом от 05.01.2006 г. № 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" , дополнившим Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее также – Закон об АО) новой главой XI.1 "Приобретение более 30 процентов акций открытого общества". Именно эта глава ввела понятия "добровольное предложение" и "обязательное предложение", описывающие механизм приобретения акций на основе публичной оферты.

Но вернемся в настоящее. С 01 сентября 2014 года глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) претерпела существенные изменения. Из ГК РФ исключили конструкции закрытых и открытых акционерных обществ, и законодательно закрепили новые организационно-правовые формы: публичные и не публичные акционерные общества . Так на какие же акционерные общества сейчас распространяются требования главы XI.1 закона об акционерных обществах в общем и статьи 84.2, определяющей основные положения относительно обязательного предложения, в частности?

Как мы помним, в соответствии со статьей 84.2 Закона об АО обязанность направить публичную оферту была предусмотрена для открытых акционерных обществ, и с учетом ныне исключенного пункта 1.1 указанного закона , начиная с 01.09.2014 г. обязательное предложение о выкупе акций в порядке статьи 84.2 закона об акционерных обществах могло быть направлено только в отношении акций публичного акционерного общества.

По правилам пунктов 1 и 2 статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Однако Банк России в своем письме от 01.12.2014 г. уточнил, что " начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона)…", при этом добавив что "…процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса".

Таким образом, регулятор обозначил перечень акционерных обществ, к которым с 01.09.2014 г. могут быть применимы (начаты) процедуры главы XI.1 Закона об АО:

  • публичные акционерные общества, отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ;
  • акционерные общества, не отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, но устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (т.е. технически являющиеся публичными акционерными обществами);
  • открытые акционерные общества, которые не привели устав и фирменное наименование в соответствие с ГК РФ, обозначив, тем самым, публичный или непубличный статус.

Но отметим, что законодатель при приведении закона об акционерных обществах в соответствии с ГК РФ расширил вышеуказанный перечень, распространив действия положений главы XI.1 закона также и на ранее (до 01.09.2014 г.) открытые акционерные общества, которые исключили из своего фирменного наименования указание на тип акционерного общества ("открытое"), установив непубличный статус. Данную норму он изложил в пункте 8 статьи 27 Федерального закона 29.06.2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". То есть с 01.07.2015 г. перечень обществ, в отношении которых применяются процедуры главы XI.1 Закона об АО и, в частности, статьи 84.2, следующий:

Обратимся к понятию "обязательное предложение". Исходя из буквального толкования статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" обязательное предложение – это публичная оферта, сделанная лицом, которое приобрело более 30% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, и содержащая предложение акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, о приобретении этих ценных бумаг.

Отметим, что статья 84.2 закона об акционерных обществах не содержит указаний на иные общества, в которых возможна описанная в этой статье процедура. Но, как мы с вами уже выяснили, обязанность по направлению публичной оферты распространяется также на лиц, которые приобрели более 30 % голосующих акций, составляющих уставный капитал непубличного акционерного общества, которое на 1 сентября 2014 года являлось открытым акционерным обществам, открытого акционерного общества, которое не привело свое наименование в соответствие с действующим законодательством, а также формально публичного акционерного общества (не отвечающего признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, но устав и фирменное наименование которого содержат указание на его публичный статус). Для простоты изложения далее будем использовать укрупненное понятие "акционерное общество".

Итак, у лица, которое приобрело более 30 % общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, появляется обязанность направить предложение остальным акционерам о приобретении их акций. Но, если обратить внимание на пункт 7 статьи 84.2 Закона об АО, то мы видим, что законодатель ввел и два других пороговых значения: 50 и 75 % общего количества голосующих акций общества.

