В результате изучения главы студент должен:

знать

  • сущность и значение муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации;
  • содержание принципов экономической организации местного самоуправления и механизма содействия органов государственной власти развитию финансово-экономических основ местного самоуправления;

уметь

  • грамотно ориентироваться в основных, базовых нормативных правовых актах, устанавливающих экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации;
  • разграничивать муниципальную собственность с государственной и иными формами собственности;
  • применять полученные знания в сфере финансово-экономических основ местного самоуправления при решении конкретных дел, анализе отдельных норм;
  • компетентно дать институциональную характеристику местному бюджету и бюджетному процессу в муниципальных образованиях;

владеть навыками

  • толкования муниципальных правовых норм, закрепляющих экономическую основу местного самоуправления;
  • выявления и оценки нарушений в финансово-экономической сфере деятельности органов местного самоуправления;
  • юридической консультации граждан по вопросам территориальной организации местного самоуправления.

Понятие экономической основы местного самоуправления

Обеспеченность местного самоуправления материальнофинансовыми ресурсами является важнейшим принципом организации местного самоуправления в Российской Федерации, основанным на положениях Европейской хартии (ст. 9) и Конституции (ч. 2 ст. 8, гл. 8).

В Законе о местном самоуправлении 2003 г. закреплено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Как институт муниципального права экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, в том числе средств местных бюджетов и иных местных финансов, в интересах населения муниципальных образований.

Наиболее яркой чертой института экономической основы местного самоуправления, свидетельствующей о его публично-правовом характере, является целевая направленность объектов, его образующих, – удовлетворение потребностей населения муниципальных образований, создание условий его жизнедеятельности.

Государство берет на себя обязанность по созданию экономических условий для развития местного самоуправления путем передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность, закрепления за местными бюджетами собственных источников доходов и перераспределения средств государственных бюджетов РФ и субъектов РФ с целью обеспечения минимально необходимого уровня доходов в бюджетах муниципальных образований, а также путем передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

Экономические основы местного самоуправления формируются и задаются на основе следующих принципов :

1. Принцип самостоятельности в сочетании с принципом единства экономическою пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции), означающий, что муниципальные образования самостоятельно осуществляют права, связанные с принадлежностью муниципального имущества и финансовых средств, но в соответствии с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством РФ исходя из требований, установленных на федеральном уровне.

Европейская хартия устанавливает, что органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. И но меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать от местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.

Эти положения Европейской хартии получили отражение в Конституции, закрепляющей право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 132).

Принцип самостоятельности местных бюджетов означает:

  • – право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  • – право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • – право органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
  • – право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;
  • – недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • – право органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти и иными органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
  • – недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Особо следует обратить внимание на то, что налоговые доходы как экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации определяются на федеральном уровне, фиксируются и не могут быть изменены органами местного самоуправления; органы местного самоуправления вправе расходовать средства местных бюджетов не иначе как в пределах, установленных бюджетным законодательством; наконец, компенсация за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах не зависит от воли органов местного самоуправления.

  • 2. Принцип достаточности ресурсов, предусматривающий право муниципальных образований на обладание достаточными имущественными и финансовыми средствами для решения вопросов местного значения и иных задач, которые перед этими органами поставлены. Важной задачей проводимой в настоящее время реформы межбюджетных отношений является предоставление органам местного самоуправления финансовых ресурсов, сбалансированных с их реальными расходными полномочиями.
  • 3. Принцип использования ресурсов подведомственной органу власти территории, предполагающий, что при определении пообъектного состава муниципальной собственности и источников формирования местного бюджета необходимо использовать те ресурсы, которые имеются на территории муниципального образования. Ресурсы других территорий могут закрепляться только в том случае, если собственных ресурсов недостаточно. Применение этого принципа при формировании экономической основы местного самоуправления позволяет максимально эффективно использовать ресурсы территории муниципалитета и заставляет органы местного самоуправления предпринимать различные меры нс только по их восстановлению, но и развитию.
  • 4. Принцип инфраструктурной целостности, т.е. комплексного подхода к вопросу закрепления за муниципальными образованиями имущества исходя из тех задач, которые решаются муниципалитетом. Этот принцип последовательно реализован в Законе о местном самоуправлении 2003 г., закрепляющем, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, а также вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в установленном законом порядке, а также обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Например, если в ст. 14 названного Закона в качестве вопроса местного значения поселения названа "дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации", то в ст. 50 этого же Закона установлено, что в муниципальной собственности находятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для вышеназванных целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

5. Принцип прозрачности и открытости процесса формирования и использования муниципальной собственности, в том числе местных бюджетов, предполагающий прежде всего высокий уровень прозрачности всей системы вырабатываемых и осуществляемых в этой сфере решений как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти.

