общества, их взаимосвязь и
взаимодействие, учёные
характеризуют общество как
1) систему 2) часть
природы 3) материальн
мир
К глобальным проблемам
современного мира относится
1)
возникновение новых
межгосударственных
объединений
2) завершение промышленного
переворота
3)
существенный разрыв между
уровнями развития регионов
планеты
4) интенсивное развитие науки
Всё то, что создано человеком, в
своей совокупности называется
1) обществом 2) культурой 3) искусс
различных типах обществ?
А.
В индустриальном обществе
высоко ценятся
индивидуальные особенности
человека, поощряются
инициатива и
предприимчивость.
Б.
Уважение к обычаям, веками
складывавшимся нормам,
преобладание коллективного
начала над частным отличают
постиндустриальное общество
от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба
суждения неверны
Какой из признаков присущ
традиционному обществу?
1) развитое фабричное
производство
2) создание основного продукта в
сельском хозяйстве
3) завершение промышленного
переворота
4) высокоразвитая
инфраструктура
В отличие от природы, общество
1) является системой
2) находится в развитии
3) выступает в качестве творца
культуры
4) развивается по собственным
законам
Верны ли следующие суждения о
взаимосвязи сфер общественной
жизни?
А.
Рост государственных
ассигнований на производство
новых видов вооружения
является примером связи
политической и экономической
сфер общества.
Б.
Финансирование меценатом
деятельности музея является
примером связи экономической
и духовной сфер общества.
1)верно только А 2)верно
только Б 3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что из нижеприведенного является
особенностью постиндустриального
общества?
религиозный характер культуры
переход от натурального к товарному
производству
завершение промышленного
переворота
развитие информационных
технологий
9. В целях поддержки отечественного
производителя правительство
страны ограничило ввоз
иностранных молочных продуктов и
мяса. К каким сферам общественной
жизни относится данный факт?
1) экономической и социальной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) экономической и духовной
10 Быстрый скачкообразный переход
от одного общественно-
политического строя к другому
называется
1) прогрессом 2) революцией 3)
контрреформой 4) эволюцией
В1 . Установите соответствие между
терминами и определениями. Одному
элементу левого столбика
соответствует один элемент правого.
1) эволюция А) радикальное,
коренное, глубокое качественное
изменение, скачок в развитии
природы,
общества или познания
2) революция Б) преобразование,
изменение, переустройство какой-
либо стороны общественной жизни
(экономики), порядков (институтов,
учреждений)
3) реформа В) процессы изменения
(преимущественно необратимые) в
природе и обществе
Ответ: 1 2 3
В2. Ниже приведён ряд терминов.
Все они, за исключением двух,
характеризуют социальную
динамику.
1) прогресс, 2) структура, 3)
эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6)
стратификация.
Найдите два термина,
«выпадающих» из общего ряда, и
запишите цифры, под которыми они
указаны.
С1 Укажите и проиллюстрируйте
примерами любые три критерия
общественного прогресса.
С2 Вам поручено подготовить
развернутый ответ по теме
«Традиционное общество и его
особенности ». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете
освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более
детализированы в подпунктах.

ему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Помогите пожалуйста с обществознанием:

1. Объясните роль конституционного суда рф в защите прав и свобод граждан РФ.
2. Укажите правильную последовательность стадий прохождения дела в Конституционном Суде РФ:
1) Вынесение постановления 2)Обращение в КС(Конституционный Суд)3)назначение и подготовка дела к слушанию 4) судебное разбирательство 5)предварительное рассмотрение обращения секретариатом 6) предварительное рассмотрение обращения
судьями
3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме " Конституционное судопроизводство в РФ".Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Понятие и сущность экономической свободы

Определение 1

Экономическая свобода представляет собой экономическое поведение хозяйственных субъектов в процессе выбора форм собственности и приложение собственных возможностей и способностей, знаний и умений.

Реализация экономической свободы происходит за счет законодательных форм государства, при этом важная ее особенность заключается в неотделимости от экономической ответственности.

