Лекция № 1 Введение. Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»……………………………………............................
Лекция № 2 Здоровье населения как экономическая категория…………………….....
Лекция № 3 Заболеваемость населения………………………………………………….
Лекция № 4 Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению…………………………………………………………………….
Лекция № 5 Организация лечебно-профилактической помощи женщинам и детям……………………………………………………………………….
Лекция № 6 Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению…………………………………………………………………….
Лекция № 7 Основы экономики здравоохранения………………………………………
Лекция № 8 Рыночные отношения в здравоохранении…………………………………
Лекция № 9 Медицинское страхование…………………………………………………..
Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………….

ЛЕКЦИЯ № 1

Введение

План лекции:

1. Структура и содержание дисциплины.

2. История развития науки.

3. Цели и задачи дисциплины.

4. Методы изучения общественного здоровья.

5. Значение дисциплины в формирования компетенций у медицинских сестер.

За последние десятилетия ухудшилось состояние здоровья населения, повысился уровень смертности, снизилась рождаемость.

Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию со здоровьем граждан страны, потребовалось изменение политики государства к здравоохранению.

В системе здравоохранения были проведены важные изменения:

1. возникли новые экономические механизмы хозяйствования;

2. расширены источники финансирования здравоохранения;

3. внедрено медицинское страхование;

4. проведена модернизация здравоохранения;

5. обновлены правовые взаимоотношения в системе здравоохранения;

6. разработана «Концепция развития здравоохранения до 2020 года».

В условиях реформирования в системе здравоохранения повышаются требования и к медицинским сестрам в части их готовности работать в условиях конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями.

Чтобы эффективно работать в системе здравоохранения, Вам необходимо понимать и знать структуру системы здравоохранения, и уровни управления здравоохранением, иметь представление об основах экономики, маркетинга и системе медицинского страхования, разбираться в системе организации медицинской помощи населению. Без знания и понимания этих вопросов невозможно освоить целый ряд компетенций и стать конкурентоспособным специалистом.

Для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения необходимо иметь представление о состоянии здоровья населения в регионе и по Российской Федерации, уметь вычислять показатели здоровья и анализировать их, знать факторы, влияющие на состояние здоровья и методы гигиенического воспитания и обучения для устранения или уменьшения влияния этих негативных факторов.

Дисциплина, «Общественное здоровье и здравоохранение» к изучению которой приступаем и призвана дать ВАМ знания и умения необходимые медицинскому работнику для работы в сфере общественного здоровья по всем перечисленным вопросам.

Курс дисциплины состоит из 9 лекций и 9 практических занятий.

Курс дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» заканчивается экзаменом.

Общественное здоровье и здравоохранение как наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

История развития науки

Первым этапом в современном развитии общественного здоровья (тогда эта наука называлась «социальная гигиена») считается период от эпохи Возрождения до 1850 г. В этот период накапливались серьезные исследования по взаимозависимости состояния здоровья трудящегося населения, условий его жизни и труда.

Первым систематическим руководством по социальной гигиене был многотомный труд Франка, написанный в период с 1779 по 1819 гг.

Врачи 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества.

Рудольф Вирхов гигиенист из Германии в этот же период подчеркивал тесную связь между медициной и политикой.

Современник Вирхова Нойман ввел в немецкую литературу понятие «социальная медицина». В опубликованной в 1847 г. работе он убедительно доказал роль социальных факторов в развитии здравоохранения населения.

В конце XIX века определилось развитие основного направления общественного здоровья до наших дней. Это направление связывает развитие общественного здоровья с общим прогрессом научной гигиены или, с биолого-физической гигиеной.

В Англии в XIX веке также были крупные деятели общественного здравоохранения. Э. Чедвик видел главную причину плохого состояния здоровья народа в их нищете.

Развитию социальной гигиены в России более всего способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И. Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко и З.П. Соловьев.

Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который разработал оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений такие как новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.

Главной целью науки общественное здоровье и здравоохранения является создание рациональной общественной службы здравоохранения с высоким коэффициентом полезного действия.

Задачи науки:

1. изучение и оценка здоровья населения, динамики его развития;

2. изучение и оценка факторов, влияющих на здоровье;

3. разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации;

4. оценка качества и эффективности здравоохранения;

5. решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения;

6. правовое регулирование здравоохранения;

7. формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Предметом изучения являются:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

· Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

· Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом.

· Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

· Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

Для планомерного развития экономики любой страны огромное значение имеет информация о численности, возрастно-половой структуре населения, определение его прогнозов на будущее.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.

Методы изучения общественного здоровья

Для науки общественное здоровье и здравоохранение особое значение имеют исследования, связанные с усовершенствованием работы органов и учреждений здравоохранения, с научной организацией труда медицинского персонала и т.д.

Темами таких исследований могут быть:

· оценка состояния здоровья различных категорий граждан;

· анализ факторов влияющих на развитие того или иного заболевания;

· оценка характера и объема потребностей населения в медицинской помощи;

· исследование влияния различных факторов, определяющих эти потребности;

· оценка эффективности существующей системы здравоохранения;

· разработка путей и средств ее улучшения; составление прогнозов обеспечения населения медицинской помощью.

Для проведения таких исследований Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы исследования.

1. Статистический метод позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения.

2. Метод экспертных оценок позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.

3. Исторический метод – это описательный метод. Строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории.

4. Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.

Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.

5. Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.

6. Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть предприняты специальные исследования.

Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных профессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и степени влияния социально – гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.

Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др.

7. Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологический анализпредставляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации.

Эпидемиология неинфекционных заболеваний изучает причины и частоту возникновения неинфекционных заболеваний с целью разработки мер профилактики и снижения уровня распространенности этих болезней.

В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей – качество социальное, в связи с чем, для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

К показателям здоровья населения относятся: медико-демографические, показатели заболеваемости и распространения болезней (болезненность), инвалидности и физического развития населения.

Медико-демографические, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, средняя продолжительность предстоящей жизни, брачность, плодовитость и т. д.) и показатели механического движения населения (миграция населения: эмиграция, иммиграция).

Показатели естественного движения населения — и — исчисляются на основе регистрации каждого случая рождения и смерти в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Рождение и смерть регистрируются на специальных бланках «Акт о рождении», «Акт о смерти», которые, в свою очередь, составляются на основании Справки о рождении и Врачебном свидетельстве о смерти.

Показатель (коэффициент) рождаемости — число рождений в год, приходящихся на 1000 чел.

Средний показатель рождаемости составляет 20-30 детей на 1000 чел.

Показатель (коэффициент) общей смертности — число умерших в год на 1000 чел.

Средний показатель смертности составляет 13-16 умерших на 1000 чел. Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей, в первую очередь в возрасте до одного года (младенческая), есть явление патологическое. Поэтому младенческая смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.

Уровни смертности в течение 1-го года жизни также неравномерны: наиболее высокая смертность приходится на 1-й месяц жизни, а в 1-м месяце — на 1-ю неделю. Поэтому особое внимание уделяется следующим показателям младенческой смертности (на 1000 чел.):

Термин «перинатальная смертность» означает смертность «вокруг» родов. Различают антанатальную смертность (до родов), интранатальную смертность (в родах), постнатальную смертность (после родов), неонатальную (в течение 1-го месяца жизни) и раннюю неонатальную (в течение 1-й недели жизни) смертности.

Антанатальная и интранатальная смертности составляют мертворождаемость.