Реализация названного принципа обеспечивается благодаря доступности (прежде всего через СМИ) данных о хозяйственной и финансовой деятельности органов местного самоуправления для широких слоев общественности, которая должна иметь возможность влиять на экономическую и финансовую политику местной власти, чтобы добиться максимального соответствия этой политики интересам населения муниципального образования.

6. Принцип содействия органов государственной власти развитию финансово-экономических основ местного самоуправления, предполагающий, что органы государственной власти РФ и государственной власти субъектов РФ обязаны содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях они регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность; передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы; регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами; обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы и др.

Введение

В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных для нашей страны форм самоорганизации и самоуправления населения на местах. От правильности выбора этих форм во многом зависит ее настоящее и будущее, так как именно в недрах местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении актуальных для конкретной территории социально-экономических, политических, демографических, экологических проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского общества, а также придать ему дополнительные стимулы для развития.

В свою очередь само местное самоуправление может стать по настоящему действенным инструментом разрешения местных проблем только в том случае, если оно имеет прочные экономические основы функционирования. Последние служат материальным обеспечением всех реализуемых на муниципальном уровне проектов, и потому несут на себе двоякую нагрузку, являясь одновременно и средством улучшения качества жизни населения муниципальных образований, и источником повышения эффективности самой муниципальной экономики.

К сожалению, на данный момент в России экономические основы местного самоуправления пока не получили должного развития, что нашло отражение в крайней ограниченности муниципальной налоговой базы, преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, преобладании регулирующих доходных источников в структуре местных бюджетов и т.д. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.

Объект работы - экономические основы местного самоуправления.

Предмет работы - муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления.

Цель работы - анализ экономических основ местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и структуру экономических основ местного самоуправления

2. Изучить нормативно-правовое регулирование муниципальной собственности

3. Исследовать объекты муниципальной собственности поселения.

Экономические основы местного самоуправления: понятие и структура

Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.

Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Анализ положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет распределить их на две группы:

Общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);

Специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения и т.п.).

В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их самостоятельность.

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:

а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

в) по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;

д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

местный самоуправление муниципальный собственность

В развитии местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными ресурсами. Конституция РФ закрепила за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

Финансово-экономические гарантии деятельности, связанной с самостоятельным и под свою ответственность решением населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, находят свое отражение в гл. 8 «Экономическая основа местного самоуправления» Закона об общих принципах организации местного самоуправления. В соответствии с этим экономическую основу местного самоуправления составляют: Федеральный Закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 10.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003. - №40. - Ст.3822.

1) находящееся в муниципальной собственности имущество;

2) средства местных бюджетов;

3) имущественные права муниципальных образований.

Рассмотрим их подробнее.

Муниципальная собственность - одна из основных форм собственности, установленных Конституцией РФ наряду с частной и государственной, субъектами права которой выступают муниципальные образования, а права по владению, пользованию и распоряжению осуществляют органы местного самоуправления. Система муниципального управления: учебник / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2005. - С.49.

Порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в ГК РФ, ФЗ № 131-ФЗ и других нормативных правовых актах. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям - муниципальным районам, городским округам, внутригородским территориям городов федерального значения.

Муниципальная собственность это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования. Конституционное признание муниципальной собственности в качестве основы самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение:

В равной её правовой защите наряду с другими формами собственности (ст.8);

В праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в состав муниципальной собственности входят:

1) средства местного бюджета и внебюджетные фонды;

2) имущество органов местного самоуправления;

3) муниципальные земли и природные ресурсы;

4) муниципальные предприятия, организации, банки и другие кредитно-финансовые организации;

5) жилищный фонд и нежилые помещения;

6) учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта и другое движимое и недвижимое имущество.

Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с государственной. Состав муниципальной собственности определяется Закон об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с осуществляемыми органами местного самоуправления полномочиями: такой перечень регулирует ст. 50, предусматривая, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и участия в реализации непереданных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению (Приложение 1) .

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования делится на две части: 1) одна закрепляется за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, 2) другая, согласно ч. 3 ст. 215 ГК РФ - средства местного бюджета и незакрепленное за предприятиями имущество - составляет муниципальную казну муниципального образования.

В состав муниципальной казны включаются отдельные здания и сооружения, имущественные комплексы предприятий, движимое имущество и иное имущество, поступающее в казну в результате перераспределения муниципального имущества, создания нового, изъятого у муниципальных учреждений и предприятий и поступившее в собственность муниципального образования по другим законным основаниям, а также имущественные права.

Имущество муниципального образования в основном формируется по следующим основаниям: публичные - передача, разграничение государственной собственности, приватизация и т.п.; частные - участие муниципального образования в гражданском обороте. Наиболее распространенными способами формирования муниципальной собственности в настоящих условиях являются:

а) муниципализация - передача безвозмездно или за выкуп имущества из государственной и частной собственности в муниципальную собственность;

б) покупка - приобретение имущества на стоимостной основе;

в) дарение;

г) строительство новых объектов и др.

Средства местного бюджета - это следующая составная часть экономической основы местного самоуправления. ФЗ № 131-ФЗ предусматривает:

а) муниципальное образование имеет собственный местный бюджет - бюджет муниципального образования (свод доходов и расходов), формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, а также отдельных переданных государственных полномочий;

б) бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района - консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на территории;

в) в качестве составной части бюджетов поселений предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями; порядок разработки, утверждения исполнения определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно;

г) органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств;

д) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ, ФЗ №131-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

е) полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района;

ж) органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов;

з) в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им ФЗ законами субъектов РФ, осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов;

и) проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию либо органы местного самоуправления обеспечивают жителям возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Как было отмечено, со стороны государства муниципальные образования могут получать доходы в виде финансовой помощи: дотаций, субвенции, субсидий. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут использоваться органом местного самоуправления по собственному усмотрению. Субвенции - это бюджетные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета РФ, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок. Расходование этих средств контролируется государственными органами. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету РФ, субъектом РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К неналоговым доходам бюджета муниципального образования относятся так называемые средства самообложения - разовые платежи граждан для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования средств самообложения решаются местным референдумом. Муниципальные образования могут привлекать и заемные средства, в т.ч. за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в установленном порядке.

Имущественные права муниципального образования представляют собой следующие три основных правомочия:

1) право владения - право фактического обладания муниципальным имуществом, которое создает возможность непосредственного воздействия на него; законным (титульным) владельцем муниципального имущества может быть не только муниципальное образование, а наниматель (арендатор) по договору имущественного найма, лицо, которому имущество передано по договору о безвозмездном пользовании, залогодержатель, перевозчик (в отношении переданного ему для транспортировки муниципального имущества), хранитель имущества, комиссионер и др.;

2) право пользования, которое заключается в праве потребления муниципального имущества - эксплуатация имущества, получение плодов и доходов, приносимых им, и др., границы которого определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями. Законодательство запрещает пользование имуществом в ущерб интересам других лиц. Правом пользования муниципальным имуществом могут обладать не только собственники имущества, но и его законный владелец-несобственник - арендатор, квартиросъемщик и др., а также лица, не являющиеся ни собственником, ни владельцем (лица, в пользу которых установлен сервитут и др.);

3) право распоряжения муниципальным имуществом - право, позволяющее органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Они вправе совершать такие сделки, как купля-продажа, поставка, дарение, аренда и др. Распоряжением имущества определяется юридическая судьба вещи, т.е. либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на нее. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

Ст. 51 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, конкретизируя порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, установила также, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Реализуя права собственников, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они определяют их цели, условия и порядок деятельности, утверждают уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Имущественные права тесно связаны с обязательствами. Если, например, муниципальное образование, заключает договор аренды муниципального имущества, то у него возникают и определенные обязательства как у арендодателя.

