Принципы управления денежной системой. Принципы управления денежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. К ним относят: 1) централизованное управление национальной денежной системой; 2) прогнозное планирование денежного оборота; 3) устойчивость и эластичность денежного оборота; 4) кредитный характер денежной эмиссии; 5) обеспеченность денежных знаков, выпускаемых в оборот; 6) неподчиненность правительству центрального банка и его подотчетность парламенту страны, или принцип независимости; 7) предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования; 8) комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования; 9) надзор и контроль за денежным оборотом; 10) функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Раскроем их.

Реализация принципа централизованного управления национальной денежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота означает, что планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных ее секторов в будущем. Создание достоверного макроэкономического прогноза - одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, и для их реализации не создаются специальные органы административного управления.

Вместе с тем основной финансовый план государства - государственный бюджет - оформляется законодательно и носит директивный характер. Исполнение госбюджета возлагается на правительство в целом и Министерство финансов.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно коррелироваться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности с таким расчетом, чтобы не допускать инфляции.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии обязывает, во-первых, проводить дополнительные выпуски денежных знаков - как наличных, так и безналичных, только в результате проведения банками кредитных операций, во-вторых, не допускать в оборот денежные знаки из иных источников, включая казначейство государства.

Принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в оборот, предполагает, что все заменители реальных денег - денежные знаки - обеспечены различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-материальными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и др.).

Принцип неподчиненности правительству Центрального банка и его подотчетности парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинен исполнительной власти, т. е. правительству или какому-либо иному органу, общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения.

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования выражается в том, что Центральный банк не финансирует правительство.

В случае предоставления средств они выделяются, во-первых, на условиях кредитования и, во-вторых, под определенное обеспечение (государственные ценные бумаги, государственные товарно-материальные ценности, объекты недвижимости и пр.) с целью их гарантированного возврата. В результате ставятся преграды для эмиссионного покрытия дефицита бюджетов всех уровней.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования декларирует широкие возможности для Центрального банка в области поддержания устойчивости денежного оборота.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом - неотъемлемая функция системы государственного управления. Постоянный непрерывный надзор и контроль осуществляется уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими и др.) за наличным и безналичным денежным оборотом.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства. В соответствии с ним законными на территории страны являются только те платежи, которые произведены в национальной валюте.

Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту за валюту своей страны, накапливать ее, хранить на вкладах в банках, использовать в качестве платежного средства за рубежом.

На базе рассмотренных принципов формируются элементы национальной денежной системы.

Элементы денежной системы. Структура денежной системы и ее элементы определяются мерой соблюдения общих принципов управления и функционирования и регламентируются законодательством страны. При существенных различиях в формах построения денежных систем на разных стадиях развития товарного хозяйства при неодинаковых формах национально-государственного устройства для всех систем характерны некоторые общие черты. Будучи оформленными законодательно, они составляют компоненты денежной системы.

Развитая денежная система страны включает следующие элементы: -

наименование денежной единицы; -

порядок обеспечения денежных знаков; -

эмиссионный механизм; -

структура денежной массы, находящейся в обращении; -

порядок прогнозного планирования; -

механизм государственного денежно-кредитного регулирования; -

порядок установления валютного курса; -

порядок кассовой дисциплины.

Поясним их.

Наименование денежной единицы страны, служащей масштабом цен, устанавливается в законодательном порядке. Основная денежная единица, как правило, имеет десятичное деление на более мелкие виды денежных знаков (1 рубль “ 100 копейкам, 1 фунт стерлингов = 100 пенсам, 1 франк = 100 сантимам, 1 доллар “100 центам, 1 марка =100 пфенингам и т. д.). Подзаконными актами или решениями центральных банков регламентируются виды крупнокупюрных денежных знаков.

Порядок обеспечения денежных знаков - это характеристика видов и основных правил их обеспечения.

Эмиссионный механизм - это регламент выпуска и изъятия денежных знаков из обращения.

В законодательных актах государств обычно делается различие между казначейским эмиссионным центром и Центральным банком как эмитентом банковских билетов. Безналичные деньги выпускаются банками в процессе совершения кредитных операций. Погашение ссуд представляет собой фактическое изъятие безналичных денег из оборота.

