Монетарная политика - комплекс макроэкономических мероприятий для обеспечения ценовой и финансовой устойчивости в экономике.

Рассматривается как одна из форм стабилизационной стратегии, направленной на устранение экономических колебаний, где в качестве объекта выступает денежная масса.

Денежно-кредитная политика влияет на процессы в экономике через механизм процентных ставок, главным показателем является ключевая ставка ЦБ.

Основные цели монетарной политики

Монетарная политика позволяет реализовать комплекс макроэкономических целей:
  • создание условий для уменьшения безработицы;
  • преодоление инфляции;
  • смягчение последствий циклических колебаний;
  • поддержание устойчивости платежного баланса;
  • повышение государственных доходов;
  • обеспечение роста экономики.

Инструменты монетарного регулирования

Осуществление кредитно-денежной политики — одна из ключевых функций Центробанка. Реализация этой задачи предполагает использование определенных инструментов: корректировка норм обязательных резервов для банков, изменение ключевой ставки, проведение операций на рынке ценных бумаг.
  • Норма обязательных резервов — некоторая доля активов финучреждений, хранящаяся на счетах ЦБ. Выступает как ограничитель выпуска кредитных денег и регулятор ликвидности финансового рынка. Повышение показателя вызывает меньшее предложение денег из-за снижения кредитного портфеля ЦБ и размера банковского мультипликатора.
  • Ключевая ставка — представляет собой минимальную процентную ставку, ориентируясь на которую, регулятор предоставляет займы финучреждениям. Привлеченные подобным образом средства, рассматриваются как дополнительные резервы ЦБ и выступают основой для мультипликационного роста денежного предложения. Корректируя значение этого показателя, ЦБ определяет приток денежных средств. При увеличении ключевой ставки банки сокращают объем кредитных продуктов, так как рассматривают ее в качестве издержек для приобретения резервов. В итоге денежная масса уменьшается. Понижение ключевой ставки вызывает противоположный эффект.
  • Операции на открытом рынке — процесс приобретения-продажи регулятором государственных долговых бумаг на вторичных фондовых рынках. Чаще всего объектом рыночных сделок выступают ГКО, корпоративные бумаги и казначейские векселя. Приобретение гособлигаций ЦБ способствует увеличению резервов финучреждений, что приводит к расширению их кредитного потенциала. В результате сделки на открытом рынке определяют объем предложения денег через воздействие на денежную базу.
Варьирование инструментов монетаризма позволяет Центробанку осуществлять политику дешевых и дорогих денег. В первом случае регулятор понижает стоимость кредитных денег, стимулируя активность на рынке капиталов и расширяя совокупные доходы и производство. Данная стратегия осуществляется за счет сокращения ключевой ставки и нормы обязательных резервов, а также приобретения гособлигаций. Политика дорогих денег ставит задачу борьбы с инфляцией посредством снижения предложения денежной массы. Подобная цель достигается с помощью продажи регулятором государственных долговых бумаг, а также за счет повышения нормы обязательных резервов и изменением КС.

Инструменты монетаризма классифицируются как косвенные методы, превалирующие в рыночной системе. При этом Центробанк может использовать приемы административного воздействия для изменения условий некоторых видов кредитов.

К основным инструментам денежно-кредитного регулирования относятся операции на открытом рынке, ставка финансирования, обязательные резервные требования, которые являются стандартными методами регулирования денежного обращения и кредита эмиссионного банка каждой страны с рыночной экономикой.

Нередко эти инструменты называют рыночными инструментами.

Помимо данных инструментов, во многих странах применяются так называемые (выборочные) методы, которые воздействуют на объем кредитования в отдельных сегментах экономики и таким образом дополняют основные инструменты регулирования. К таким инструментам относятся, например, потолки на кредиты и процентные ставки коммерческих банков, предоставление льгот при кредитовании отдельных приоритетных отраслей и т. д.

В разных странах степень применения этих инструментов и их комбинации различны. Эти различия обуславливаются уровнем развития денежных рынков и рынков капитала в конкретной экономике, вообще уровнем экономического развития страны. Так, в развитых странах инструменты денежной политики ограничиваются в основном такими косвенными методами воздействия, как операции на открытом рынке и учетные операции, которые почти не затрагивают свободу действий рыночных сил и конкуренцию в финансовом секторе экономики. Политика центральных банков в этих странах нацелена в основном на косвенное управление поведением кредитного рынка посредством изменения ликвидности банков и процентных ставок.