Таким образом, местное самоуправление - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Важнейшими основами местного самоуправления считаются экономические основы местного самоуправления. Значение экономических основ местного самоуправления велико, т.к. именно они обеспечивают хозяйственную самостоятельность органов местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения, способствуют социально-экономическому развитию муниципального образования.

Очень важным является этап становления местного самоуправления, который можно отнести к концу 80-х - началу 90-х годов прошлого столетия. Он тесно связан с экономическими и политическими преобразованиями, проходившими в нашем государстве и обществе . Во всех этих преобразованиях была заложена идея децентрализации власти . И поскольку власть базируется на экономической основе, нужно было пересмотреть вопросы собственности и финансовых ресурсов, установить их оптимальное соотношение между центральными и местными органами власти.

Собственность субъектов РФ обеспечивает реализацию интересов людей, проживающих в границах субъектов РФ.

Муниципальная собственность служит удовлетворению интересов жителей муниципального образования.

Если рассмотреть все формы собственности во всех смыслах, то они в той или иной мере соприкасаются с одной целью - удовлетворение интересов граждан Российской Федерации. А согласно Конституции РФ власть должна проявлять заботу о благосостоянии граждан своей страны.

Мы видим, что в итоге все формы собственности во всех случаях взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также подчинены в какой-то степени достижению единой цели - удовлетворению интересов граждан Российской Федерации. Они объединены в единую систему, состоящую из элементов, обеспечивающих надлежащее функционирование этой системы.

Другими словами, собственность - это система, состоящая из ряда взаимообусловленных, взаимосвязанных отношений (элементов), обеспечивающая удовлетворение общественных интересов в целом и интересов каждого субъекта в отдельности.

Чтобы достичь этой цели, необходимо обеспечить правильное, эффективное управление собственностью каждому из ее владельцев. Тогда система в целом будет функционировать удачно.

Конституция Российской Федерации закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Состав муниципальной собственности в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.) разграничен по уровням территориальных образований.

I. В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района;

16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района.

III. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в пунктах I и П.

IV. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в пунктах I и II, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Таким образом, муниципальная собственность впервые разграничена в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.), что является новым законодательным достижением. Законодатель предпринял попытку, нацеленную на достижение соответствия компетенции различных уровней местного самоуправления их материальным возможностям. Если нормы закона будут реализованы на практике, то местное самоуправление окажется жизнеспособным. Помимо этого, чтобы что-то распределять, нужно развивать реальный сектор экономики , т. е. производство и торговую сферу. На сегодняшний день никаких мер в данном направлении не предпринято. Происходит законодательный процесс разделения того, что еще не создано фактически.

Иначе говоря, нет экономической основы, нет и местного самоуправления.

Конечно же, в законе имеется неопределенность. Она состоит в том, что в собственности поселений, муниципальных районов, городских округов «могут находиться» имущество движимое и недвижимое. Реальная жизнь, история становления и развития местного самоуправления свидетельствуют о том, что такого имущества как раз и нет в собственности подавляющего большинства муниципальных образований.

Закон приводит довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для решения задач.

Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Правовое регулирование отношений муниципальной собственности

Среди федеральных законов особое место занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, закрепивший ряд норм, устанавливающих право муниципальной собственности , управление ею. Нормы, регулирующие отношения муниципальной собственности , закреплены также, как уже отмечалось, в Федеральном законе «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 и 2003 гг.).

Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Такая попытка была предпринята в начале 1990-х годов. В частности, порядок формирования муниципальной собственности был предусмотрен в постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» .

В соответствии с приложением № 3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства , расположенные на территории городских и районных Советов. Это жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия , объекты инженерной инфраструктуры и т. д.

В состав муниципальной собственности передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности.

Создание муниципальной и других форм собственности

Одним из важнейших способов формирования муниципальной собственности является создание этой собственности путем строительства производственных объектов, приносящих прибыль .