Структура денежной массы, находящейся в обращении, включает ряд параметров: соотношение между наличными и безналичными деньгами, между объемами эмитированных купюр разного достоинства. От структуры денежной массы зависит удобство расчетов.

Порядок прогнозного планирования определяет цели и задачи прогнозного планирования, организации и учреждения, составляющих планы, систему самих прогнозных планов денежного обращения, методику их составления и совокупность рассчитываемых параметров и показателей.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой, во-первых, совокупность способов, методов, инструментов воздействия государства на денежно-кредитную сферу экономики, во-вторых, включает задачи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования, в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих.

Порядок установления валютного курса - это совокупность правил установления курса национальной валюты и порядок обмена национальной валюты на иностранную. Обычно порядок установления валютного курса составляет прерогативу Центрального банка страны, ответственного за поддержание стабильного денежного обращения. Информация о курсе национальной валюты на определенную дату публикуется в официальных периодических изданиях.

Порядок кассовой дисциплины в национальной экономике включает общие правила исполнения денежных расчетов, осуществляемых через кассы, и принципы обеспечения контроля за ними.

Регламент устанавливает формы первичных кассовых документов и формы отчетности, которые обязаны использовать все субъекты хозяйственной деятельности при организации оборота наличных денег.

Первичный контроль за соблюдением порядка кассовой дисциплины возлагается на банки, осуществляющие кассовое обслуживание субъектов хозяйственной деятельности.

Еще по теме 4.2. Функционирование денежной системы:

  1. ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДИАПОЗИТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННО-ДЕНЕЖНОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ
  2. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИКЛИЧНОСТИ Общие принципы функционирования НИС

Состоит из ряда элементов. Напомним, что организуемое и регулируемое государственными законами страны называется денежной системой. Первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы ее организации.

Под принципами управления денежной системой понимаются определенные правила, которыми руководствуется государство при организации денежной системы страны.

Денежная система рыночного типа основана на следующих принципах:

  • прогнозного планирования денежного оборота;
  • устойчивости и эластичности денежного оборота;
  • кредитного характера денежной эмиссии;
  • обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков:
  • относительной свободы центрального банка и подотчетности его парламенту;
  • предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования;
  • комплексного использования инструментов кредитного регулирования (норма обязательных резервов, учетная ставка, валютная интервенция);
  • контроля и надзора за денежным оборотом;
  • функционирования только национальной валюты на территории страны.
Принцип централизованного управления денежной системой

Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

Управление денежными системами в условиях рыночной системы характеризуется тем, что на первый план выступают не административные методы планирования (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

Принцип централизованного управления национальной денежной системой реализуется через потребности развития страны в решении общих целей и задач по созданию единой централизованной денежной системы.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота

Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как , который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота

Этот принцип означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно соизмеряться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности, при этом не допускать развития инфляционных процессов в стране.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии

В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков

В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

Принцип независимости центрального банка от правительства и подчиненность его парламенту страны

Выражается в том, что центральный банк является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти и не подчинен исполнительной власти, т.е. правительству. Этот принцип обусловливает способность центрального банка выполнять одну из важнейших его функций — поддержание устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны.

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах сгран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять в порядке кредитования под определенное обеспечение (принадлежащие государству, федерации или субъектам федерации недвижимость, товарно-материальные ценности, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги). Применение данного принципа позволяет не втягивать деньги в постоянное покрытие дефицита федеральных и местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, соблюдение данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

К таким инструментам относятся:

  • изменение норм обязательных резервов банков;
  • изменение процентных ставок по операциям центрального банка;
  • операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-прода- же государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
  • политика валютной интервенции;
  • политика рефинансирования.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом - неотъемлемая функция системы государственного управления финансами.

Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборота.

Постоянный надзор и контроль осуществляются уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими) за наличным и безналичным денежным оборотом.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны

В соответствии сданным принципом на территории страны законным платежным средством для осуществления платежей и расчетов является только национальная валюта. Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту, размещать ее во вклады в коммерческих банках, использовать в качестве платежного средства за рубежом.