Адам Смит назвал основные условия процветания государства и его граждан:

  • Совершенное законодательство,
  • Необременительный уровень налогов,
  • Основные компоненты при каноническом определении свободы хозяйственной деятельности.

Замечание 1

В современном понимании экономическая свобода предпринимательства заключается в свободном производстве, торговле, сбережении, инвестировании, пользовании созданным и заработанным, установлении контактов с отечественными и зарубежными предприятиями, использовании любых денежных единиц.

Успех в развитии предпринимательской деятельности находится в зависимости от эффективности рыночной экономики, которая должна быть основана на принципах рынка, свободы предпринимательской деятельности и др.

Большую роль в эффективном функционировании рыночной экономики и развитии предпринимательства играет законодательное обеспечение беспрепятственной реализации соответствующих принципов. При этом важнейшими функциями правового обеспечения являются:

  • Формирование соответствующих правовых актов с целью поддержки основных условий действия рынка,
  • Экономическая свобода и ценовая конкуренция,
  • Формирование и обеспечение определенных правил отношения субъектов рынка.

Формы обеспечения экономической свободы

Экономическая свобода потребителей и производителей с большей эффективностью может быть обеспечена через институт частной собственности, функционирующий на базе действующих законов.

Основной гарант исполнения законов представлен в нашей стране Конституцией, которая включает формулировку регламентирования права собственности. Так, в нашей стране равными признаны муниципальная, государственная и частная виды собственности.

В современных условиях государство обладает существенными, но ограниченными экономическими ресурсами для достижения в полной мере своих целей и интересов.

Цель государства представлена расширением круга общественных функций предпринимательской деятельности. Это можно достичь через законодательно регламентируемые средства в области реализации в стране социальных функций. С другой стороны достижение возможно через построение структурами государства эффективного механизма, который способен стимулировать предпринимательскую деятельность этого направления.

Типы экономической свободы

Экономическая свобода может выражаться в свободе потребительского выбора.

Поведение потребителя является процессом формирования покупательского спроса. Потребители осуществляют выбор благ при учете цен и личного бюджета, включающего собственные денежные доходы.

Основа потребительского выбора состоит в желании потребителя к удовлетворению определенной потребности. Каждый человек обладает своими собственными предпочтениями, при этом с помощью рыночного спроса суммируются данные индивидуальные предпочтения, поскольку покупатели могут выражать собственные желания через распределение доходов между разнообразием продукции и услуг, определяя цены и объем предложения рынка.

Замечание 2

Данная способность потребителей влиять на производителей называют суверенитетом потребителей, который представлен способностью воздействия потребителей на производителей через свободный выбор благ рынка.

Свобода потребительского выбора является важной формой экономической свободы, при этом ее ограничение способно лишать возможности покупателей к приобретению конкретных благ на рынке и оказывать воздействие на производство. Решения, принимаемые через административный способ, чаще всего приводят к кризису.

Свободу выбора часто искажают в результате нескольких ситуаций:

  • следование покупателя за большинством потребителей, что находит свое выражение в эффекте присоединения к большинству или эффекте подражания,
  • стремление покупателя выделяться из общей толпы, то есть эффект сноба,
  • настойчивая демонстрация престижного потребления, выражаемая в эффекте Веблена или эффекте демонстрации своей исключительности.

Несмотря на наличие приемлемости с позиции общества и потребности в их корректировки, в экономической теории предположили, что индивид в своем потребительском поведении ведет себя чаще всего разумно.

Гипотеза рационального поведения потребителей характеризуется тем, что они стремятся к максимально эффективному распоряжению имеющимися у них средствами. Абстрактный, идеальный человек, соответствующий этой гипотезе, в экономике называется "экономическим человеком".

Анализ поведения потребителя характеризуется знанием критериев, которые он применяет при собственном свободном выборе. Этот критерий, главным образом, представлен полезностью блага, которая является мерой удовлетворенности, обеспеченной потреблением определенного товара.

При этом в ходе потребления полезность товара стремится к снижению. Предельная полезность определенного блага является приростом общей полезности набора товара с ростом потребительского объема блага на одну единицу. К данному понятию имеют отношение 2 экономических закона Госсена.