Центральный банк вправе устанавливать минимальные нормы резервных требований, которые коммерческие банки обязаны держать на специальном счете в эмиссионном учреждении. Такие нормы устанавливаются исходя из размера, вида и срока вкладов, а также других обязательств банка. Причем, размеры обязательных резервов одинаковы для всех банков по каждой категории привлеченных средств и вкладов.

Этот инструмент используется преимущественно для регулирования размеров ликвидных средств коммерческих банков. Через установление коэффициентов резервных требований Центральный банк воздействует на кредитный потенциал коммерческих банков, т. е. на их способность выдавать кредиты, что в свою очередь влияет на рост денежной массы и динамику внутренних цен. Как правило, в банковской практике изменение нормы обязательных требований происходит нечасто, так как считается, что этот инструмент прямо и очень сильно затрагивает ликвидность коммерческих банков и частое манипулирование им может привести к сильным колебаниям денежной массы и макроэкономической нестабильности.

Центральный банк вправе в установленном порядке предоставлять банкам краткосрочные кредиты под залог. При этом такие кредиты предоставляются по определенной ставке так называемой ставке рефинансирования. Залогом в таком случае могут выступать золото, иностранная валюта и валютные ценности, государственные долговые обязательства, депозитные сертификаты Центрального банка, коммерческие векселя, оплата которых гарантирована банками.

Коммерческие банки обычно прибегают к кредитам рефинансирования, когда они испытывают кратковременные трудности с ликвидными финансовыми средствами.

Политика рефинансирования прямо не воздействует на способность банков привлекать средства из других источников и предоставлять кредиты хозяйствующим субъектам. Однако она является важным ориентиром для установления других рыночных ставок и ее изменение обязательно повлечет за собой изменение других процентных ставок на финансовых рынках. Центральный банк может эффективно регулировать степень ликвидности коммерческих банков через установление приемлемого уровня ставки рефинансирования.

Другим наиболее распространенным в странах с рыночной экономикой косвенным инструментом денежно-кредитной политики, регулирующим объем денежной массы, являются

Еще по теме Инструменты денежно-кредитной политики.:

  1. 35. инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
  2. 34.Методы и инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
  3. 42. Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики.
  4. 19. Инструменты и методы денежной - кредитной политики государства.
  5. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
  6. 40) Регулирование денежного рынка и инструменты денежно-кредитной политики: виды и характеристика
  7. Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы. Особенности денежно-кредитной политики России.
  8. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: сущность, цели, инструменты, направления
  9. 53. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики.

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

34. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (D м), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (S м) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и, следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк:
1) снижает учетную ставку
2) сокращает резервную норму
3) покупает государственные ценные бумаги.

Имеющиеся в распоряжении денежных властей инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), но своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в системе, т.е. во взаимодействии друг с другом. В странах с развитой рыночной экономикой центральным банкам, как правило, предоставлена значительная функциональная независимость, предусматривающая их самостоятельность в выборе и применении инструментов денежно- кредитной политики.

Инструменты прямого контроля

Инструменты прямого контроля (или административно-количественные инструменты) , как правило, имеют форму директив, инструкций, издаваемых Центральным банком и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных институтов в целях контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов являются примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами контроля в области процентных ставок (цены денег).

Административно-количественные инструменты могут применяться выборочно (селективно) по отношению к отдельным банкам, группам кредитных организаций, либо по отношению к отдельным видам банковских операций (установление максимальных темпов роста или максимальных процентов по отдельным видам кредитов, например, ипотечных, депозитов и т.д.).

Меры прямого контроля применяются, как правило, в условиях недостаточного развития финансовых рынков или иных инструментов денежно-кредитной политики, а также в кризисных ситуациях, требующих быстрого и жесткого воздействия на финансовую сферу. Вместе с тем длительное применение этих инструментов может оказывать искажающее влияние на рынки, содействовать оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так называемые серые) рынки, т.е. в «теневую» экономику или за рубеж, появлению денежных суррогатов, а также усилению бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

Инструменты рыночного регулирования

Под инструментами рыночного (косвенного) регулирования подразумеваются способы воздействия Центрального банка на денежно- кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты воздействуют на мотивацию хозяйствующих субъектов и отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда могут быть точно определены заранее и не всегда оказываются в полной мере адекватными намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается все больший переход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным, что означает финансовую либерализацию в денежно-кредитной сфере.