Принципы организации денежной системы - это основополагающий элемент денежной системы. Под ними подразумеваются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

Различают следующие принципы организации денежной системы:

1. Принцип централизованного управления денежной системой характерен для административно-распределительной модели экономики. Он реализуется с помощью директивных актов правительства, которые обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами. Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения. Реализация принципа централизованного управления национальной денежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.

2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры, к которым надо стремиться. Планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных её секторов в будущем. Создание достоверного макроэкономического прогноза - одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, а для их реализации не создаются социальные органы административного управления. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остаётся директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

3. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы с одной стороны не допускать инфляцию; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности. При определённых условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платёжными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платёжный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

4. Принцип кредитного характера денежной эмиссии - появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот поступать не должны.

5. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

6. Принцип независимости Центрального Банка от правительства и подчиненность его парламенту страны. Он связан с тем, что поддерживание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей Центрального Банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнёт «вычерпывать» средства Центрального Банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. Принцип независимости Центрального Банка от правительства и подчиненность его парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный Банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинён исполнительной власти, т.е. правительству или какому-либо иному органу, общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный Банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения. В то же время Центральный Банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк систематически должен отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

7. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определённое обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации)). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступления средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

8. Принцип комплексного использования инструментов денежно - кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что Центральный Банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе денежного эффекта достигнуть не удаётся.

9. Принцип надзора и контроля над денежным оборотом - неотъемлемая функция системы государственного управления. Принцип надзора и контроля над денежным оборотом - государство через банковскую финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства.

1. Понятие денежной системы.

2. Основные элементы денежной системы.

3. Принципы функционирования денежной системы.

4. Денежная система Российской Федерации.

1. Понятие денежной системы.

Денежная система-это форма организации денежного обращения в стране, исторически сложившаяся и закрепленная законодательно.

Денежная система начали формироваться в XVI-XVII вв. составной частью денежной системы является национальная валютная система. Различают следующие виды денежных систем, в зависимости от денег, играющих роль всеобщего эквивалента:

    денежная система металлического обращения – система, базирующаяся на действительных деньгах, которые выполняют все пять функций.

    денежная бумажно-кредитная система – система, сформировавшаяся, когда были ликвидированы все формы золотого стандарта.

Выделяют ряд особенностей денежно-кредитной системы:

    отмена официального золотого содержания денежных единиц, т. е. золото полностью вытеснено из всех оборотов;

    сохранение золотого резерва в Центральном Банке и у частных лиц в виде золотых монет, слитков, украшений;

    переход к неразменным на золото кредитным деньгам;

    национальной денежной единицей становится банкнота Центрального Банка;

    выпуск банкнот в обращение в порядке кредитования государства банками;

    расширение эмиссии банкнот для покрытия дефицита бюджета;

    преобладание безналичного оборота в денежном обращении;

    создание и развитие механизмов государственного денежно-кредитного регулирования.

2.Основные элементы денежной системы.

Современная денежная система включает следующие элементы:

    наименование денежной единицы – установление законом денежного знака;

    порядок обеспечения денежных знаков – действует в странах в соответствии с установленными законами;

    эмиссионный механизм – это законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков.

Эмиссионные операции по выпуску и изъятию денег из обращения в государстве осуществляют:

    Центральный Банк и эмиссионный банк;

    Казначейство (государственный исполнительный орган, выпускающий монеты).

Эмиссия банкнот Центральным Банком осуществляется тремя путями:

    предоставление кредита коммерческим учреждениям;

2. кредитование государства под обеспечение государственных ценных бумаг;

3. выпуск банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Структура денежной массы в обращении – это соотношение наличных и безналичных денег и соотношение денежных знаков разной купюрности.

Механизм денежного кредитного регулирования – это набор инструментов государственного влияния на экономику.

Котировка валют – это соотношение денежной единицы страны к иностранной валюте.

3.Принципы функционирования денежной системы.