Первый закон называется законом убывающей предельной полезности. В соответствии с ним каждый непрерывный акт потребления характеризуется убыванием полезности каждой следующей единицы потребляемых благ.

В соответствии со вторым законом формируется правило максимизации полезности. Так, для получения максимальной полезности от определенного количества товара, нужно каждый из них потреблять в количестве, при котором величина предельной полезности каждого товара будет равна одинаковой величине.

Принципы, в соответствии с которыми потребитель показывает предпочтение или безразличие к определенному набору благ, можно определить в качестве потребительских аксиом поведения.

Конспект 76 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ».

Что такое предпринимательская деятельность? В соответствии с российским законодательством, под предпринимательской деятельностью понимается инициативная деятельность отдельных граждан или их объединений, которая направлена на создание чего-либо нового, обладающего ценностью, и осуществляется с целью извлечения прибыли на их собственный риск и под их материальную ответственность. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 34), каждый гражданин имеет право на предпринимательскую деятельность, если она не вступает в противоречие с законодательством. Другими словами, право на предпринимательскую деятельность является неотъемлемым правом любого гражданина.

Субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный человек, так и объединение людей – организация или предприятие. Отдельного человека, занимающегося предпринимательской деятельности, в России называют индивидуальным предпринимателем, предприятие или организацию − юридическим лицом. При этом между индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом с точки зрения закона особой разницы нет. Юридическое лицо, будучи признано таковым, с точки зрения закона имеет определенное имущество и обладает правами и обязанностями, а также может выступать в суде в качестве истца или ответчика. Понятно, что всеми этими признаками обладает и любой индивидуальный предприниматель. Следовательно, юридическое лицо оказывается полноценным субъектом экономической деятельности. Что касается реального распределения функций, то оно определяется уставом и − иногда − также учредительным договором. Участвуя в деятельности юридического лица, каждый работник организации выступает от ее имени (хотя, конечно, это не отменяет его персональной ответственности в случае, если он совершит правонарушение).

Основное право каждого предпринимателя − свободно осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность. Предпринимателям ставятся равные условия осуществления соответствующей деятельности. Им гарантируется равное право доступа на рынок, к материальным, трудовым, природным и информационным ресурсам, что отражает важнейший принцип рыночной экономики.

Определенный вид деятельности является специфическим, требует разрешения и осуществляется государственными органами (производство оружия, боеприпасов, наркотических, взрывчатых, сильнодействующих и ядовитых веществ; посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества; переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов; производство табачных изделий и т.п.). В отдельных случаях деятельность должна осуществляться только на основании лицензии (образовательная, банковская, строительная и т.п.).

В американской экономической литературе предпринимательство характеризуется как попытка придумать и сделать что-то новое или улучшить уже существующее, как готовность добровольно взять на себя риск, связанный с реализацией новых идей.

Однако далеко не каждый может успешно заниматься предпринимательской деятельностью. В условиях рыночной экономики человек старается правильно определить свои сильные и слабые стороны, профессиональные способности, умственное развитие и другие качества, необходимые предпринимательской деятельности.

Важнейшим качеством людей, занимающихся бизнесом, является независимость экономического мышления, самостоятельность в суждениях и принятии решений.

Но не всякая деятельность, позволяющая "делать деньги", является бизнесом. Жулик и мошенник тоже "добывают деньги", но население и государство в цивилизованных странах эти действия не воспринимают как бизнес. Деятельность делового человека (бизнесмена) исключает жульничество, в противном случае с таким партнером никто не захочет иметь дело.

Пожалуй, наиболее сильным мотивом к производственной деятельности для любого человека и предприятия является получение прибыли. В обычном языке это слово употребляется для обозначения заработанных в результате какой-то операции денег. Прибыль необходима, поскольку без прибыли нельзя выплачивать заработную плату, а следовательно, никто не захочет работать. Кроме того, перед предприятием могут стоять и более глобальные цели, например, развитие производства и увеличение его объемов. А это также предполагает затраты. Следовательно, без денежных средств любое развитие оказывается лишь смелым проектом, который невозможно воплотить в жизнь.

