В Московском доме национальностей 1 декабря прошел IV Форум «Дагестан. Взгляд из Москвы», организованный Политическим клубом «Достоинство». Телемост между Московским и Махачкалинским отделениями клуба собрал дагестанцев, неравнодушных к судьбе родного края. Вел форум общественный деятель Хаджимурад Гаджиев, который отметил, что клуб объединяет экспертов, общественно-политических деятелей и всех, кто хочет изменить жизнь в Дагестане к лучшему.

Эксперт-экономист Хаджи-Мурад Абашилов представил доклад «Оценка экономической ситуации в республике Дагестан», который «МК в Дагестане» публикует сегодня. Подробнее о форуме мы расскажем в следующем номере.

Эквилибристика цифрами или надутые показатели

Мой прошлогодний доклад, посвященный оценке социально-экономического положения республики, был посвящен показателям, которые были достигнуты или опубликованы в официальных источниках. Сомнение в их достоверности, указание на полнейшую зависимость цифр от политической воли, а не от экономических процессов, вызвало тогда бурную негативную реакцию.

Надуваются пузыри во многих отраслях экономики, в том числе в сельском хозяйстве. Количество приписок по поголовью скота в животноводстве и завышение сумм расходов к возмещению по растениеводству не поддается даже ревизорскому исчислению. Управление отраслями сводится не к достижению новых высот, а к эквилибристике цифрами и освоению бюджетов.

Этот механизм не починить. Его можно только сломать, разорвав все порочные связи внутри оного. Мы можем оценить это на примере столицы. Сложнейшая система управления городом под руководством Саида Амирова, завязанная на личных связях и коррупционном механизме, после его ареста дала критические сбои по всем направлениям – системы жизнеобеспечения, финансово-бюджетная сфера, коммунальная, транспортная сфера не раз попадали в коллапс.

Исходить мы можем лишь из того, будут ли менять отдельные части скрипучей государственно-административной системы республики или все же будут выстраивать новый механизм? И мы опять приходим к тому, что экономикой управляет политика. 2017 год ознаменовался важнейшим политическим шагом, который резко изменил диспозицию. Не будем анализировать публичные отчеты с бездоказательными цифрами и искать в них очередные несоответствия. Попытаемся оценить – что из себя представляет экономика Дагестана и в каком направлении ей надо двигаться?

Состояние экономики Дагестана

Официальная статистика гласит о том, что за 1январь-октябрь 2017 года практически по всем направлениям наблюдается рост. Приведем данные по обороту организаций за 10 месяцев 2017 года, а по сальдированному финансовому результату – за 3 квартала 2017 года.

Сельское хозяйство - 15,5 % валового регионального продукта. По обороту организаций показан рост 118%, по финансовому результату без учета субъектов малого предпринимательства - рост 173%.

Добыча полезных ископаемых - 0,4 % ВРП с отрицательной динамикой в его структуре. По обороту организаций - рост 108,5%, по финансовому результату динамика нулевая.

Обрабатывающее производство - 3,9 % ВРП. По обороту организаций - рост 112,7%, по финансовому результату - рост 104,4%.

Энергетика - 2,0% ВРП. По обороту организаций - рост 104,8%, по финансовому результату - рост 102,1%.

Строительство - 15,8% ВРП. По обороту организаций – рост 112,6%, по финансовому результату- рост 116,5%.

Транспорт и связь - 7,5% ВРП. По обороту организаций - данные отсутствуют, по финансовому результату - снижение до 92,1%.

Сектор госуправления - 6,4% ВРП. По обороту организаций - рост 116,6%, по финансовому результату данный сектор нет смысла оценивать.

Торговля - 28,5% ВРП. По обороту организаций - рост 103,5%, по финансовому результату - снижение до 92,8%.

Эти цифры означают, что Дагестан - сельскохозяйственная, торгово-ориентированная республика с небольшим промышленным производством, в основном, в сфере строительства и энергетики. По отчетным показателям динамика в 2017 году составляет в среднем 108 % относительно показателей прошлого года, что говорит о невероятных успехах!

Однако, в разделе «Финансовые результаты деятельности организаций» отчета ТУ Росстата по РД указано: «В январе-августе 2017 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организации) в действующих ценах составил 3 048,9 млн. рублей убытка. За этот же период предыдущего года, сальдированный результат составлял 2 855,5 млн. рублей убытка.»

Организации массово в убытке. Субъекты малого предпринимательства (ключевой сектор в республике) даже не оцениваются - они только усугубляют статистику. То есть статистика в очередной раз играет цифрами, а экономика не растет.

Причины слабости экономики Дагестана

1. Инвестиционный климат , сложившийся в последние 4 года. Инвестиционный спрос натянут государственными инвестициями и госгарантиями приближенным к руководству республики организациям, и настроен не на долгосрочное инвестирование, а на получение субсидий и льгот от государства, что отлично показывает, например, сельское хозяйство. Весь прирост объемов сельского хозяйства обусловлен чуть ли не кратным приростом субсидий по конкретным направлениям деятельности - виноградарство, животноводство, по которым действуют одновременно несколько направлений государственного субсидирования. Все, что касается частных инвестиций без участия государство - мертво.

2. Дефицитность собственных финансов республики. Ежегодное муссирование темы межбюджетных трансфертов приводит к очередному перетягиванию каната между субъектами РФ в борьбе за дотации. 75% республиканского бюджета сверстано за счет субвенций, субсидий и, самое главное, дотаций. Порядка 23 млрд. собственных доходов из практически 100 млрд. расходов с реально положительной динамикой увеличения налоговых доходов и сборов - это истинный показатель сбалансированности бюджета.

В Дагестане рынок представлен Сбербанком и Россельхозбанком, действующими по налаженным схемам. Чем занимаются остальные дагестанские банки, мы узнаем, когда Центробанк раз объявит, что «данная кредитная организация не выполняла требования по капиталу и проводила сомнительные необоснованные финансовые операции».

3. Огромный долг , искусственно повешенный на ключевые элементы топливно-энергетического комплекса республики . Долги газовиков и энергетиков будут кочевать из года в год в пугающей арифметической прогрессии с невменяемыми цифрами в 35 млрд. руб. по состоянию уже на 2017 год. Ежегодный прирост долга в более чем на 10% требует политического вмешательства руководства республики и жесткой позиции по урегулированию долговых обязательств.

4. Отсутствие развитого промышленного производства . Флагманов республиканской экономики, таких как Азимут, Авиаагрегат, Электросигнал, КЭМЗ и регулярно дотируемый оборонзаказом Дагдизель, на российском рынке не видно абсолютно. Отсутствие собственной производственной базы формирует зависимость от внешних производителей по самым мелким номенклатурам деталей для сельского хозяйства, строительства и торговли.

5. Высокая теневая составляющая экономики . Эта сфера поддается оценке, хотя и довольно приблизительной. Например, по итогам целого комплекса проверок, инициированных руководством города совместно с налоговиками, было выявлено более 3000 предпринимателей, осуществлявших свою деятельность без постановки на учет. Но «в чёрную» уже мало кто работает - весь бизнес, в основном, сосредоточен на «серых схемах». Ужесточение административного контроля и постоянное повышение ставок налогов, сборов, взносов стимулируют к уходу «в тень», что особенно характерно для субъектов малого предпринимательства.