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) органы местного самоуправления вправе создавать предприятия , учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ , в том числе межмуниципальных. Данная норма нашла развитие в законах о местном самоуправлении большинства субъектов Российской Федерации . Законы предусматривают создание предприятий различных форм собственности на территориях муниципальных образований . Это очень важно для становления экономической основы местного самоуправления. Органы местного самоуправления призваны способствовать этому процессу. В противном случае местное самоуправление может оказаться невостребованным.

Приумножение муниципальной собственности путем создания муниципальных предприятий, пожалуй, одно из главных средств совершенствования экономической основы местного самоуправления. Более детально вопросы создания муниципальных предприятий, учреждений, организаций регламентированы в уставах муниципальных образований.

Укреплению экономической основы способствуют не только муниципальные предприятия. Большинство предприятий, расположенных на территории муниципального образования, в той или иной степени способствуют росту экономической базы муниципального образования, дают доходы в местный бюджет .

В настоящее время это особенно актуально. Следует заметить, что в период кризиса в России наметилась тенденция сокращения малых, средних предприятий. По состоянию на 2008 год их насчитывалось 891 тыс. Из них 250 тыс. функционировало в г. Москве. В 2009 г. их количество сократилось до 282 тыс., т. е. почти втрое. На каждое муниципальное образование в среднем приходится 11,6 малого предприятия. В России наблюдается неравномерное развитие производственных мощностей. В одних регионах они были созданы еще в советский период, в других их нет в достаточном количестве в большинстве муниципальных образований. Если на территории самоуправляющейся единицы будет достаточное число малых и средних предприятий производственного назначения, то часть выпускаемой ими продукции может вполне удовлетворить запросы жителей этой территории, а также содержать убыточные предприятия и организации. Оставшуюся продукцию можно реализовать за пределами территории или обменять на необходимые для своих жителей товары повседневного спроса. Кроме того, все налоги с физических лиц зачисляются в местный бюджет . При таких условиях органам местного самоуправления значительно легче управлять процессами. Но для того, чтобы сформировать производство, нужно создать нормальные условия для вновь образующихся предприятий.

В большинстве бюджетов муниципальных образований, особенно в сельских населенных пунктах, малых городах, бюджет развития вообще не предусматривается из-за отсутствия денежных средств . Естественно, здесь нет возможности решать задачи становления промышленного производства.

В стране сложилась тяжелая обстановка в сфере экономики .

Фактически утрачена авиационная отрасль, разорены топливно-энергетический комплекс и угольная промышленность.

Все эти отрасли производили кроме целевой продукции также товары народного потребления, их предприятия отчисляли средства в местные бюджеты в виде налога с оборота и подоходного налога, которые обеспечивали достаточность бюджетов и их сбалансированность. В настоящее время такие предприятия либо остановлены, либо едва-едва функционируют, и, естественно источники доходов прекращены.

Это связано с тем, что в России в последние годы практически все виды предприятий были значительно сокращены. В результате территории недополучают огромные объемы собственной продукции и услуг. Общество стало зависимым от импорта даже по продовольственным товарам.

В ходе реформ страна утратила свой экономический потенциал в лице государственной промышленности. Плохо развитая местная промышленность также была в значительной степени ослаблена и сокращена в результате приватизации . Проводимая в централизованном порядке приватизация не учитывала местных интересов. Все происходило без согласования с местными органами.

В итоге самые рентабельные предприятия торговли, бытового обслуживания, ремонтно-строительные предприятия и их мощности, спортивные сооружения, нежилые помещения были волевым порядком отчуждены у местных органов по низким ценам. Последним оставили убыточные объекты собственности, на содержание которых хронически не хватает средств. Первый этап приватизации как раз и нанес ощутимый удар по материальной основе местного самоуправления. Можно сказать, что местная власть получила доходы в бюджет от приватизации. Да, получила. Но они ни в коем случае не возместят причиненного ущерба. Они просто несоизмеримы.

Сложная ситуация почти во всех градообразующих предприятиях, где создается до 40 % ВВП. Только лишь 10 % городов более или менее имеют положительную тенденцию развития.

Следует заметить, что число субъектов муниципальной формы собственности имеет тенденцию к увеличению, а затем к снижению.

