Введение

Дисциплина «Экономика организации (предприятия)» является базовой дисциплиной для студентов экономических специальностей, в частности, включена в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО второго поколения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Экономика организации — наука, изучающая пути наилучшего использования экономических ресурсов (природные ресурсы, трудовые ресурсы и капитал) организациями, имеющими лишь ограниченные запасы этих ресурсов, и достижения наибольшего удовлетворения спроса общества на товары и услуги. Современный специалист должен уметь ориентироваться не только в экономике самого предприятия, но и определять влияние внешних и внутренних факторов на его развитие, поэтому целью дисциплины является овладение системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических процессов функционирования предприятий.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть теоретическими основами и практическими навыками по формированию и эффективному использованию основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов, определению производственной мощности и формированию производственной программы, организации оптимального процесса производства, планированию расходов и себестоимости продукции, распределению прибыли, повышению конкурентоспособности предприятия.

При изучении дисциплины обеспечивается преемственность и тесная связь с такими учебными дисциплинами, как экономическая теория, бухгалтерский учёт, статистика, экономический анализ, маркетинг, финансы предприятий, ценообразование и др. Логическим окончанием дисциплины «Экономика организаций» является выполнение курсовой работы и сдача экзамена.

В пособии учтена специфика аграрного вуза. Учебное пособие содержит учебно-методические и практические материалы для овладения приемами и навыками экономических расчетов как при аудиторном обучении (на лекциях и практических занятиях), так и при самостоятельной работе, что позволяет использовать учебное пособие студентам дневной и заочной формы обучения.

1 Цели и задачи дисциплины «Экономика организации (предприятия)», ее содержание

Роль и место знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной — образовательной программы по специальности.

Цель дисциплины "Экономика организаций" – дать студентам системное, целостное представление о базовых принципах, закономерностях, механизме функционирования предприятия, обеспечить соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности экономиста в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Задачи дисциплины – изучение практики формирования использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов экономики различных форм собственности, рациональной организации производственного процесса, производственной мощности, формирования расходов и себестоимости продукции, путей повышения эффективности производства и взаимодействия с финансово-кредитной и страховой системой.

Тема 1.

Предприятие, фирма, отрасли национальной экономики в условиях рынка

1.1 Экономика организаций и рыночный процесс

Экономика организаций как подсистема экономической науки. Общие основы и принципы функционирования рыночной экономики. Структурная перестройка экономики. Виды конкуренции. Проблемы создания конкурентной среды в экономике. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство. Структура национальной экономики. Понятие агропромышленного комплекса (АПК). АПК в Удмуртии.

1.2 Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики

Предпринимательство и бизнес. Субъекты предпринимательства. Статус и права предпринимателя. Объединения предпринимателей. Хозяйственный риск: сущность, итоги, показатели риска. Предприятие – как главный субъект микро экономики. Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, типам производства, размерам. Виды предприятий в различных отраслях. Организационно-правовые формы предприятий. Объединения предприятий: концерны, консорциумы, ассоциации, международные объединения. Государственные предприятия: особенности их функционирования в рыночных условиях. Арендные предприятия. МП. СП. Фирмы. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде. Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве. Риски предприятия. Виды предпринимательства.

1.3. Организация производства на предприятии. Производственная и организационная структура предприятия. Типы производства. Организация производственного процесса. Концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование, диверсификация, унификация. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета

Тема 2. Ресурсный потенциал предприятия

2.1 Основные средства

Сущность, назначение и состав основных средств. Классификация и структура производственных основных средств. Оценка основных средств, износ и амортизация. Показатели эффективности использования основных средств (фондоотдача, фондоемкость). Фондовооруженность. Показатели интенсивного и экстенсивного использования оборудования. Пути повышения эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики.

2.2 Оборотные средства

Понятие, состав, структура, классификация. Показатели оборачиваемости. Пути повышения эффективности оборачиваемости оборотных средств.

2.3 Земля как специфический ресурс предприятий АПК. Цена земли и принципы ее определения. Классификация земельных ресурсов

2.4 Аренда, лизинг, нематериальные активы

Аренда в хозяйственной практике. Опыт стран с развитой рыночной экономикой по аренде ОС. Лизинг, хайринг, рентинг. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов.

2.5 Капитальные вложения, инвестиции и их эффективность

Проблемы обновления материально-технической базы предприятий в новых условиях. Структура, источники финансирования и показатели эффективности капитальных вложений, методика расчета. Дисконтирование.

2.6 Трудовые ресурсы и производительность труда

Профессионально-квалификационный состав и структура кадров предприятия. Движение кадров и показатели их оборота Виды численности работающих, ее расчет. Бюджет времени предприятия и работника (баланс рабочего времени).

Методы измерения и оценки производительности. Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов на предприятии, участке, рабочем месте в рыночных условиях.

2.7 Формы и системы оплаты труда

Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Мотивация в новых условиях. Тарифная система оплаты труда. Рекомендации и пути использования ЕТС в бюджетных и коммерческих организациях. «Бестарифные варианты» организации заработной платы. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Основные элементы и принципы механизма организации премирования. Особенности выбора показателей премирования в условиях рынка. Зарубежный опыт организации оплаты и мотивации труда.

Тема 3. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность — основные показатели деятельности предприятия

3.1 Издержки производства

Издержки производства и реализации продукции (себестоимость). Себестоимость работ и услуг. Классификация затрат и себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости продукции. Методы калькулирования. Зарубежный опыт определения издержек производства — «директ-костинг». Факторы и пути снижения себестоимости.