Чтобы понять, что такое прибыль, сначала необходимо остановиться на том, как складывается цена на товар или услугу. Конечно, она напрямую зависит от спроса и предложения. Однако если бы она определялась лишь этими факторами, то все было бы слишком просто. Любое производство предполагает затраты. А следовательно, цена на товар или услугу не может быть ниже, чем те деньги, которые были затрачены на их производство. Никто не станет работать без прибыли, а тем более − себе в убыток. Затраты на производство в экономике называют издержками.

Понятие издержек производства тесно связано с факторами производства. Основными факторами производства являются труд, земля и капитал. Издержки производства − это затраты производителя на факторы производства. Так, ни один товар не может быть произведен, если людям, участвующим в производстве, не будет выплачена заработная плата, которая, как известно, и является ценой труда. Кроме того, в большинстве случаев производство товара или услуги предполагает приобретение сырья, оборудования, энергии и т.д. Особо выделяют также издержки обращения, то есть затраты, на которые приходится идти в процессе сбыта товара (например, затраты на транспортировку, хранение и т.д.).

Теперь можно дать и определение прибыли. Прибыль − это часть дохода предприятия, которая превышает сумму издержек производства и обращения. Соответственно, если деятельность предприятия не приносит прибыли, говорят, что это предприятие убыточно.

Прибыль в обыденном смысле слова, то есть доход предпринимателя, который тот может "положить себе в карман" и использовать по своему усмотрению, никогда не является просто суммой, полученной в результате вычитания из дохода издержек производства и обращения.

Прежде всего, следует различать совокупную и чистую прибыль. Совокупная прибыль – это доход предприятия минус издержки производства и обращения. Совокупная прибыль включает в себя также налоги, которые должен перечислить государству предприниматель, арендную плату и прочие обязательные платежи. После уплаты этих обязательных платежей у предпринимателя остается чистая прибыль, то есть те деньги, которыми предприниматель уже может распоряжаться по своему усмотрению.

Однако и чистая прибыль не является "заработной платой" предпринимателя. Дело в том, что перед ним стоят задачи расширения и совершенствования производства; для настоящего предпринимателя, который не гонится за сиюминутной личной выгодой, эти задачи оказываются личными потребностями: его дело – это его дело, часть его жизни. Поэтому часть средств направляется как на текущие, так и на будущие нужды предприятия. Деньги на будущие нужды предприятия составляют накопительный фонд; эти деньги могут быть в дальнейшем использованы для расширения производства, внедрения новых технологий, приобретения нового оборудования и т.д. В текущие нужды предприятия входят забота о работниках (например, мероприятия по повышению их квалификации, социальная защита, медицинское обслуживание, обеспечение досуга и отдыха и даже подарки ко дню рождения), охрана окружающей среды.

Кроме того, если предприятие представляет собой акционерное общество, предприниматель обязан выплатить владельцам акций дивиденд, то есть определенный процент от прибыли. Предприниматель обладает определенной свободой в определении размера дивиденда. Однако он не может уменьшать его, так как это может отвлечь от его предприятия интерес как реальных, так и потенциальных акционеров: никто не станет держать акции предприятия, если они не приносят прибыли.

И только оставшиеся деньги являются чистым доходом предпринимателя, которые он может тратить на свои собственные нужды.

Перед предпринимателем стоит важная и сложная задача: он должен распределить денежные средства между накопительным фондом, расходами на текущие нужды, дивидендом акционеров и собственным доходом в максимальной степени рационально. От этого напрямую зависит успешность его предприятия. Дело в том, что при недостаточных накоплениях производительность, а следовательно, и прибыль предприятия будут постепенно снижаться. С другой стороны, слишком активные отчисления в накопительный фонд могут привести к снижению трат на текущие нужды, а это непременно приведет к ухудшению атмосферы на предприятии и даже к протесту со стороны работников.

Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения – исполняя роль покупателя, продавца, производителя, наемного работника, потребителя и.т.д. Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: перераспределение общественных доходов, регулирование рынка рабочей силы, оказание материальной поддержки тем людям, которые не по своей воле утратили рабочие места и не сумели найти себе другого места работы. Заботятся государства и о занятых, устанавливая для них минимальный уровень заработной платы, т.е. такой уровень, который бы позволил им выжить.

Правовые методы государственного регулирования экономической жизни заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий −монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Также правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Вопросы и задания

    Что такое предпринимательская деятельность?

    Кто такой индивидуальный предприниматель?

    Что означает выражение "юридическое лицо"?

    Каково основное право каждого предпринимателя? Какие предоставляются гарантии государством предпринимателям? Какие виды деятельности осуществляется только государственными органами?

    Какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать предприниматель?

    В чем состоит социальная ответственность и этика бизнеса?

    Что такое издержки? Из чего они складываются?

    Что такое прибыль?

    Какие виды прибыли вы знаете? Как происходит распределение прибыли?

    Какую роль выполняет государство при рыночной экономике? В чем заключаются его правовые методы регулирования экономики?

    Представьте, что вы открываете собственное предприятие. Какие экономические связи и с кем пришлось бы вам установить? Какие профессиональные знания и умения вам потребуются?

Волкова А.А

МОУ СОШ №7, г.п.Талинка

Урок обществознания в 10 классе.

Учитель Волкова А. А,

КМОУ СОШ №7, г.п.Талинка.

Тема: Экономическая культура.

Учебная цель :

Сформировать представление о сущности и структуре экономической культуры;

Развивающая цель :

Формирование умений: давать развернутый ответ; анализировать, делать выводы, определять и объяснять свое отношение к ситуации; аргуметированно высказывать свою точку зрения; объяснять понятия.

Воспитательная цель :

Воспитание уважения к мнению других, умение слушать; воспитание ответственного отношения к деятельности и ее результатам. воспитание моральных качеств делового человека.

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал.

Методы обучения : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Ход урока:

I . Организационный момент (1 мин.).

II . Проверка домашнего задания (7 мин.).

III . Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала (2 мин.).

IV . Усвоение нового материала (20 мин.).

V . Первичное закрепление изученного материала (4 мин.).

VI . Контроль и проверка знаний (6 мин.).

VII . Информация о домашнем задании (1 мин.).

VIII . Подведение итогов урока (1 мин).

I . Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка их присутствия и готовности к уроку

З Задачи:

1. Обеспечить контакт с классом.

2. Настроить учащихся на продуктивную работу.

3. Создать рабочую атмосферу.

II. Проверка домашнего задания.

Задача:

Оперативно проверить подготовку учащихся по домашнему заданию.

1.Индивидуальная работа у доски.

Задание:

1. Составить схему «Экономическая культура».

2. Дать определение понятиям: мотивы, ценности. Привести примеры.

3. Определить недостающее звено в схеме учителя (слайд № 4).

2. Фронтальный опрос.

1. Определить экономические отношения (отношения собственности, производства, распределения, обмена, потребления); (Слайд №2)

2. Определить экономические интересы (стремление человека получать необходимые ему для обеспечения жизни блага). (Слайд №3)

3. Определить структурные элементы экономической культуры; (Слайд №4)

3. Проверка индивидуального задания . (Слайд №4)

III . Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Задача:

Вызвать интерес к изучаемому на уроке материалу.

Учитель: Как вы считаете, у всех ли людей будут одинаковые экономические интересы?

Как вы думаете, что необходимо для гармонизации интересов людей?

Одним из важнейших элементов экономической культуры являются экономические нормы , регулирующие поведение и хозяйственную деятельность людей.

Об этом и пойдет разговор на уроке.

IV . Усвоение нового материала.

1.Работа в группах (5 мин.), обсуждение (3 мин.).

2.Разбор предложенных ситуаций (7 мин.).

Задачи:

1.Усвоить знания ключевых вопросов темы урока.

2. Вызвать заинтересованное отношение учащихся к работе для достижения цели.

План изучения темы: (Слайд №5)

I . Деловая этика.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность.

    Деловая этика.

Работа в группах. (3 группы).

Задание 1.

