При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.

Итоги правления Александра III

Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.

В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.

Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.

    Социально-экономическое развитие Российской империи на рубеже XIX - XX вв. Реформы С.Ю. Витте.

В конце XIX - начале XX вв. мир вступил в новую фазу своего развития. В передовых странах Запада капитализм достиг империалистической стадии . Россия относилась ко "второму эшелону" стран, вступивших на путь капиталистического развития .

За пореформенное сорокалетие Россия добилась значительных успехов в экономике, прежде всего в развитии промышленности . Она проделала путь, на который странам Запада потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и, прежде всего использование опыта и оказание помощи развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства форсированного развития ведущих отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.

После промышленного подъема 1890-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии 1904- 1908 гг. В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок. Объем промышленного производства возрос в 1, 5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Процесс монополизации российской экономики получил новый импульс. Кризис начала века ускорил процесс концентрации промышленного производства. Бурными темпами шло акционирование предприятий. В результате на смену временным предпринимательским объединениям 1880-1890-х годов пришли мощные монополии - в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции (Продмед, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др.).

Одновременно шло укрепление банков и образование банковских групп (Русско-Азиатского, Петербургского международного, Азовско-Донского банков). Укреплялись их связи с промышленностью, в результате чего возникали новые монополистические объединения типа трестов и концернов. Вывоз капиталов из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и необходимостью освоения огромных колониальных районов империи. Незначительным было и участие российских предпринимателей в международных союзах. Россия включилась в передел сфер влияния в мире, но при этом наряду с интересами российской буржуазии значительную роль играли военно-феодальные устремления царизма.

Несмотря на высокие темпы экономического развития, России все же не удалось догнать ведущие страны Запада. В начале XX в. она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Наряду высокоразвитой капиталистической индустрией, в экономике России большой удельный вес принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства, от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального.

Сосредоточением пережитков феодальной эпохи оставалась российская деревня . Важнейшими из них были, с одной стороны, латифундиальное помещичье землевладение, крупные помещичьи имения, широко практиковавшиеся отработки (прямой пережиток барщины). С другой стороны, крестьянское малоземелье, средневековое надельное землевладение, община с ее переделами, чересполосицей, которые являлись тормозом для модернизацию крестьянского хозяйства. Хотя здесь и произошли определенные сдвиги, выражавшиеся в расширении посевных площадей, росте валовых сборов сельскохозяйственных культур, повышении урожайности, однако в целом аграрный сектор разительно отставал от промышленного, и это отставание все более принимало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазной модернизации страны и тормозящим влиянием феодальных пережитков. Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формировавшимися классами буржуазного общества (буржуазия, пролетариат) в нем продолжало существовать и сословное деление - как наследие феодальной эпохи: дворянство, купечество, крестьянство, мещанство.

К началу XX в. ведущие позиции в экономике страны занимала буржуазия . Однако она вплоть до середины 90-х годов фактически не играла сколько- нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны. Будучи зависимой от самодержавия, она долгое время оставалась аполитичной и консервативной силой. Дворянство , оставаясь правящим классом-сословием, сохранило значительную экономическую силу. Несмотря на утрату почти 40% всех своих земель, оно к 1905 г. сосредоточило свыше 60% всего частного землевладения и было важнейшей социальной опорой режима, хотя в социальном плане дворянство теряло свою однородность, сближаясь с классами и слоями буржуазного общества. Крестьянство, составляющее почти 3/4 населения страны, также было глубоко затронуто процессом социального расслоения (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями назревали противоречия.

Класс наемных рабочих , насчитывавший к концу XIX в. около 18,8 млн. человек, также был весьма неоднороден. Значительная часть рабочих, особенно недавно пришедших из деревни, сохраняла еще связь с землей и хозяйством. Ядро класса составлял фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший к этому времени около 3 млн. человек, причем свыше 80% его было сосредоточено на крупных предприятиях.

Политическим строем России была абсолютная монархия . Сделав в 60- 70-х годах XIX в. шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон по- прежнему провозглашал: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный". Николай II, взошедший на престол в 1894 г., твердо усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России. С упорным постоянством он отвергал все попытки ограничить свою власть.

Высшими государственными органами в стране до 1905 г. являлись: Государственный Совет , постановления которого имели для царя рекомендательный характер; Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов.

Исполнительная власть осуществлялась 11 министрами, деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Но последний не имел характера Кабинета министров, так как каждый министр был ответственен только перед царем и выполнял его указания. Николай II крайне ревниво относился к любой крупной личности среди своих министров. Так, С.Ю.Витте, приобретший в результате успешных реформ большую власть и влияние в правящих сферах, был в 1903 г. смещен со своего поста и назначен на почетную, но малозначащую должность председателя Комитета министров.

Неограниченность царской власти на местах проявлялась во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой являлось гражданское и политическое бесправие народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских свобод дополнялись во многих районах России национальным гнетом.

Российская империя являлась многонациональным государством , в котором 57% населения составляли нерусские народы, подвергавшиеся в той или иной форме национальному угнетению. Национальный гнет проявлялся по- разному, в зависимости от уровня социально-экономического, политического и культурного развития того или иного региона. При этом важно отметить, что уровень жизни русского народа был не выше, а чаще даже ниже, чем других народов. В развитых районах (Финляндия, Польша, Прибалтика, Украина) угнетение проявлялось в стремлении к унификации местных условий и их специфики с общероссийскими устройством. В остальных окраинах, где национальный вопрос переплелся с колониальным, значительное место занимали полуфеодальные методы эксплуатации, процветал административный произвол. Царизм не только ущемлял права нерусских народов, но и сеял между ними рознь, недоверие, вражду. Все это не могло не породить национальный протест. Однако раскол российского общества происходил, главным образом, не по национальному, а по социальному признаку.