В 2005 г. их было 227815 единиц, в 2006 г. - 243642, в 2007 г. прогнозировалось - 241412, в 2008 г. - 242580 единиц. При этом рост идет за счет организаций социальной сферы, которые в основном убыточны: в 2005 г. - 133251, в 2006 г. - 141879, в 2007 г. - 142428, в 2008 г. -142235 единиц. Вместе с тем число унитарных муниципальных предприятий имеет тенденцию к уменьшению: в 2005 г. - 33387, в 2006 г. - 32579, в 2007 г. - 30706, в 2008 г. - 29259 единиц.

Как видно, производственная сфера сокращается за счет приватизации и разорения предприятий, которые составляют фундамент муниципального образования.

Общее состояние местной публичной власти характеризуется уменьшением материально-финансовых ресурсов. За последние 12 лет наблюдалась тенденция к их сокращению. Если в середине 1990-х годов прошлого столетия в собственности муниципальной власти было 66 % имущества от общего объема имущества страны, то в 2006 г. его объем снизился до 20 %.

Удельный вес денежных доходов от использования муниципальной собственности в целом по России в 2007 г. в объеме собственных доходов муниципальных образований составил по России 4,9 %. При этом удельный вес организаций муниципальной формы собственности в общем числе зарегистрированных хозяйствующих субъектов составил всего 7-8 %.

Это, естественно, повлекло сокращение реального сектора муниципальной экономики и как результат отразилось на объеме выпускаемой продукции. Удельный вес муниципального сектора экономики в промышленности составляет по России менее 1 %, в сельском хозяйстве 0,6-0,7 %. Доля инвестиций органов местного самоуправления в основной капитал (ЖКХ, образование, здравоохранение) составляет всего около 5 %.

И это закономерная тенденция, обусловленная, с одной стороны, старением и износом основных производственных фондов, с другой - нежеланием центральной власти вкладывать средства в развитие реального сектора экономики. Сегодня в муниципальной собственности находятся, как правило, предприятия, производящие продукцию социальной направленности, изношенность основных производственных фондов которых составляет свыше 70 %.

В то же время Федеральный закон «Об общих принципах…» (2003 г.), да и прежний Закон (1995 г.) предусматривают такой объем прав , обязанностей и предметов ведения, который требует для его реализации не менее 50 % объема общих доходов Российской Федерации и значительных капиталовложений для становления реального сектора экономики страны в целом.

Сложилась кризисная ситуация с детскими дошкольными учреждениями. Всего по стране их численность сократилась с 80 тыс. на начало 1990-х годов до 47 тыс. в 2005 г., т. е. почти в два раза. Не решена эта проблема и в 2014 году. В результате десятки тысяч семей не могут устроить детей в детские дошкольные учреждения. В очереди записываются сразу после рождения детей, но не всегда эти задачи решаются результативно.

Местные органы из-за недостаточности средств сегодня не в состоянии решить многие проблемы.

Например, в Китросском сельском совете Батурлинского района Нижегородской области наблюдается следующая тенденция. Доходы местного бюджета составили на 2006 г. 430 тыс. рублей, в то же время расходы - 2 млн 10 тыс. рублей.

Как видно, дефицит бюджета огромный. Спрашивается: за счет чего решать наболевшие неотложные проблемы поселения - ремонтировать школу, теплосети, дороги и т. д.? Источников дохода только два: налог на землю и на имущество с физических лиц. На селе - это капля в море.

Муниципальная имущественная основа сокращается, и другие формы деятельности не находят развития, т. е. реальный сектор экономки не имеет стабильного, положительного движения.

Естественно, что материальное положение оказывает влияние на состояние муниципального имущества. Безусловно, это приводит к кризисному состоянию территории и ее органов.

В таких условиях сложно осуществлять управление на территории. Понимание этой проблемы привело многих руководителей в системе местного самоуправления к выводам о том, что нужно развивать, приумножать свою производственную базу, укреплять муниципальную собственность.

Такой подход характерен для ряда областей Сибири, Дальнего Востока, Центрального Черноземья, Краснодарского края, Ростовской области.

Управление муниципальной собственностью

Что касается иностранных инвестиций, то в соответствии со ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях» иностранным инвесторам предоставляется столь же благоприятный правовой режим, что и отечественным. Такая инвестиционная деятельность может протекать в тех же видах, что и отечественная. Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты, в том числе и относящиеся к муниципальной собственности.