Важным аргументом в пользу финансовой либерализации является развитие системы, которая содействует эффективному распределению сбережений в экономике. Косвенные инструменты действуют благодаря тому, что Центральный банк контролирует цену или объем предложения своих обязательств — резервных денег (денежной базы), которые, в свою очередь, могут оказать более широкое воздействие на процентные ставки, а также на количество денег и объем кредитования во всей банковской системе.

Инструменты, применяемые Банком России

Банк России проводит денежно-кредитную политику с помощью инструментов, которые закреплены за ним законодательно. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России стремится основной упор делать на применение рыночных (косвенных) инструментов регулирования. Вместе с тем законодательно предусмотрена возможность применения Банком России и прямых количественных ограничений, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При этом Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

В ряде случаев Банк России не прибегает к жестким административным мерам, а по примеру центральных банков друг их стран ограничивается рекомендациями кредитным организациям, которые последними учитываются в своей деятельности. Например, в условиях финансово-экономического кризиса Банк России в 2009 г. в отдельные периоды рекомендовал кредитным организациям ограничить величину иностранных активов и чистой валютной балансовой позиции в целях предотвращения увеличения оттока капитала, а также ограничить уровень рублевых процентных ставок по вкладам физических лиц в целях предотвращения чрезмерных рисков ликвидности банков.

Резервные требования

Обязательные резервы (резервные требования) — один из традиционных инструментов денежно-кредитной политики центральных банков, используемый для регулирования общей ликвидности банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и недопущения неограниченного роста денежной массы в обращении. Центральный банк устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, а также порядок их депонирования на специальных счетах по учету обязательных резервов либо на корреспондентских счетах банков в Центральном банке.

Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1913 г. Первоначально минимальные резервные требования возникли в качестве своего рода обеспечения ликвидных гарантий банковских вкладов клиентов, т.е. фонда страхования депозитов. С течением времени эта цель все более отходила на второй план, так как общие объемы резервируемых средств, как правило, оказываются недостаточными для выполнения этой задачи. С развитием систем гарантирования депозитов, совершенствованием инструментов надзора за банками обязательные резервы используются только как инструмент денежно-кредитной политики: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования», и одновременно являются ограничителем кредитной экспансии банков, воздействуя на мультипликативный процесс увеличения депозитов и создания кредитных денег банковской системой. Таким образом, повышая или понижая нормы обязательного резервирования, центральные банки способствуют расширению или свертыванию кредитной активности коммерческих банков и тем самым воздействуют на мультипликативный процесс увеличения депозитов и создания денег.

Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам с точки зрения определения круга субъектов обязательного резервирования (банки, другие кредитные организации), состава объектов резервирования (перечень балансовых счетов пассивов, по которым устанавливаются требования), платности резервов (в большинстве стран обязательные резервы хранятся на счетах в центральных банках и проценты на эти средства не начисляются), мер по предотвращению уклонении банков от выполнения обязательных резервных требований. Уровни норм обязательных резервов также различаются по странам.

Обязательные резервы относятся к «грубым» инструментам денежной политики, поскольку лаже небольшое изменение резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения. Чтобы не усиливать неопределенность функционирования банков, не осложнять им управление своей ликвидностью, центральные банки развитых стран существенно снизили размеры резервных требований и стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок. В ряде стран (в Великобритании, Канаде, Швеции и др.) этот инструмент признали малоэффективным и устаревшим и полностью отказались от его применения.

В России данный метод денежно-кредитного регулирования стал применяться с 1991 г. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает у кредитных организаций с момента получения лицензии Банка России. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций, при этом они не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Обязательные резервы депонируются в рублях (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банкс России, одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов), проценты на них не начисляются.