Тяжелое экономическое положение, гражданское и политическое бесправие, репрессии и преследования явились причиной постоянно растущей эмиграции из России . Крестьяне массами устремлялись на заработки в приграничные государства, а затем в США, Канаду, Бразилию и даже Австралию. Стремясь избежать притеснений на национальной почве, немалое число российских подданных эмигрировало. И, наконец, все более заметную часть эмиграции составляли люди, сделавшие целью своей жизни борьбу с самодержавием.

Даты

Название реформ

Реформы в налоговой системе.

Был введён промысловый

налог промысловый. Налог

несколько увеличил доходы казны

1894 г

Введение винной монополии

Была введена государственная монополия на

торговлю крепкими спиртными напитками.

Основная суть питейной монополии заключается

в том, что никто

не может продавать вино кроме государства,

производство

вина должно быть ограничено теми

размерами, в каких его покупает государство,

а следовательно и теми условиями, на которых

будет настаивать государство.

1889 г

Реформы в железнодорожном хозяйстве

Издано Временное положение о железнодорожных

тарифах. Выкуп убыточных железных дорог

государством.

1895- 1897 гг

Денежная реформа.

Рубль стал одной из стабильнейших валют мира.

1902 г

Преобразования в аграрном секторе экономики.

Суть крестьянского вопроса именно в замене общинной

собственности на землю индивидуальной, а не в

недостатке земли, а стало быть и не в том, чтобы

провести принудительное отчуждение помещичьих

владений

1900 г

Реформы в промышленности.

Подготовка кадров для промышленности и торговли.

Издано ряд законов, регулировавших отношения между

фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю

за соблюдением этих законов - фабричная инспекция.

Контроль за техническим состоянием предприятий,

точным оформлением документации при получении их

владельцами ссуд из Государственного банка и

наблюдение за правильным использованием кредитов.

Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в

обязанность «следить и своевременно доводить до

сведения

министерства финансов. Приняты законы об

ограничении рабочего времени на предприятиях

потерявших трудоспособность в результате

903 года), о введении на фабриках и заводах института

    Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Русско-японская война началась 26 января (или же, по новому стилю, 8 февраля)1904 г. Флот Японии неожиданно, до официального объявления войны, напал на корабли, находящиеся на внешнем рейде Порт-Артура. В результате этого нападения были выведены из строя мощнейшие корабли русской эскадры. Объявление войны состоялось только 10 февраля.

Важнейшей причиной русско-японской войны стала экспансия России на восток. Однако причиной непосредственной явилась аннексия Ляодунского полуострова, ранее захваченного Японией. Это спровоцировало военную реформу и милитаризацию Японии.

О реакции русского общества на начало русско-японской войны кратко можно сказать так: действия Японии возмутили российское общество. Мировое сообщество отреагировало иначе. Англия и США заняли прояпонскую позицию. А тон сообщений в прессе отличался явным антирусским настроем. Являвшаяся на тот момент союзницей России Франция объявила о нейтралитете – союз с Россией был необходим ей для того, чтобы не допустить усиления Германии. Но, уже 12 апреля Францией был заключено соглашение с Англией, что вызвало охлаждение русско-французских отношений. Германия же заявила о дружественном нейтралитете по отношению к России.

Овладеть Порт-Артуром японцам, несмотря на активные действия в начале войны не удалось. Но, уже 6 августа ими была предпринята еще одна попытка. На штурм крепости была брошена 45-твсячная армия под командованием Ойямы. Встретив сильнейшее сопротивление и потеряв более половины солдат, японцы 11 августа вынуждены были отступить. Крепость была сдана только после гибели генерала Кондратенко 2 декабря1904 г. Несмотря на то, что Порт-Артур мог бы продержаться еще не менее 2 месяцев, Стессель и Рейс подписали акт о сдаче крепости, в результате чего был уничтожен русский флот, а 32 тыс. человек попали в плен.

Наиболее значительными событиями 1905 г. стали:

    Мукденское сражение (5 – 24 февраля), остававшееся крупнейшим сухопутным сражением в истории человечества до начала Первой мировой. Завершилось оно отходом русской армии, потерявшей 59 тыс. убитыми. Потери японцев составили 80 тыс.

    Цусимское сражение (27 – 28 мая), в котором японский флот, численностью в 6 раз превосходящий русский практически полностью уничтожил русскую Балтийскую эскадру.

Ход войны явно складывался в пользу Японии. Однако ее экономика была истощена войной. Это заставило Японию пойти на мирные переговоры. В Портсмуте, 9 августа участники русско-японской войны начали мирную конференцию. Нужно отметить, что эти переговоры стали серьезным успехом для российской дипломатической делегации, которую возглавлял Витте. Заключенный мирный договор вызвал протесты в Токио. Но, тем не менее, последствия русско-японской войны оказались для страны весьма ощутимыми. В ходе конфликта был практически уничтожен Тихоокеанский флот России. Война унесла более 100 тыс. жизней героически защищавших свою страну солдат. Была остановлена экспансия России на Восток. Так же, поражение показало слабость царской политики, что в определенной степени способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1905 – 1907 гг. Среди причин поражения России в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. важнейшими являются следующие:

    дипломатическая изоляция Российской империи;

    неподготовленность русской армии к боевым действиям в сложных условиях;

    откровенное предательство интересов отечества или бездарность многих царских генералов;

    серьезное превосходство Японии в военной и экономической сферах.

    Первая русская революция. Основные этапы, события и итоги.