Как представляется, речь идет о случаях приобретения акционером, уже владеющим более 30% голосующих акций, составляющих уставный капитал, голосующих акций акционерного общества, в результате чего доля акций этого акционера превышает 50 или 75% общего количества голосующих акций этого общества (с учетом акций, принадлежащих этому акционеру и его аффилированным лицам). Т.е. ограничения, установленные пунктом 6 статьи 84.2 Закона об АО, распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю. Какие ограничения определены в указанном пункте? С момента приобретения более 30 процентов общего количества голосующих акций акционерного общества и до даты направления в публичное общество обязательного предложения (согласно пункту 1 статьи 84.2 обязательное предложение должно быть сделано в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций), покупатель и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Применительно к ситуации приобретения доли акций, превышающей 50 или 75% общего количества голосующих акций акционерного общества, и до даты направления в общество обязательного предложения акционер, владеющий крупным пакетом акций, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 50 или 75% общего количества акций соответственно.

На практике не редки случаи признания судами недействительным решения общего собрания акционеров, принятого с нарушений требований к кворуму собрания вследствие не направленного обязательного предложения, ссылаясь, в том числе, на правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 14613/11, от 30 октября 2012 года № 7709/12.

Какие еще существуют негативные правовые последствия, связанные с ненаправлением обязательного предложения?

Действующее законодательство предусматривает только два последствия неисполнения лицом, которое приобрело более 30 процентов голосующих акций акционерного общества, обязанности направить остальным акционерам обязательное предложение. Первое последствие мы описали выше - это ограничение количества акций, которыми такое лицо и его аффилированные лица вправе голосовать до даты направления обязательного предложения, второе - административная ответственность в виде штрафа по статье 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Причем истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности , не освобождает такое лицо от обязанности направить публичную оферту о приобретении акций остальных акционерам в порядке статьи 84.2 закона об акционерных обществах, а также от ограничения, установленного пунктом 6.

При этом следует отметить, что в случае ненаправления обязательного предложения в установленный законом 35-дневный срок остальные акционеры общества не обладают правом на иск о понуждении лица, обязанного направить публичную оферту о приобретении акций, к исполнению такой обязанности. Данная позиция нашла широкое отражение в судебной практике (см., например: Определение ВАС РФ от 17.09.2012 г. № ВАС-11896/12 по делу № А12-12288/2011, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2016 г. № Ф05-7277/2016 по делу № А40-159967/2015 , Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2015 г. № Ф05-5669/2015 по делу № А40-132281/14-22-1117, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2014 г. по делу № А66-1272/2014 , Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2013 г. по делу № А19-13539/2012, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2013 г. № Ф03-1833/2013 по делу № А51-8475/2012, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2011 г. по делу № А78-7937/2010 и др.) Во всех этих случаях суды обосновывают свое решение (отказ в удовлетворении соответствующих требований) ненадлежащим средством правовой защиты, избранным истцами, поскольку законодательством предусмотрены иные негативные последствия ненаправления обязательного предложения. Также суды сходятся во мнении, что акционеры не могут обязать это лицо выкупить принадлежащие им акции.

Но представляется, что в ближайшем будущем данная ситуация изменится. Государственной думой в первом чтении принят проект Федерального закона № 1036047-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1036047-6) , согласно которому владельцу ценных бумаг общества планируется предоставить право требовать их выкупа в случае, если не сделано обязательное предложение о приобретении акций. Согласно проекту в случае неисполнения обязанности по направлению обязательного предложения, акционерам предоставляется право предъявить требование о выкупе своих акций, при этом самостоятельно определяя минимальную цену продажи акций.

Но это в будущем, а в настоящем? Какие действия на сегодняшний момент может предпринять миноритарный акционер для защиты своих интересов? Ни для кого не секрет, что миноритарии, как правило, заинтересованы в продаже принадлежащих им акций по максимально высокой цене. Причем независимо от момента их отчуждения – в рамках обязательного предложения или нет.

Поэтому, во-первых, он может оспорить цену выкупаемых ценных бумаг путем обращения с соответствующим иском в суд.

Согласно пункту 4 статьи 84.2 закона об акционерных обществах определение цены ценных бумаг, приобретаемых в рамках обязательного предложения, осуществляется следующим способом:

1) рассчитывается средневзвешенная или рыночная цена акций;

2) производится сравнение указанной цены с наибольшей ценой, уплаченной оферентом (его аффилированными лицами) при приобретении акций общества до направления публичной оферты.