При введении резервных требований в 1991 г. норматив был установлен на уровне 2%, однако в дальнейшем он неоднократно пересматривался в сторону его увеличения адекватно инфляционным процессам, а также дифференцировался в зависимости от вида обязательств. В 1995-1996 гг. норма резервов по депозитам до востребования и краткосрочным депозитам достигала 20%, затем нормы резервирования постепенно снижались. В 1995 г. впервые было введено обязательное резервирование средств, депонированных в иностранной валюте.

С 2004 г. кредитным организациям, удовлетворяющим определенным установленным требованиям, может быть предоставлено право усреднения обязательных резервов в пределах коэффициента усреднения 1 , который первоначально составил 0,2. Это означало, что 20% обязательных резервов могли поддерживаться кредитной организацией на корреспондентском счете (субсчете) в Банкс России с «реперными (контрольными) точками» в начале каждого месяца. Механизм усреднения обязательных резервов используется кредитными организациями, испытывающими нехватку ликвидности. В дальнейшем этот коэффициент неоднократно увеличивался, что позволяло кредитным организациям все более гибко управлять собственной ликвидностью, используя при необходимости обязательные резервы.

В условиях финансово-экономического кризиса Банк России достаточно активно использовал обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования банковской ликвидности. Так, например, в 2009 г. норматив обязательных резервов поднимался четыре раза (на 0,5 процентных пункта на каждом из этапов), что привело к концу года к пятикратному росту суммы обязательных резервов, депонированных в Банке России. При этом в условиях ухудшения состояния ликвидности банки активнее используют механизм усреднения обязательных резервов.

При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банком России применяются определенные меры воздействия : списание в бесспорном порядке с корреспондентского счета, открытого в Банке России, суммы недовнесенных средств, взыскание в судебном порядке штрафа в размере, установленном Банком России (штрафы поступают в доход федерального бюджета).

Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России. При отзыве лицензии кредитной организации депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Процентная политика

Исходя из оценки общего состояния экономики и его прогноза на ближайшую перспективу, Центральный банк разрабатывает свою процентную политику, которая является важнейшим методом денежно-кредитного регулирования. Она предполагает установление Центральным банком шкалы процентных ставок по своим операциям с кредитными организациями и оказание соответствующего воздействия на рыночные процентные ставки. При этом, как правило, выбирается одна официальная процентная ставка по предоставлению ресурсов кредитным организациям, которая служит базой для расчета остальных ставок.

В зависимости от применяемых инструментов рефинансирования официальная ставка, устанавливаемая Центральным банком, называется учетной (дисконтной) либо ставкой рефинансирования.

Официальная учетная, либо дисконтная, ставка - это ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по переучету коммерческих векселей либо учету (покупке) других ценных бумаг, отвечающих требованиям центральных банков, например, краткосрочных облигаций и других долговых обязательств до наступления срока оплаты по ним. В западной литературе для обозначения данного инструмента денежно-кре- дитной политики используется также термин «дисконтное окно», получивший распространение в США в связи с тем, что банки, испытывавшие недостаток в средствах, посылали своих кассиров в один из федеральных резервных банков (т.е. к окну выдачи) с просьбой о предоставлении им дополнительных ресурсов.

Ставка рефинансирования определяет уровень платы за кредит- ные ресурсы, предоставляемые центральными банками другим банкам, обычно под залог. Как правило, ставка рефинансирования выше учетной ставки (на 0,5-2 процентных пункта), так как ссудные операции банков (например, ломбардный и другие виды кредитов) являются при прочих равных условиях более рискованными, а следовательно, более дорогими, чем торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг).

С 1 января 1991 г. Банк России начал определять и публиковать официальную ставку рефинансирования, которая является базовой процентной ставкой для определения реальных ставок по всем операциям Банка России и служит ориентиром для банков при проведении ими кредитных операций. Первоначально эта ставка составила 20%, затем в условиях гиперинфляции в отдельные периоды в 1993-1995 гг. она возрастала до 200% и выше, а затем по мере снижения уровня инфляции постепенно снижалась и с октября 2009 г. находится на уровне ниже 10%".

Устанавливая официальную процентную ставку, Центральный банк тем самым влияет на стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками, а значит, воздействуя на спрос и предложение на кредитном рынке, влияет на величину денежной массы в обращении. Если Центральный банк преследует цель ограничить (уменьшить) кредитные возможности коммерческих банков, т.е. проводит политику денежно-кредитной рестрикции, то он повышает официальную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; в целях реализации политики кредитной эмиссии центральный банк снижает официальную ставку.