3.2 Ценообразование

Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая эластичность. Методы определения цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

3.3 Прибыль и рентабельность

Прибыль предприятия — основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность – показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности.

Тема 4. Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

4.1 Методы расчета основных показателей работы предприятия (фирмы)

Показатели предприятия по производству продукции: натуральные и стоимостные. Валовая, товарная, реализованная продукция, специфика расчета в сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Производственная мощность предприятия и производственная программа, порядок ее расчета в различных видах производства.

Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности, срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Смета затрат на производство.

4.2 Экономические показатели деятельности посреднических организаций

Объемные показатели, характеризующие деятельность посреднических организаций, их составные части. Организация рационального товародвижения. Понятие товарных (сбытовых) запасов посреднических организаций, их характеристика. Объективная необходимость создания запасов. Издержки обращения посреднических организаций. Доходы, рентабельность и прибыль посреднических организаций.

4.3 Менеджмент и маркетинг на предприятии

Основные понятия менеджмента. Сущность и виды управленческих решений, управленческая структура. Маркетинг на предприятиях различных форм хозяйствования. Конкурентоспособность продукции, продвижение товара на внешний и внутренний рынок.

Экономика организаций (предприятий).

Дайте определение понятия «экономика». Определите предмет изучения дисциплины «экономика организации». Проанализируйте цели изучения и структуру данного курса.

Дайте определение понятия «экономика организации». Определите объект изучения дисциплины «экономика организации». Проанализируйте задачи данного курса и его взаимосвязь с другими дисциплинами.

Экономика организации — это наука, изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизм процесса создания необходимых людям материально-вещественных благ.

За пределами организации циркулирует лишь разнообразная информация о количестве, качестве и пропорциях производимой и потребляемой разнообразной продукции: пищи, одежды, жилищ, средств транспорта, связи, науки, медицины и др.

«Экономика организации» является одной из основных прикладных дисциплин, обеспечивающих экономическую подготовку современных специалистов для различных отраслей и сфер деятельности.

Целью дисциплины является изучение теории и практики хозяйственной деятельности предприятий, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса. При этом понятие «предприятие» рассматривается с экономической точки зрения и применяется в значении «субъект хозяйство­вания».

Объекты экономики организации - производственная деятельность предприятия, механизмы формирования и использования основных факторов производства и экономических ресурсов предприятия. Предприятие - это не только имущественный комплекс, но и организованный определенным образом коллектив.

В соответствии с обозначенной целью предметом экономики организации является научное познание хозяйственной деятельности предприятия, понимаемой как принятие решений об использовании ограниченных ресурсов в соответствии с поставленными целями.

Основные объекты изучения дисциплины:

1.производственная структура предприятия, 2.типы промышленного производства, 3.организация производственного цикла, 4.организация процесса управления предприятием, 5.выбор хозяйственной стратегии, 6.разработка плана производства и реализации продукции, 7.формирование, использование капиталов и накопления доходов предприятия, 8.материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья и материалов, формирование запасов и рациональное их использование, 9.техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры,

10.формирование издержек производства, 11.калькуляция себестоимости продукции,

12.ценовая политика предприятия, 13.финансовые ресурсы предприятии, 14.эффективность хозяйственной деятельности, 15.инновационная деятельность предприятия, 16.качество продукции, 17.инвестиционная политика предприятия,

18.экологические проблемы, 19.подбор кадров, организация труда, система оплаты труда и стимулирование повышения производительности труда, 20.внешнеэкономическая деятельность предприятия.

В экономических исследованиях используются методы статистического наблюдения и сравнительного анализа. Эти методы дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов.

Основными задачами дисциплины выступают изучение:

· функций и целей предприятия как первичного звена национальной экономики

· современных методов хозяйствования предприятий

· процессов функционирования предприятий

· ресурсов и факторов производства, методов оценки эффективности их использования

· формирования и оценки результатов деятельности предприятий

· факторов развития предприятия

Экономика организации (предприятия) тесно связана с микроэкономикой и макроэкономикой, но не тождественна им. Отличие от микроэкономики состоит в том, что микроэкономический анализ изучает влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. В рамках микроэкономического анализа рассматриваются обе стороны рынка: спрос и предложение. С позиций экономики предприятия спрос рассматривается как заданная извне величина.

Дайте определение понятия «экономика». Определите предмет изучения дисциплины «экономика организации». Проанализируйте цели изучения и структуру данного курса.

Экономика - это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика — это хозяйственный комплекс, включающий отрасли в виды производства и непроизводительной сферы. Производство, потребление и распределение экономического продукта происходит в различных границах и масштабах.

Экономика — это научная дисциплина, изучающая способы и методы хозяйствования, удовлетворяющие потребности людей путём создания необходимых жизненных благ.

Предметом изучения является экономический механизм функционирования предприятия, формирование и использование его ресурсного потенциала с целью оптимизации результатов экономической деятельности.

Процесс изучения включает в себя шесть составных компонентов:

1.изучение ключевых слов из экономики предприятия с учетом международных стандартов,

2.изучение основных принципов организации и эффективности ведения хозяйства на уровне предприятия,

3.получение необходимых практических навыков управления предприятием в конкурентной среде,

4.тренинг из управления современным предприятием с помощью ситуационных упражнений,

5.формирование умений эффективного использования ресурсного и производственно-хозяйственного потенциала,

6.прививание умения творческого поиска направлений и резервов совершенствования развития управления предприятием на основе инвестиционно-инновационной модели развития.