6. Административно-правоохранительный пресс . Это самый сложнооцени-ваемый показатель, который прямо коррелирует с первым пунктом и обратно ему пропорционален. Он запределен. Количество и объем проверок различных контрольных органов, инициация уголовных дел по малейшему поводу с квалификацией «мошенничество». Интересный факт - в 2017 год Минсельхозпрод РД проверяло одновременно 5 (пять!) контролирующих организаций. Бесконечный проверочный процесс дестабилизирует работу любого учреждения и нивелирует смысл его деятельности.

Политика – концентрированная экономика

Согласно определению Владимира Ленина, экономику определяет политика, политическая воля. Новое руководство Дагестана публично объявило о смене парадигмы - не «работать чуть-чуть на себя», а строго следовать закону, в особенности в части антикоррупционного законодательства. Для экономики важны правила и их соблюдение. Надо выбрать ключевые направления и сосредоточиться на них, не распыля-ясь.

1. Решение вопроса с газовыми и энергетическими долгами. Республика не может выходить на рынок производства электроэнергии, с инвестиционными площадками по добыче и реализации полезных ископаемых с репутацией банкрота. Проведение переговоров с ключевыми кредиторами, фиксация обязательств республики с реальным дисконтированием, выставление жесткого графика погашения на срок до 5 лет с предельным объемом платежей не выше 1% ВРП в год.

2. Создание регионального банка. Это именно политический вопрос решения финансово-экономической проблемы, лежащий в сфере надзора ЦБ РФ и под неукоснительным наблюдением Минфина России. Без оперирования внебюджетными источниками финансирования любые шаги региональной власти имеют слабые шансы в реализации оных. Региональный банк не может быть создан непосредственно органами государственной власти республики, поэтому это форма должна быть разработана совместно с руководством вышеупомянутых федеральных органов. Либо под чутким руководством ТУ ЦБ РФ по РД проведена консолидация оставшихся региональных банков с целью формирования такого коммерческого банка регионального значения.

3. Определение сельского хозяйства в качестве локомотивной отрасли экономики. Решение проблем, связанных со сбором, хранением, сортировкой и транспортировкой урожая, формирование условий для круглогодичного цикла большинства подотраслей. Отказаться от формы государственных гарантий, так как это формирует нездоровую конкуренцию между крупными и мелкими производителями. Именно в данной сфере сработает экономический мультипликатор за счет расширения строительства большого количества сопутствующих элементов - складов, сортировочных центров, овощехранилищ, мини-консервных заводов и так далее.

5. Отказ от прямого финансирования и предоставления государственных гарантий в инвестиционном проекте, не связанном с сельским хозяйством . Запредельные оценки и нереальные перспективы каждого отдельного проекта во всех случаях обернулись пшиком. В рамках жестких бюджетных параметров необходимо по минимуму соблюсти политес в отношении промышленного производства, которое в действительности является далеко не лучшим мультипликатором, но зато очень оперативно реагирует на изменения в экономике, что сразу отражается и на его показателях.

6. Секвестирование бюджетных расходов в части расходов на госуправление . Провести оптимизацию муниципалитетов и районов республики с целью сокращения неэффективного управленческого аппарата. Расходы бюджетов поселений на зарплаты руководителям составляют иногда больше половины всего бюджета, что ломает весь смысл существования этих бюджетов. То же касается и бюджетов районов, которые необходимо объединить под конкретные количественные параметры с учетом, конечно, национально-исторического аспекта. Это даст существенную экономию бюджетных средств, высвобождающуюся под социальные либо инвестиционные расходы.

7. Развитие столицы республики в агломерацию, прообраз современного мегаполиса. Объединение Махачкалы и Каспийска с добавлением территории под промышленное и жилищное строительство позволит сформировать инвестиционный потенциал для прорывного развития столицы как мощного образовательного, промышленного и финансового центра.

Махачкала нуждается в трансформации - в новой транспортной парадигме, территориальном планировании и зонировании, расширении бюджетного потенциала с целью формирования ключевой базы развития республики, ее центральной финансовой, кадровой и организационной составляющей. Эффект масштаба в данном случае сыграет огромную роль, хотя о конкретных цифрах говорить рано. Вопрос стоит в стратегическом решении проблемы, которую простой оптимизацией расходов или борьбой за увеличение доходов не снять.

Здесь перед нами вновь встает вопрос качества государственного аппарата и уровня должностных лиц. Любое экономическое решение в республике будет иметь эффект только при наличии политической воли и эффективной, настроенной команды. Мы ждем и готовимся!

Завершился очередной год. Надо признать, что он был непростым не только в целом для страны, но и для нашей республики. В 2017 году продолжался ввод санкций в отношении России, правда, и наша страна отвечала «зеркальными» мерами. Но в отличие от предыдущих лет, мы уже приспособились и к санкциям, и экономическому кризису, который, надо признать, пошел на убыль. Несмотря на это, в 2017 году, как и в предыдущие годы, был актуален «режим жесткой экономии». В этих непростых условиях мы сумели показать рост по многим позициям. Итак, давайте подведем предварительные итоги минувшего года (точные цифры будут известны чуть позже).

Общая картина

В целом социально-экономическая ситуация в Дагестане к концу года демонстрировала положительную динамику темпов основных экономических показателей. Рост темпов промышленного производства составил 20,6%, продукции сельского хозяйства и строительства – по 4,7%, оборота розничной торговли – 3%, объема платных услуг населению – 2,7%, реальных располагаемых денежных доходов – 3,3%.

В результате индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности увеличился на 6,4% при росте за январь-ноябрь 2016 года на 6,1%.

В рамках реализации подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» в текущем году для финансирования были отобраны инвестиционные проекты по строительству тепличных комплексов ООО «АгроМир» и ООО «Югагрохолдинг», а также завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с. Кафыр-Кумух. Предполагается, что после выхода проектов на запланированные мощности будет создано более 400 рабочих мест, обеспечены ежегодные поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней в размере 180 млн рублей.

Реализовывались приоритетные проекты развития Дагестана, в том числе в целях повышения налогового потенциала консолидированного бюджета региона. Налоговые и неналоговые доходы за 11 месяцев составили 29 млрд рублей, установленные задания по сбору налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики исполнены на 101,3%.

Кроме того, в «АИС Налог-3» переведены сведения о 63,6 тыс. земельных участков и 67,1 тыс. объектов капитального строительства, актуализированы сведения и оформлены права собственности на 53,6 тыс. земельных участков и 33,9 тыс. объектов капитального строительства. Выявлены 4249 субъектов, занимающихся деятельностью без регистрации, поставлены на налоговый учет 2923 субъекта. По состоянию на 20 декабря, выявлено 53,8 тыс. человек, занимающихся деятельностью без соответствующего оформления, из них с 44,9 тыс. лиц заключены трудовые договоры либо поставлены на учет (100,3% от плановых значений).

Промышленность

Ситуация в промышленности характеризовалась ростом объемов производства в целом на 20,6% при увеличении темпов в добыче полезных ископаемых на 0,5%, обрабатывающих производствах на 25,1% и наблюдающемся спаде объемов водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений на 0,7% и обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха на 11,6%.