Обострение противоречий внутри страны, и поражение в Русско-японской войне привели к серьезному политическому кризису. Власти оказались неспособны изменить ситуацию. Причины революции 1905 - 1907 гг.:

    нежелание высшей власти проводить либеральные реформы, проекты которых были подготовлены Витте, Святополком-Мирским и другими;

    отсутствие каких-либо прав и нищенское существование крестьянского населения, составлявшего более 70% населения страны (аграрный вопрос);

    отсутствие социальных гарантий и гражданских прав у рабочего класса, политика невмешательства государства в отношение предприниматель – рабочий (рабочий вопрос);

    политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам, которые составляли в то время до 57% населения страны (национальный вопрос);

    неудачное развитие ситуации на русско-японском фронте.

Первая российская революция 1905 – 1907 гг. была спровоцирована событиями, происходившими в начале января 1905 г. в Петербурге. Вот основные этапы революции.

    Зима 1905 г. – осень 1905 г. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г., получивший название «Кровавого воскресенья» привел к началу забастовок рабочих практически во всех регионах страны. Так же, отмечались волнения в армии и на флоте. Одним из важных эпизодов первой русская революция 1905 – 1907 гг. стал мятеж на крейсере «Князь Потемкин Таврический», произошедший 14 июня 1905 г. В этот же период усиливается движение рабочих, активизируется крестьянское движение.

    Осень 1905 г. Этот период является наивысшей точкой революции. Всероссийская Октябрьская стачка, начатая профсоюзом печатников, была поддержана многими другими профсоюзами. Царь издает манифест о даровании политических свобод и создании Государственной думы как законодательного органа. После того, как Николаем 2 были дарованы права на свободу собраний, слова, совести, печати «Союз 17 октября» и конституционно-демократическая партия, а так же, эсеры и меньшевики объявляют о завершении революции.

    Декабрь 1905 г. радикальное крыло РСДРП поддерживает вооруженное восстание в Москве. На улицах – ожесточенные баррикадные бои (Пресня). 11 декабря публикуется положение о выборах в 1 Государственную думу.

    1906 г. – первая половина 1907 г. Спад революционной активности. Начало работы 1 Государственной думы (с кадетским большинством). В феврале 1907 г. созывается 2 Государственная дума (по своему составу - левая), но уже через 3 месяца она распускается. В этот период забастовки и стачки продолжаются, однако постепенно контроль над страной правительства восстанавливается.

Стоит отметить, что наряду с утратой правительством поддержки армии и всероссийской Октябрьской стачкой, закон об учреждении Думы, дарование свобод (слова, совести, печати и т.д.) и изъятие из определения власти царя слова «неограниченная» являются основными событиями революции 1905 – 1907 гг.

Итогом революции 1905 - 1907 гг., носившей буржуазно-демократический характер, стал ряд серьезных преобразований, таких, как формирование Государственной думы. Политические партии получили право действовать на законных основаниях. Улучшилось положение крестьян, поскольку были отменены выкупные платежи, так же, им было даровано право на свободное передвижение и выбор места жительства. Но, они не получили в собственность землю. Рабочие завоевали право легально образовывать профсоюзы, сократилась продолжительность рабочего дня на заводах и фабриках. Часть рабочих получила избирательные права. Национальная политика стала более мягкой. Однако, важнейшее значение революции 1905 – 1907 гг. заключается в изменении мировоззрения людей, что подготовило почву для дальнейших революционных преобразований в стране.

    Становление парламентаризма в России. 1 – 4 государственные думы.

Государственная дума – законосовещательное, представительное учреждение Российской империи в 1906-1917 годах – была декларирована царским Манифестом 17 октября 1905 года. Дума рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем. Многоступенчатые выборы в Думу проводились по четырем неравноправным куриям. Половина населения страны (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательного права. 27 февраля (12 марта) 1917 года Временный комитет Государственной думы сформировал Временное правительство. Формально Дума продолжала существовать до 6 (19) октября 1917 года.

Состав 2-й Государственной думы (20 февраля-2 июня 1907 года) оказался более левым, чем первой. Центральным вопросом оставался аграрный. 2-я Дума была распущена после обвинения в подготовке военного заговора, выдвинутого против социал-демократической фракции.

3-я Государственная дума работала в период с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года. Она приняла закон от 14 июня 1910 года, направленный на разделение общинных земель в пользу единоличных владельцев. Закон был принят, несмотря на протесты депутатов от крестьян, которые внесли свой законопроект, фактически требовавший ликвидации помещичьего землевладения. Следствием принятия закона от 14 июня 1910 года стал быстрый рост экономической мощи России.

Заседания 4-й Государственной думы проходили с 15 ноября 1912 года по 6 октября 1917 года. Ее деятельность совпала с началом первой мировой войны 1914-1918 годов и политического кризиса, завершившегося свержением самодержавия. С началом войны сессии Думы созывались нерегулярно, законодательная деятельность осуществлялась правительством помимо Думы. После Февральской революции 1917 года Дума открыто выступила против Советов, и 6 октября 1917 года Временное правительство под давлением революционных масс распустило Думу.

    Реформы П.А. Столыпина.

Столыпин Петр Аркадьевич (1862 – 1911 гг.) в период нала крестьянских волнений являлся губернатором Саратовской губернии. Уже через 3 года, он стал главой Министерства внутренних дел. Эту должность с июля 1906 г. Столыпин успешно совмещал с местом главы Совета министров. К тому времени деятельность Столыпина снискала ему известность во всех слоях общества. Как ни удивительно, покушение, совершенное на него эсерами - меньшевиками (12 августа 1906 г.) только увеличило популярность этого человека. Однако большинство его законопроектов не было принято царским правительством.