Цель изучения дисциплины: получить знания по обоснованию принятия эффективных управленческих решений, целостное представление об экономике организации, выработать системное экономическое мышление, научиться решать комплексные экономические задачи, овладеть и применять современные методы экономического анализа, сформировать навыки проведения экономических расчетов и использовать их для обоснования принятия управленческих решений.

Дайте определение понятия «промышленность».

Изложите значение материального производства в современных экономических условиях. Охарактеризуйте роль промышленности в национальной экономике Беларуси.

Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества. Отраслевая структура промышленности — состав и долевое соотношение различных отраслей и видов производства, входящих в неё, а также динамика изменения этих долей.

Промышленность — совокупность предприятий, занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве — производством потребительских товаров.

Материальное производство - производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей.

Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать, что технико-технологическое развитие общества происходило и происходит за счёт количественного и качественного роста потребностей человека.

Материальное производство создает и преобразует экономический продукт в его материально-вещественной форме, а также вещественное богатство. В рамках материального производства существует своя инфраструктура. Инфраструктура — совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Производственная инфраструктура непосредственно обслуживает материальное производство.

Оно включает отрасли по производству материальных благ и услуг:

— промышленность;

— сельское хозяйство;

— строительство;

— коммунальное хозяйство;

— бытовое обслуживание.

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

Создает материальную базу существования общества;

Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

Непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

Влияет на политические процессы;

Влияет на духовную сферу - как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Промышленность является ведущей отраслью экономики по следующим причинам:

— развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая, является основой для ускорения научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве;

— промышленность, особенно машиностроение, является фундаментом всей экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех отраслей национальной экономики;

— обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности;

— от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного потребления.

Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений. Возникновение все новых и новых отраслей промышленности — это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда. В отраслевой структуре промышленности отражается уровень индустриального развития страны, ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом.

Промышленность Беларуси является наиболее крупной отраслью народного хозяйства, оказывающей существенное влияние на динамику всех показателей национальной экономики.

В республике функционирует свыше 15 тыс. промышленных предприятий и производств, на которых сосредоточено 26% от общей численности занятого в экономике населения и более 30% основных средств. В промышленности создается 26-28% национального ВВП. Последнее обстоятельство определяет значительный вклад промышленности в формирование бюджета и внебюджетных фондов. Около 90% всего объема экспорта приходится на продукцию промышленности, которая определяет место республики в международном разделении труда и обеспечивает большую часть валютных поступлений.

Таким образом, промышленность является ведущей отраслью национальной экономики Республики Беларусь, ее основой, фундаментом.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Экономическое содержание и виды затрат и расходов предприятия

Деятельность предприятия вызывает множество расходов, различающихся по экономическому содержанию, целевому назначению, источникам возмещения. Но прежде всего необходимо уяснить сущность понятий, в ряде случаев взаимозаменяемых (используемых как синонимы): «издержки», «затраты», «расходы». Следует уточнить, что существуют различия в трактовке данных терминов в экономических расчетах, бухгалтерском учете, управленческом учете, налогообложении. Поэтому в каждой конкретной ситуации следует руководствоваться определениями, приведенными в соответствующих нормативных документах, в том числе в отраслевых положениях, стандартах по бухгалтерскому учету, Налоговом кодексе, Гражданском кодексе, письмах Министерства финансов и т.д.

Понятие «издержки» связано с затратами собственных ресурсов предприятия, а концепция их исчисления - с рыночной оценкой стоимости ресурсов.

Различают бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки включают в себя только явные затраты Неявными издержками являются альтернативная стоимость услугтруда, альтернативная стоимость применения других ресурсов - земли, капитала. Экономические издержки состоят из явных затрат (бухгалтерские издержки) и стоимости неявных расходов. Между тем понятия «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.

Затраты характеризуют в денежном выражении фактический объем ресурсов, использованных в определенных целях, независимо от источника финансирования, имеющий отношение к данному отчетному периоду. По существу, затраты - это явные издержки предприятия, которые приводят в конечном итоге к получению будущих экономических выгод.

Термин «расходы» в большей степени имеет отношение к бухгалтерскому учету затрат в целях налогообложения, поскольку не все затраты признаются расходами, а только те из них, которые: а) не указаны в ст. 270 НК РФ; б) документально подтверждены; в) направлены на получение дохода; г) экономически оправданы Термин «расходы» имеет отношение и к расходам, относящимся к будущим периодам, которые капитализируются и отражаются в активе баланса.

Таким образом, в самом общем виде различия трактовок понятий «издержки», «затраты», «расходы» можно отобразить так, как показано на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Различия в трактовках понятий «издержки», «затраты», «расходы»

Предмет и объект исследования, функции экономики

Слово «экономика» является сложным словом греческого происхождения. Первая его часть – oiko – означает дом, вторая часть – nomos – управление, закон. Буквальное значение слова – управление домом . Поскольку для древних греков слово дом имело более широкое чем сейчас для нас значение, и прежде всего, хозяйственное значение, то экономика – это управление хозяйством или наука об управлении хозяйством.

В настоящем термин «экономика» имеет три смысловых значения.

Во-первых,экономика – это хозяйственная система , обеспечи­вающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых,экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складываю­щихся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ и услуг.

В-третьих,экономика – это наука о выборе наиболее эф­фективных (рациональных) способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

В англоязычной литературе данные значения закреплены за разными терминами.