Поскольку важную роль в хозяйственной жизни в условиях рыночной экономики играет предпринимательская деятельность вы выполните задание: «Этика делового человека».

Обсуждение задания.

Учитель: В настоящее время нормальный бизнесмен придерживается определенных этических правил при ведении своего бизнеса. Эти правила таковы: (Слайд № 6)

1. Предприниматель свято верит, что его деятельность нужна не только ему, но еще обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

2. Бизнесмен верит в людей вокруг себя. Он верит, что они хотят и умеют работать вообще, и с ним в частности.

3. Он относится к бизнесу как к творчеству, верит в него, вкладывает в него душу.

4. Предприниматель четко понимает важность сотрудничества, но и признает необходимость конкуренции.

5. Предприниматель чтит законы, уважает любую форму собственности. Он особенно ценит профессионалов своего дела, высоко ценит образование и науку.

Учитель: Сформулируйте вывод по заданию. (Слайд № 7)

Вышеперечисленные этические принципы бизнесмена могут быть применены или доработаны абсолютно для любой сферы его деятельности.

Задание 2.

Мы обсудили с вами «Правила этики делового человека», а теперь давайте попробуем применить их в предложенных ситуациях. (Обсуждение в группах)

1. Предприниматель периодически встречает своего старого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при своей фирме открыть филиал, которым будет руководить.

Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от разработки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «перетащить» старого знакомого в свою фирму. Подворачивается удобный случай. Как поступить? (Слайд №8)

2. Руководитель фармакологической фирмы считал, что 1 выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями, выяснил, что новое поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить? (Слайд №9).

3. Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказалось весьма незначительным, то есть товар не оказался «новинкой» для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уверен, что «новинка» принесет изрядную прибыль. Как ему быть? (Слайд №10).

4. Предприниматель знает, что в конкурирующей, сильной фирме открылась вакантная должность начальника отдела. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность: У предпринимателя открывается редчайшая возможность узнавать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить? (Слайд №11)

5. У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье - уровень его продаж значительно снизился. Когда нормализуется его семейная жизнь - неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпринимателя возникает юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как e му поступить? (Слайд №12)

6. Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей товара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться» он предлагает провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить? (Слайд №13)

Учитель: Какой можно предложить вывод о соответствии деятельности предпринимателя и правил этики.

Вывод: бизнес, конкуренция и мораль не противоречат друг другу.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность

«Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное … Задача предпринимателя – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит и конец его недалек».

Г.Форд, американский автопромышленник . (Слайд №14)

Учитель : Честным быть выгодно?

Бизнесмену, как мы выяснили, необходимы такие качества как самостоятельность, расчетливость, работоспособность, ответственность, честность.

Беседа по вопросам: (Слайд №15)

    Что такое экономическая свобода?

    Что такое ответственность? Социальная ответственность?

    Как связаны между собой:

Экономика и право;

Экономика и экология

Экономика и социальная и политическая стабильность

V . Закрепление изученного.

Задача:

закрепление понятий: экономическая культура, деловая этика, экономическая свобода, социальная ответственность.

Учитель : определите понятия (Слайд №16)

    Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности,

Уровень и качество экономических знаний,

Содержание традиций и норм регулирующих экономические отношения

(экономическая культура).

    Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности

(деловая этика)

    самостоятельное принятие экономических решений, видов хозяйственной деятельности, форм собственности, товара, форм потребления ….

(экономическая свобода)

    социальное и морально-правовое отношение личности

Выполнение нравственного долга и правовых норм.

(социальная ответственность)

VI . Контроль и коррекция знаний.

Работа с тестом. Самоконтроль.

Задача:

Проверить уровень усвоения материала.

Тест. (Слайд 17)

    Вставьте пропущенные слова:

А. Экономическая культура общества - это система … .

Б. Нормы и правила поведения человека в хозяйственной деятельности раскрывает … .

    Экономические отношения включают

А. Обмен.

Б. Потребление.

В. Производство.

Г. Распределение

Д. Все выше перечисленное.

    Согласны ли вы с тем, что экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Объясните.