Основными причинами перинатальной смертности являются родовые травмы, врожденная аномалия развития, асфиксия и т. д. На уровень перинатальной смертности влияют следующие факторы: социально-биологические (возраст матери, ее состояние во время беременности, наличие абортов в анамнезе, число предыдущих родов и т. д.), социально-экономические (условия труда беременной, материальное положение, семейное положение, уровень и качество медицинской помощи беременным и новорожденным).

На детскую смертность, как показали исследования, влияют следующие группы факторов: социально-экономические и определяемый ими образ жизни, политика в области здравоохранения, охрана здоровья женщин и детей, специфические методы борьбы с детской смертностью, вытекающие из мед и ко-социальных причин.

Важнейшим показателем здоровья населения является младенческая смертность - смертность детей в возрасте до 1 года, рассчитываемая на 1000 рожденных живыми в течение одного года. Она определяет большую часть детской смертности, влияет на все демографические показатели. Низкий показатель младенческой смертности составляет 5-15 детей на 1000 чел. населения, средний — 16-30, высокий — 30-60 и более.

Естественный прирост населения - разность между рождаемостью и смертностью населения из расчета на 1000 чел. населения.

В настоящее время в странах Европы наблюдается снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости.

Средняя продолжительность предстоящей жизни — число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста, если предположить, что на всем протяжении их жизни смертность будет такой же, как в год исчисления. Как следует из определения, этот показатель рассчитывается по данным возрастной смертности с применением специальных таблиц смертности и статистических методик исчисления. В настоящее время высоким показателем считается 65-75 лет и более, средним 50-65 лет и низким 40-50 лет.

Показателем постарения населения является доля лиц 60 лет и старше. Высоким уровнем постарения населения считается, если такая возрастная категория составляет 20 % населения и более, умеренным постарением — 5-10 %, низким — 3-5 %.

Показатели механического движения населения. Механическое движение населения — передвижение (миграция) отдельных групп людей из одного района в другой или за пределы страны. К сожалению, за последние годы в пределах отечества вследствие социально-экономической нестабильности, межнациональных конфликтов миграционные процессы приняли стихийный характер, стали все более распространенными.

Механическое движение населения оказывает большое влияние на санитарное состояние общества. Вследствие передвижения значительных масс людей создается возможность распространения инфекций. Мигранты являются одним из основных объектов социальной работы.

Показатели заболеваемости. Заболеваемость имеет важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации амбулаторно-иоликлинических и стационарных учреждений: листков нетрудоспособности; карт больных, выбывших из стационара; статистических талонов для регистрации уточненных диагнозов; экстренных извещений об инфекционных заболеваниях; свидетельств о смерти и т. д. Изучение заболеваемости включает в себя также количественную (уровень заболеваемости), качественную (структура заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за гол заболеваний) оценку.

Различают: собственно заболеваемость — вновь возникшее заболевание в данном году; распространенность заболевания (болезненность) - заболевания, вновь возникшие в данном году и перешедшие из предыдущего года на данный момент.

Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, распространенность всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди населения в целом и его отдельных группах по возрасту, полу, профессии и т. д.

Существуют методы изучения заболеваемости по данным обращаемости, по данным медицинских осмотров и причинам смерти. Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой на 1000, 10 000 или 100 000 чел. населения. Виды заболеваемости следующие: общая заболеваемость, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, инфекционная заболеваемость и т. д.

В настоящее время происходит преобразование структуры смертности и заболеваемости: если в прошлом наиболее распространенными заболеваниями были инфекционные (именно они являлись главной причиной смерти населения), то сейчас преобладают неинфекционные, т. е. хронически протекающие заболевания — сердечно-сосудистые, онкологические, нейропсихиче- скис, эндокринные, травмы. Это связано с достижениями медицины в борьбе с массовыми инфекционными заболеваниями: вакцинацией, мерами по охране труда и внешней среды (ликвидация природных очагов малярии, чумы и т. д.), санитарным просвещением и т. д.

В настоящее время среди причин смерти на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания, затем онкологические заболевания и, наконец, травмы. В нашей стране сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место и среди причин инвалидности.

Изменению характера заболеваемости способствует быстрое изменение образа жизни, приводящее к нарушению адаптации человека в окружающей среде. Возникла теория болезней цивилизации. Хронические неэпидемические болезни возникают потому, что цивилизация (в частности, урбанизация) приводит к бурному нарастанию темпов жизни, вырывает человека из привычных для него условий жизни, к которым он приспосабливался в течение многих поколений, и человек остается беззащитным перед темпами и ритмами современной жизни. В результате биологические ритмы человека, его способность к адаптации перестают соответствовать ритмам социальным, т. е. современные заболевания, например сердечно-сосудистые, сторонники теории болезней цивилизации рассматривают как выражение неприспособленности к среде существования.

Одна из важнейших задач специалиста по социальной работе — совершенствование медико-социальной адаптации, иными словами, косвенным образом деятельность специалистов по социальной работе должна способствовать снижению заболеваемости хроническими неэпидемическими заболеваниями.

Показатели инвалидности. Инвалидность — нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограничению жизнедеятельности. Показатели инвалидности выявляются путем регистрации данных медико-социальной экспертизы.

Показатели физического развития. Физическое развитие — показатель роста и формирования организма — зависит не только от наследственности, но и от социальных условий. Уровень физического развития обследуемых выявляется путем антропометрических и физиометрических измерений роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложений жира, жизненной емкости легких. На основании полученных данных устанавливают стандарты физического развития для каждой воз- растно-половой группы. Стандарты служат для индивидуальной оценки физического развития, которая проводится на медицинских осмотрах.

Уровень физического развития тесно связан с климатогеографическими условиями и различными этническими группами.

для чего создаются местные стандарты. Массовые из года в год повторяющиеся медицинские наблюдения позволяют судить об изменениях уровня физического развития, а следовательно, и об изменениях здоровья населения.

Ускоренные темпы физического развития называются акселерацией. Акселерация наблюдается уже в период внутриутробного развития плода. В дальнейшем отмечается ускорение темпов роста массы тела, раннее половое созревание, раннее окостенение скелета. Акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма в дальнейшем, на проявление заболеваний в старшем возрасте. Есть предположение, что акселерация повышает вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и т. д.

Освидетельствование физического развития проводится новорожденным; детям 1-го года жизни ежемесячно; детям раннего дошкольного возраста ежегодно; перед поступлением в школу; учащимся «декретированных» классов школы (3, 6, 8-го классов).

Цель работы: овладеть методиками физиометрических исследований; методами определения состояния физического здоровья человека.

1. Понятие о физиометрии. Определите функциональные показатели организма: жизненную емкость легких (ЖЕЛ), частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), силу мышц кисти ведущей руки.

2. Используя результаты антропометрических измерений, выявите соответствие Вашей массы тела росту, определите индекс пропорциональности телосложения, а также крепость телосложения, тип конституции, уровень развития грудной клетки, динамометрический (силовой) индекс (ДИ) кисти. Сравните полученные данные с нормой и сделайте соответствующие выводы.

3. Выполните пробу с физической нагрузкой. Учитывая время восстановления ЧСС после выполнения физической нагрузки, рассчитанные индексы соотношений на основе данных антропо- и физиометрических измерений, определите уровень Вашего физического здоровья.

4. Проведите определение индивидуального уровня здоровья по комплексу показателей.