Идея Столыпина, высказанная им в разгар революционного движения, заключавшаяся в том, что сначала стране необходимо успокоение, а уж затем – реформы, легла в основу программы правительства. Одной из серьезнейших проблем того времени являлся аграрный вопрос. Именно он спровоцировал во многом революционные события 1905 – 1907 гг.

Начатая в 1906 г. аграрная реформа Столыпина предусматривала:

    устранение множества сословных и правовых ограничений, которые мешали развитию хозяйственной деятельности крестьянства;

    постепенное введение частной собственности крестьян на земельные наделы;

    увеличение эффективности крестьянского труда;

    реформа поощряла покупку крестьянами земель, в том числе и помещичьих;

    реформа предусматривала и поддержку деятельности крестьянских товариществ и кооперативных хозяйств.

Эти меры вскоре дали заметные результаты. Итогом аграрной реформы П. А. Столыпина стало увеличение площадей посевных земель, рост экспорта зерна. Так же, эта реформа привела к окончательному уходу от феодальных пережитков, увеличению производительных сил в деревнях. В соответствии со статистическими данными, из общин вышли до 35% крестьян, 10% из них организовали хуторские хозяйства. Усилилась дифференциация видов аграрного производства по районам.

Учитывала земельная реформа Столыпина и проблему перенаселенности центральных районов России. Предполагалось разрешить проблему недостатка земель при помощи переселения части крестьян в другие районы, например, за Урал. Правительство выделяло немалые суммы для обустройства поселенцев, прокладки дорог, медицинского обеспечения. Однако, результаты этой, безусловно прогрессивной для России того времени реформы были недостаточны для коренного изменения ситуации. Дело в том, что рост аграрного производства происходил не в силу интенсификации производства, а из-за увеличения интенсивности крестьянского ручного труда. Описанная выше кратко реформа Столыпина не смогла полностью разрешить проблему голода и аграрного перенаселения центральных областей страны. Стоит отметить, что современные специалисты, хоть и выдвигают множество разнообразных оценок столыпинской аграрной реформы, но, в целом, дают ей позитивную оценку.

    Участие России в Первой мировой войне.

Первая мировая война явилась следствием противоречий, возникших между государствами Тройственного союза(Германия, Италия, Австро-Венгрия) и Антанты (Россия, Англия, Франция). В основе этих противоречий был конфликт между Англией и Германией, включающий экономические, военно-морские и колониальные притязания. Между Францией и Германией шли споры из-за отторгнутых у Франции районов Эльзаса и Лотарингии, а также претензий Германии на колонии Франции в Африке.

Поводом к началу войны стало убийство в г. Сараево 25 июня 1914 г. наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены. Теракт совершил член сербской националистической организации Г. Принцип. Между Австрией и Сербией разгорелся международный конфликт, в котором Россия стала поддерживать Сербию, а Германия приняла сторону Австро-Венгрии. 19 августа 1914 г. Германия объявила войну России как ответный шаг на начавшуюся мобилизацию российских войск.

Военные действия на территории Европы разделились на два фронта: Западный (во Франции и Бельгии) и Восточный - русский. Российские войска действовали на Северо-Западном фронте (Восточная Пруссия, Прибалтика, Польша) и Юго-Западном (Западная Украина, Закарпатье). Россия вступила в войну, не успев завершить перевооружение своих войск. Однако высокий патриотический подъем, царивший в обществе и армии, позволил добиться успехов на первом этапе войны. Несмотря на неудачи в Восточной Пруссии, силами Юго-Западного фронта удалось провести операцию, в результате которой были разгромлены соединения австро-венгерской армии и занята Галиция. Были проведены успешные операции против германских войск под Варшавой и Лодзью.

Осенью 1914 г. на стороне Тройственного союза выступила Турция. Открытие Кавказского фронта в значительной степени осложнило положение России. Войска стали испытывать острую нужду в боеприпасах, положение осложняла беспомощность союзников.

В 1915 г. Германия, сконцентрировав основные силы на Восточном фронте, провела весенне-летнее наступление, в результате которого Россия потеряла все завоевания 1914 г. и частично территории Польши, Прибалтики, Украины и Западной Белоруссии.

Германия перебросила основные силы на Западный фронт, где начала активные бои под крепостью Верден. В апреле российский генштаб разработал план летнего наступления. Для поддержки терпящих поражение итальянских и французских войск силами трех фронтов было предпринято массированное наступление.

На участке Юго-Западного фронта корпус генерала А.А. Брусилова, прорвав оборону, нанес серьезный урон австро-венгерским войскам и значительно продвинулся на Запад. «Брусиловский прорыв» отвлек немцев и спас от поражения Францию под Верденом.

Невзирая на революционные события 1917 г., Временное правительство выдвинуло лозунг: «Продолжение войны до победного конца».

Однако две попытки наступления - в Галиции и Белоруссии - закончились поражением. Немцам удалось захватить г. Ригу и Моонзундский архипелаг.

26 октября 1917 г. 2-й Всероссийский съезд советов принял Декрет о мире, в котором всем воюющим сторонам предлагалось начать переговоры. 14 ноября Германия ответила согласием на проведение переговоров, которые начались 20 ноября 1917 г. в Брест-Литовске.

Было заключено перемирие, Германия выдвинула требования, которые делегация, возглавляемая Л. Троцким, отвергла и покинула Брест-Литовск. На это германские войска ответили наступлением по всему фронту. 3 марта 1918 г. советская делегация в новом составе подписала мирный договор с Германией на еще более тяжелых условиях.

Россия потеряла Польшу, Литву, Латвию, часть Белоруссии. Исключалось военное присутствие советских войск в Прибалтике, Финляндии, на Украине.

Россия обязалась демобилизовать армию, передать Германии корабли Черноморского флота, выплатить денежную контрибуцию.

    Февральская революция 1917 года.