При этом ссуды предоставляются: на проведение структурной перестройки производства; на уплату целевых кредитов, направленных на закупку оборудования и материалов; на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов и т. д.

В Омской области постановлением главы администрации от 19 июля 1995 г. № 352-П был создан Сибирский инвестиционный фонд.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях в большей степени принимаются решения, регулирующие прямые вложения в производство товаров, оказание услуг, приобретение оборудования, разработку и осуществление предпринимательских проектов, касающихся развития производства, и т. д. Такие решения приняты в основном в ряде городских муниципальных образований Сибири и Северо-Западного региона. При этом ссуды выдаются, как правило, из местного бюджета. Следует заметить, что это незначительные средства, но, тем не менее, они хоть в какой-то мере способствуют становлению производства.

Муниципальный заказ. Важнейшим средством, обеспечивающим развитие производственной и иной деятельности, является муниципальный заказ. С помощью муниципального заказа органы местного самоуправления могут способствовать развитию добросовестной конкуренции по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию различных услуг.

В муниципальном заказе заинтересованы предприятия различных организационно-правовых форм, так как он гарантирует реализацию их возможностей, способствует росту производства, совершенствованию его технологий, накоплению оборотных средств .

Кроме того, муниципальный заказ нацелен на обеспечение занятости населения и укрепления позиций российского товаропроизводителя.

Изучение практической деятельности органов местного самоуправления свидетельствует о том, что муниципальный заказ имеет применение в городах, районах и даже в крупных сельских муниципальных образованиях, где имеются бюджетные средства. Муниципальный заказ применяется в строительстве объектов социально-бытового обслуживания, дорожном строительстве, строительстве газовых систем населенных пунктов, ремонте школ, больниц и т. д.

Муниципальный заказ способствует развитию отношений органов местного самоуправления с предприятиями и организациями различных форм собственности, стимулирует расширение производства и сферы оказания услуг. Это позволит в итоге через определенное время расширить источниковую базу для местного бюджета, от увеличения доходной части которого зависит объем выделяемых средств в виде капиталовложений в развитие отечественного товаропроизводителя, а также инфраструктуры муниципального образования.

В соответствии со ст. 54 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.) организацией муниципального заказа занимаются органы местного самоуправления. Их деятельность состоит в следующем.

1. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

3. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Муниципальный заказ увязывается с муниципальными нуждами, под которыми понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения задач местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

Экономическую основу местного самоуправления составляют:

  • муниципальная собственность;
  • местные финансы;
  • имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления;
  • иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

В состав муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Конституция РФ закрепляет положение о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью; они вправе передавать объекты этой собственности в пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, совершать с имуществом иные сделки, устанавливать в договорах и соглашениях условия использования земель, определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе подчиненности.

Органы местного самоуправления:

  • определяют цели, условия и порядок их деятельности;
  • осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги;
  • утверждают их уставы;
  • назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций;
  • заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. При этом органы местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, в то же время они не могут устанавливать ограничения хозяйственной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций.

Органам местного самоуправления предоставлено право:

  • выступать муниципальным заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, а также на выполнение других работ с использованием собственных материальных и финансовых средств;
  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Финансовую основу местного самоуправления составляет

бюджет муниципального образования (местный бюджет). В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в доходы местных бюджетов зачисляются:

  • местные налоги, сборы и штрафы;
  • отчисления от федеральных налогов;
  • отчисления от налогов субъектов РФ;
  • финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;
  • поступления от приватизации имущества;
  • поступления от сдачи муниципального имущества в аренду;
  • поступления от местных займов и лотерей;
  • часть прибыли от муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
  • дотации, субвенции, трансфертные платежи, иные поступления;
  • другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

Конкретный перечень налогов, сборов и других поступлений регулируется текущим законодательством: об основах налоговой системы, о недрах, об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и др.

Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления возлагает на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обязанность обеспечивать муниципальным образованиям минимальные месячные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Такие расходы устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем законодательного закрепления на долговременной основе доходных источников.

Основополагающим для упрочения финансовой базы местного самоуправления является Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Он определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.