В итоге цена обязательного предложения определяется как большая из двух вышеуказанных двух цен. "Такой подход фактически основывается на принципе уплаты наивысшей цены, и направлен на защиту прав миноритарных акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях" (из Решения Арбитражного суда Томской области от 19.01.2012 г. по делу № А67-3097/2011).

При этом не стоит забывать, что в случае определения рыночной цены акций на основе отчета оценщика, как обязывает Закон об АО, их стоимость должна учитываться в 100-процентном пакете без учета размера пакета, в составе которого проводится оценка. Такой правовой подход обозначен Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 г. № 443/11 по делу № А08-2788/2008-21).

Во-вторых, продать принадлежащие ему акции третьим лицам по выгодной цене, не акцептируя полученное обязательное предложение о приобретении акций от лица, ставшего владельцем более 30 % (50 %, 75 %) голосующих акций общества самостоятельно или с его аффилированными лицами. Причем офферент не вправе требовать признания таких сделок недействительными.

Итак, мы рассмотрели, какое развитие получил институт обязательного предложения в акционерном законодательстве России с момента его появления в 2006 году по настоящее время, затронув, к сожалению, лишь некоторые проблемные моменты.

Как мы упомянули выше, в настоящее время Государственной думой рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)" (№ 1036047).

"Целью законопроекта является повышение уровня защиты прав акционеров при поглощении в целях установления ясного, непротиворечивого и адекватного механизма поглощения, а также обеспечение баланса интересов всех участников процедуры поглощения" – указывают в Пояснительной записке к законопроекту его разработчики. И мы надеемся, что эта цель будет достигнута.

Вступил в силу 01.07.2006 г.

См. подробнее Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Утратил силу с 01.07.2016 г.

<Письмо> Банка России от 01.12.2014 г. № 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации"

Дата вступления в силу Закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ.

Отметим, что в соответствие с п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которого на 01.07.2015 г. содержит указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества, до 01.07.2020 г. обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении за нарушение законодательства об акционерных обществах не может быть вынесено по истечении одного года, а в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, в том числе, в связи с истечением сроков давности к административной ответственности.

Это тема всегда актуальна, так как на рынке постоянно происходят соответствующие события, и инвесторы сталкиваются с не совсем понятными для них условиями, когда они могут предъявить бумаги к выкупу или же у них просто их принудительно выкупают. Понимание процесса выставления оферт поможет вам делать более правильные выводы относительно тех или иных корпоративных событий.

Добровольное предложение о приобретении более 30% акций публичного общества

Для начала поговорим о добровольном предложении. Право направить такое предложение, то есть публичную оферту о приобретении принадлежащих владельцам акций публичного общества, появляется, когда инвестор, который хочет приобрести более 30% общего количества обыкновенных и привилегированных акций публичного общества (с учетом акций принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам).

Акционеры, согласные с условиями сделки, отправляют потенциальному инвестору заявления о продаже своих акций. На основе этих заявлений затем и совершаются сделки.

Примеры: Добровольное предложение «Интер РАО Капитал» о выкупе акций ОАО «Мосэнергосбыт», добровольная оферта «Сафмар» миноритариям «М.видео», добровольное предложение «Восток-Финанс» о выкупе акций «РАО ЭС Востока».

Подробнее: статья 84.1 ФЗ "Об акционерных обществах".

Обязательное предложение о приобретении акций публичного общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества

Если инвестором уже было приобретено более 30%, 50%, 75% общего количества акций публичного общества, то в течение 35 дней с момента внесения приходной записи по лицевому счету (счету депо), он обязан направить владельцам остальных акций и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту об их приобретении, то есть обязательное предложение.

Цена

Цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов за шесть предыдущих месяцев.

Если ценные бумаги обращаются на двух и более площадках, их средневзвешенная цена определяется по результатам торгов всех организаторов торговли, где указанные ценные бумаги обращаются шесть и более месяцев.