По виду деятельности «обрабатывающие производства» высокий уровень роста индекса промышленного производства (125,1%) за 11 месяцев по сравнению с соответствующим периодом 2016 года является результатом опережающего роста промышленного производства по таким структурообразующим видам экономической деятельности, как производство кокса и нефтепродуктов – в 6,3 раза (ЗАО «Каспий 1»); производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - в 1,8 раза (ОАО «Дагдизель»); производство компьютеров, электронных и оптических изделий – в 1,5 раза (ОАО «Азимут»); производство прочих транспортных средств и оборудования – в 1,4 раза (ОАО «Концерн КЭМЗ»); производство напитков – в 1,3 раза. В то же время наблюдается снижение производства в производстве электрического оборудования – на 33,8% (ОАО «Кизлярский электроаппаратный завод»), производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки – на 32,5% (ФЛ НПЦ конверсии «Завод сепараторов») и производстве, передаче и распределении электроэнергии – на 30,9% (ОАО «Филиал ПАО «Русгидро» - Дагестанский филиал).

В 2017 году введены в эксплуатацию производства на семи промышленных предприятиях Дагестана: напольной плитки и керамического гранита на ООО «Мараби»; современное лифтосборочное производство различной грузоподъемности на ОАО «Кизлярский электроаппаратный завод»; участок вакуумно-пленочного формования на АО «Завод им. Гаджиева»; модернизация механосборочного цеха на ОАО «Завод Дагдизель»; второй механообрабатывающий цех, термический, сварочный и сборочный участки на Авиамеханическом заводе ОАО «Концерн КЭМЗ» в г. Каспийске; возобновление производства стекловолокна и стеклоткани ОАО «Махачкалинский завод стекловолокна»; гальваническое производство и запуск молярного участка на ОАО «Южно-Сухокумский электромеханический завод».

Объемы производства продукции по оборонному заказу за 2017 год по предварительным данным увеличились в 1,5 раза и оцениваются в 9 млрд рублей. Объем производства импортозамещающей промышленной продукции, в основном оборонного назначения, в 2017 году по оценке составил 3,7 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2016 годом в 1,4 раза.

В целом рост темпа промышленного производства за январь-октябрь в республике сложился выше среднего значения в целом по Российской Федерации (101,6%) и по СКФО (104,7%). Среди регионов Северо-Кавказского округа Дагестан по данному показателю на душу населения (16 тыс. рублей) на пятом месте.

Сельское хозяйство

Объем производства продукции сельского хозяйства всеми категориями товаропроизводителей составил 110,4 млрд рублей и увеличился на 4,7% (в январе-ноябре 2016 года – на 3,8%). Рост объемов продукции сельского хозяйства обеспечен, в первую очередь, за счет увеличения валового сбора продукции растениеводства.

Так, в Дагестане завершена уборка основных сельскохозяйственных культур. Валовой сбор овощей составил около 1,5 млн тонн (105,2% к аналогичному периоду 2016 года), картофеля – 395 тыс. тонн (99,7%), плодов – 208,5 тыс. тонн (159,8%), риса – 85 тыс. тонн (111,2%), винограда – 168,8 тыс. тонн (113,6%). Закладка садов составила почти 1,5 тысяч га, в том числе садов интенсивного типа – 673,5 га, при предусмотренном на текущий год плановом показателе 1100 га и 200 га соответственно. Новые сады заложены на площади 1233,4 га, что составило 82,2% от программного показателя на 2017 год (1500 га).

Рост производства продукции за 11 месяцев наблюдается и по основным показателям продукции животноводства. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) за указанный период в хозяйствах всех категорий составило 208,4 тыс. тонн (105,6% к соответствующему периоду 2016 года), молока – 767,7 тыс. тонн (102,6%), яиц – 215,2 млн штук (103%).

В рамках реализации Плана мероприятий по импортозамещению в Дагестане ведется работа по вводу в эксплуатацию, реконструкции и модернизации ряда производств. Так, в с. Новокули Новолакского района (Новострой) введена в эксплуатацию первая очередь тепличного комплекса общей площадью 1,3 га. Кроме того, на ООО «Югагрохолдинг» запущена первая очередь тепличного комплекса на площади 5,5 га, что позволит дополнительно увеличить объем производства овощей в закрытом грунте в межсезонный период на 2,5 тыс. тонн. Для обеспечения тепличного комплекса резервным водоснабжением на ООО «Югагрохолдинг» построено резервное водохранилище объемом 14 тыс. кубометров. Запуск указанных производств позволит увеличить объемы производства овощей защищенного грунта к концу 2017 года до 18 тыс. тонн, при 14 тыс. тонн в 2016 году.

В целях развития инфраструктуры и логистики продовольственного рынка в Дагестане на ООО «Югагрохолдинг» в июле 2017 года завершено строительство плодохранилища общей мощностью 4 тысячи тонн и овощехранилища мощностью 6 тысяч тонн.

ООО «Кизляр Урицкий мясокомбинат» на основе производства кормовых гранул из люцерновой зеленой массы создал сырьевую базу для увеличения производства колбасных изделий, выпуска новых видов сырокопченых колбас, мясных консервов, мясокостной муки. Предприятием ведется работа по расширению экспортных возможностей, осуществляется поставка продукции (мясо баранины) в Иран.

Кроме того, в республике ведется работа по технической модернизации сельскохозяйственного производства. Так, сельхозтоваропроизводителями республики приобретена 51 единица техники, в том числе 13 тракторов и один зерноуборочный комбайн на общую сумму 50 млн рублей.

Рост темпа сельского хозяйства за январь-октябрь в республике сложился выше среднего значения в целом по Российской Федерации (104,7% против 102,9%) и по СКФО (104,7% против 101,2%). Среди регионов СКФО республика по данному показателю на душу населения (33 тыс. рублей) на четвертом месте, наилучший показатель у Ставропольского края (65,5 тыс. рублей).

Инвестиции в основной капитал

Объем инвестиций в основной капитал в Дагестане за счет всех источников финансирования за три квартала составил 110,5 млрд рублей, или 104,6% к аналогичному периоду 2016 года. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», за 11 месяцев составил 99,7 млрд рублей и увеличился к аналогичному периоду 2016 года на 4,7%.

За счет всех источников финансирования в Дагестане за январь-ноябрь по предварительным данным введено в эксплуатацию более 1 млн 374 тыс. кв. метров общей площади жилья, что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 0,1%. Ввод жилья индивидуальными застройщиками за прошедший период текущего года составил 928,8 тыс. кв. метров общей площади жилья, или 67,6% от общего объема введенного жилья.

Рост темпа по объему выполненных работ по виду деятельности «Строительство» за январь-октябрь в республике сложился выше среднего значения в целом по Российской Федерации (104,7% против 97,9%) и по СКФО (104,7% против 102,6%). Среди регионов СКФО республика по данному показателю на душу населения (24 тыс. рублей) на первом месте.

Фактическое финансирование Республиканской инвестиционной программы на 1 декабря составило свыше 3 млрд 165 млн рублей, в том числе более 2 млрд 92 млн рублей за счет средств федерального бюджета и 1 млрд 72 млн рублей – республиканского. Объем выполненных работ по объектам Программы за указанный период составил около 2 млрд 859 млн рублей или 90,3% от объема фактически профинансированных средств.

В 2017 году в рамках Программы (с учетом финансирования прошлых лет) введены в эксплуатацию 9 объектов общего образования на 4586 ученических мест (в Буйнакском, Кайтагском, Тарумовском, Тляратинском, Хасавюртовском, Хивском районах и в городах Махачкале, Каспийске, Хасавюрте), 3 детских сада на 290 мест (в Буйнакском и переселенческом Новолакском районах), ФОК на 2497,5 кв. м (в г. Кизляр), 1 объект здравоохранения на 150 коек (Республиканский перинатальный центр в г. Махачкала) 2 артскважины (в Кумторкалинском и Рутульском районах), объекты инженерной инфраструктуры в г. Махачкале и набережная в г. Дербенте, завершены мероприятия по подготовке ложа водохранилища Гоцатлинской ГЭС.