Методические указания к выполнению

Лабораторно-практических работ

1. Выполните лабораторную работу «Определение физиометрических показателей»

1.1. Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)

Ход работы. Шкалу спирометра установите на нуле. Стараясь держаться прямо, не сутулясь, после 2-3-х спокойных вдохов и выдохов сделайте максимальный вдох, зажмите нос и произведите равномерный, максимально глубокий выдох в спирометр. Измерения повторите 3 раза и запишите максимальный результат.

1.2. Определение силы мышц сгибателей кисти

Ход работы. В положении стоя отведите вытянутую руку с прибором в сторону под прямым углом к туловищу. Вторая, свободная рука опущена и расслаблена. Сожмите динамометр с предельным усилием, но без рывка и каких-либо дополнительных движений рукой или туловищем. Повторите пробу 2-3 раза и по лучшему результату оцените силу мышц кисти.

1.3. Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) по пульсу методом пальпации

Ход работы. Частоту сердечных сокращений пальпаторным методом наиболее часто определяют на лучевой артерии. Вторым, третьим и четвертым пальцами ведущей кисти руки нащупайте пульс на лучевой артерии левой руки. При этом пальцы в суставах согните так, чтобы ногтевые фаланги их были перпендикулярны ладонной поверхности предплечья. В течение минуты проведите подсчет пульса.

1.4. Определение артериального давления (АД) аускультативным методом Н.С. Короткова

Ход работы. (Работа выполняется вдвоем). Сидя на стуле, испытуемый кладет расслабленную руку на стол, на обнаженное плечо ему наложите манжету мембранного тонометра. Нижний край ее должен отстоять от локтевого сгиба не менее чем на 1-1,5 см. В локтевой ямке найдите пульсирующую плечевую артерию, на которую поставьте фонендоскоп (прибор для прослушивания звуков, исходящих от органов тела). Ведущей рукой возьмите резиновую грушу, располагая указательный и большой пальцы кисти на клапане, закройте клапан. Сжимая и опуская грушу, нагнетайте воздух в манжетку, создавая в ней давление выше максимального, пульс при этом исчезает. Поворачивая винтовой клапан, медленно выпускайте воздух из манжеты, выслушивая сосудистые тоны, появляющиеся в плечевой артерии.

Момент появления тонов, соответствующих систолическому давлению, отметьте по показанию прибора. Продолжайте снижать давление в манжете и слушайте сначала нарастающую силу тонов, а затем их ослабление и исчезновение. Зафиксируйте показание прибора в момент исчезновения тонов, которое соответствует диастолическому давлению. Величины систолического и диастолического давления выражают в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.).

1.5. Результаты всех измерений внесите в таблицу 4.

Таблица 4

Фамилия, имя, отчество _________________________________

2. Выполните лабораторную работу “Исследование и оценка пропорциональности, крепости телосложения, соотношения массы тела росту, уровня развития грудной клетки по методу индексов”.

2.1. Определение пропорциональности телосложения по индексу Пирке

Индекс Пирке или индекс пропорциональности телосложения рассчитайте по формуле:

В норме индекс пропорциональности телосложения равен 87-92%, причем у женщин он несколько меньше, чем у мужчин.

2.2. Определение крепости телосложения по индексу Пинье (1901)

Крепость телосложения определите по индексу Пинье:

Индекс Пинье = Рост, см – (Масса тела, кг + ОГК, см)

Чем меньше цифры индекса, тем организм считается крепче. Оценку полученного результата проведите по таблице 5.

Таблица 5

М.В.Черноруцким (1929) величины ИП были использованы для определения типа конституции (телосложения) человека.

Согласно классификации М.В.Черноруцкого, для нормостеников ИП равен от 10 до 30, для астеников - больше 30 и для гиперстеников ИП меньше 10.

2.2.1. Проанализируйте полученные данные и определите Ваш тип конституции по М.В.Черноруцкому.

2.3. Определение соответствия массы тела росту

Для определения соответствия массы тела и роста рассчитайте индекс массы тела (ИМТ):

Зоной нормы считается величина индекса, равная от 22 до 24.

2.4. Определение уровня развития грудной клетки

Уровень развития грудной клетки определите, рассчитав индекс пропорциональности грудной клетки (ИПГК):

Показатель от 50 до 55 % соответствует нормальному развитию, больше 56% - отличному развитию, меньше 50% - недостаточному, слабому развитию грудной клетки.

2.5. Сравните полученные данные с оценочными показателями и сделайте вывод о пропорциональности, крепости телосложения, типе конституции, соответствия массы тела росту и укажите Ваш уровень развития грудной клетки.

3. Выполните лабораторную работу «Исследование и оценка степени развития силы мышц сгибателей кисти ведущей руки»

Определите степень развития мышц кисти, рассчитав динамометрический индекс (ДИ) мышц сгибателей кисти:

Оценку полученных результатов произведите, пользуясь таблицей 6.

Показатель полученного ДИ внесите в таблицу 8 (графа «Индексы соотношений обследуемого»).

Таблица 6

3.1. Сделайте вывод о степени развития силы мышц сгибателей кисти ведущей руки. Сопоставьте полученные данные с особенностями образа жизни (систематическое посещение спортивной секции и выполнение физических нагрузок, гиподинамия, тип конституции и т.д.) или с наличием заболеваний.

4. Выполните лабораторную работу: «Определение уровня здоровья человека по комплексу показателей (по Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко)».

Для определения уровня физического здоровья выполните следующее:

4.1. Проведите пробу с физической нагрузкой. Перед выполнением пробы скопируйте в тетрадь таблицу 7.

Ход работы. Определите ЧСС в состоянии покоя за 10 секунд и внесите полученный результат в таблицу 2. Выполните 20 глубоких приседаний за 30 секунд (ноги на ширине плеч, приседая, вытягивайте руки вперед, вставая - опускайте). Затем сидя подсчитайте ЧСС за 10 секунд в конце первой, второй, третьей и т. д. минут до его восстановления. Полученные результаты внесите в таблицу 7.

Таблица 7

Ф.И.О. обследуемого _____________________________________________

Время восстановления ЧСС, в минутах, после 20 приседаний за 30 секунд, внесите в таблицу 8.

Таблица 8

(ПО Г.Л.АПАНАСЕНКО И Р.Г.НАУМЕНКО)

4.2. Произведите расчеты, используя полученные ранее результаты антропо- и физиометрических измерений (табл. 1 и 4). Скопируйте таблицу 8 в тетрадь и результаты всех расчетов внесите в графу «Индексы соотношений обследуемого».

4.3. Используя полученные показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и величины артериального давления (АД) в состоянии покоя (табл.4), найдите произведение ЧСС на величину систолического артериального давления (АДсист.) и, поделив результат на 100, внесите его в таблицу 8.

4.4. Пользуясь данными таблицы 9, проставьте в таблице 8 баллы, которые Вы получили при определении индексов соотношений. Подсчитайте общую сумму баллов и, сравнив ее с величинами, указанными в таблице 9, укажите Ваш уровень физического здоровья.

Таблица 9

4.5. Определение индивидуального уровня физического здоровья (по Е.А.Пироговой, 1987)

Ход работы. Пользуясь показателями ЧСС, и АД (табл.4), массы и роста тела (табл.1), определите индивидуальный уровень физического здоровья (ИУФЗ) по формуле: ИУФЗ = (700- 3ЧСС – 2,5 АДдиаст.) + (АДсист. - АДдиаст.)/3 – 2,7В + 0,28М)/ (350 - 2,7В + 0,21Р), где ЧСС, уд/мин – частота сердечных сокращений; АДсист. – артериальное давление систолическое, мм. рт. ст.; АДдиаст. – артериальное давление диастолическое, мм. рт. ст.; Р – рост, см; М – масса тела, кг; В – возраст (количество полных лет).