Если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев , цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной оценщиком.

Если в течение 6 месяцев до того, как было направлено обязательное предложение, оферент и его аффилированные лица приобрели (либо приняли на себя обязанность приобрести) соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг по обязательному предложению не может быть ниже наибольшей цены, по которой они приобрели ценные бумаги ранее.

Обязательным предложением может предоставляться возможность выбора формы оплаты приобретаемых ценных бумаг деньгами или другими ценными бумагами.

Примеры: Обязательное предложение Роснефти по выкупу акций Башнефти, обязательное предложение ПАО «Промсвязьбанк» по выкупу акций Банк «Возрождение» (ПАО).

Подробнее: статья 84.2 ФЗ "Об акционерных обществах".

Обязанности публичного общества после получения добровольного или обязательного предложения. Порядок принятия добровольного или обязательного предложения

В течение 15 дней после получения предложения публичное общество обязано его направить (с указанием даты поступления и рекомендациями совета директоров) владельцам ценных бумаг для сообщения о проведении общего собрания.

Владельцы ценных бумаг вправе принять предложение путем подачи заявления о продаже ценных бумаг. Что должно быть указано в заявлении?

Заявление должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать владельца ценных бумаг, вид, категория (тип) и количество ценных бумаг, которые их владелец согласен продать, а также выбранная форма их оплаты.

Кроме того, если выбранной формой оплаты являются другие ценные бумаги, то нужно предоставить регистратору сведения о лицевом счете или счете депо, на который подлежат зачислению вносимые в оплату ценные бумаги, не позднее дня истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения.

Владелец ценных бумаг, зарегистрированный в реестре, вправе отозвать заявление о продаже ценных бумаг до истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения.

Если общее количество акций, в отношении которых поданы заявления об их продаже, превышает количество, которые намерено или вправе приобрести оферент, акции приобретаются у акционеров в количестве, пропорциональном указанному в заявлениях количеству акций, если иное не предусмотрено добровольным предложением или заявлением о продаже акций.

Какие ограничения после подачи заявления?

Со дня получения регистратором общества заявления владельца ценных бумаг о продаже и до дня внесения записи о переходе прав на продаваемые ценные бумаги к оференту или до дня получения отзыва такого заявления их владелец не вправе распоряжаться указанными ценными бумагами, в том числе передавать их в залог или обременять другими способами.

Как происходит выплата денежных средств?

Если владелец зарегистрирован в реестре акционеров публичного общества, то средства перечисляются на его банковский счет

Если владелец не зарегистрирован в реестре, то средства перечисляются на банковский счет номинального держателя акций, зарегистрированного в реестре акционеров публичного общества. Номинальный держатель обязан выплатить своим депонентам денежные средства или зачислить ценные бумаги не позднее следующего рабочего дня после дня, когда дано такое распоряжение.

Если возникли проблемы

Если оферент в срок не оплатил приобретаемые ценные бумаги, владелец вправе либо представить гаранту, выдавшему банковскую гарантию, требование об оплате цены приобретаемых ценных бумаг, либо в одностороннем порядке расторгнуть договор о приобретении ценных бумаг.

В случае несоответствия добровольного или обязательного предложения либо договора о приобретении ценных бумаг требованиям Федерального закона прежний владелец ценных бумаг вправе требовать от оферента возмещения причиненных этим убытков.

Подробнее: статья 84.3 ФЗ "Об акционерных обществах".

Конкурирующее предложение

Кроме обозначенных выше процедур, законом предусмотрена возможность направления так называемого конкурирующего предложения, то есть другого добровольного предложения.

Сроки

Конкурирующее предложение должно быть направлено в публичное общество не позднее, чем за 25 дней до истечения срока принятия последнего из ранее полученных публичным обществом предложений.

Одновременно с направлением конкурирующего предложения владельцам ценных бумаг публичное общество обязано направить его также лицам, ранее направившим добровольное или обязательное предложение.