Кроме того, завершено строительство 6 объектов образования на 2748 ученических мест: в г. Махачкале (2 школы), в Хасавюртовском (2 школы), Кумторкалинском, Магарамкентском районах; 2 больниц общей мощностью 245 коек и 100 посещений в смену (в Ботлихском и Карабудахкентом района), насосной станции (для водоснабжения г. Хасавюрт и сел Хасавюртовского района), очистных сооружений канализации на 17 тыс. кубометров в сутки (в г. Избербаше), объектов инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки «Уйташ». Данные объекты будут введены в эксплуатацию в начале 2018 года с учетом оформления прав собственности и лицензирования текущей деятельности.

В 2018 году на реализацию Программы предусмотрено свыше 3 млрд 263 млн рублей, в том числе 1 млрд 611 млн рублей за счет средств федерального бюджета и 1 млрд 652 млн рублей за счет республиканского бюджета.

Социальная сфера

Социальная сфера в республике характеризуется увеличением реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,3%. Среднемесячная заработная плата работников за январь-октябрь составила чуть больше 21 тыс. 273 рублей, что на 5,1% больше аналогичного периода 2016 года. Реальная заработная плата за прошедший период текущего года составляет 101,6%, что значительно лучше аналогичного периода прошлого года (96,6%). В то же время величина среднемесячной заработной платы по-прежнему остается ниже среднего значения в целом по Российской Федерации (в 1,8 раза) и Северо-Кавказскому федеральному округу (в 1,1 раза).

Ситуация на рынке труда республики оставалась стабильной. В государственных учреждениях службы занятости населения на конец ноября зарегистрировано в качестве безработных 24,8 тыс. человек (92,2% к январю-ноябрю 2016 года).

Бюджет: исполнение и ориентиры

Консолидированный бюджет Дагестана 2017 года по состоянию на 29 декабря исполнен по налоговым и неналоговым доходам на 100%, обеспечено поступление почти 32 млрд рублей.

Как поясняют в Минэкономразвития региона, достижению положительных результатов по сбору налоговых и неналоговых доходов способствовали мероприятия приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Обеление» экономики». Проводилась работа по расширению налоговой базы по имущественным налогам, увеличению поступлений по основным видам налогов.

В результате проведенной работы в 2017 году актуализированы данные и переведены в базу данных налоговых органов сведения о 63,6 тыс. земельных участков и 67,1 тыс. объектов капитального строительства. Кроме того, было обследовано 14 тыс. 704 объекта предпринимательства, выявлено 4362 лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, из которых поставлены на налоговый учет 2923 субъекта.

В результате проводимой работы достигнут существенный рост поступлений в сравнении с предыдущим годом по налогу на прибыль (на 10,2% или 383 млн рублей), специальным налоговым режимам (на 6,6% или 80,5 млн рублей), имущественным налогам (на 8,4 %, или 388,4 млн рублей).

В 2017 году за счет выделения республике дополнительной финансовой помощи из резервного фонда Президента Российской Федерации в сумме 3,2 млрд рублей в полном объеме удалось выполнить социальные обязательства, предусмотренные в бюджете 2017 года, в том числе на выплату заработной платы работников бюджетной сферы, пособий и другие.

Бюджет 2018 года также является социально ориентированным. При этом предусмотрены средства на поддержку реального сектора экономики. В первую очередь, бюджет учитывает безусловную реализацию «майских» указов Президента Российской Федерации, в том числе в части обеспечения индикативных значений заработной платы работников бюджетной сферы, подпадающих под действие указов. В достаточном объеме учтены расходы на лекарственное обеспечение, расходы по коммунальным и социальным выплатам, питание в детских дошкольных образовательных учреждениях и школах, учреждениях здравоохранения и т.д. Кроме того, бюджет предусматривает обеспечение потребности на оплату труда, начисления на оплату труда с учетом: увеличения минимального размера оплаты труда до 9 489 рублей; увеличения на 4 процента фонда оплаты труда иных категорий работников, не подпадающих под действие «майских» указов Президента Российской Федерации государственных гражданских и муниципальных служащих; индексацию стипендиального фонда для студентов образовательных учреждений профессионального образования с 1 сентября 2018 года на 4 процента. Расходы на оплату коммунальных услуг предусмотрены с индексацией на 4 процента.

Что касается реального сектора экономики, в бюджете предусмотрены средства в размере 100 млн рублей на лизинг сельхозтехники, 50 млн рублей на развитие консервной промышленности, 100 млн рублей для оплаты производителям винограда за его сдачу на переработку алкогольпроизводящим предприятиям из расчета 1 рубль на 1 кг. Кроме того, впервые заложены средства на создание Фонда развития промышленности в размере 100 млн рублей.

Развитие муниципалитетов

В 2017 году проведена оценка выполнения Соглашений, заключенных между Правительством Республики Дагестан и муниципальными районами и городскими округами о достижении показателей (индикаторов) ускоренного социально-экономического развития за 2016 год, что позволило определить вклад каждого муниципального образования в социально-экономическое развитие республики. Осуществлено ранжирование муниципальных районов и городских округов по итогам достижения в 2016 году плановых значений показателей (индикаторов) социально-экономического развития.

В целях продолжения указанной работы, а также обеспечения достижения значений показателей (индикаторов) социально-экономического развития республики, установленных Указом Главы региона «Об ускоренном социально-экономическом развитии Республики Дагестан», подписаны Соглашения между Правительством Дагестана и главами муниципальных районов и городских округов о достижении показателей (индикаторов) социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на 2017-2019 годы. В течение 2017 года проводился ежеквартальный мониторинг исполнения указанных соглашений, с подготовкой соответствующих предложений.

В 2018 году будет продолжен ежеквартальный мониторинг исполнения указанных соглашений, а также проведена оценка выполнения Соглашений по итогам 2017 года.

В 2017 году в Дагестане проведен конкурсный отбор проектов местных инициатив муниципальных образований, по его итогам выделены субсидии – 29,3 млн рублей – на реализацию 15 проектов. Проектами предусматриваются мероприятия по водоснабжению, строительству автомобильных дорог, ремонту социальных объектов, благоустройству территорий.

В 2018 году будет продолжена работа по расширению числа муниципальных образований – участников конкурсного отбора проектов местных инициатив.

В 2017 году также проведена комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, определены городские округа и муниципальные районы Республики Дагестан, достигшие наилучших значений показателей деятельности. Подготовлен Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2016 года. По итогам проведенной работы Указом Главы Дагестана присуждены призовые места и выделены гранты из республиканского бюджета 15 муниципальным образованиям: 3 городским округам и 12 муниципальным районам.

Обеспечено размещение в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный период, а также планируемых значений на трехлетний период.

В 2018 году работа по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Дагестана продолжена.

Заключение

Для обеспечения роста основных экономических и социальных показателей в минувшем году в Дагестане проводилась работа по выполнению ряда мероприятий, направленных на рост экономики и повышение благосостояния населения. Реализовывались антикризисные меры, планы мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности и агропромышленном комплексе республики. Обеспечивалось достижение целевых значений показателей социально-экономического развития субъектов РФ, установленных «майскими» указами Президента РФ.