Выделяют следующие принципы функционирования современной денежной системы:

    центральное управление денежной системой осуществляется экономическими методами через аппарат Центрального Банка;

    прогнозное планирование денежного оборота означает разработку планов и планов – прогнозов;

    устойчивость и эластичность денежного оборота должны исключать инфляцию;

    кредитный характер денежной эмиссии осуществляется только в результате проведения банками кредитных операций;

    обеспеченность, т. е. выпускаемые в оборот денежные знаки должны быть реально застрахованы активами банка;

    Правительству предоставляются средства в порядке кредитования на возвратной и возмездной основах;

    комплексное денежно-кредитное регулирование осуществляется Центральным Банком;

    надзор и контроль над денежным обращением со стороны осуществляется через банковскую, финансовую и налоговую системы;

    на территории страны функционирует исключительно национальная денежная единица.

Денежная система после распада СССР действует по Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Денежной единицей определен российский рубль.

Оборот в стране иностранной валюты воспрещается. Вместе с почти легально обращается доллар США и эмиссионный банк вынужден использовать в своей деятельности понятие агрегата широких денег М2Х - это монетарный агрегат М2 плюс остатки средств в инвалюте на банковских счетах.

Соотношение между рублем и золотом законодательно не определено.

Официальный курс рубля к инвалютам устанавливается эмиссионным банком по итогам торгов на Московской межбанковской валютной бирже с публикацией в средствах массовой информации.

Организатором эмиссии и оборота в стране является Банк России, который несет ответственность за состояние денежного оборота для стабильного функционирования экономики государства.

Разновидности денег - банкноты Банка России и металлические монеты - покрываются всеми активами Центрального банка Российской Федерации: золотом, свободно конвертируемой иностранной валютой и др.

Образцы банкнот и монет устанавливаются эмиссионным банком. Информация об эмиссии банкнот и монет, новых образцов и их описание публикуется в печати.

Монеты и банкноты обязательны к приему всеми субъектами экономики по их номиналу на всей территории государства и во всех формах расчетов, для зачисления на счета и во вклады, для перевода.

Период изъятия из оборота банкнот старого образца при денежной реформе устанавливается не меньше 1 года и не свыше 5 лет. В процессе обмена старых денег на новые не разрешаются какие-либо лимитирующие процедуры. При денежной реформе банкноты и монеты могут потерять силу законного расчетного средства.

Подделка банкнот и монет преследуется по закону. В стране обращаются безналичные деньги в форме средств на банковских счетах и наличность (банкноты и монеты Банка России).

Генезис развития денежной системы России

В Киевской Руси из-за отсутствия открытых месторождений золота и серебра собственные деньги не чеканились, а использовались в основном арабские и византийские монеты. В качестве денег использовались также серебряные и медные слитки. С XI века использовалась «гривна» - слиток серебра весом в один фунт (около 400 г.). Гривну рубили пополам, и каждая половина называлась «рубль» (отсюда произошло название валюты России) или «рублевая гривенка». Рубль делили на две части - две полтины. Полтина делилась на два четвертака. Слитки отливались из привозного металла, и на них ставилось княжеское клеймо с указанием веса.

Во время татаро-монгольского ига на Руси использовались немецкие и рижские марки, шиллинги, пфенниги, а также золотоордынские монеты «денга» (звенящие). Отсюда получили название российские деньги. В качестве денег использовались также привозные слитки серебра и меди.

Единую денежную систему ввел в России Иван III (княжил в 1462-1505 гг.). До этого каждый удельный князь чеканил свои деньги. Иван III утвердил московскую денежную эмиссию.

Деньги в прошлом чеканились из драгоценных металлов и меди, и их стоимость при твердом курсе соответствовала стоимости металла, из которого чеканилась монета. Однако позже появились т.н. «порченые» или неполноценные металлические деньги, в которых содержание благородного металла или меди не соответствовало принудительно установленному государственному курсу относительно «настоящих» денег.

Процесс «порчи» денег, неизбежно приводивший к расстройству денежного обращения в стране, можно проследить на примере России.