Цена

Цена (количество) приобретаемых ценных бумаг, указанная в конкурирующем предложении, не может быть ниже цены (количества) приобретаемых ценных бумаг, указанной в направленном ранее добровольном или обязательном предложении.

Изменение добровольного или обязательного предложения

Также есть возможность изменения условий обязательного и добровольного предложений об увеличении цены приобретаемых ценных бумаг и (или) о сокращении сроков оплаты приобретаемых ценных бумаг.

В случае поступления в публичное общество конкурирующего предложения , лицо, направившее добровольное или обязательное предложение, вправе продлить срок его принятия не более чем до момента истечения срока принятия последнего конкурирующего предложения.

В случае внесения изменений в добровольное или обязательное предложение менее чем за 25 дней до истечения срока его принятия этот период продлевается до 25 дней.

Выкуп лицом, которое приобрело более 95% акций публичного общества, ценных бумаг публичного общества по требованию их владельцев

Одна из наиболее существенных особенностей проведения операций с акциями возникает в случае, когда инвестор по обязательному или добровольному предложению приобретает крупный пакет акций, составляющий более 95% от всех ценных бумаг. Тогда он обязан выкупить принадлежащие остальные акции публичного общества, а также эмиссионные ценные бумаги по требованию их владельцев.

Для этого оно обязано в течение 35 дней с момента приобретения соответствующей доли ценных бумаг направить владельцам ценных бумаг уведомление о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг, то есть оферту.

Что должно содержать требование владельца о выкупе?

Оно должно содержать документы, подтверждающие списание выкупаемых ценных бумаг с лицевого счета владельца ценных бумаг для последующего зачисления их на лицевой счет оферента.

Владелец ценных бумаг обязан передать ценные бумаги свободными от любых прав третьих лиц.

Цена не может быть меньше, чем:

Цены, по которой такие ценные бумаги приобретались;

Наибольшей цены, по которой оферент (или его аффилированные лица) приобрело либо обязалось приобрести эти ценные бумаги после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, в результате которого стало владельцем более 95% общего количества акций публичного общества.

Сроки

Требования владельцев о выкупе принадлежащих им ценных бумаг могут быть предъявлены не позднее чем через 6 месяцев со дня направления уведомлений о праве требовать выкупа.

Лицо, ставшее владельцем более 95% акций публичного общества, обязано оплатить выкупаемые ценные бумаги в течение 15 дней с даты получения документов.

В течение 3 дней после представления оферентом документов об оплате выкупаемых ценных бумаг регистратор обязан списать выкупаемые ценные бумаги с лицевого счета владельца ценных бумаг без его распоряжения и зачислить их на лицевой счет акционера.

Если возникли проблемы

Если мажоритарий не оплатил в срок выкупаемые ценные бумаги, то владелец вправе представить гаранту, выдавшему банковскую гарантию, требование об оплате цены выкупаемых ценных бумаг.

Если от него вообще не поступало уведомления о праве требовать выкупа, то владелец вправе сам предъявить требование о выкупе принадлежащих ему ценных бумаг. Такое требование может быть предъявлено в течение одного года со дня, когда владелец ценных бумаг узнал о возникновении у него права требовать выкупа ценных бумаг, но не ранее истечения 35 дней с даты приобретения крупным акционером 95% ценных бумаг. В таком случае мажоритарий обязан оплатить выкупаемые ценные бумаги в течение 17 дней со дня получения требования о выкупе ценных бумаг.

Подробнее: статья 84.7 ФЗ "Об акционерных обществах".

Принудительный выкуп: выкуп ценных бумаг публичного общества по требованию лица, которое приобрело более 95% акций публичного общества

Кроме механизма, описанного выше, инвестор имеет право сам требовать выкупа ценных бумаг, оставшихся у акционеров.

Если крупный акционер в результате добровольного или обязательного предложения стал владельцем более 95% всех акций, то он вправе направить требование о выкупе ценных бумаг в течение 6 месяцев с того времени, как он стал владельцем не менее чем 10% общего количества акций в результате принятия соответствующего добровольного или обязательного предложения.