Самоконтроль: 1.А. ценностей; Б.Этика, (Слайд №18)

2.Д;

3.Да. Экономическая свобода без социальной ответственности ведет к нарушению закона, обострению экологической проблемы, выпуску некачественных товаров (могут быть другие варианты).

VII . Информация о домашнем задании.

Домашнее задание § 13, вопросы и задания после параграфа.

Задача :

проконсультировать учащихся о выполнении домашнего задания.

VIII . Подведение итогов урока.

Задача:

оценить деятельность учащихся.

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 10КЛ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

МОУ «СОШ № 12 С УИОП» КУПРИЯНОВА С.А.

РАБОТАТЬ-ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ, А ТВОРЧЕСТВО – ЕДИНСТВЕННАЯ ГЛУБОКАЯ И РЕАЛЬНАЯ РАДОСТЬ, КОТОРУЮ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИСПЫТАТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ

ВИНЧЕНЦО ДЖОБЕРТИ

Слайд 2

ЗАДАЧИ УРОКА

  • ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ
  • ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
  • ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  • ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА НА БЛАГОПОЛУЧИЕ ГОСУДАРСТВА
  • Слайд 3

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ГОСУДАРСТВА

    Слайд 4

    ВСПОМНИМ

  • Слайд 5

    ПОВТОРИМ ВМЕСТЕ

    Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
    • НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
  • Слайд 9

    • СПОСОБЫ И ФОРМЫ СОЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
    • КАК ПОД ВЛИЯНИЕМ НТР МЕНЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
    • КАКОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
    • УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВА «ВСЕБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ» ЭТО…
    • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
    • СОКРАЩАЕТСЯ ДОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАБОЧЕГО КЛАССА И ВОЗРАСТАЕТ СФЕРА УСЛУГ
    • НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
    • ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ БОГАТЫХ К БЕДНЫМ
  • Слайд 10

    Противоречие экономической деятельности

  • Слайд 11

    ГРУППОВАЯ РАБОТА

  • Слайд 12

    КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  • Слайд 13

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

    • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ЛИЧНОСТИ НЕОТДЕЛИМА ОТ ЕЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
    • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- СОЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ОБЩЕСТВУ НА ОСНОВЕ НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА И ПРАВОВЫХ НОРМ
    • НА ЗАПАДЕ ВОЗМОЖНО СОЧЕТАНИЕ БИЗНЕСА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЭКОЛОГИЧ. БЕЗОПАСНОСТИ
    • В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ СОЦ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КРАЙНЕ НИЗКА, НЕСМОТРЯ НА ДЕКЛАРАЦИИ
  • Слайд 14

    СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    • ПРАКТИКА ДОКАЗЫВАЕТ ТЕСНУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • ПРОЦЕСС ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ В РОССИИ В 90- Х 20 ВЕКА ВЫЗВАЛ СМЕЩЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ ТРУДНО ДОСТИЧЬ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРИСУЩЕЙ РАЗВИТЫМ СТРАНАМ
    • ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАВИСИТ ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Слайд 15

    Связь экономической культуры и деятельности

    • Уровень экономической культуры
    • Успешность выполнения социальных ролей
    • Результативность экономической деятельности
    • Переход к новому способу производства
    • Высокая нравственность, высокий уровень культуры
    • Современный труд
    • Самодисциплина, самоконтроль
  • Слайд 16

    Алексей Третьяков, председателя Совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в

    сфере потребительского рынка

    «А вообще быть социально-ответственным выгодно. Эффект приблизительно тот же, что и от практического применения известной «теории разумного эгоизма». Вы соблюдаете законы, вовремя платите налоги? Значит, не придется овладевать профессией швеи-мотористки и шить рукавицы в Краснокаменске. Вы не обманываете партнеров по бизнесу, соблюдаете записанные и не записанные договоренности? Это - на самом деле - инвестиции в репутацию, которые рано или поздно конвертируются в прибыль. Вы хорошо относитесь к своему трудовому коллективу, платите им достойную зарплату? Они отплатят вам эффективной работой и не бросят в трудный момент».