Кроме того, для максимального использования потенциала Дагестана реализовывались Планы мероприятий по выполнению ряда постановлений Правительства РФ.

Кроме того, в рамках принятых в 2016 году на федеральном уровне решений, в республике проводилась работа по переходу к проектному управлению с учетом новых требований реализации стратегических задач, приоритетных проектов и программ. Все органы исполнительной власти ориентированы на участие в реализации федеральных проектов в рамках 11 направлений стратегического развития РФ. Координационной группой Совета при Главе Дагестана по устойчивому развитию и приоритетным проектам утверждены Паспорта приоритетных проектов развития РД. Из 11 основных направлений стратегического развития РФ Дагестан принимает участие в шести: безопасные и качественные дороги; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; образование; ЖКХ и городская среда; моногорода и реформа контрольной и надзорной деятельности.

Уровень социально-экономического развития Республики Дагестан Общая характеристика региона Дагестан располагает достаточным природным производственным инновационным и интеллектуальным потенциалом чтобы достичь поставленных в Стратегии - 2020 целей. Главные особенности Дагестана - наличие минеральных источников и лечебных грязей обилие и разнообразие прекрасных ландшафтов памятников истории и природы мягкий климат обширная песчаная пляжная полоса на побережье Каспия теплое море ионизированный воздух и неповторимая самобытная...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Магомедова Марита Салимсултановна ,

преподаватель, аспирант кафедры экономических дисциплин

Белгородский университет потребительской кооперации

Дагестанский кооперативный институт (филиал)

Республика Дагестан, г. Буйнакск

Уровень социально-экономического развития Республики Дагестан


Общая характеристика региона

Дагестан располагает достаточным природным, производственным, инновационным и интеллектуальным потенциалом, чтобы достичь поставленных в Стратегии - 2020 целей.

Главные особенности Дагестана - наличие минеральных источников и лечебных грязей, обилие и разнообразие прекрасных ландшафтов, памятников истории и природы, мягкий климат, обширная песчаная пляжная полоса на побережье Каспия, теплое море, ионизированный воздух и неповторимая самобытная культура и искусство народов.

Дагестан - уникальный уголок России, в котором соседствуют пять климатических зон: от субтропиков в Прикаспийской низменности, до снежных вершин высотой более 4000 метров. Каспийское море, степи и леса, пустыни и ледники.

Дагестан занимает третье место по численности населения в числе других республик Российской Федерации, где проживает свыше двух миллионов человек, что составляет 1,2 процента от всего населения России. Из них 58 процентов – жители сельской местности. Численность населения увеличивается динамически.

Главным отличием Дагестана остается его многоязычный состав населения. В Дагестане, крае относительно компактном сосуществуют больше 60 наций и народностей, в том числе свыше 30 коренных народностей и этнических образований, употребляющих разные языки и наречия.

Территорию Дагестана в средние века и времена более отдаленные именовали «Страной гор», «Страной языков».

Древнейшими традициями и с собственным своеобразием традиционные для Дагестана уникальные отрасли экономики с использованием современных технологий могут стать серьезной опорой повышения благосостояния и качества жизни дагестанцев. Это немало важно для планирования собственного агропромышленного (пищевого и перерабатывающего и т.д.) производства: зернового, мясо-молочного, в целом плодоовощного, садоводческого, рыбного, винно-коньячного производств. Есть возможность наладить производство медицинских лекарственных препаратов. Многие из традиционных производственных отраслей можно в полной мере развивать, если заняться не только равнинным Дагестаном, но и возрождением и освоением горных территорий. Потеря горной жизни - это потеря Дагестаном своего менталитета, потеря тысячелетних традиций, древнейшего культурного уклада жизни. Показателем уровня жизни населения является то что во многих селах даже сегодня, в XXI веке, единственным достоянием современной цивилизации является одиноко висящая на потолке «лампочка Ильича». Более того, может, и есть еще в высокогорье села, которые лишены и этого маленького достояния цивилизации XX века.

Дагестан, за исключением прибрежной полосы, – действительно высокогорная республика. В полном смысле этого слова высокогорная экосистема сегодня находится в плачевном состоянии.

Республика Дагестан обладает значительным экономическим потенциалом, особенно ресурсным. На ее территории расположены месторождения горючих полезных ископаемых. Большим потенциалом обладает и сельское хозяйство с промышленностью. Наиболее значительными отраслями являются виноградарство, садоводство, животноводство, зерноводство, и соответственно – топливная, перерабатывающая отрасль и машиностроение.

В целом Республика Дагестан обладает определенным потенциалом социально-экономического развития, который в настоящее время не реализован в должной степени.

Дагестан по итогам социально-экономического развития за первое полугодие вошел в число 14-ти успешных регионов страны. Это огромный успех, а успехи в области культуры, искусства, науки, спорта особенно впечатляющие.

В республике есть все возможности для ускорения социально - экономического развития республики. Сейчас в России строится 13 особых экономических зон. Напрашивается вопрос, где Россия найдет более благоприятную экономическую зону, чем Дагестан? Приграничная, самая южная республика на Юге России должна быть особой экономической зоной.

Основные проблемы социально-экономического развития региона

Но, не смотря на позитивные тенденции, наметившиеся в последние годы, существует и ряд проблем социально-экономического плана. Главные из них – высокий уровень безработицы и бедность населения.

Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе.

В результате по объему ВРП и промышленного производства на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дагестан находится в последней десятке, а уровень обеспеченности расходов консолидированного бюджета собственными доходами составляет 20,7%.

Для преодоления сложившегося несоответствия необходимо максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. Достижение этой цели возможно при решении ряда накопившихся проблем в приоритетных отраслях хозяйства республики.

Агропромышленный комплекс является основным звеном экономики республики. Несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции за последние годы и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение производителей сельскохозяйственной продукции остается довольно сложным.

Среди основных проблем развития агропромышленного комплекса республики можно назвать также: высокие ставки налогообложения и процентные ставки по кредитам, неразвитость рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, снижение природного потенциала отрасли - плодородия почвы, площадей сельхозугодий, поголовья племенного скота, низкая эффективность использования пахотной земли.

Сдерживающими факторами развития отрасли являются: низкий уровень механизации, значительный износ (до 70%) действующего парка сельскохозяйственных машин, высокие цены на новую технику, недостаточное развитие лизинга оборудования и техники в агропромышленном комплексе, отсталые технологии сельскохозяйственного производства и другие.

Производители продукции не обладают достаточным объемом доходов, чтобы вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками. Большинство хозяйств не имеет собственных оборотных средств.

При наличии собственной сырьевой базы в республику импортируются и ввозятся из других регионов России продовольственные товары. Уровень развития сельскохозяйственной инфраструктуры (склады, хранилища, холодильники) не обеспечивает сохранность собранного урожая.

Имеющийся потенциал предприятий пищевой промышленности не позволяет обеспечить глубокую переработку всего объема выращиваемой в республике сельскохозяйственной продукции, что определяет необходимость реконструкции и технического перевооружения предприятий перерабатывающей промышленности.

Проблемы рыбной отрасли связаны со снижением эффективности рыборазводных заводов, а также естественного воспроизводства рыбы, проникновением в Каспий черноморской медузы, уничтожающей кормовую базу рыбы, уменьшением площадей нерестилищ, расширением бесконтрольного, нерационального промысла, загрязнением окружающей среды. В результате улов рыбы за последние 10 лет снизился в 4 раза, а загрузка мощностей рыбоконсервной промышленности составляет всего 15-20%.