Цена

Выкуп ценных бумаг осуществляется по цене не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть определена оценщиком. При этом указанная цена не может быть ниже цены, по которой ценные бумаги приобретались.

В таком случае оплата выкупаемых ценных бумаг осуществляется только деньгами.

Если возникли проблемы

Владелец ценных бумаг, не согласившийся с ценой выкупаемых ценных бумаг, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг. Указанный иск может быть предъявлен в течение 6 месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг узнал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг. Предъявление владельцем ценных бумаг указанного иска в арбитражный суд не является основанием для приостановления выкупа ценных бумаг или признания его недействительным.

Как происходит оплата?

Владелец выкупаемых ценных бумаг, зарегистрированный в реестре акционеров общества, вправе направить регистратору общества заявление, которое содержит реквизиты его счета в банке, на который должны быть перечислены денежные средства за выкупаемые ценные бумаги. При этом заявление считается направленным в срок, если оно получено регистратором общества не позднее даты, на которую определяются владельцы выкупаемых ценных бумаг и которая указывается в требовании о выкупе ценных бумаг.

Денежные средства будут перечислены на банковские счета в соответствии с информацией, полученной от регистратора общества. При отсутствии такой информации денежные средства будут перечислены в депозит нотариуса по месту нахождения публичного общества.

В течение трех дней после представления документов, подтверждающих оплату выкупаемых ценных бумаг, и сведений о лицевых счетах, на которых учитываются права на ценные бумаги, регистратор общества списывает выкупаемые ценные бумаги с лицевых счетов их владельцев и зачисляет на лицевой счет оферента.

Таким образом, лицо, получившее в собственность пакет акций, составляющий более 95% от общего числа акций, безоговорочно становится владельцем компании и получает над ней полный контроль.

Примеры: Принудительный выкуп «РусГидро» акций «РАО ЭС Востока», выкуп Уральской горно-металлургической компанией акций Челябинского цинкового завода.

Подробнее: статья 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах".

Иные основания возникновения у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций

1. Принятие общим собранием акционеров решения о реорганизации общества;

2. Принятие общим собранием акционеров решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки , предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества, определенной на последнюю отчетную дату;

3. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих их права;

4. Делистинг ценных бумаг.

На выкуп акций не может быть направлено более 10% чистых активов . Если стоимость акций, предъявленных к выкупу, превышает 10% чистых активов общества, то акции выкупаются пропорционально заявленным требованиям.

  • Цена

Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.

Цена не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате принятия решения о делистинге.

Сроки

Срок, в течение которого должны поступить заявления акционеров о продаже обществу принадлежащих им акций или отзыв таких заявлений, не может быть менее чем 30 дней, а срок оплаты обществом приобретаемых им акций не может быть более чем 15 дней с даты истечения срока, предусмотренного для поступления или отзыва указанных заявлений.

Не позднее чем за 20 дней до начала срока, в течение которого должны поступить заявления акционеров о продаже принадлежащих им акций или отзыв таких заявлений, общество обязано уведомить акционеров — владельцев акций определенных категорий (типов), решение о приобретении которых принято.

Требования акционеров о выкупе акций должны быть предъявлены либо отозваны не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров. Отзыв требования о выкупе акций допускается только в отношении всех предъявленных к выкупу акций общества.

По истечении 45 дней общество обязано выкупить акции у акционеров, включенных в список лиц, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, в течение 30 дней.

Судебная практика

Ниже представлены популярные случаи споров и недопонимания, которые возникают у инвесторов и разрешаются в суде.

1. Создание дочернего общества как основание возникновения у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций

Вывод из судебной практики: Создание дочернего общества не является реорганизацией, в связи с чем у акционера отсутствует

2. Изменение наименования, организационно-правовой формы и видов деятельности общества как основание возникновения у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций

Вывод из судебной практики: Приведение организационно-правовой формы общества в соответствие с положениями законодательства не является реорганизацией, в связи с чем у акционера отсутствует право требовать выкупа принадлежащих ему акций.