Оценку полученных результатов произведите, пользуясь таблицей 10.

Таблица 10

Понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность*

В современной литературе существует более ста определений и подходов к понятию «здоровье». Имеющиеся в литературе подходы к определению понятия «здоровье» часто сводится к следующим формулировкам:

1) здоровье - это отсутствие болезней;

2) здоровье и норма - понятия тождественные;

3) здоровье, как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических составляющих.

Общим для этих подходов является то, что здоровье понимается как нечто противоположное, отличное от болезни, то есть понятие «здоровье» до сих пор определяется через понятие «нездоровье» и зависит от распространенности тех или иных болезней, дефектов развития, несчастных случаев, уровня смертности. Таким образом, до сих пор медицина и ее теория остаются во власти патологии. Крайне мало таких индексов, показателей, которые отражали бы качество и количество собственно здоровья - личного и общественного.

В настоящее время наряду с давно существующей теорией патологии развивается новая теория, теория здоровья - санология - валеология (Ю.П.Лисицын).

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей (Ю.П.Лисицын, Н.М.Амосов и др.). Среди множества показателей и определений можно выделить следующие:

Ресурсы здоровья - это морфо-функциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки, отдых и т.д.).

Потенциал здоровья - это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и т.д.) и механизмом психической саморегуляции (психологическая защита и т.д.).

Баланс здоровья - выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.

Здоровье человека может рассматриваться в различиях аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизиологическом и других. Основными предпосылками для этого является то, что нельзя определить здоровье и болезнь вообще, а следует говорить о здоровье и болезни людей. А это обязывает подходить к человеку не только как к биологическому, животному организму, а существу биосоциальному. Здоровье современного человека выступает результатом естественной эволюции вида Homo sapiens, в которой постепенно все большее влияние занимают социальные факторы. Их роль за весь
*Ряд понятий, определений, классификаций представлен в I главе учебника в целях логического обоснования предмета и науки общественного здоровья и здравоохранения в системе медицинских наук и современной структуры системы здравоохранения.

период развития цивилизации возросла во всех отношениях. Человек получает здоровье, в известном смысле, как дар природы. Однако в процессе социализации уровень здоровья изменяется либо в одну, либо в другую сторону, законы природы проявляются в особой, свойственной только человеку, форме. Биологическое в человеке всегда опосредуется социальным. Проблема соотношения социального и биологического в человеке - основа к пониманию природы и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоциальные категории.

Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения и изложенное нами в первой главе учебника: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей - качество социальное. В связи с чем для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

6. Состояние питания, в том числе питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

Однако в медико-социальных исследованиях группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья традиционно принято использовать следующие индикаторы или группы показателей:

1. Медико-демографические показатели.

2. Показатели заболеваемости.

3. Показатели инвалидности.

4. Показатели физического развития населения.

Когда мы говорим о социальной обусловленности здоровья, то имеем в виду первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздействие на него социальных факторов риска, т.е. факторов, воздействие которых приводит к нарушению компенсаторно-приспособительных механизмов и тем самым способствует развитию патологии (см. гл. 1).

4.2. Демографические показатели

Слово демография происходит от греческих слов demos - народ и grapho - писать, изображать. Таким образом, демография - это наука о населении. В круг проблем демографии входят изучение территориального размещения населения, тенденций и процессов, происходящих в населении в связи с социально-экономическими условиями жизни, быта, традициями, экологическими, медицинскими, правовыми и другими факторами. Под населением (народонаселением) понимается совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах той или иной страны или части ее территории (области, края, района, города), группы стран, всего мира. Одной из важнейших характеристик населения является состояние его здоровья.

На стыке общей демографии (преимущественно экономической) и социальной медицины выделилась смежная научная область - медицинская демография. Известный ученый, специалист в области медицинской демографии проф. М.С.Бедный писал (1984), что «Медицинская демография - это наука, изучающая многочисленные связи человеческой популяции (народонаселения) с социальными и природными факторами, которые оказывают влияние на важнейший качественный аспект воспроизводства - состояние здоровья населения и тенденции его изменений».

Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направлениях:

1. Статика населения.

2. Динамика населения.

Статика населения, то есть численный состав населения на определенный (критический) момент времени. Состав населения изучается по ряду основных признаков: пол, возраст, социальные группы, профессия и занятие, семейное положение, национальность, язык, культурный уровень, грамотность, образование, место жительства, географическое размещение и плотность населения.

Динамика населения, то есть движение и изменение количества населения. Изменение численности населения может происходить из-за его механического движения - под влиянием миграционных процессов. Кроме того, численный состав населения меняется в результате естественного движения - рождаемости и смертности. Естественное движение населения характеризуется рядом статистических показателей. Основными показателями естественного движения населения являются: рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Во всех странах мира отдельно выделяют и анализируют показатели младенческой смертности (смертность детей до 1 года жизни). Кроме того, основные показатели естественного движения дополняются уточняющими показателями: плодовитость, материнская смертность, перинатальная смертность, структура смертности по причинам и др.

4.2.1. Статика населения

Основным, наиболее достоверным источником сведений о численном составе населения служат регулярно проводимые в нашей стране переписи.

Одна из первых известных попыток учета населения была проведена в Китае в 238 г. до н.э. Аналогичные сведения относительно Палестины неоднократно встречаются в Ветхом Завете. Первая перепись, отвечающая научным принципам учета населения (однодневная и поименная), была проведена в Бельгии в 1846 году.

На Руси в основном проводился нехозяйственный учет населения (по «домам», по «дворам», по «сохам») в целях рационального налогообложения. С 1718 по 1860 г. в России прошло десять «ревизий», «сколькоу кого в которой деревне душ мужеского пола».

Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 году.

На протяжении XX столетия в нашей стране прошло 8 всеобщих переписей: в 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970 и 1989 годах.

Очередная всеобщая перепись населения в России намечена на 2002 год.

Наряду со сплошным учетом населения, проводимым в период переписей, осуществляются выборочные социально-демографические обследования, которые позволяют проследить изменения в составе населения страны в межпереписной период, получить необходимые данные для перспективного планирования экономического и социального развития.

Выборочные социально-демографические обследования проводятся по широкой программе и являются ценным источником информации для изучения состояния здоровья населения и планирования различных служб здравоохранения.

Текущая оценка численности населения в годы между переписями производится на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно добавляются числа родившихся и прибывших на данную территорию и вычитаются числа умерших и выбывших с данной территории. При этом также учитываются изменения численности населения в результате административно-территориальных преобразований. Текущие оценки численности населения уточняются на основании итогов очередной переписи.

Данные об общей численности населения обычно приводятся по наличному населению, а сведения, характеризующие возрастно-половой состав,- по постоянному населению. Кроме того, рассчитывается средняя численность населения.

К наличному населению относятся лица, находящиеся на момент переписи на данной территории, включая временно проживающих. К постоянному населению относятся лица, постоянно проживающие на данной территории, включая временно отсутствующих. Среднегодовая численность населения рассчитывается как среднее арифметическое из численности на начало и конец соответствующего года по результатам текущих оценок и используется при расчетах показателей воспроизводства населения.

На основании расчета удельного веса лиц в возрасте 0-14, 15-49, 50 лет и старше определяется возрастной тип населения. По возрастному составу различают прогрессивный, регрессивный и стационарный типы населения.

Прогрессивным считается тип населения, в котором доля детей в возрасте 0-14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше.