В середине XVII века российская казна опустела из-за войн, неурожаев и Смутного времени. Правительство выпустило в 1654 году медные монеты и принудительно приравняло их к серебряным того же веса. Это было финансовой авантюрой, и серебряная копейка вскоре стала стоить на рынке 15 медных. В стране возникли двойные цены. Причем, государство платило жалованье служилым людям деньгами медными, а налоги требовало платить серебром. Уровень жизни упал, что привело к «Медному бунту» (1662 г.). После подавления бунта медные деньги были изъяты из обращения.

Выпускал неполноценные деньги и Петр I. Начинал он с чеканки серебряных рублей. В основу денежной системы Петр I положил впервые в мире десятичный принцип: 1 рубль = 10 гривенников = 100 копеек. Выпускались также полтинники - 50 коп., полуполтинники - 25 коп., пятаки - 5 коп., позже алтын - 3 коп. и пятиалтынный - 15 коп. Выпуску денег способствовало открытие и разработка первых в России месторождений серебра в Сибири.

При Петре I выпускались и золотые монеты: цесарские рубли, используемые для награждения низших чинов, и червонцы. Чер­вонцы использовались во внешней торговле и на внутреннем рын­ке хождения не имели.

Первые выпуски серебряных рублей были полноценными - содержали 8 и 1/3 золотника серебра (1 золотник = 4.3 г.), затем рубль содержал 5 и 5/6 золотника, затем 4 золотника. Причина - ухудшение экономического положения страны в основном из-за войн. Отсюда постоянный рост налогового бремени и снижение реальной стоимости выпускаемых денег (веса монет).

Россия по счастью избежала участи Франции того времени. В 1717 году, будучи во Франции, российский император встретился с Джоном Ло - идеологом выпуска французских бумажных необеспеченных золотом денег. Петр I, соблазнившись дешевизной новых денег, пригласил его в Петербург для организации выпуска бумажных денег. Джон Ло в Россию по каким-то причинам не поехал, а через полтора года во Франции разразилась высокая инфляция и тяжелейший финансовый кризис. В России же продолжили чеканку золотых, серебряных и медных монет. И невзгоды высокой инфляции она узнала только через несколько десятилетий.

Со временем Россия, как и другие страны, перешла на удобные бумажные деньги (банкноты) при гарантиях их обмена на золото. В этом случае банкноты фактически представляли золото. В XX веке мировое сообщество постепенно отказалось от золотого стандарта. Последним обменивался на золото доллар - до 1971 года и потому в то время играл роль официальной мировой валюты.

Денежные системы отдельных стран

Денежная система США

В США до 1900 г. существовала система биметаллизма. В 1990 г. был издан акт о золотом стандарте - денежной единицей стал золотой доллар. В 1934 г. в интересах серебропромышленников США стали пополнять запасы драгметаллов и серебром (по закону - не свыше 25%).

Длительное время банкноты выпускали коммерческие банки штатов. По закону 1863 г. это право было предоставлено национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству. Но ситуация сохранилась, поскольку большинство банков выполнили предъявленные требования. По этому закону банки могли выпускать банкноты на сумму купленных ими облигаций государственных займов.

В 1913 г. была создана Федеральная резервная система (ФРС) из 12 эмиссионных банков, расположенных в разных штатах. Эта децентрализованная система выполняла функции центрального банка.

В период мирового кризиса 1929-33 гг. в США действовал золотомонетный стандарт. В 1934 г. США перешли на смешанный золотомонетный и золотослитковый стандарт.

В 1944 г. на конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) был за­креплен золотовалютный стандарт (Бреттон-Вудская валютная система). В качестве мировых валют, наряду с золотом, был признан и доллар. Цена золота в долларах была назначена неизменной - 35 долларов за тройскую унцию. Доллар стал признанной мировой валютой. В 1970 году его доля в золотовалютных резервах всех стран мира составила около 75%.

Однако количество долларов к 1970 г. в несколько раз превысило запасы золота США. К тому же в США имела место высокая инфляция, и наметилась рецессия в экономике. Страны мира стали интенсивно обменивать доллары на золото. Тогда США 15 августа 1971 г. отказались обменивать доллары на золото. В ответ западные страны отказались от поддержки курса доллара, и мир перешел на валюты с плавающим курсом.