Поскольку революция 1905-1907 гг. не решила экономических, политических и классовых противоречий в стране, то она явилась предпосылкой февральской революции 1917 года. Участие царской России в первой мировой войне показало неспособность ее экономики на выполнение военных задач. Многие заводы прекратили свою работу, армия ощущала нехватку снаряжения, вооружения, продовольствия. Транспортная система страны абсолютно не приспособлена к военному положению, сельское хозяйство сдало свои позиции. Хозяйственные трудности увеличили внешний долг России до огромных размеров.

Намереваясь извлечь из войны максимальные выгоды, русская буржуазия начала создавать союзы и комитеты по вопросам сырья, топлива, продовольствия и т.п.

Верная принципу пролетарского интернационализма, большевистская партия вскрыла империалистический характер войны, которая велась в интересах эксплуататорских классов, ее захватническую, грабительскую сущность. Партия стремилась направить недовольство масс в русло революционной борьбы за крушение самодержавия.

В августе 1915 года образовался «Прогрессивный блок», который планировал заставить Николая II отречься от престола в пользу своего брата Михаила. Таким образом, оппозиционная буржуазия надеялась предупредить революцию и при этом сохранить монархию. Но такая схема не обеспечивала буржуазно-демократические преобразования в стране.

Причинами февральской революции 1917 года явились антивоенные настроения, тяжелое положение рабочих и крестьян, политическое бесправие, спад авторитета самодержавной власти и ее неспособность провести реформы.

Движущей силой в борьбе был рабочий класс во главе с революционной большевистской партией. Союзниками рабочих выступили крестьяне, требующие передела земли. Большевики разъясняли солдатам цели и задачи борьбы.

Основные события февральской революции произошли стремительно. За несколько дней в Петрограде, Москве и других городах прошла волна забастовок с лозунгами «Долой царское правительство!», «Долой войну!». 25 февраля политическая стачка стала всеобщей. Расстрелы, аресты были не в состоянии остановить революционного натиска масс. Правительственные войска были приведены в боевую готовность, город Петроград был превращен в военный лагерь.

26 февраля 1917 года стало началом февральской революции. 27 февраля на сторону рабочих перешли солдаты Павловского, Преображенского и Волынского полков. Это решило исход борьбы: 28 февраля правительство было низложено.

Выдающееся значение февральской революции в том, что это была первая в истории народная революция эпохи империализма, которая завершилась победой.

В ходе февральской революции 1917 года царь Николай II отрекся от престола.

В России возникло двоевластие, что стало своеобразным итогом февральской революции 1917 года. С одной стороны Совет рабочих и солдатских депутатов как орган народной власти, с другой стороны Временное правительство – орган диктатуры буржуазии во главе с князем Г.Е. Львовым. В организационных вопросах буржуазия была более подготовлена к власти, но была не в силах установить единовластие.

Временное правительство проводило антинародную, империалистическую политику: земельный вопрос не решался, заводы оставались в руках буржуазии, сельское хозяйство и промышленность испытывали крайнюю нужду, не хватало топлива для железнодорожного транспорта. Диктатура буржуазии только углубляла экономические и политические проблемы.

Россия после февральской революции переживала острый политический кризис. Поэтому назревала необходимость перерастания революции буржуазно-демократической в социалистическую, которая должна была привести к власти пролетариата.

Одним из последствий февральской революции является октябрьская революция под лозунгом «Вся власть советам!».

Была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержку и усиление позиций дворянства. В решении первой задачи глава министерства финансов Н.Х. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности, упрочение положения средних слоев населения.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. Убытки, понесенные в результате казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, значительно повышены таможенные пошлины (почти вдвое).

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н.Х. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания возражал Н.Х. Бунте).
В январе 1887 г. под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета, Бунге ушел в отставку.

Сменивший его И.В. Вышнеградский (1887-1892), известный ученый-математик и крупный биржевой делец, сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций. Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике.

В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов. В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета.

Промышленное развитие России в 80-х - начале 90-х годов.
В большинстве отраслей крупной промышленности России к 80-м годам XIX в. завершился промышленный переворот. Экономическая политика министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства.
Россия вышла на первое место в мире по темпам роста добычи нефти и угля.
90-е годы отмечены активным строительством промышленных предприятий.

Несмотря на быстрый рост российской промышленности, ее отставание от развитых стран Запада (США, Англии, Германии и др.) как по технической оснащенности и энерговооруженности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным.
Общий объем продукции тяжелой промышленности России к 1896 г. составлял меньше 1/4 всей производимой продукции. Лидирующее место в экономике сохраняла легкая промышленность. Только текстильное производство давало продукции в 1,5 раза больше, чем добыча угля, нефти, полезных ископаемых, металлообрабатывающая и металлургическая промышленность, вместе взятые.

С 1881 г. в России начался промышленный кризис. Особенно остро сказались на экономике последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., падение мировых цен на зерно, а также общее снижение темпов развития внутреннего рынка из-за резкого уменьшения покупательной способности крестьянства. В 1883-1887 гг. кризис сменился длительной депрессией, но в конце 1887 г. было отмечено оживление сначала в тяжелой, а затем в легкой промышленности.

Транспорт.
Огромное внимание правительство уделяло развитию железнодорожного транспорта, которому придавалось не только хозяйственное, но и стратегическое значение. С 80-х годов развернулось строительство новых и выкуп в казну частных железных дорог. К середине 90-х годов 60% всей железнодорожной сети оказалось в руках государства. Общая протяженность государственных железных дорог в 1894 г. составила 18 776 верст, всего же к 1896 г. было построено 34 088 верст. В 80-х годах развивается сеть железнодорожных линий у западных границ России .