Центральные банки могут устанавливать несколько видов процентных ставок в зависимости от вида операций, срока, надежности покупаемых ценных бумаг либо надежности залога. Посредством регулирования ставок по своим операциям центральные банки воздействуют на состояние не только денежного рынка, но и финансового (рынка ценных бумаг). Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает увеличение их предложения. При этом спрос на ценные бумаги падает, поскольку более привлекательным вложением ресурсов для небанковских учреждений и физических лиц становятся банковские депозиты. С другой стороны, при дорогих кредитах более выгодным для юридических лиц становится прямое финансирование, т.е. получение дополнительных ресурсов за счет выпуска ценных бумаг (акций, облигаций), в связи с чем предложение ценных бумаг на рынке возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной ставки ведет к противоположному результату: кредиты и депозиты удешевляются, а рыночная стоимость ценных бумаг растет (в условиях повышения спроса на них и снижения предложения).

Коридор процентных ставок

При осуществлении процентной политики Банк России исходит из того, что он может оказывать только опосредованное влияние на процентные ставки, формируемые на межбанковском рынке и во взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям и динамики денежного предложения.

Система процентных ставок Банка России в основном соответствует мировой практике и включает в себя в качестве официальной ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям, по операциями на открытом рынке. Изменение ставок в зависимости от экономической ситуации является сигналом, который дает участникам рынка информацию об оценке Центробанком уровня инфляции и перспектив ее развития. Воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, Центральный банк стремится к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора экономики и соответственно экономический рост.

В последние годы Банком России по примеру наиболее развитых стран обозначается коридор процентных ставок, который зааа- ет параметры колебаний для рыночных процентных ставок на межбанковском рынке. Нижний уровень коридора («пол») определяется ставками Банка России по депозитным операциям (на условиях «том-некст»). Это ставки, по которым кредитные организации могут разместить в ЦБ РФ свои ресурсы, если по каким-либо причинам их не разместили на межбанковском рынке. Верхний уровень коридора («потолок») определяется ставкой рефинансирования, т.е. ценой, по которой предоставляются кредиты «овернайт». Поскольку данные ставки носят штрафной характер, кредитные организации прибегают к заимствованиям по ставкам верхнего уровня или к размещению ресурсов по ставкам нижнего уровня лишь в том случае, если они не нашли адекватного спроса и предложения на свои ресурсы на межбанковском рынке, т.е. проведение этих операций Центральным банком не должно оказывать деформирующего влияния на конкурентную среду денежного рынка.

Кроме того, Банк России может применять широкий спектр ставок но операциям на открытом рынке (сделкам по купле-иро- даже государственных ценных бумаг и облигаций Банка России, а также сделкам РЕПО). Эти ставки, как правило, находятся в границах коридора, предоставляя возможность кредитным организациям получать дополнительную ликвидность по цене ниже ставки рефинансирования, а разместить свои ресурсы (связав избыточную ликвидность) по цене выше штрафных ставок по депозитам Банка России.

Операции на открытом рынке применяются Центральным банком в нужные моменты для более тонкого регулирования уровня процентных ставок межбанковского рынка в целях их удержания в оптимальном диабазоне и предотвращения их чрезмерных колебаний (волатильности рынка).

При проведении денежно-кредитной политики центральные банки в конечном итоге ориентируются преимущественно либо на политику ликвидности, либо на политику процентных ставок, при этом они могут непосредственно влиять только на денежный рынок. В качестве показателей (ориентиров), которые они могут оценивать при проведении денежно-кредитной политики, используется соответственно либо общий объем ликвидности банков, либо ставки денежного рынка.

Управление ликвидностью в банковском секторе и в экономике в целом, как было показано, означает для центрального банка необходимость:

предоставления дополнительной ликвидности при ее недостатке путем рефинансирования банков, включая проведение сделок «валютный своп», покупки ценных бумаг на открытом рынке, в том числе на срок снижения норм обязательных резервов;

связывания (абсорбирования, стерилизации) избыточной ликвидности путем проведения депозитных операций, продажи ценных бумаг на открытом рынке, в том числе на срок выпуска облигаций Центрального банка либо повышения норм обязательных резервов.