Первый – «economy» – означает хозяйство, тогда как второй – «economics» – экономическую науку, а точнее ее фундаментальную часть (теоретическую экономику). Поскольку прямое употребление слова «economics» некорректно в отечественной науке закрепился термин «экономическая теория».

Экономика – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением.

Экономическая наука изучает все формы поведения человека в его борьбе против редкости материальных благ. Управление редкими ресурсами не сводится только лишь к обмену, оно также включает в себя и использование мер общественного или личного принуждения, осуществляемого обычно государством. Кроме того, нельзя забывать о дарении, т.е. о безвозмездной передаче продуктов или денег. Во время использования редких ресурсов экономические субъекты стремятся не только удовлетворить свои потребности, но и изменить свои собственные пристрастия, тем самым влияя на свое поведение, в том числе и экономическое.

Экономическая наука изучает отношения между установками человеческой деятельности и используемые при этом средства. Однако сама наука является нейтральной по отношению к этим установкам. Следует отметить, что эти установки многообразны и многочисленны по своим мотивациям. Экономическая наука не объясняет и не оценивает их, она лишь показывает их суть и то, каким образом цели подчиняют себе экономическую деятельность.

Итак, при изучении экономической науки необходимо четко различать:

сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность и происходят позитивные или негативные экономические процессы;

объект исследования – экономические процессы и явления, происходящие в той или иной экономической среде;

субъект исследования – экономические агенты;

предмет исследования – жизнедеятельность экономических агентов, а также их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

Экономика как наука выполняет ряд функций: методологическую, научно-познава­тельную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод.

Экономика предприятия

Экономическая наука в методоло­гическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предви­деть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общест­ва невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функ­ция экономики позволяет открыть законы, по которым разви­вается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объектив­ную критическую или позитивную оценку экономическим яв­лениям и процессам различных форм хозяйствования. В реаль­ной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ­ция состоит в том, что на основании позитивной оценки эконо­мических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйст­вующему субъекту в своих конкретных делах руководствовать­ся ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой госу­дарства, она разрабатывает социально-экономические прог­раммы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исходя из всего вышесказанного, можно четко определить цель экономической науки , которая заключается в решении проблемы по удовлетворению безграничных человеческих потребностей при ограниченных ресурсах. Цель позволяет определить и основной круг решаемых наукой задач , к которым можно отнести следующие:

Описание существующих во времени и пространстве методов управления редкими ресурсами;

Систематизация полученных результатов и накопление опыта;

Разработка концепций, поиск причин и следствия экономических явлений;

Раскрытие общих устойчивых связей, устанавливающихся во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов;

Определение направлений экономической политики, которая должна быть гармонично связана с политическими и социальными целями;

Разработка правил оптимального использования экономических ресурсов и способов достижения общественного благосостояния.

Важно подчеркнуть тот факт, что основной задачей экономической науки является не просто описание экономических явлений и процессов или разработка концепций, а выявление взаимосвязей и взаимообусловленностей системы экономических явлений, процессов и законов.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Определение предмета курса «Экономика предприятия» и других экономических наук. Факторы развития производства. Изучение уровня и масштабов развития экономики. Изучение задач курса и метод науки: расчетно-конструктивный, монографический, планирования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема : Предмет, метод и задачи курса «Экономика предприятия»

1. ПРЕДМЕТ КУРСА «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

До настоящего времени нет общепринятого толкования понятия «экономика предприятия».

Французский филосов, физик, математик, физиолог 17 века Рене Декарт говорил: «Определяйте значения слов, и Вы избавите свет от половины заблуждений».

Последуем совету Декарта и дадим определение понятию «экономика» и «предприятие». наука экономика конструктивный

«Экономика» — слово греческого происхождения, оно означает: «oikos» — дом, домашнее хозяйство; «nomos» — закон, искусство вести. Отсюда слово «экономика» означает законы хозяйствования или искусство разумного и расчетливого ведения хозяйства.

Слово «предприятие» происходит от слова предпринимать что-либо, вести дело.

Предприятия не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создают рабочие места, то есть обеспечивают занятость населения. Выплачивая федеральные и местные налоги, предприятия участвуют в содержании государственных органов и поддержании социальных программ (образование и здравоохранение, культура и просвещение и т.д.)

Каждое предприятие самостоятельно принимает решение:

— сколько и как производить товаров;

— какие ресурсы и в каком объеме необходимы для данного производства;

— где и как реализовать произведенную продукции с наибольшей выгодой;

— как распределить полученный доход.

Интересами предприятия являются обеспечение достаточно приемлемого уровня жизни для своих работников, а так же стабильное развитие производственной базы предприятия.

Степень удовлетворения этих интересов зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия. А это не только получение прибыли, но и объем применяемых производственных фондов, и содержание социальной сферы.

Таким образом, экономика предприятия — это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, прибыли, полученной в результате реализации продукции и оказания различных услуг.

Факторами развития производства являются:

1. Факторы ресурсного обеспечения — производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила и т.д.)

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.)

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

То есть уровень и масштабы развития экономики предприятия зависят от:

— ресурсного обеспечения;

— количества и качества выпускаемой продукции;

— дохода и прибыли, полученного от реализации продукции;

— управления и организации производства.

Нет и нельзя найти единого рецепта на все случаи жизни и ответа на вопрос: как правильно хозяйствовать? Но вместе с тем мировая практика работы процветающих предприятий выработала некоторые общие подходы по реализации эффективной хозяйственной деятельности.

В конечном итоге функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дисциплина «Экономика предприятия» исследует проблемы эффективного использования ресурсов на предприятии, то есть предметом изучения данной дисциплины является деятельность предприятия.

2. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Данный курс «Экономика предприятия» тесно связан с другими экономическими дисциплинами, в частности, с микро- и макроэкономикой, но не тождественен им.

Так, микроэкономика изучает не отдельное предприятие, а влияние рынка на него. Микроэкономика не занимается исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос, и в то же время с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину.

Макроэкономика изучает образование цен на производственные факторы, производство и распределение национального дохода и т.д. Для экономики предприятия это важно учитывать, так как любые перемены в национальной экономике, изменение доходов населения и структуры потребностей, демографические сдвиги, технический прогресс ведут к изменению ситуации на предприятии. И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными: которые следует учитывать в исследованиях.

Таким образом, «Экономика предприятия» представляет собой самостоятельную экономическую дисциплину, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Функционирование предприятия зависит от:

1. Экономической ситуации в стране. Это:

— доходы и покупательная способность населения;

— уровень безработицы и занятости;

— степень экономической свободы предпринимателей;

— возможности инвестирования;

— доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

2. Политической ситуации. Это:

— цели и задачи, находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в каких либо отраслях или регионах.

3. Правовой базы. Это:

— система законов и нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия;

— степень разработанности правовой базы предпринимательства, от которой зависит стабильность и устойчивость предприятия.

4. Географического положения:

— климатические и сезонные условия;

— доступность сырья, энергоресурсов;

— наличие транспортной сети (автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей).

Все эти географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия.

5. Экологической обстановки, которая отражает состояние окружающей среды. Степень экологических рисков, разработанность системы контрмер воздействия на предприятия, загрязняющих окружающую среду — все это принимается во внимание при выборе предприятием технологии производства, используемого сырья или вида производимой продукции.

6. Институциональной среды, которая характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения. К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие профессиональные различные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства и др.

Таким образом, предприятие в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими и т.д. То есть необходимо знание социальных наук и специальных экономических дисциплин для осуществления деятельности предприятия. Курс «Экономика предприятия» тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономика предпринимательства», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет», «Анализ хозяйственной деятельности», «Финансы», «Статистика».

3. ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Основными задачами курса «Экономика предприятия» являются рассмотрение и изучение:

— организационной и производственной структура предприятия;

— организации процесса управления на предприятии;

— хозяйственной стратегии, плана производства и реализации продукции;

— формирования капитала и накопления прибыли предприятия;

— материально-технического обеспечения производства;

— технической подготовка производства;

— формирования издержек производства, калькуляции себестоимости продукции, ценовой политика предприятия.

— Финансовых ресурсов предприятия, эффективности хозяйственной деятельности, оценки риска в предпринимательстве;

— Инновационной деятельности предприятия, качества продукции, инвестиционной политика предприятия, экологических проблем;

— Подбора кадров, организации труда, системы оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда;

— Внешнеэкономической деятельности предприятия.

МЕТОД НАУКИ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Способы познания окружающей действительности составляют метод науки.

Для анализа экономического материала используют различные методы экономических исследований.

1. Абстрактно-логический.

Факты или явления рассматриваются с той или иной стороны, интересующей исследователя. От остальных свойств явления исследователь абстрагируется (то есть отвлекается). Рассматривает лишь одно свойство. Например, нужно выяснить перспективы развития малых предприятий. Для этого рассматриваются предприятия только по одному, но существенному признаку — наличие производственного оборудования. Далее следует вывод о перспективах развития по количеству имеющегося оборудования на предприятиях.

2. Статистико-экономические методы: статистическое наблюдение, группировки, индексы, корреляционно-регрессионный анализ.

3. Монографический метод.

Дает возможность углубленно изучать опыт успешно хозяйствующих предприятий для его распространения и применения в своей деятельности.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА

Это изучение публикаций, статей, монографий.

4. Экспериментальный метод.

Применяется при изучении эффективности использования новой техники, технологии, рациональной организации производственных процессов и т.д. при помощи эксперимента.

5. Метод планирования и прогнозирования лежат в основе разработки хозяйственных стратегий предприятия, применяется при принятии предпринимательских решений.

6. Расчетно-конструктивный метод.

Используется в перспективном планировании и прогнозировании развития предприятия. На основе нормативов определяется какой-то технологический процесс, его конечный результат с точки зрения экономики. Примером использования расчетно-конструктивного метода является технико-экономическое обоснование любого проекта.

Например, принимается решение о применении нового оборудования по производству какого-либо товара. Для этого рассчитываются капитальные вложения, срок их окупаемости, себестоимость, трудоемкость производства и сравнивается с базовым вариантом. Только после этого применяется новое оборудование.

Экономико-математический метод с применением ПЭВМ. Например, оптимальная структура производства. В качестве критерия оптимальности выбирают максимум прибыли и минимум затрат.

8. Графический метод — графики и диаграммы, показывающие наглядно в динамике тенденцию какого-либо явления (объем производства товара, трудоемкость, себестоимость и т.д.)

9. Метод сравнительного анализа.

Состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов. Предприниматель должен сопоставлять затраты своего предприятия с затратами конкурента, сравнивать различные альтернативные варианты своей деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Развитие экономики строительной отрасли

    Общая характеристика курса «Экономика строительства». Роль и значение экономической науки. Предмет экономики строительства. Экономика России в цифрах и фактах. Статистика ипотечного кредитования. Дорожное строительство. Направления развития отрасли.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2015

    Экономическая теория

    Экономика — предмет, метод и содержание курса, методы исследования. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора экономики. Межотраслевые комплексы, сущность основных производственных фондов. Состав, структура, методы учета и оценки.