Развивалось речное и морское пароходство. К 1895 г. число речных пароходов составило 2539, увеличившись более чем в 6 раз по сравнению с дореформенным 1860 годом.
Развитие внутренней и внешней торговли напрямую было связано с развитием транспорта. Увеличивается количество магазинов, лавок, товарных бирж (особенно вблизи железнодорожных станций). Внутренний товарооборот в России (без мелкой торговли) в 1895 г. составил 8,2 млрд. руб., увеличившись в 3,5 раза по сравнению с 1873 г.

Бурно развивался внешний рынок. В начале 90-х годов вывоз превышал ввоз на 150-230 млн. руб. ежегодно. Активный внешнеторговый баланс был достигнут в основном благодаря протекционистской тарифной политике государства. В 80-х годах трижды повышались ввозные пошлины на уголь, в 1885 г. были повышены пошлины на импорт железа, в 1887 г.- на импорт чугуна. Во второй половине 80-х годов между Германией и Россией началась таможенная война: на ограничение ввоза в Германию своей сельскохозяйственной продукции Россия ответила повышением ставок на ввоз изделий германской обрабатывающей промышленности.
Первое место в экспорте прочно занимал хлеб.
На второе место, вытеснив шерсть, вышел лес.

Быстрыми темпами рос вывоз промышленных товаров, который достиг 25% всего экспорта. В импорте в середине 90-х годов на первое место вышли машины, на втором месте был ввоз хлопка-сырца. Затем шли металл, уголь, чай, нефть.
Главным внешнеторговым партнером России была Германия (25% российского экспорта, 32% импорта). На второе место отодвинулась Англия (20% экспорта и 20% импорта). Третье место в российском экспорте занимала Голландия (11%), в импорте - США (9%).

ЛЕКЦИЯ XLI

(начало)

Финансовая политика во вторую половину царствования императора Александра III. – И. А. Вышнеградский и его система. – Крайнее развитие протекционизма в таможенной политике и в железнодорожном тарифном законодательстве. – Результаты этой системы.

В прошлой лекции я охарактеризовал развитие той реакционной политики, которая во второй половине царствования императора Александра III последовательно распространилась на все отрасли правительственной деятельности и резко дала себя чувствовать во всех областях народной и общественной жизни.

Единственные послабления реакционного курса, которые мы видели еще в середине 80-х годов, как я вам уже говорил, чувствовались в Министерстве финансов, где до 1 января 1887 г. во главе ведомства стоял если не безусловный либерал, то, во всяком случае, гуманный, честный и демократически настроенный человек – Н. Х. Бунге. Но его до такой степени в это время травили всякими интригами и инсинуациями в придворных сферах и в реакционной печати, что он, будучи к тому же уже в преклонном возрасте, решил, наконец, оставить пост министра финансов и с 1 января 1887 г. был уволен в отставку и заменен новым министром, И. А. Вышнеградским. И. А. Вышнеградский был человеком, несомненно, отчасти подготовленным к этой должности, но совершенно иного типа, нежели Бунге. Он также был ученым профессором, но не теоретиком-экономистом, а ученым технологом и практиком, несомненно весьма даровитым, проявившим свои таланты как в некоторых изобретениях военно-технического характера, так и в весьма хорошо поставленных академических курсах, которые он, будучи профессором, читал студентам в Петербургском технологическом институте и в Михайловской артиллерийской академии. В частности, прикосновенность его через артиллерийскую академию к военным сферам создала ему важное для министра финансов преимущество: он успел познакомиться хорошо с военным хозяйством и военным бюджетом, который является у нас такой важной составной частью общего государственного бюджета.

Таким образом, Вышнеградский явился на посту министра финансов человеком, несомненно, отчасти подготовленным и осведомленным, – в этом ему нельзя отказать. К тому же, рано успев составить себе некоторое состояние благодаря своим техническим изобретениям, он участвовал затем очень удачно в различных биржевых спекуляциях и биржевых делах, и эта сфера, таким образом, была ему также хорошо знакома. Но, вместе с тем, нельзя не признать, что в своем заведовании Министерством финансов и в особенности в своей финансово-экономической политике Вышнеградский обнаружил полное отсутствие сколько-нибудь широких взглядов и дальновидности; для него важнейшей и даже единственной, по-видимому, задачей являлось видимое улучшение русских финансов в ближайшее время. В своей финансовой политике он поставил себе ту же самую цель, которую когда-то ставил себе Рейтерн, – именно цель восстановить курс кредитного рубля, т. е. цель, которую в значительной мере, как вы знаете, должны были преследовать все министры финансов в России XIX в. Но не все они преследовали ее одинаковыми мерами и не все считали ее своей единственной задачей.