3. Совершение обществом крупной сделки как основание возникновения у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций

Вывод из судебной практики: Сделка, одобренная общим собранием акционеров, но совершенная в процессе обычной хозяйственной деятельности, не порождает у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций.

Вывод из судебной практики : Право акционера требовать от общества выкупа принадлежащих ему акций возникает независимо от того, была ли совершена одобренная общим собранием акционеров крупная сделка.

Вывод из судебной практики: При одобрении общим собранием акционеров крупной сделки по правилам одобрения сделки с заинтересованностью акционер не лишается права требовать выкупа принадлежащих ему акций.

4. Отнесение к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) вопроса об избрании и прекращении полномочий лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, как основание для возникновения у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций

Вывод из судебной практики : Принятие решения об отнесении вопроса об избрании и прекращении полномочий лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа , к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) влечет возникновение у акционера права требовать выкупа акций.

5. Внесение изменений в устав

Вывод из судебной практики : Принятие общим собранием акционеров решения о внесении в устав новых положений (об объявленных акциях, о возможности принятия решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций общим собранием акционеров или советом директоров, о выплате дивидендов деньгами или иным имуществом) не влечет

Вывод из судебной практики: Принятие общим собранием акционеров решения о внесении изменений в устав, согласно которому увеличивается размер процентов акций общества, которыми должны владеть акционеры для получения права на созыв совета директоров, влечет

Вывод из судебной практики : Принятие общим собранием акционеров решения о внесении изменений в устав, согласно которым уменьшается срок для представления акционерами предложений о внесении вопросов в повестку дня годового общего собрания и о выдвижении кандидатов в органы управления общества и увеличивается срок полномочий лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, не влечет возникновения у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций.

Вывод из судебной практики: Принятие общим собранием акционеров решения об утверждении новой редакции устава, которой внесены изменения в порядок выплаты дивидендов владельцам привилегированных акций, влечет возникновение у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему привилегированных акций, если такие изменения ограничили его права по сравнению с ранее имевшимися у него правами как владельца привилегированных акций.

Вывод из судебной практики: Принятие общим собранием акционеров решения о внесении в устав изменений, касающихся места нахождения общества, не влечет возникновения у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций.

Вывод из судебной практики: Принятие общим собранием акционеров решения о внесении в устав изменений, согласно которым уменьшается численный состав совета директоров (наблюдательно совета), влечет возникновение у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций.

Вывод из судебной практики: Принятие общим собранием акционеров решения об утверждении новой редакции устава, согласно которой местом проведения общих собраний является город, значительно удаленный от места нахождения общества, а уведомление акционера о проведении собрания осуществляется либо заказным письмом, либо посредством публикации в газете, влечет возникновение у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций.

В качестве конкретного примера возникновения конфликта между миноритариями и мажоритарием можно привести ситуацию между акционерами «Иркутскэнерго» и «Евросибэнерго» Олега Дерипаски, который отказался выставить обязательную оферту на выкуп их акций. Конфликт начался после того, как «Интер РАО» продало в июне 40,29% акций «Иркутскэнерго» ООО «Тельмамская ГЭС» за 70 млрд рублей. 100% долей этого ООО принадлежит «Евросибэнерго», которое уже владело 50,1% акций «Иркутскэнерго». В дело вмешался ЦБ, который ограничил «Евросибэнерго» и его дочернее ООО «Тельмамская ГЭС» в праве голоса на собраниях акционеров «Иркутскэнерго»: компании, собравшие более 90% акций, до выставления оферты смогут голосовать лишь 30% акций. Поэтому по сути 10% акций, оставшиеся у миноритариев, становятся пакетом, близким к блокирующему.

Если вы узнали из этой статьи что-то новое, то мы будем рады, если вы поставите лайк и распространите этот материал в социальных сетях, чтобы как можно больше участников рынка было в курсе всех аспектов добровольного, обязательного и принудительного предложения о выкупе акций на российском фондовом рынке.