Стационарным называется тип, при котором доля детей равна доле лиц в возрасте 50 лет и старше. Прогрессивный тип народонаселения обеспечивает дальнейшее увеличение численности населения, регрессивный тип угрожает нации вымиранием.

Однако возраст 50 лет для большинства стран является возрастом трудоспособного населения, и брать его за основу в определении типа возрастного состава вряд ли целесообразно. Поэтому многие ученые предлагают определять уровень демографической «старости» населения по удельному весу лиц в возрасте 60 лет и старше. Считается, что если среди населения более 12% лиц в возрасте 60 лет и старше, то это демографически старый тип населения.

Показатели, характеризующие статику населения, имеют важное значение в практическом здравоохранении.

Они необходимы для:

Расчета показателей естественного движения населения;

Планирования всей системы здравоохранения;

Расчета потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, как общей, так и специализированной;

Определения необходимого количества средств, выделяемых бюджетом на здравоохранение;

Расчета количественных показателей, характеризующих деятельность органов и учреждений здравоохранения;

Организации противоэпидемической работы и т.д.

Не говоря уже о всей системе здравоохранения, каждое амбулаторно-поликлипическое учреждение должно иметь четкое представление о численности и составе населения в районе своей деятельности. Численность, возрастно-половой состав населения лежит в основе организации участковой службы, анализа ее деятельности, а в последние годы - в составе организации общеврачебной практики в нашей стране.

4.2.2. Механическое движение населения

Механическое движение населения происходит в результате характерных для всей истории человечества миграционных процессов. Слово миграция происходит от латинского migratio (migro - перехожу, переселяюсь). Таким образом, миграция населения - это перемещение людей, связанное, как правило, со сменой места жительства. Миграция подразделяется: на безвозвратную, то есть с постоянной сменой постоянного места жительства; временную - переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок; сезонную - перемещение в определенные периоды года; маятниковую - регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта. Кроме того, различают внешнюю миграцию, то есть миграцию за пределы своей страны, и внутреннюю - перемещение внутри страны. К внешней относится эмиграция - выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или длительный срок и иммиграция - въезд граждан из другой страны в данную. К внутренней миграции относятся межрайонные переселения, а также переселение жителей на селе в город, как важная составная часть процесса урбанизации.

Урбанизация (от латинского urbs - город) - это процесс повышения роли городов в развитии общества. Главным социальным значением урбанизации являются особые «городские отношения», охватывающие население, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Предпосылками урбанизации являются рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций. Для урбанизации характерным является приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сел окружения и ближайших мелких городов в крупные города (на работу и пр.).

Для оценки миграционных процессов рассчитывается ряд показателей. Чаще всего используются: число прибывших на 1000 населения, число выбывших на 1000 населения, миграционный прирост, коэффициент эффективности миграции. Эти показатели рассчитываются следующим образом:

Число лиц, въехавших (выехавших) Число прибывших = на административную территорию (выбывших) на 1000 Среднегодовая численность населения Миграционный прирост = Число прибывших-Число выбывших.

Миграционный прирост может рассчитываться как в абсолютных, так и относительных величинах.

Коэффициент = Миграционный прирост _ эффективности Сумма прибывших и выбывших

Изучение миграционных процессов имеет важное значение для органов практического здравоохранения, а именно:

Процесс урбанизации изменяет экологическую обстановку, требует пересмотра плановых нормативов медицинской помощи, изменения сети медицинских учреждений, изменяет структуру заболеваемости и смертности населения, влияет на эпидемическую обстановку региона, ведет к изменениям в процессе рождаемости;

Маятниковая миграция увеличивает число контактов, способствующих распространению инфекционных заболеваний, ведет к росту стрессовых ситуаций, травматизма;

Сезонная миграция ведет к неравномерной сезонной нагрузке учреждений здравоохранения, влияет на показатели здоровья населения;

Показатели здоровья мигрантов существенно отличаются от показателей здоровья коренного населения.

4.2.3. Естественное движение населения

Наибольшее значение для медицинских работников имеют показатели естественного движения населения, в том числе рождаемость.

4.2.3.1. Рождаемость населения

Рождаемость - процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизводству потомства. Говоря о рождаемости в человеческом обществе, следует помнить, что в данном случае она детерминирована не только биологическими, но и социально-экономическими процессами, условиями жизни, быта, традициями, религиозными установками и другими факторами.

Для определения интенсивности процесса рождения обычно пользуются показателями рождаемости. Общий коэффициент рождаемости рассчитывается по формуле:

Общее число родившихся за год живыми ^ Среднегодовая численность населения

Общий коэффициент рождаемости не дает исчерпывающего представления об интенсивности процесса, он пригоден для приблизительной характеристики явления.

Более точные характеристики рождаемости получают путем исчисления специального показателя - коэффициента плодовитости. При исчислении общего коэффициента плодовитости в отличие от коэффициента рождаемости в знаменателе берется не общая численность населения, а численность женщин в возрасте 15-49 лет.

Этот возрастной интервал называется генеративным, или плодовитым периодом женщины.

Число рождений до и после этого возрастного интервала незначительно, и им можно пренебречь. Кроме того, показатель рождаемости уточняется повозрастными показателями плодовитости, для чего весь генеративный период женщины условно подразделяют на отдельные интервалы (15-19, 20-24, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49 лет). Общий коэффициент плодовитости рассчитывается по следующей формуле:

Общее число родившихся за год жизни 1000

Среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет

Повозрастные показатели плодовитости рассчитываются по формуле: Число родившихся живыми у женщин соответствующего возраста ^qqq Среднегодовая численность женщин соответствующего возраста

Показатель рождаемости является важнейшим, причем не только демографическим, но и медико-социальным критерием жизнеспособности и воспроизводства населения.

Согласно законодательству в течение месяца со дня рождения все дети должны быть зарегистрированы в органах ЗАГСа по месту рождения детей или месту жительства родителей (табл. 2.1 и рис. 4.2).
Таблица 2.1
Год 1940 1960 1970 1980 1990 2000
Показатель рождаемости %о 31,2 24,0 17,0 15,9 13,4 8,7

4.2.3.2. Смертность населения Для оценки социального, демографического и медицинского благополучия той или иной территории необходимо учитывать не только показатели рождаемости, но и показатели смертности. Взаимодействие между показателями рождаемости и смертности, замена одних поколений другими обеспечивает непрерывное воспроизводство населения.
Динамика показателя рождаемости в России с 1940 по 2000 г.
14,0
я н о 12,0
S О) 10,0
8,0
ч 6,0
О) н <я 4,0
<я X 2,0
с 0

1990 1992 1994 1996 1998 2000 годы

Рис. 4.2. Динамика показателя рождаемости населения России в последнем десятилетии XX века (в %о).

Первую приближенную оценку смертности можно дать на основе общего показателя смертности, который рассчитывается следующим образом:

Общий коэффициент Общее число умерших за год

смертности Среднегодовая численность населения

Однако общий коэффициент смертности мало пригоден для каких-либо сравнений, так как его величина в значительной степени зависит от особенностей возрастного состава населения. Так, рост общего коэффициента смертности, отмечаемый в последние годы в некоторых экономически развитых странах, не столько свидетельствует-о действительном росте смертности, сколько отражает рост удельного веса лиц пожилого возраста в структуре населения.