Как бы там ни было, курс Министерства финансов с заменой Бунге Вышнеградским изменился достаточно резко. Главной и непосредственной задачей министерства сделалось при Вышнеградском скопление больших денежных запасов в кассах государственного казначейства и широкое участие при помощи этих запасов в заграничных биржевых операциях с целью оказывать давление на иностранный денежный рынок и этим путем поднять наш курс. Вместе с этим и в таможенной политике русское правительство стало с новой энергией двигаться по пути протекционизма, достигшего при Вышнеградском своего апогея. В 1891 г. был издан новый таможенный тариф, в котором эта система была доведена до крайности. В то же время, считая для успеха своих мер весьма важным делом усиление русской обрабатывающей промышленности, Министерство финансов начинает с чрезвычайным вниманием прислушиваться ко всяким жалобам и пожеланиям представителей крупной фабричной промышленности и предпринимает по их инициативе пересмотр того, в сущности, еще весьма мало развитого фабричного законодательства, которое выработано было в интересах рабочих при Бунге. При Вышнеградском права учрежденных при Бунге фабричных инспекторов чрезвычайно умаляются не столько новыми законодательными нормами, сколько при помощи циркулярных разъяснений, которые очень скоро отражаются и на составе фабричной инспекции, потому что в этих условиях наиболее преданные делу и независимые представители этой инспекции, видя совершенную невозможность действовать сообразно со своею совестью и даже сообразно с точным смыслом закона, уходят в отставку. Таким образом, институт фабричной инспекции сильно изменяется к худшему. Российская крупная промышленность благодаря ряду протекционных мер – и в особенности заботливому отношению Министерства финансов к вопросу о выгодном для отечественной обрабатывающей промышленности направлении железнодорожных линий и о таких железнодорожных тарифах, которые строго соответствовали бы интересам крупной промышленности, в особенности центрального, московского района, становится в это время в особенно благоприятные условия. Можно сказать, искусственно для нее создаются эти благоприятные условия; она становится излюбленным детищем Министерства финансов, нередко вопреки интересам прочих слоев населения и в особенности вопреки интересам всего сельского хозяйства, на состоянии которого особенно невыгодно отражался протекционный таможенный тариф 1891 г., чрезвычайно удороживший такие важные в сельскохозяйственном быту предметы, как, например, железо и сельскохозяйственные машины.

Между тем в это время мы не видим не только улучшения положения народных масс, несмотря на все паллиативные меры, принятые при Бунге, но, напротив, наблюдаем все продолжающееся разорение крестьянства, которое я характеризовал вам в одной из прошлых лекций. В конце концов, однако же, тем самым подрываются условия внутреннего сбыта продуктов обрабатывающей промышленности, удовлетворяющей потребность широких народных масс, например, условия для сбыта произведений бумаготкацкой промышленности. Оскудевший внутренний рынок скоро становится для нее тесным. До некоторой степени компенсацией является для нее внешний рынок на востоке, приобретенный завоеваниями в Средней Азии, но вскоре оказывается, что и этого недостаточно, и вот мы видим, что к концу царствования императора Александра III создается мало-помалу новая идея – продвинуть сбыт продуктов нашей промышленности как можно дальше на восток. В связи с этим является идея постройки Сибирской железной дороги – идея, которая развивается весьма широко; является вопрос о выходе к Восточному морю, о приобретении незамерзающего порта на Дальнем Востоке, и в конце концов вся эта политика, уже на наших глазах, приводит к зарождению и развитию тех предприятий на Дальнем Востоке, которые уже в министерство С. Ю. Витте в самом начале XX в. привели к японской войне и к тому краху, который за ними последовал.

Чтобы покончить с финансовыми и экономическими отношениями в рассматриваемый период, я скажу еще два слова о расширении нашей железнодорожной сети, которое сыграло здесь чрезвычайно важную роль. К концу царствования Александра II железнодорожная сеть не превышала 22,5 тыс. верст, а за тринадцатилетний период царствования Александра III она развилась уже до 36 662 верст, причем из них 34 600 было ширококолейных. В деле постройки железных дорог старая политика Рейтерна поддерживалась в том отношении, что эти железные дороги по-прежнему направлялись так, чтобы, с одной стороны, способствовать подвозу сырья к портам и таким образом именно усилением вывоза создавать благоприятный момент для нашего торгового баланса и для улучшения денежного курса, а с другой стороны, как я упомянул, министерство стремилось при помощи установления железнодорожных дифференциальных тарифов создать наиболее льготные условия провоза для продуктов фабричной промышленности центральных губерний. Для этого в составе Министерства финансов было создано даже особое учреждение – тарифный департамент, во главе которого был поставлен С. Ю. Витте, тогда еще молодой человек, которому уже на наших глазах пришлось сыграть выдающуюся роль, сперва в качестве министра финансов, а затем и на более широкой арене, в разрешении общих политических проблем нашего времени.

Другой чертой новой железнодорожной политики, чертой, противоположной политике Рейтерна, была постройка дорог казной и выкуп в казну старых частных железнодорожных линий. В царствование императора Александра III протяжение казенных железных дорог увеличилось на 22 тыс. верст, тогда как протяжение частных дорог, несмотря на постройку новых частных линий, благодаря выкупу старых линий в казну уменьшилось на 7600 верст.

Вот общие черты финансовой политики, которой, несомненно, подготовлялось и углублялось новое обострение русских социально-экономических условий в начале XX в. Эти условия развивались рука об руку с тем кризисом, который русскому населению пришлось пережить после неурожая 1891–1892 гг., вызвавшего чрезвычайную нужду и даже голод в целых двадцати, по преимуществу черноземных, губерниях. Этот кризис составил, так сказать, последний штрих в той общей картине России, которую мы видим в конце царствования императора Александра III, и явился вместе с тем могучим фактором тех изменений в последующие годы, которые уже составят, быть может, когда-нибудь предмет следующей части моего курса о заключительном периоде истории России XIX в.

7.2.1. Социально-экономическое развитие

Если в политической сфере в правление Александра III предпринимались попытки отката назад, к дореформенным временам, то в экономике, на­против, правительство содействовало развитию капиталистических от­ношений. Экономическая политика определялась последовательно сме­нявшими друг друга министрами финансов – Н. X. Бунге, И. А. Вышне­градским и С. Ю. Витте и включала в себя следующие меры:

  • активное привлечение в Россию иностранного капитала;
  • проведение политики протекционизма – защиты отечественных то­варов от конкуренции с помощью высоких таможенных пошлин;
  • переход от прямых налогов (подушной подати) к косвенным (нало­ги на товары широкого потребления – водку, табак, сахар, нефть);
  • активное участие государства в экономике при создании благопри­ятного климата для частного предпринимательства.