Завадовская Вероника

БКС Экспресс

Инвестор, обладающий стратегическим интересом по отношению к открытому акционерному обществу, может направить его участникам добровольное предложение о выкупе имеющихся у них акций. Данный документ является публичной офертой лица, намеревающегося приобрести свыше 30% от общего объема акций общества, остальным владельцам акций. При этом учитываются уже имеющиеся у покупателя ценные бумаги, принадлежащие как ему лично, так и его аффилированным лицам.

Особенности направления добровольного предложения

Добровольное предложение о выкупе может быть сделано не только по отношению к обыкновенным и привилегированным акциям, дающим право голоса, но и по отношению к эмиссионным ценным бумагам, которые в них конвертируются.

В обязательном порядке к добровольному предложению должна прилагаться безотзывная банковская гарантия. Она подтверждает обязательство гаранта (страховой компании или банка) оплатить стоимость акций их прежним владельцам в том случае, если данная обязанность будет не выполнена инициатором сделки. Прекращение действия банковской гарантии должно наступать не ранее чем через полгода после окончания периода оплаты приобретаемых акций.

В добровольном предложении о выкупе акций указывают информацию о покупателе и все существенные условия приобретения ценных бумаг. Оно может содержать также планы субъекта, направившего предложение, касающиеся самого открытого акционерного общества и, в том числе, его работников. Но, пожалуй, самое важное условие касается предлагаемой цены за акции.

По своей сути, добровольное предложение - не что иное, как предложение продать инициатору сделки акции по предлагаемой им цене, которое может быть принято или не принято остальными владельцами ценных бумаг: у акционеров при этом не возникают обязательства по принятию этого предложения. Именно поэтому инвестор имеет полную свободу по назначению цены за приобретаемые ценные бумаги.

Указанное в добровольном предложении вознаграждение за проданные акции может быть установлено без каких-либо ограничений, как в меньшую, так и в большую сторону. Но очевидно, что если инвестор заинтересован в формировании крупного пакета акций, то в оферте он должен указать адекватную рыночную стоимость. Кроме точной цены за выкупаемые акции в добровольном предложении может быть представлен порядок ее определения. При этом должна быть обеспечена одинаковая стоимость приобретения ценных бумаг для всех владельцев.

Акционеры ОАО, согласные с условиями сделки, отправляют потенциальному инвестору, направившему предложение, заявления о продаже своих акций. На основе этих заявлений затем и совершаются сделки.

Лицо, направляющее добровольное предложение о выкупе акций, может также действовать в интересах третьих лиц. В этом случае в предложении должно быть указано имя лица, в интересах которого направляется добровольное предложение. Это обязательство помогает контролировать деятельность физических лиц и организаций, использующих посредников при приобретении акций.

Если добровольное предложение направлено юридическим лицом, в тексте оферты дополнительно указываются сведения о его аффилированных лицах.

Предложение принимается в срок от 70 дней до 90 дней с даты его получения акционерами общества.

Правовые цели и возможности добровольного предложения

Формирование крупных пакетов акций российских ОАО с помощью добровольного предложения впервые стало возможным относительно недавно - с июля 2006 года. Целью такого новшества, как добровольное предложение, стала ликвидация теневых операций по выкупу крупных пакетов акций и стимулирование потенциальных покупателей крупных пакетов на открытые действия.

Вследствие того, что потенциальные инвесторы приобретают акции ОАО открытым способом, миноритарные акционеры получают возможность отследить как изменения структуры капитала открытого акционерного общества, так и появление новых крупных акционеров.

Существование схемы выкупа акций при помощи добровольного предложения не означает, что формирование крупного пакета акций возможно только лишь с помощью данной процедуры. Однако при соблюдении некоторых условий (обязательный выкуп акций при достижении объема приобретенных акций порогового значения в 95%) добровольное предложение дает инвестору возможность в будущем консолидировать полный пакет акций открытого акционерного общества в своих руках.