Значительно более точными являются показатели смертности отдельных возрастно-половых групп населения, которые рассчитываются следующим образом:

Число лиц данного пола, Смертность лиц данного умерших в данном возрасте за год возраста и данного пола Среднегодовая численность лиц

данного возраста и пола

Специфику в расчетах и анализе имеют показатели младенческой смертности, перинатальной и материнской смертности (см. далее). На воз-растно-половые показатели смертности возрастная структура населения почти не влияет.

Важное значение в борьбе за снижение смертности и улучшение здоровья населения имеют показатели смертности от определенных заболеваний и структура причин смерти.

Число умерших Смертность = от данного заболевания за год 1000

от данного заболевания Средняя годовая

численность населения

Источником информации о причинах смерти в России являются записи во «Врачебных свидетельствах о смерти» или «Фельдшерских справках о смерти», заполняемых врачом (фельдшером).

В соответствии с законодательством смерть подлежит регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) по месту жительства умершего или по месту наступления смерти на основании заключения медицинского учреждения не позднее 3 суток с момента наступления смерти или обнаружения трупа.

Для обеспечения регистрации смертности утверждены «Врачебное свидетельство о смерти» - ф. №106/у-84 и «Фельдшерская справка о смерти» - ф. № 106-1/у-84.

«Врачебное свидетельство о смерти» выдается всеми учреждениями здравоохранения, в которых работает не менее 2-х врачей. В сельской местности, имеющей в учреждении здравоохранения только одного врача, в случае его отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.), а также в учреждениях, где нет врача, фельдшером выдается «Фельдшерская справка о смерти». Фельдшерам запрещается выдавать «Врачебное свидетельство о смерти». В таблице 4.2 и на рисунке 4.3 представлена динамика показателя смертности населения России во второй половине XX века.

Динамика показателя смертности в России %0
Таблица 4.2
Год 1940 1970 1980 1990 2000
Показатель смертности %0 17,4 8,4 11,0 11,2 15,3

4.2.3.3. Естественный прирост населения Естественный прирост населения служит наиболее общей характеристикой роста населения. Естественный прирост может выражаться абсолютным числом умерших за определенный период времени (чаще за год). Кроме того, может рассчитываться коэффициент естественного прироста населения, как разность коэффициентов рождаемости и смертности.
Показатель естественного прироста населения
Число родившихся-Число умерших Среднегодовая численность населения
1000
Сам естественный прирост населения не всегда отражает графическую обстановку в обществе, так как одни и те же размеры прироста могут быть получены при различных показателях рождаемости и смертности. Поэтому естественный прирост населения необходимо оценивать только в соотношении с показателями рождаемости и смертности.
17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 I 0
-I-

2000 годы
1996
1990
1992
1994
1998
Рис. 4.3. Динамика показателя смертности населения России с 1990 по 2000 г. (%о).

Высокий естественный прирост может рассматриваться как благоприятное демографическое явление только при низкой смертности. Высокий прирост при высокой смертности характеризует неблагоприятное положение с воспроизводством населения, несмотря на относительно высокий показатель рождаемости.

Низкий прирост при высокой смертности также указывает на неблагоприятную демографическую обстановку.

Отрицательный естественный прирост во всех случаях свидетельствует о явном неблагополучии в обществе. Такая демографическая обстановка обычно характерна для периода войны, экономических кризисов, других потрясений. Отрицательный естественный прирост принято называть - противоестественной убылью населения. В таблице 4.3 представлены показатели естественного прироста (убыли) населения России с 1970 г. по 2000 г.
Таблица 4.3
Годы
1970 1980 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Показатель (%о)
+8,6 +4,9 +2,2 +0,7 -1,3 -5,1 -6,1 -5,7 -5,3 -5,2 -4,8 -6,4 -6,7

4.2.3.4. Средняя продолжительность предстоящей жизни Одним из показателей, используемых для оценки общественного здоровья, является показатель средней продолжительности предстоящей жизни, служащий более объективным показателем, чем показатель общей смертности и показатель естественного прироста населения.

Под показателем средней продолжительности предстоящей жизни следует понимать гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста при условии, что на всем протяжении их жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, какой она была в том году, для которого производилось исчисление. Этот показатель характеризует жизнеспособность населения в целом, он не зависит от особенностей возрастной структуры населения и пригоден для анализа в динамике и сравнения данных по разным странам. Нельзя путать показатель средней продолжительности предстоящей жизни со средним возрастом умерших или средним возрастом населения.

Показатель средней продолжительности предстоящей жизни рассчитывается на основе повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности (или дожития), методика построения которых известна еще с XVIII века. Таблицы смертности (дожития) рассчитываются по косвенному методу и показывают как бы порядок последовательного вымирания гипотетической совокупности лиц, одновременно родившихся. Динамика показателя средней продолжительности предстоящей жизни в России в конце XX века представлена в таблице 4.4.
Динамика показателя естественного прироста (убыли) населения России с 1970 по 2000 г. (%о)

Таблица 4.4
Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении в России (число лет)
Годы Всего Мужчины Женщины
1980 67,6 61,5 73,1
1990 69,2 63,8 74,3
1995 64,6 57,6 71,2
2000 65,3 59,0 72,2

4.2.3.5. Материнская смертность

Материнская смертность относится к демографическим показателям, уточняющим общий коэффициент смертности. Из-за невысокого уровня она не оказывает заметного влияния на демографическую ситуацию, однако в полной мере отражает состояние системы охраны материнства и детства в регионе.

Всемирной организацией здравоохранения «материнская смертность определяется как обусловленная беременность, независимо от продолжительности и локализации, смерть женщины, наступившая в период беременности или в течение 42 дней после ее окончания от какой-либо причины, связанной с беременностью, отягощенной ею или ее ведением, но не от несчастного случая или случайно возникшей причины».

Случаи материнской смертности подразделяют на две группы:

1. Смерть, непосредственно связанная с акушерскими причинами, т.е. смерть в результате акушерских осложнений состояния беременности (т.е. беременности, родов и послеродового периода), а также в результате вмешательств, упущений, неправильного лечения или цепи событий, последовавших за любой из перечисленных причин.

2. Смерть, косвенно связанная с акушерскими причинами, т.е. смерть в результате существовавшей прежде болезни или болезни, возникшей в период беременности, вне связи с непосредственной акушерской причиной, но отягощенной физиологическим воздействием беременности.

Данный показатель позволяет оценить все потери беременных (от абортов, внематочной беременности, от акушерской и экстрагенитальной патологии в течение всего периода гестации), рожениц, родильниц в течение 42 дней после окончания беременности.

Показатель следует рассчитывать на уровне города, области, края, республики. В учреждении, где произошла смерть, следует проводить детальный анализ каждого случая смерти с позиции ее предотвратимости.

В соответствии с Международной классификацией болезней показатель материнской смертности должен рассчитываться на 1000 живорожденных. Однако ВОЗ, учитывая небольшое число умерших в развитых странах и соответственно незначительную величину показателя при расчете на 1000 живорожденных, в статистических показателях приводит расчеты на 100000 живорожденных.

Расчет показателя материнской смертности:

Число умерших беременных (с начала беременности), рожениц, родильниц в течение 42 дней Материнская = после прекращения беременности _ Ю0000

смертность Число живорожденных

При оценке динамики материнской смертности следует учитывать статистические особенности показателя при малом числе родов и умерших. Например, в странах с низкой рождаемостью один случай смерти может изменить показатель, который не всегда правильно может быть расценен. Для того, чтобы в этих случаях избежать ошибки при анализе динамики материнской смертности, следует применять статистические методы (в частности, выравнивание динамического ряда по методу скользящей средней). Этот метод позволяет до некоторой степени устранить влияние случайных колебаний на уровень динамического ряда и способствует выявлению отражаемой им основной тенденции.