Несмотря на стабильный рост объемов производства в промышленности за последние годы уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям.

Тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства привели к низкому проценту использования производственных мощностей.

Уровень развития транспортной инфраструктуры не отвечает современным требованиям. Значительная часть основных фондов отрасли эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства.

Решение перечисленных проблем в экономической и социальной сферах требуют комплексного программного подхода.

Перспективные направления социально-экономического развития Республики Дагестан

Основными направлениями социально-экономического развития Республики Дагестан являются снижение общего уровня безработицы с 22,5 % в 2003 г. до 14,0 % в 2010 г., снижение уровня бедности с 52,7 % в 2003 г. до 21,0 % в 2010 году, рост ВРП в 2,6 раза, реальных доходов граждан в 2,3 раза.

Достижение данной цели определяет необходимость комплексного решения ряда взаимоувязанных основных задач:

1. Совершенствование нормативной правовой базы республики.

2. Создание благоприятной инвестиционного среды и предпринимательского климата, необходимых условий для развития агропромышленного комплекса, промышленности, малого предпринимательства, преодоления административных барьеров, укрепления инвестиционной инфраструктуры фондового и страхового рынков, защиты прав инвесторов, кредиторов, собственников, снижения доли теневого сектора экономики, эффективного применения инструментов государственной поддержки.

3. Обеспечение роста ВРП на 12-14 % в год, прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

4. Повышение качества жизни населения, решение ключевых социальных проблем, реализация жилищной политики, снижение социальной напряженности.

Вывод: Исходя из вышеизложенного, нами предлагается:

Решить проблему неразвитости сельскохозяйственной инфраструктуры республики и улучшения в сфере агропромышленного комплекса;

Организовать оптовый рынок животноводства со специальными центрами по предоставлению комплексных услуг;

Создать аналогичный оптовый рынок продукции аграрной промышленности и продовольствия с логическим центром и разветвленной инфраструктурой;

В каждом районе Республики Дагестан по проекту образовать районный аграрный центр, который бы подчинялся региональному центру. Данные центры сотрудничали бы с производителями разных уровней, в частности готовили материалы для проектов организации системы переработки и сбыта продукции малых фермерских и личных подсобных хозяйств, как первичного звена маркетинговой цепи сельскохозяйственной продукции. Особое место занимает усовершенствование рыночных отношений участников виноградного и садоводческого комплексов;

В больших городах создать сеть оптовых плодоовощевых рынков. Производители данной продукции разных уровней при поддержке государства, пользуясь услугами аграрных центров, получат возможность свободной реализации товаров;

Развивать форвардное кредитование зернопроизводителей и предприятий животноводчества. Форвардные операции объединяют необходимые для региона объемы производства и кредитные лимиты. При покупке форварда-контракта предприятие-заемщик получает безусловную гарантию на получение кредитных ресурсов в будущему по обусловленной процентной ставке и в определенном количестве. После предоставления кредитов на производство конкретного вида продукции в полном (необходимом на уровне совокупного спроса) объеме банки прекращают кредитование этого вида продукции и будут продолжать кредитовать по другим (по которым не будут исчерпаны лимиты). Как ценная бумага, форварда-контракт может быть перепродан другому юридическому лицу, но только по согласованию с банком-эмитентом, который определяет кредитоспособность этого лица;

В животноводстве для предприятий всех уровней использовать собственную кормовую базу с применением отходов перерабатывающих предприятий и закупки концентрированных кормов. Связи животноводческих и перерабатывающих предприятий могут способствовать аграрные центры;

Развивать строительство новых мощностей для выращивания крупного рогатого скота, налаживание мясомолочного производства, связанных с перерабатывающими заводами;

Приобретать малой техники для нужд гор или производить в промышленных предприятиях Дагестана, которые без особого ущерба могут быть переориентированы на создание малой сельскохозяйственной техники.

Освоение гор, закрепление там коренного населения нам представляется одной из самых важнейших экономических и политических задач нашей республики. Необходимый энергетический и материальные ресурсы для создания такой техники в республике имеются. Один только филиал «Россельхозбанка» инвестировал в экономику республики 12 млрд.

Список источников литературы

1. Эльдаров М.М. География Дагестанской АССР. Учебное пособие для средней школы по физической и экономической географии ДАССР. – М.:, 1972.

2. Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков. Экономическая география России: Учебник.- М.: Юнити, 2000.

3. Степанов М. В., Видяпин М. В. Экономическая география России: Учебник. – М.: Инфра, 2005.

4. Инвестиционный потенциал Республики Дагестан. Каталог. Министерство экономики Республики Дагестан. Махачкала, 2008.

5. Ланда К.Г. Республика Дагестан в геостратегии России на Каспии: Дис.- М.: , 2002.

6. Исрапилов С. Основные итоги социально-экономического и политического развития Дагестана в XX веке.- Махачкала, 2002.

7. Алхлаев М.М.Теневая экономика как угроза экономической безопасности Республики Дагестан. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.

8. Исрапилов С. Дагестан в начале ХХI века - некоторые проблемы и исторические перспективы.- Махачкала, 2002.

9. Кисриев Э.Ф. Этнополитическая ситуация в Республике Дагестан/ РАН. Ин-т этнологии и антропологии. - М., 1994.

10. Абдулатипов А.М. Терроризм в Дагестане: Криминологическое исследование / Абдулатипов А.М., Сайгитов У.Т.; М-во внутр. дел Респ. Дагестан, Дагест. гос. ун-т. - Махачкала, 2002.

11. Мудунова А. Ю. Проблемы и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Дагестан. - М. : МАКС Пресс, 2003.

12. Абдуллаева З.Б. Региональные особенности развития начальной школы с полиэтническим составом учащихся: На примере Республики Дагестан: Дис.- Махачкала, 2003.

13. Абуев Н.М. Формирование и управление стратегией социально-экономического развития проблемного региона: На примере Республики Дагестан: Дис.- СПб., 2002.

14. Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года. Утверждена Законом Республики Дагестан от 03.12. 2004 №35. 2004.

15. Тоторкулов Ш.М. Теоретические вопросы управления социально-экономическим развитием субъектов Федерации (на примере Северного Кавказа): Монография. - М., 2003.

16. Абдурахманов М.А. Проблемы становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Дагестан. - Махачкала, 2003.