В настоящее время денежное обращение в США определяют ФРС, министерство финансов (казначейство) и коммерческие банки.

ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты -главное средство налично-денежного обращения.

Минфин США выпускает мелкокупюрные билеты (казначейские билеты) от 1 до 10 долларов, серебряные и разменные монеты из никеля и меди. Эмиссия казначейских денег составляла до 11 % налично-денежной массы (в основном монеты).

Коммерческие банки эмитируют векселя, чеки, кредитные карты - безналичные деньги. Они составили в 1980 г. 70% денежной массы и представлены банковскими счетами.

Важную роль в безналичных расчетах играют депозитные счета до востребования.

Регулирование денежного обращения осуществляет в основном ФРС с помощью следующих основных инструментов:

Изменения учетной ставки;

Купля-продажа государственных ценных бумаг;

Изменение обязательных резервов.

Денежная система ФРГ

До образования единого государства в Германии функционировали различные виды денежных систем с преобладанием серебряного монометаллизма. В 1871-73 гг. после объединения земель Германия перешла на единую систему золотого монометаллизма - золотомонетного стандарта - рейхсмарку (содержание золота -0.3584 г.).

На время Первой мировой войны золотой стандарт был отменен, а после поражения Германии в ней был введен золотовалютный стандарт (золотодевизный). В период мирового кризиса 1930-х годов был отменен и этот стандарт.

Во время Второй мировой войны Германия перешла на выпуск необеспеченных казначейских билетов. После войны Германия была разделена бывшими союзниками на две части: ФРГ и ГДР. В мае 1949 г. в ФРГ был установлен золотодолларовый стандарт. В 1976 после официальной отмены МВФ золотого паритета немецкая марка потеряла и формальное золотое обеспечение.

С 1 января 2002 г. в ФРГ взамен марки была введена единая европейская валюта. До введения евро регулированием кредитно-денежной политики и эмиссией денег занимался в соответствии с законодательством Немецкий федеральный банк. Он независимо от исполнительной власти планировал денежно-кредитную политику, денежную массу и инфляционную политику.

Денежная система Японии

ВЯпонии (денежная единица - иена) в 1897-1933гг. существо­вал золотой стандарт (золотомонетный). С подготовкой к войне и на время Второй мировой войны он был отменен.

Современными наличными деньгами в Японии служат банкноты номиналом 1000, 6000 и 10 000 иен, а также монеты номиналами 1, 5, 10, 60 и 100 иен. Эмиссию наличных денег осуществляет Банк Японии. Наличные деньги обеспечены активами Банка Японии, включая золотовалютные резервы страны (самые крупные в мире - свыше 400 млрд. дол. в 2002 г.).

В Японии преобладает безналичное денежное обращение. Банк Японии регулирует совокупное денежное обращения с помощью:

Регулирования денежной массы;

Учетной ставки;

Государственных ценных бумаг;

Льготного кредитования коммерческих банков;

Регулирования валютного курса иены;

Золотовалютных резервов;

Прямой государственной помощи коммерческим банкам.

В 1990-х годах экономика Япония испытала длительную полосу рецессии (отрицательные или близкие к нулю темпы прироста ВВП). Банк Японии с целью оживления деловой активности проводил политику дешевых кредитов (нулевая ставка для коммерческих банков) и политику заниженного курса иены для поддержки экспорта. В результате в начале XXI наметился небольшой рост ВВП Японии.

Список литературы

1.Деньги.Кредит.Банки: Учебник для вузов/Е.Ф.Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко /Под ред. Проф. Е.Ф.Жукова – 3-е изд., перераб.и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с. С.115-132

2.Деньги.Кредит.Банки. Под ред. Селищева А.с. – СПб.: Питер, 2007. 432 с. С. 76-84

3.Спицын С. Ф. «Платежная система России – важнейший объект наблюдения и регулирования» Деньги и кредит 8/2008 с.43-46

4. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл.авт.; под ред.засл.деят.науки РФ, д.э.н., проф. О.И.Лаврушина. – 4-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2006. – 560 с. С.56-78.