Важное значение для анализа материнской смертности имеет анализ ее структуры.

Расчет структуры причин материнской смертности производится следующим образом:

Доля (удельный вес) беременных, Число женщин, умерших рожениц и родильниц, умерших от _ от данной причины данной причины, в общем числе Общее число женщин, умерших (в %) умерших от всех причин

Показатели структуры причин материнской смертности определяют роль и значение каждого заболевания в общей совокупности причин, т.е. позволяют установить место той или иной причины смерти среди всех умерших женщин.

Наряду с определением структуры смертности очень важно рассчитывать интенсивный показатель смертности от отдельных причин.

Расчет частоты наступления смерти от отдельных причин производится следующим образом:

Число женщин, умерших Материнская смерт- = от кровотечения Ю0000

ность от кровотечения Число живорожденных

Для улучшения качества статистических данных материнской смертности и введения альтернативных методов сбора данных, касающихся смертности во время беременности или связанной с нею, а также для усовершен -ствования учета смертности, непосредственно связанной с акушерскими причинами в случае, если смерть произошла позднее, чем через 42 дня после родоразрешения, Всемирной ассамблеей здравоохранения были введены дополнительные понятия - «поздняя материнская смертность» и «смерть, связанная с беременностью».

Под поздней материнской смертностью подразумевается смерть женщины от непосредственной акушерской причины или причины, косвенно связанной с ней, наступившей в период, превышающий 42 дня после родов, но менее, чем через год после родов. Смерть, связанная с беременностью, определяется как смерть женщины, наступившая в период беременности или в течение 42 дней после родов, независимо от причины смерти.

Регистрация и учет материнской смертности ведется в соответствии с теми же правилами, что и общей смертности. В таблице 4.5 представлены в динамике показатели материнской смертности в России.

Таблица 4.5
Годы 1980 1985 1990 1995 2000
Показатель материнской смертности %о 68,0 54,0 47,4 53,3 39,7

4.2.3.6. Детская смертность

Правильный и своевременный анализ детской смертности позволяет разработать ряд конкретных мер по снижению заболеваемости и смертности детей, оценить эффективность проведенных ранее мероприятий, в значительной мере охарактеризовать работу местных органов здравоохранения по охране материнства и детства.

В статистике детской смертности принято выделять ряд показателей:

1. Младенческую смертность (смертность детей на первом году жизни), которая включает:

а) раннюю неонатальную смертность (смертность в первые 168 часов жизни);

б) позднюю неонатальную смертность (смертность па 2, 3, 4 педелях жизни);

в) неонатальную смертность (смертность в первые 4 недели жизни);

г) постнеонатальную смертность (смертность с 29 дня жизни и до 1 года).

2. Смертность детей в возрасте до 5 лет.

3. Смертность детей в возрасте от 1 года до 15 лет. Суммарным, общим показателем младенческой смертности является общий годовой. Для его определения существует целый ряд различных способов. Самым простым из них считается способ расчета по следующей формуле:

Число детей, умерших в течение года на 1 - м году жизни ^

Число родившихся живыми в данном календарном году

Однако среди детей, умерших в течение года в возрасте до 1 года, есть родившиеся как в прошлом календарном году, так и в данном, и соотносить умерших только с родившимися в данном календарном году теоретически неверно. Применение данного способа возможно лишь в том случае, когда число родившихся в отчетном и прошлом году одинаково.

Было рассчитано, что среди детей, умерших в возрасте до J. года в данном календарном году, приблизительно 1/3 родилась в предыдущем году. Поэтому сейчас в практическом здравоохранении для расчета показателя младенческой смертности используется рекомендованная ВОЗ формула Ратса: ч

Число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни ^

2/3 родившихся живыми в данном календарном году + 1/3 родившихся живыми в предыдущем году

Динамика показателя младенческой смертности в России представлена в таблице 4.6.
Динамика показателя материнской смертности в России на 100 тыс. живорожденных

Таблица 4.6

Динамика показателя младенческой смертности в России (%о)
Годы 1980 1985 1990 1995 2000
Показатель младенческой смертности 22,1 20,7 17,4 18,1 15,3

Показатель младенческой смертности уточняется показателями пеона-тальной, ранней неонатальной, поздней неонатальной, постнеонатальной смертностей.

Неонатальная смертность рассчитывается по формуле:
1000

Число детей, умерших в первые четыре недели жизни Число родившихся живыми

Постнеонатальная смертность рассчитывается: Число детей, умерших в период с 29 дня до 1 года жизни

Число родившихся живыми -Число умерших в первые четыре недели жизни
1000
Ранняя неонатальная смертность рассчитывается:

Число детей, умерших в возрасте 0-6 дней (168 часов) Число родившихся живыми

Поздняя неонатальная смертность рассчитывается: Число детей, умерших на 2, 3, 4 неделях жизни

Число родившихся живыми
1000
Помимо показателей младенческой смертности в международной практике принято рассчитывать коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет (КСД). Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет
Число детей в возрасте до 5 лет, _умерших за год__ 1000

Число живорожденных
Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет выбран ЮНИСЕФом как особый, наиболее важный показатель положения детей, в различных государствах, как своеобразный индикатор благополучия детского населения.

Для оценки состояния здоровья детского населения важное значение имеет показатель смертности детей старше года:

Число детей в возрасте до 1 года Смертность детей в возрасте _ до 15 лет, умерших в течение года от 1 до 15 лет Среднегодовая численность детей

в возрасте от 1 до 15 лет

Учет смертности детей, начиная со второй недели жизни, ведется на основании анализа «Врачебных свидетельств о смерти».
1000

4.2.3.7. Перинатальная смертность С 1963 года в стране в статистику здоровья населения и практику здравоохранения введен термин «перинатальный период».

Всемирная ассамблея здравоохранения определила перинатальный период, как период, который начинается с 22-й полной недели (154-го дня) внутриутробной жизни плода (в это время в норме масса тела составляет 500 г) и заканчивается спустя 7 полных дней (168 часов) после рождения.

Перинатальный период включает в себя три периода: антенатальный (с 22-й недели беременности до родов), интранатальпый (период родов), по-стнатальный (первые 168 часов жизни). По терминологии постпатальный ^период соответствует раннему неонатальному. Каждому периоду соответствует свой показатель смертности. Показатель перинатальной смертности рассчитывается по формуле:

Число родившихся мертвыми + Число Перинательная умерших в первые 168 часов жизни Q00 смертность Число родившихся живыми и мертвыми

Антенатальная смертность и интранатальная смертность в сумме дают мертворожденность. Мертворожденность рассчитывается по формуле.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики

Методические указания

Здоровье населения и методы его изучения

I часть

Цель работы: На основе анализа состояния здоровья населения и деятельности учреждений системы охраны здоровья уметь предложить основные направления и мероприятия по совершенствованию организации и качества лечебно-профилактической помощи в г.Н.

Для достижения поставленной цели необходимо:

1. Знать последовательность проведения статистического исследования (этапы его) и применить эти знания при выполнении самостоятельного фрагмента курсовой работы

2. Использовать следующие обобщающие показатели для оценки и анализа состояния здоровья населения по данным информации в курсовой работе:

Относительные величины (экстенсивные, интенсивные, наглядности и соотношения)

Средние величины (мода, медиана, средняя арифметическая); показатели вариабельности (лимит, амплитуда, сигма, коэффициент вариации)

3. Уметь графически представлять различные виды показателей

4. С целью выявления факторов на результаты изучения здоровья использовать методы:

· Стандартизации;

· Корреляции;

· Оценки достоверности разности результатов исследования (по критерию «t»).