17. Собрание законодательства Республики Дагестан №6, 2006.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12561. Стратегии социально-экономического развития Республики Марий-Эл и Удмуртской Республики 61.72 KB
Сравнительная характеристика Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 1. Характеристика Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 2. Показатели социальноэкономического развития Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 2. Показатели социальноэкономического развития Республики МарийЭл и Удмуртской Республики 2.
9747. Разработка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на основе прогноза экономической динамики (на примере Республики Адыгея) 92.91 KB
Однако выделить место региональной системы ее финансовую основу развития источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система совокупность различных видов воспроизводственных циклов. Рассмотрение проблем управления региональной экономикой требует ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития. Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и...
19877. Применение данных государственных кадастров природных ресурсов в целях управления земельными ресурсами (на примере Республики Кабардино-Балкария, Ставропольского края, Республики Дагестан, Республики Ингушетия) 1.36 MB
В течение тысячелетий человек в своей деятельности использует естественные богатства и блага созданные природой т. 125 тыс.8969 тыс. Общий объём оценённых запасов минеральных вод превышает 12 тыс.
12139. Социально-гуманитарная экспертиза и научное сопровождение важных для социально-экономического развития России инновационных проектов 17.55 KB
По проекту Синтез: доказано что введение в эксплуатацию предусмотренных проектом производственных мощностей окажет положительный мультипликативный эффект на экономическую систему России; установлено что помимо чисто экономического эффекта проект имеет важные социальные последствия выражающиеся в снижении уровня ряда заболеваний косвенно связанных с избыточным содержанием парниковых газов в атмосфере и может способствовать кардинальному и рентабельному решению глобальной экологической проблемы парникового эффекта. По проекту ИЕТС...
16893. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 456.5 KB
Рациональный институт стратегических исследований при Президенте Украины Для эффективного моделирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов необходимо дать характеристику региона как объекта моделирования. С позиций концепции устойчивого развития экономический район может быть определен как часть экономического пространства которая характеризуется социо-эколого-экономической целостностью специализацией в рамках национальной и мировой экономики управляемостью...
20923. Оценка социально-экономического развития МО Котлас 208.04 KB
По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика города и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.
13784. Создание модели социально-экономического развития регионов 462.41 KB
Рассмотреть методы прогнозирования социально-экономического развития регионов. Создать модель устойчивого социально-экономического развития регионов. Сделать заключение о социально-экономическом развитии Российской федерации.
20503. Эллинистический Египет и особенности его социально-экономического развития 663.16 KB
Ирригационное земледелие как основа экономики Египта Птолемеев Ремесло Египта Птолемеев Торговля в Египте Птолемеев Социальная структура Египта Птолемеев. сатрапом Египта стал один из ближайших соратников Александра энергичный и талантливый Птолемей сын Лага который в 305 г. Поэтому даже до того как Птолемеи вынуждены были отказаться от великодержавной...
16679. Проблемы социально-экономического развития локальных территорий 18.92 KB
Что касается промышленности то следует отметить следующие особенности Вологодской области: – Основные производственные мощности сконцентрированы в городах Вологда и Череповец: в 2010 г. – В промышленном производстве муниципальных районов кризисные явления имели большую глубину чем в среднем по области. – Доля районов в промышленном производстве области снижается: в 2000 г. Большинство районов области – сельскохозяйственные.
18785. Разработка прогноза социально- экономического развития ОАО «Краснозаводский химический завод» 2.67 MB
Произошел переход к рыночной экономике, который привел к прекращению планирования. После распада СССР появилось многообразие форм собственности и способов координации экономической деятельности, что и привело к планированию на предприятиях.

🔊 Прослушать новость

О НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН за январь-декабрь 2016 года

Валовой региональный продукт

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за январь-декабрь 2016г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2015 года и составил 107,8% (январь-декабрь 2015г. – 105,9%).

Промышленное производство

Индекс промышленного производства за январь-декабрь 2016г. к соот- ветствующему периоду 2015г. составил 136,3%, против 105,2% в январе- декабре 2015г. На рост промышленного производства по сравнению с январем-декабрем 2015г. повлияло увеличение: производства машин и оборудования – в 2,5 раза (ОАО «Дагдизель»), производства транспортных средств и оборудования – в 1,8 раза (ОАО «Концерн КЭМЗ»), производства, передача и распределение электроэнергии – на 44,9% (Дагестанский Филиал ОАО «РусГидро») и производства пищевых продуктов, включая напитки и табака – на 5,7% (ОАО «Кизлярагрокомплекс», ОАО «Дербентский коньячный комбинат», ОАО «Рычал-Су»). В тоже время наблюдается снижение добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – на 7,6% (ОАО «НК «Роснефть-Дагнефть»), производ- ства, передача и распределение пара и горячей воды – на 12% (ОАО «Махачка- ла теплоэнерго», ООО «Каспий тепло сервис», ООО «Дагестанэнерго»).

Сельское хозяйство

Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в январе-декабре 2016 года оценивается в 112454,6 млн. рублей в действующих ценах, и составил 104,7% (в том числе растениеводство – 104,7%, животноводство – 104,6%,) к соответствующему периоду 2015 года, против 105,2% в январе-декабре 2015 года.

Строительство

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» за январь-декабрь 2016 г. составил 133440,1 млн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,0%. Крупными и средними строительными организациями за январь-декабрь 2016 года выполнено работ на 8841,6 млн. рублей, что составило 121,0% от уровня января-декабря 2015 года. В январе-декабре 2016 г. введено жилья общей площадью 1844,8 тыс. кв. метров, что на 1,9% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в том числе индивидуальных жилых домов – 1579,3 тыс. кв. метров, что на 12,5% больше.

Торговля и услуги

Оборот розничной торговли в январе-декабре 2016 г. составил 671214,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах больше аналогичного периода предыдущего года на 1,9%. Увеличение темпов роста оборота розничной торговли в январе-декабре 2016 года обусловлено увеличением физического объѐма продаж на рынках 3,9% против уровня соответствующего периода предыдущего года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в январе-декабре 2016г. составил 52,4%, непродовольственных товаров – 47,6%. Объем платных услуг, оказанных населению республики через все каналы реализации, в январе-декабре 2016 года составил 116440,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,6% больше соответствующего периода 2015 года.

Финансы

Финансы . В январе-ноябре 2016 г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в действующих ценах составил – 3750,2 млн. рублей убытка. Кредиторская задолженность обследуемых организаций республики составила на 1 декабря 2016г. 80517,6 млн. рублей, в том числе просроченная – 28027,1 млн. рублей или 34,8% от общей суммы (на 1 декабря 2015г. – 32,4%). Кредиторская задолженность по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 3%, а с аналогичным периодом предыдущего года – увеличилась на 13,9%, а ее просроченная, соответственно – уменьшилась на 3,5% и увеличилась на 22,3%. Дебиторская задолженность на 1 декабря 2016г. составила 30085,9 млн. рублей, из нее просроченная – 6631,4 млн. рублей или 22% (на 1 декабря 2015г. – 18,3%). Дебиторская задолженность по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 2,1%, а с аналогичным периодом предыдущего года – умень- шилась на 1,5%, а ее просроченная – уменьшилась, соответственно на 7,9% и на 13,4%.

Социальные вопросы

Среднедушевые денежные доходы за январь- декабрь 2016 года, по оценке, составили 28 634,4 рубля. Реальные располагае- мые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, составили 102,6%. Среднемесячная номинальная заработная плата за январь-ноябрь 2016г. составила 19446,9 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,4%. Реальная заработная плата, за этот же период по сравнению с соответствующим периодом 2015г. уменьшилась на 2,8%.

Обсуждая 13 сентября исполнение прошлогоднего бюджета, чиновники неоднократно подчёркивали: да, казна покрывает только социальные расходы и фактически игнорирует реальный сектор, но темпы промышленного роста у нас всё равно самые высокие по стране. Показателями социально-экономического развития (СЭР) правительство козыряет во всевозможных интервью как своими главными достижениями и даже посвятило им документальный фильм. Но что на самом деле обеспечивает этот рост?