Политика Бунге, Вышнеградского и Витте привела к новому подъему российской промышленности, темпы роста которой были одними из наиболее высоких в мире. Большая часть российских предприятий в ме­таллургической, нефтедобывающей, химической, машиностроительной отраслях принадлежала иностранным капиталистам, которых привле­кала дешевизна российской рабочей силы и защищенность производи­мых в России товаров от конкуренции высокими таможенными пош- линами. Складываются монополии – объединения крупных предпри­ятий, занимающих господствующее положение в сфере производства какого-либо товара. Растет численность и влияние как буржуазии, так и класса наемных работников – пролетариата. Ряд забастовок, самой крупной из которых была Морозовская стачка (1885), заставили пра­вительство разработать первые законы об ограничении рабочего дня до 11,5 часа и об охране труда рабочих. Вместе с тем забастовщикам грозило уголовное преследование, рабочие не имели права отстаивать свои интересы с помощью профессиональных союзов.

По отношению к сельскому хозяйству экономическая политика прави­тельства Александра III была не столь благотворна, как по отношению к промышленности. Обнищание крестьян, обусловленное малоземельем и выкупными платежами и усугубленное повышением косвенных нало­гов, продолжалось. Регулярными стали случаи массового голода, наибо­лее крупный (1891) унес жизни свыше 600 тыс. человек. При этом Россия была одним из крупнейших в мире экспортеров хлеба. И. А. Вышнеград­ский выдвинул лозунг «Недоедим, но вывезем!». Поставщиками хлеба на экспорт были в основном помещичьи хозяйства, эксплуатировавшие труд крестьян на кабальных, полукрепостнических условиях издольщи­ны и испольщины (см. подраздел «Социально-экономическое развитие» в разделе «Царствование Александра II (1855-1881)» данной главы). Однако помещики, не умевшие рационально распорядиться своими до­ходами, продолжали разоряться, и их земли переходили в руки банков и более предприимчивых купцов.

1 марта 1881 г. от рук народовольцев погиб император Александр II Николаевич , и на престол взошел его второй сын Александр. Сначала он готовился к военной карьере, т.к. наследником власти был его старший брат Николай, но в 1865 г. он умер.

В 1868 г. во время сильного неурожая Александр Александрович был назначен председателем комитета по сбору и распределению пособий голодающим. В бытность до вступления на престол он был атаманом казачьих войск, канцлером Гельсингфорсского университета. В 1877 г. принимал участие в русско-турецкой войне в качестве командира отряда.

Исторический портрет Александра III скорее напоминал русского могучего мужика, чем государя империи. Он обладал богатырской силой, но не отличался умственными способностями. Несмотря на такую характеристику, Александр III очень любил театр, музыку, живопись, изучал русскую историю.

В 1866 г. он женился на датской принцессе Дагмаре, в православии Марии Федоровне. Она была умна, образована, и во многом дополняла мужа. У Александра и Марии Федоровны было 5 детей.

Внутренняя политика Александра III

Начало правления Александра III пришлось на период борьбы двух партий: либеральной (желающей реформ, начатых Александром II) и монархической. Александр III отменил идею конституционности России и взял курс на усиление самодержавия.

14 августа 1881 г. правительство приняло специальный закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Для борьбы с беспорядками и террором вводились чрезвычайные положения, применялись карательные средства, в 1882 г. появилась секретная полиция.

Александр III считал, что все беды в стране идут от вольнодумства подданных и излишней образованности низшего сословия, что вызвано реформами отца. Поэтому он начал политику контрреформ.

Главным очагом террора считались университеты. Новый университетский устав 1884 г. резко ограничил их автономию, были запрещены студенческие объединения и студенческий суд, ограничивался доступ к образованию представителей низших сословий и евреев, в стране введена жесткая цензура.

изменения в земской реформе при Александре III:

В апреле 1881 года был издан Манифест о независимости самодержавия, составленный К.М. Победоносцевым. Права земств были сильно урезаны, а их работа взята под жесткий контроль губернаторов. В Городских думах заседали купечество и чиновники, а в земствах – только богатые местные дворяне. Крестьяне потеряли право участвовать в выборах.

Изменения в судебной реформе при Александре III:

В 1890 году было принято новое положение о земствах. Судьи стали зависимы от властей, сократилась компетенция суда присяжных, мировые суды были практически ликвидированы.

Изменения в крестьянской реформе при Александре III:

Были отменены подушная подать и общинное землепользование, введен обязательный выкуп земель, но выкупные платежи были снижены. В 1882 г. учрежден Крестьянский банк, призванный выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Изменения в военной реформе при Александре III:

Усиливалась обороноспособность пограничных округов и крепостей.

Александр III знал важность армейских резервов, поэтому создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки. Была создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю.

Для ведения боя в горной местности были созданы батареи горной артиллерии, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны. Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада.

В 1892 г. появились минные речные роты, крепостные телеграфы, воздухоплавательные отряды, военные голубятни.

Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров.

На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха. Военная форма заменена на более удобную. Был изменен порядок назначения на командные должности в армии: только по старшинству.

Социальная политика Александра III

«Россия для русских» - любимый лозунг императора. Только православная церковь считается истинно русской, все остальные религии официально определялись как «иноверные исповедания».

Была официально провозглашена политика антисемитизма, начались гонения евреев.

Внешняя политика Александра III

Царствование императора Александра III было самым мирным. Только однажды русские войска столкнулись с афганскими отрядами на реке Кушке. Александр III ограждал свою страну от войн, а также помогал гасить вражду между другими странами, за что получил прозвище «Миротворец».

Экономическая политика Александра III

При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.

Итоги правления Александра III

Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.

В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.

Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.