5. С целью прогнозирования результатов исследования уметь применять способ «определения доверительных границ»

Блок информации

Город Н. – промышленный центр на северо-востоке европейской части страны. В нем имеется текстильный комбинат, завод синтетических моющих средств, мощная ТЭЦ, крупный железнодорожный узел с вагоноремонтным заводом. В последние годы из-за значительного прироста числа автомобильного транспорта ухудшилась экологическая ситуация: содержание вредных веществ в атмосферном воздухе значительно превышает ПДК, уменьшилось число зеленых насаждений.

В связи с более высокими уровнями отдельных заболеваний, младенческой смертности и других проблем общественного здоровья населения в городе Н, городским управлением здравоохранения, главными специалистами, принято решение о проведении углубленного изучения факторов, влияющих на показатели здоровья. Необходимо организовать статистическое исследование и представить его для обсуждения: выбрать тему, сформулировать цель и задачи исследования, составить программу сбора и программу разработки материала (макеты статистических таблиц).

В лечебно-профилактических учреждениях города работает 370 врачей всех специальностей, коечный фонд (больница и родильный дом) составляет 870 коек (табл. 1)

Таблица 1. Обеспеченность населения города Н. врачами всех специальностей и больничными койками (на 10 000 населения).

Диаграмма 1.а. Обеспеченность населения города Н врачами всех специальностей и больничными койками на 10000 населения

1. При сравнении обеспеченности врачами области и города Н можно отметить, что несмотря на то, что в обозреваемые годы количество врачей в городе Н увеличивается (хотя и не стойко), в области их на настоящий момент больше.

2. В городе Н отмечается стойкая отрицательная динамика обеспеченности койками населения города Н на 10000 населения.

Городским управлением здравоохранения при участии экспертов-специалистов проведено изучение состояния здоровья населения. Полученные результаты представлены ниже.

В городе Н. проживает 100 000 человек, в том числе в возрасте до 15 лет – 20 000, от 15 до 49 лет – 50 000 (в том числе женщин – 23 000), 50 лет и старше – 30 000 человек.


Диаграмма 1.б. Возрастная структура города Н

Вывод: На основании структуры населения за прошедший год наблюдается регрессивный тип демографии населения, так как совокупность населения в возрасте от 0 до 15 лет меньше чем совокупность населения старше 50 лет.

В изучаемом году в городе родилось живыми 750 детей (в предыдущем 780), все у женщин в возрасте 15 - 49 лет. Умерло за год 1450 человек, в том числе в возрасте до 1 года – 11. Данные о динамике демографических показателей в городе за изучаемый период с 1 года наблюдения по 5 представлены в табл. 2.

Таблица 2. Динамика демографических показателей города Н. за 5 лет и в сравнении с РФ (на 1000)

Показатели Предыдущие годы (период) Изучае-мый год* Оценка уровня по-казателей изучаемого года** Уровни по РФ
2001 2002 2003 2004 2005
Рождаемость 13,8 11,6 8,4 8,1 7,5 10,6
Смертность 12,1 13,7 15,6 16,3 14,5 15,9
Естественный прирост 1,7 -2,1 - 7,2 - 8,2 -7 - -5,3
Фертильность 55,5 45,0 36,4 35.4 32,6 - -34
Младенческая смертность 18,0 17,0 15,9 14,2 - 12,4

Диаграмма 2.а. Показатели рождаемости и смертности населения города Н

Вывод:1.Отмечается стойкое снижение показателей рождаемости в городе Н. К 2005 же году уровень рождаемости стал ниже уровня по РФ. 2. В начале учетного периода показатель смерности в городе Н был ниже чем уровень мертности по РФ. До 2004 года этот показатель неуклонно рос, и к концу года превысил уровень по РФ. Однако в 2005 году стала наблюдаться тенденция к улучшению, и вновь оказался ниже показателя смертности по РФ.

Диаграмма 2.б. Естественный прирост населения года


1. За время учетного периода с 2001 по 2004 год естественный прирост населения города Н имеет стойкую отрицательную динамику. А так же в начале периода (2001 год) наблюдался прогрессивный тип населеления. С 2002 по 2005 регрессивный тип демографии населения города Н. Так как показатель естественного прироста населения стал со «знаком минус», то есть умирает больше, чем рождается.

2. Несмотря на то, что в 2005 году имеется все еще отрицательная динамика в показателях естественного прироста населения, по сравнению с 2004 наблюдается относительно положительная динамика данного показателя.

Диаграмма 2.в.

Вывод: За время учетного периода фертильность в городе Н снизилась.


Диаграмма 2.г. Показатели младенческой смертности в городе Н за 2001-2005 годы

Вывод: За время учетного периода младенческая смертность в городе Н снизилась, однако смертность в городе Н все еще больше, чем в области, где традиционно оборудование и профессионализм родильных домов, а так же больниц несравнимо хуже, чем в городе.

За последние годы ухудшилась социально-экономическая обстановка в городе. Прекратилось строительство жилья, сократился выпуск продукции промышленных предприятий, происходит уменьшение числа лиц, занятых в общественном производстве. Отмечено увеличение количества разводов и снижение числа браков. Относительно увеличилось число детей, рожденных женщинами, не состоящими в браке (каждая пятая из них не достигла 20 лет).

Обнаружены значительные изменения в показателях повозрастной фертильности (табл. 3).


Таблица 3. Динамика повозрастной и общей фертильности в городе Н.(на 1000 женщин фертильного возраста и в абс. числах и на 1000)

ПоказателиВозраст 10 лет назад на 1000 женщин соответ. возраста Изучаемый год
Число женщин Число родившихся живыми
Абс. На 1000 женщин соответств. возраста
1 2 3 4 5
Всего 15-49 45,0 23 000 750 30,6
15 –19 24,5 3 500 90 25,7
20 - 24 110,0 3 600 320 8,8
25 – 29 75,0 3 500 205 58,6
30 - 34 50,1 3 400 86 25,3
35 – 39 18,2 3 200 35 10,9
40 – 44 5,0 3 000 9 3,0
45 - 49 2,6 2 800 5 1,8

Диаграмма 3.а. Динамика общей фертильности в городе Н за 1995 и 2005 годы

Вывод: общий показатель фертильности за последние 10 лет сильно уменьшилсяВывод: общий показатель фертильности изменился за последние 10 лет - уменьшился, и повозрастное распределение фертильности изменилось:

1. В возрастной категории 15-19 лет несмотря на общее снижение фертильности, фертильность выше в 2005 году по отношению к 1995. Исходя из данных, что относительно увеличилось число детей, рожденных женщинами, не состоящими в браке (каждая пятая из них не достигла 20 лет), ухудшилась социально-экономическая обстановка в городе, прекратилось строительство жилья – а «очереди» на социальное жилье не ликвидировались, население поколениями живет в условиях не отвечающих санитарно гигиеническим нормативам м2 на 1 человека, растет число «не благополучных» семей. Увеличивается количество «трудных» подростков, преступности. Последнее усугубляет растущая безработица ввиду уменьшения числа лиц, занятых в общественном производстве, а так же увеличения цен на товары первой необходимости в виду сокращения выпуска продукции промышленных предприятий и вынужденного импорта данных товаров из других городов, областей а так же из иностранных государств.