Темпы промышленного производства – это особый предмет гордости власти. Шутка ли, в 2013 году статистика показала прирост на 54% по сравнению с предыдущим периодом, а по итогам прошлого года – на 36%. Галопирующие СЭР в 2013-м вознесли республиканское правительство с 53 на 31 место в рейтинге эффективности органов госвласти субъектов. С 2012 года объёмы промышленного производства Республики Дагестан выросли в 2,2 раза. Все лавры приписывают «Новой индустриализации» – приоритетному проекту главы республики. Успехи исходят от машиностроительного комплекса, докладывает Минпром РД. На промышленный рост в прошлом году повлиял скачок производства машин и оборудования в 2,5 раза (ОАО «Дагдизель»), производства транспортных средств и оборудования – в 1,8 раза (ОАО «Концерн ‘‘КЭМЗ’’»), производства, передачи и распределения электроэнергии – на 44,9% (Дагестанский филиал ОАО «РусГидро») и производства пищевых продуктов, включая напитки и табак – на 5,7% (ОАО «Кизлярагрокомплекс», ОАО «Дербентский коньячный комбинат», ОАО «Рычал-Су»).

За январь – июнь 2017 года промышленность выросла ещё на 40,3%, за семь месяцев – на 44,7%, а за восемь – на 35,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Наиболее высокие показатели у ОАО «Концерн ‘‘КЭМЗ’’», ОАО «Завод ‘‘Дагдизель’’», ОАО «Завод Гаджиева», ПО «Азимут», ОАО ДНИИ «Волна».

За первый квартал 2017 года Дагестан занимал четвёртое место в рейтинге регионов по индексу промышленного роста.

Сопоставим его с налоговыми доходами, объёмом реализованной/отгруженной продукции и с ВРП.

Мебель в ассортименте

Раз в три года Минэкономики РД составляет социально-экономический прогноз развития в двух вариантах – оптимистический и базовый – и ежегодно его корректирует. Согласно отечественному законодательству, показатели СЭР учитываются при составлении проекта республиканского бюджета и влияют на плановые налоговые доходы (хотя, по данным источника, точной взаимосвязи показателей прогноза и бюджета нет).

Минэкономразвития РФ в своей методичке по разработке прогноза СЭР рекомендует для характеристики промышленного (и вообще производственного) результата использовать два показателя – выпуск продукции (включает реализованные товары и услуги, нереализованную готовую продукцию и незавершённое производство) и объём отгруженной (реализованной) продукции собственного производства (приравнивая их в этом плане к индексу промпроизводства). Последняя оценка не полностью соответствует производственным результатам, но по динамическим характеристикам в целом в достаточной степени приближена к ним, считает федеральное Минэкономики.

Поэтому, как нам кажется, этот показатель даёт характеристику сложившейся ситуации.

Таблица. Динамика экономических показателей развития Республики Дагестан

Обрабатывающие производства в структуре отгруженных товаров, в процентах:

производство пищевых продуктов,

включая напитки и табак

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочих неметаллических

минеральных продуктов

производство электрооборудования,

оптического и электронного оборудования

производство транспортных средств и оборудования

прочие производства

ВРП на душу населения, тыс. рублей

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, собственными силами, млн рублей.

Индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году)

Объём отгруженной продукции за прошлый год оценивается в 52,4 млрд рублей, снижение по сравнению с 2015-м почти на 12 млрд рублей (структура отражена в таблице 1, представлены статьи ОКВЭД, доля которых составляет более 5%). Численность предприятий, задействованных в обрабатывающих производствах, с 2013 года сократилась на 355 и составила 682.

Большую долю в объёме отгруженной продукции занимает производство пищевых продуктов, включая напитки и табак – 45% (31% ВРП). До 2016 года на втором месте было прочее производство, куда ОКВЭД включает производство и реставрацию мебели. Резкий скачок по мебели был в 2015-м, когда её доля поднялась от 7,5 до 35%. Производство транспортных средств и оборудования почти всё это время плелось в хвосте мебельного сектора. Только в 2016-м им удалось поднять планку от 7 до 13,2%. (Основная доля здесь – это печи, а также промышленные и лабораторные камеры.) Также наблюдался рост отгрузки неметаллических минеральных продуктов: от 9 до 14,3%.

Неприбыльная промышленность

Рост промышленности в 2,2 раза должен был соответствующим образом сказаться на налоговых доходах. Мы проанализировали поступления налогов в консолидированный бюджет, то есть с учётом доли, зачисляемой в федеральный бюджет.

С 2012 года они поднаторели на 10 млрд рублей и составили 31,7 млрд (по данным на 1 января 2017 года). Из них 3,8 млрд – это налог на прибыль организаций, 12,1 млрд – НДФЛ, 5,2 – НДС, 3,5 – акцизы по подакцизным товарам. За пять лет поступления налога на прибыль практически не изменились. 3,7 млрд поступили в бюджет в 2012-м, 3,8 – в 2016 году. В 2015 году он ещё и упал до 2,4.

Какие виды экономической деятельности снабжают казну налогом на прибыль?

Профит от производства и распределения электроэнергии, газа и воды для бюджета составляет 1,2 млрд. Все виды обрабатывающих производств дают 900 с лишним миллионов рублей, где пищепром – это около 370 млн, производство кожи и обуви – 1,3 млн, переработка нефтепродуктов – 1,7 млн. Причём получается, что издательская деятельность в общем даёт казне больше доходов (44 млн), чем нефтепереработка (3 млн). В этом плане республике гораздо больший профит приносит транспортировка по трубопроводам – 234 млн.

От машиностроения казна получила 13,7 млн – это больше уровня 2012-го где-то на 6 млн. По сравнению с позапрошлым годом идёт снижение: тогда было уплачено около 58 млн. Выросли доходы по статье «производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств» от 11 до 428 млн.

Строительство и торговля при доле в ВРП в 15 и 28% дают профит в плане налога на прибыль – 240 и 501 млн. Всего от строительной отрасли в бюджет поступило 1,9 млрд, а от торговли – 2,6 млрд.

Прочие производства, несмотря на внушительные объёмы отгрузки, наоборот, потеряли в весе: налог на прибыль по их части снизился от 14,4 до 6,3 млн.

Хорошо прибавил в весе НДС: от 1,8 до 5,1 млрд. Пищевая промышленность дала 1,6 млрд, машиностроение – 268,4 млн (относительно 2012 года выросла на 280 млн, но потеряла 220 млн с 2015-го), производство электрооборудования – -42 млн по сравнению с 2012-м годом, производство судов и прочих транспортных средств – +180 млн.

На 600 млн выросла отдача НДС от строительства и на 381 – от торговли.

Также непонятно, куда девается сумасшедший промышленный рост, о котором нам твердят, если доля промпроизводства составляет только 6% ВРП. Она практически не меняется с 2010 года, независимо от того, какой бы галопирующей ни была статистика. По данным за 2015 год, добыча полезных ископаемых составила 0,4% от ВРП, обрабатывающие производства – 3,9%, производство газа и воды – 2%. На этих трёх китах и зиждется индекс промышленного роста. Для сравнения: 28% ВРП – это торговля, ещё по 15% у сельского хозяйства и строительства.

При этом нельзя забывать, что объёмы промышленного производства сильно зависят от объёмов гособоронзаказа. Снижение индекса роста обрабатывающих производств в 2012 году Минэкономики РД связывало с уменьшением объёмов ГОЗа. В 2013-м же государственный оборонный заказ, размещённый на дагестанских предприятиях, вырос по сравнению с прошлым годом в полтора раза, после чего правительство стало докладывать о промышленных успехах. ]§[