    шпаргалка , добавлен 09.11.2008

    Экономика организации (предприятия)

    Основные этапы, цели и задачи изучения дисциплины «Экономика предприятия», ее разделы и темы. Примеры и методика пошагового решения типовых задач, предлагаемых в процессе изучения курса, тестовые задания. Правила оформления и содержание курсовых работ.

    методичка , добавлен 04.02.2010

    Зарождение и развитие экономики. Систематизация экономических наук

    История зарождения и развития экономики как науки, «исторический метод» Рошера. Доиндустриальная, феодальная, индустриальная и постиндустриальная экономика. Становление и эволюция промышленного капитализма. Возникновение регулируемого капитализма.

    реферат , добавлен 25.09.2014

    Экономика недвижимости и ее значение

    Инновационные технологии, используемые в преподавании курса экономики недвижимости, требования к уровню освоения дисциплины, ее объем и содержание. Методические рекомендации по изучению теоретического курса, подготовке к семинарам и практическим работам.

    методичка , добавлен 01.04.2009

    Экономика Белоруссии

    Планы развития экономики государства, оценка их эффективности, основные макроэкономические показатели. Оценка уровня инфляции и борьба с ней. Динамика курса белорусского рубля. Темпы роста ВВП и внешний долг. Занятость населения и торговые партнеры.

    презентация , добавлен 03.02.2014

    Экономическое значение валютного курса

    Понятие и формы валютного курса, факторы, его определяющие, роль в развитии экономики. Специфика российской политики валютного курса. Обзор состояния внутреннего рынка. Спрос физических лиц на наличную иностранную валюту. Пропорции обмена денежных единиц.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Валютный курс и его роль в экономике

    Теоретические основы формирования валютного курса. Сущность валютного курса как экономической категории. Факторы, влияющие на формирование валютного курса. Режим валютного курса, его эволюция в России. Методы государственного валютного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Цены и ценообразование

    Предмет и задачи изучения курса «Экономика предприятия», его информационная база. Экономическая сущность себестоимости, ее виды. Понятие и методы распределения прибыли. Классификация цен и правила ценообразования, порядок его реализации в строительстве.

    курс лекций , добавлен 06.12.2009

    Анализ экономических задач предприятия

    Определение главных задач предприятия и характеристика методов анализа на примере предприятия. Анализ выполнения плана объемных показателей предприятия в разрезе ритмичности производства при ухудшении анализируемых показателей. Метод элиминирования.

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики : это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

  • — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
  • — раздел экономической теории, который изучает функционирование в целом.

В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.

В масштабах национальной экономики все локальные рынки тесно связаны между собой. Опыт показывает, что несогласованность в действиях на одном рынке по цепочке порождают проблемы на других рынках. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и в экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков. Для того, чтобы успешно решать данные проблемы необходимо анализировать общее равновесие экономической системы.

Общее равновесие (макроэкономическое) отражает сбалансированное согласованное функционирование всех рынков.

Основные макроэкономические цели:
  • Стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе.
  • Стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе.
  • Высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального спокойствия и высокого уровня жизни населения в стране.
  • Достижение равновесного внешнеторгового баланса.

Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.

Её основными видами являются:
  • Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства.
  • Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении.
  • Политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.
  • Социальная политика
  • Внешняя экономическая политика, позволяющая с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры национального производства.

Нормативный и позитивный подход в экономике

На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

И сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

Позитивный подход анализирует:
  • к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;
  • при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;
  • какова будет цена ее достижения
Кроме того позитивный подход предполагает:
  • объяснение и прогнозирование экономических явлений;
  • изучение общеэкономических закономерностей;
  • выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

Экономические показатели: поток и запас

Экономисты различают показатели, измеряемые за определенный период времени, то есть имеющие размерность потока , и показатели, измеряемые на момент времени, то есть имеющие размерность запаса .

Фактор времени играет большую роль в экономике. Так ценность денег для людей сегодня и в будущем различна. Сегодняшняя оценка будущих экономических показателей происходит в процессе дисконтирования.

Дисконтирование — это процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности.

В экономической теории различают номинальные и реальные величины . Номинальные характеризуют стоимостные экономические показателив действующих, текущих ценах . Поскольку цены подвержены изменениям, то часто перед началом анализа у показателей устраняют влияние на них цен. Величины, очищенные от влияния изменения цен , называют реальными . Так в экономической теории различают реальную и номинальную заработную плату. Номинальная зарплата это зарплата в денежном выражении, а реальная — это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.

В экономической теории выделяют три периода времени:
  • Мгновенный — когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными
  • Краткосрочный — когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие — как переменные
  • Долгосрочный — когда все факторы рассматриваются как переменные

Экономика — это общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества — поэтому тесто связана с другими общественными науками: социологией, юриспруденцией, психологией.

Основные методы исследования экономической теории

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.

Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

— это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

  • Метод научной абстракции
    Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
  • Метод функционального анализа
    Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
  • Метод графических изображений
    Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
  • Метод сравнительного анализа
    Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
  • Метод Экономико-математического моделирования
    Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
  • Индуктивный и дедуктивный методы
    Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
  • Метод позитивного и нормативного анализа
    Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
  • Практические мероприятия
    Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

Ошибки научного анализа

При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.

К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:
  • Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного представления "что верно для части (отдельного человека), то верно и для целого (для общества в целом)".

Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же в целом по стране приведет к росту цен, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.