Поступление денежных средств в банковский сектор возможно также по бюджетному и валютному каналу. В первом случае рост денежного предложения возможен, например, в условиях финансово-экономического кризиса при финансировании дефицита государственного бюджета за счет использования средств Резервного фонда (объем которого сократился в 2009 г. с 4 млрд до 1,8 млрд руб.); кроме того, поступление дополнительной ликвидности банкам возможно при размещении временно свободных средств федерального бюджета на депозиты кредитных организаций (которые осуществлялись в 2009 г.). Во втором случае проведение валютных интервенций Банком России (по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке) также приводит к росту ликвидности банковского сектора и росту денежного предложения.

В иных экономических условиях бюджетный и валютный каналы могут действовать в обратном направлении. Так, при благоприятной конъюнктуре дополнительные доходы государственного бюджета могут направляться в Резервный фонд, что ограничит возможности роста денежной массы. Аналогичные последствия будут иметь валютные интервенции Центрального банка, направленные на продажу иностранной валюты в целях поддержания курса рубля.

В настоящее время большинство стран (в том числе Россия) стремятся перейти к другому, более современному подходу, когда Центральный банк воздействует на общий объем денег в экономике с помощью своей процентной политики. При этом во главу угла не ставятся количественные индикаторы с их четкой связью с инфляцией. Проводя свою процентную политику, Центральный банк даст свои оценки спроса и предложения, которые возникают на рынках, чтобы прогнозировать возможное изменение общего уровня инфляции.

Постепенный переход Банка России в денежно-кредитной политике к таргетированию инфляции будет означать более свободное, более ориентированное на спрос и предложение движение курса, меньшее присутствие Банка России в операциях на валютном рынке и, соответственно, меньшее предоставление ликвидности за счет этого. Такой переход позволит, в свою очередь, более эффективно проводить процентную политику.

Выводы

Центральные банки составляют верхний уровень двухуровневой банковской системы. В качестве единых эмиссионных центров они выделились из среды коммерческих банков либо были изначально созданы государством.

Основными целями деятельности центральных банков является обеспечение стабильности национальной валюты, банковской и платежной систем страны.

Центральные банки обладают законодательно закрепленным монопольным правом на эмиссию банкнот, организуют налично-денежное обращение и регулируют функционирование платежной системы, выполняют функции банкира правительства и банка для других кредитных организаций. Во многих странах центральные банки также осуществляют функции, связанные с регулированием банковской деятельности и банковским надзором.

Центральный банк разрабаты васт и реализует денежно-кредитную политику, которая является важным звеном экономической политики. В этих целях Центральным банком совместно с Правительством страны осуществляется выбор основных и операционных целей денежно-кредитной политики на планируемый период и соответствующих инструментов для ее реачизации.

В странах с развитой рыночной экономикой основную роль в реализации денежно-кредитной политики играют косвенные (рыночные) инструменты: операции на открытом рынке, регулирование процентных ставок, учетная политика и рефинансирование кредитных организаций, депозитные операции. В значительном числе стран продолжает применяться регулирование нормы обязательных резервов, хотя роль этого инструмента постепенно снижается.

В условиях усиления финансовой нестабильности и банковских кризисов центральные банки вынуждены прибегать к инструментам более жесткого регулирования — прямым количественным ограничениям.

Исходя из оценки общего состояния экономики и его прогноза на ближайшую перспективу, Центральный банк разрабатывает свою процентную политику — либо ужесточает ее, если наблюдается излишек денег в экономике (превышение предложения денег над спросом, что чревато усилением инфляционных процессов), либо смягчает ее, если ощущается нехватка денег, препятствующая росту инвестиций и стимулирующая применение денежных суррогатов.

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

В соответствии со ст. 35 ФЗ «О Центральном банке РФ» к числу основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России относятся:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Кратко рассмотрим основные из них.

Вначале обратим внимание на политику учетной ставки (дисконтная политика) или ставку рефинансирования .

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И, наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Перейдем к характеристике другого инструмента денежно-кредитной политики Банка России - изменению нормы обязательных резервов коммерческих банков .

Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем :

· если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;



· при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.

Помимо экономических методов, посредством которых центральный банк проводит денежно-кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов.

В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты, в первую очередь, своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне.

К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы , которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.