  • Логически ошибочное построение "после этого, следовательно, по причине этого".

Например когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .

Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий , поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания и рост доходов населения.

Функции экономики

Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины происходило в XVIII в., хотя ее предыстория уходит вглубь веков. До сих пор экономисты продолжают спорить о том, что такое экономика, что она изучает, каковы ее функции, какими методами пользуются экономисты при анализе экономических взаимосвязей и закономерностей.

Согласно современному пониманию - это наука о законах и закономерностях отношений людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления и воспроизводства материальных благ и услуг, а также эффективного использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей людей. Такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития этой науки.

Как и всякая наука экономика выполняет прежде всего познавательную функцию - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как спрос и предложение влияют на цены и т. п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть , формулирует принципы экономического повеления (так называемая позитивная экономическая теория).

Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию : на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.

См.Также

Лекция 1. Экономическая теория как наука

1.Предмет и функции экономической теории

2.Методы экономической теории

1.Предмет и функции экономической теории

Экономика – это, прежде всего, особая сфера деятельности людей. С ней мы сталкиваемся с самого детства. Уже когда слышим такие слова как цены, заработная плата, дешево, дорого и т.п. Затем узнаем, что значит трудиться и как важно, чтобы была работа.

Реальную экономическую жизнь изучает наука, которая называется экономикой. Сложность экономики как науки предопределяется тем, что объект ее изучения – экон. жизнь непрерывно ежедневно изменяется.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория структурно включает микроэкономику, макроэкономику, мезоэкономику, супермакроэкономику (мировую экономику).

Микроэкономика – часть ЭТ, изучающая отдельные обособленные экономические единицы – предприятия, фирмы, отдельные субъекты хозяйствования, отдельные рынки

Макроэкономика - часть ЭТ, которая изучает экономику как целостность, как совокупность и взаимозависимость всех экономических процессов, т.е. национальную экономическую систему в целом

Мезоэкономика – часть ЭТ изучает поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства

Мировая экономика – изучает экономические взаимосвязи между странами, регионами, международными объединениями

Предметом ЭТ является поведение и деятельность человека, предприятия и общества в целом по производству, распр., обмену и потреблению.

Объектом – реальная экономика, представляющая особую сферу жизнедеятельности людей, в которой создаются блага и услуги

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и т.д.), функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т.д.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и т.д.)

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др.

Экономическая теория – это не набор правил о том, как стать богатым. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности без претензий на монополию истины. Знание ведет к предвидению, предвидение – к правильному действию.

От экономической теории следует отличать экономическую политику: экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства, направленная на укрепление национальной экономики.

В экон. науке насчитывается около 30 различных эконом. наук, но фундаментом служит ЭТ.

Структура системы экономических наук и их связи

Различают несколько блоков в этом «здании». Ближе всего к фундаменту располагается блок межотраслевых ЭН (теория экон. управления (менеджмент), экон. кибернетика, маркетинг, экон. статистика, экономика труда и др.

Блок функциональных экономических наук: денежное обращение и кредит, бух. учет, аудит и др.

Как сама экономика тесно связана с другими сферами жизни, так и ЭН тесно связана с другими науками. Прежде всего история. Без связи с ней, без изучения истории возникновения и развития каких-то экон. явлений или процессов невозможно их научное раскрытие.

Экон. наука тесно связана с системой количественных наук – математикой, статистикой, кибернетикой, теорией вероятности и др.

Невозможно изучение экономики и без связи с демографией – наукой о народонаселении и его законах, поскольку люди создают экономику.

Очень тесно ЭН связана и с комплексом правоведческих наук : трудовое право, налоговое право и др. Это все означает, что если вы хотите стать высококвалифицированным специалистом в области экономики, то д.б. разносторонне образованным человеком.

Но особенно тесно она связана с политикой . Это объясняется ее функциями, особенно прогностической. Политики ждут рекомендаций экономистов по многим вопросам: как снизить инфляцию, как уменьшить безработицу и т.д.

Функции ЭТ

1. Познавательная – ЭТ как наука служит людям для того, чтобы познать сложные процессы экономического развития, не различимые для поверхностного наблюдения, для простого глаза. Облегчает понимание сложных вещей и явлений.

2. Методологическая . Методология есть учение о методах познания. Открывая законы и закономерности общих экономических процессов, ЭТ дает всем частным экономическим наукам общие знания об экономике и вооружает их различными методами.

3. Прагматическая т.е. практическая. Это означает, что ЭТ напрямую служит практике, обществу, людям. Эта нука открывает наиболее полезные и эффективные направления их деятельности (экон. перспективы, прогнозы, оценка и просчеты и т.п.)

4. Прогностическая – создает основы для обоснованного прогнозирования возможных изменений в той или иной сфере экономики, в определении перспектив ее дальнейшего развития

2.Методы экономической теории

Метод – инструмент, прием исследования. Один и тот же метод может применяться в различных методологических подходах. При изучении экономических явлений используются следующие методы.

    Метод научной абстракции .

Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия – производство вообще, потребности, обмен и т.д.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Ими являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, зарплата, прибыль и многие другие.

Экономические законы – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление или выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи, свойственной данному явлению.

Экономические законы делятся на:

    специфические – законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования;

    особенные – законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия (например, закон стоимости);

    общие – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общества. Например, закон возвышения потребностей, роста производительности труда и т.д.

2. Анализ и синтез.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Синтез – это воссоздание единой, целой картины.

3. Индукция и дедукция .

Индукция – переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Дедукция – переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

4. Исторический и логический методы .

Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое исследование не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если исторически они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к экономической теории это означает, что в анализе экономических явлений необходимо выделить прежде всего наиболее простые из них, возникшие раньше других, и являющиеся основой возникновения наиболее сложных (например, в анализе рынка наиболее простое явление – обмен товаров).

5. Метод экономико-математического моделирования

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления. При этом широко применяется функциональный анализ.

Вопросы для самопроверк и и повторения:

    Как изменялись взгляды на предмет экономической науки исторически?

    Какие современные направления экономической теории вы знаете? В чем заключается разница между политической экономией, «экономикс», экономикой, микро- и макроэкономикой?

    Охарактеризуйте метод исследования общей экономической теории. В чем принципиальная разница между индукцией и дедукцией? Как проявляется сочетание исторического и логического?

Экономика (наука)

Экономика - совокупность общественных наук , изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг . Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные.

Теоретическое направление также называют экономической теорией - рассматривает особенности процесса обмена, распределения, выбора способа использования ограниченных ресурсов.

Прикладная экономика изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией, непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.

Объекты экономической науки

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику , изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику , изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика » (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической науки

В экономической науке используются стандартные методы диалектики и логики. К общенаучным методам исследования экономических процессов относятся такие методы, как:

Общим мировоззренческим методом является

  1. материалистическая диалектика

Среди частных методов исследования выделяют:

  1. графические,
  2. статистические,
  3. математические,
  4. моделирование,
  5. сравнительный анализ,
  6. экономический эксперимент,

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом - производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики .

Экономикс

Как производить

Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобили «Форд » изготавливается первым способом, а «Лотус » - вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать с применением компьютерных технологий дистанционного обучения одновременно для сотен студентов.

Эффективность - главный критерий при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идёт с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью Парето , по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью - это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.

Эффективность в производстве - это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда . Может ли каждый человек быть универсальным - фермером утром, портным - днем и поэтом - вечером? Или люди должны работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Совместная работа позволяет сделать то, что в одиночку делать долго или вообще невозможно. Примером могут служить рабочие, разгружающие объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они смогут поднимать тюки и укладывать их в штабеля на складе.

Работа может требовать выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает своё умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создаётся высокопроизводительная бригада.

Когда работник уже обладает некими специальными навыками, то разделение труда произойдет в соответствии со сравнительными преимуществами - возможностью выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого? » имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества блага может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остаётся неизменным.

Эффективность в распределении и эффективность в производстве - это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчёт оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряжённо работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. На практике вопрос справедливости часто доминирует над эффективностью в дискуссиях о распределении. Согласно концепции равенства, все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определённые блага, - услуги, пища и образование - должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от самого механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определённые принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации . Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты [кто? ] проводят чёткую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости - это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещён? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует своё внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определённых институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации:

  • стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения;
  • иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства . Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растёт. Рост цен даёт потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несёт «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчётливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остаётся основной чертой экономического мышления.

Иерархия и власть . Рынки - важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры - решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».

В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.

Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие - на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием , таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка (хотя это не совсем точное определение, ибо стихия - процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой , так и микроэкономикой . И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.

В последнее время не принято разделять эти способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика - две части одной экономической системы. Так, в рыночной экономике сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот, при плановой экономике существует такое понятие как цена, и через неё регулируется межотраслевой баланс.

Примечания

См. также

  • Централизованное компьютерное управление плановой экономикой

Ссылки

  • Гневашева В. А. Прогнозирование экономики: понятия и история // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 141-144.
  • Российские и зарубежные экономические журналы на портале eLibrary.ru
  • J. M. Keynes. The General Theory of Employment (англ.) Interest and Money, 1936
  • Электронная библиотека по экономике, теории активных систем и менеджменту .
  • Макроэкономика . Электронные книги по макроэкономике.
  • Микроэкономика . Электронные книги по микроэкономике.
  • Финансовая математика . Финансовая математика - электронные книги.
  • Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент.»

Литература

  • Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5. - С. 52-53.
  • Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики . - 2004. № 3. - С. 149-153.
  • Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. - 2001. - № 2. - с. 73-107.
  • Бизнес: Оксфордский толковый словарь . - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 752c.
  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. - СПб: Экономическая школа, 1994. - 349 с.
  • Гудвин Н. Р. и др. Микроэкономика в контексте. - М.: РГГУ, 2002. - 636 с.
  • Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс : Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. - Таллин: А. О. «Реферато», 1993.
  • Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. - М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • Некипелов А. Д. О теоретических основах выбора экономического курса в современной России //Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5.
  • Основы экономической теории. Политэкономия. - М.: Изд. УРСС, 2003. - 528 с.
  • Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986. - 472 с.
  • Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 824 с.
  • Самуэльсон Пол , Вильям Нордхаус. Экономика = Economics. - 18-е изд. - М .: Вильямс, 2006. - 1360 с. - ISBN 0-07-287205-5
  • Современная экономика. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 608 с.
  • Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. - 2000. - № 1. - С. 39-55.
  • Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. - 1997. - № 7. - С. 35-52.
  • Шиобара Т. Марксистский взгляд на нынешнюю российскую экономику // Экономическая наука современной России. - 2002. - № 2. - С. 101-114.
  • Simon H. Reason in Human Affairs. - Oxford: Basil Blackwell, 1983.

Коды в системах классификации знаний

  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) (по состоянию на 2001 год): 06 ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Основные разделы