Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Строительная отрасль - один из главных катализаторов экономического развития Российской Федерации. Правительство активно инвестирует в нее, а эксперты предсказывают стремительный рост строительной отрасли в 2015 году, так как государство планирует инвестиций на несколько триллионов рублей в модернизацию и расширение инфраструктуры страны.

Строительная отрасль отличается от промышленности и других отраслей народного хозяйства и обладает специфическими особенностями..

Все особенности строительства как отрасли нами условно подразделены на две группы, представленные в таблице 1.

В первую группу входят «Технико-экономические особенности (ТЭО)» , которые определяются техническими особенностями строительного производства и строительной продукции.

Ко второй группе относятся «Организационно-экономические особенности (ОЭО)». Они определены условиями постройки, характером управления и организации строительства, а также принадлежностью и назначением строящихся объектов.

Таким образом, первая группа отличительных особенностей - технико-экономические - обусловлены наличием специфики строительной продукции и строительного производства от других отраслей народного хозяйства.

Отличительные особенности строительной продукции по сравнению другими отраслями народного хозяйства кроются в том, что строительная продукция:

Имеет территориальную привязку к месту производства: неподвижна и закреплена территориально(каждое здание сооружается на специально отведенной площади в соответствии с планом городской застройки или схемой застройки территории);

Многообразна (не существует одинаковых зданий, даже жилые дома, строящиеся по типовым проектам, различны между собой отделкой, фундаментом и другими конструкциями);

Имеет большие размеры;

Сложна и многодетальна (номенклатура применяемых в строительстве деталей, материалов, конструкций достигает многих сот наименований);

Материалоемка и имеет большой вес (материальные затраты в стоимости строительства зданий достигает 70% и более);

Носит индивидуальный характер (каждый объект или комплекс строительных работ осуществляется по отдельному проекту);

Капиталоемка и требует больших единовременных затрат инвестиционных ресурсов;

Значительный объем незавершенного производства, переходящий в следующий финансовый период;

Имеет длительный срок полезного пользования, срок службы, а следовательно и низкий процент, отражающий физический износ строительной продукции (средний срок эксплуатации строений около пятидесяти лет);

Основные особенности строительного производства следующие:

Длительный производственный цикл;

Работа на открытом воздухе

Существенное влияние климатических и погодных условий;

Зависимость от местных условий (гидрогеологических,геологических, сейсмологических, климатических и других);

Передвижной характер работ (непрерывное перемещение производственной базы и рабочих с одной строительной площадки на другую);

Необходимость освоения вновь созданных производственных мощностей (доведение уровня продукции до заданного или проектного уровня).

Выше представленные отличительные черты отрасли строительства в целом, в том числе строительного производства и продукции наглядно можно представить в сравнительной таблице 1.

К организационно-экономическим особенностям строительной отрасли можно отнести следующие:

Строительство на заказ, так как практически на каждый строящийся объект или выполняемый комплекс работ заключается договор строительного подряда, то есть заранее известен потребитель строительной продукции;

Большое число участников строительной деятельности - в создании любого объекта принимают участие инвесторы, заказчики, проектировщики, генподрядчики и субподрядчики;

Многообразие хозяйственных связей строительства с другими отраслями народного хозяйства - строительство невозможно без поставок разнообразных материалов, деталей, конструкций, технологического оборудования, строительных и дорожных машин и механизмов, услуг различных сервисных и обслуживающих предприятий и др.;

Степень освоенности застраиваемой территории (строительство может вестись в городской черте, в удаленных от производственной и коммунальной инфраструктуры районах, в зонах пионерного освоения территорий);

Необходимость комплексного строительства (производственные объекты с жильем, жилье - с благоустройством, социальными, культурно-бытовыми и образовательными учреждениями и т.п.);

Особенности отраслей, для которых сооружаются объекты (например, сельское хозяйство, дороги, аэродромы и т.п)

Таблица 1 - Классификация особенностей строительства

ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Технико-экономические

Организационно - экономические

Особенности строительной продукции

Особенности строительного производства

Строительство на заказ

Неподвижна и территориально закреплена

Длительность производственного цикла

Большое количество участников

Имеет большие размеры

климатических и погодных условий

Многообразие

хозяйственных связей с другими отраслями народного хозяйства

Многообразна

Зависимость от местных условий

Степень освоенности застраиваемой территории

Многодетальна и сложна

Передвижной характер ведения работ

Необходимость

комплексной застройки территории

Материалоемка и имеет большой вес

Необходимость освоения вновь созданных производственных мощностей

Следует учитывать особенности отрасли и производств, для которых строятся объекты и производственные мощности

Имеет индивидуальный характер

Капиталоемка

Имеет длительный срок службы

Высокая степень нестабильности и неопределенности условий функционирования российских предприятий, в том числе и строительных, вызывает необходимость пересмотра содержания капитала и структуры его элементов. Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе финансового управления предприятием.

Соотношение элементов собственного и заемного капитала значительно варьируется в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, что объясняется несколькими причинами:

1) при принятии решений о финансировании руководство организации ориентируется на среднеотраслевые значения коэффициентов финансового «левериджа», идентично формируя собственную структуру капитала;

2) организации подвергаются воздействию общих, зачастую скрытых отраслевых факторов (конкуренция, особенности товарного рынка и др.), влияющих на решения по финансированию;

3) структура капитала отражает такие особенности, как тип активов, деловой риск, используемые технологии, жесткость регулирования и пр.

Строительные организации зарубежных стран в основном используют для финансирования своей деятельности собственные средства. В России же иначе обстоят дела. Как мы знаем, отличительная черта строительной отрасли - высокая цена возводимого объекта. Это ограничивает существенно возможности организаций строительства в использовании внутренних источников, основу которого составляет акционерное финансирование. Увеличение собственного капитала происходит главным образом за счет чистой прибыли.

Небольшой период существования российских строительных фирм, образование большей части которых приходится на середину 90-х гг. прошлого столетия, вялотекущий строительный процесс и применение устаревших строительных технологий, не обеспечивающих достаточную норму прибыли, существенный рост цен на строительные материалы, а также смещение ориентиров в спросе в сторону более качественного жилья привели к значительному превышению стоимости возводимых жилых объектов над объемом имеющихся в распоряжении строительных организаций собственных средств. Преимущества использования собственного капитала в строительстве очевидны. Однако, как показывает практика, собственных средств достаточно лишь для возведения фундамента дома.

В зависимости от назначения строящихся объектов различают следующие виды строительства:

Промышленное (заводы, фабрики)

Транспортное (дороги, линейные объекты, мосты, тоннели)

Гражданское (жилые дома, общественные здания, торговые комплексы, склады)

Военное (объекты военного назначения)

Гидротехническое (плотины, дамбы, каналы, берегоукрепительные сооружения и устройства, водохранилища)

Гидромелиоративное (системы орошения, осушения)

Сельскохозяйственное (объекты сельского хозяйства)

Основные экономические показатели, характеризующие развитие отрасли. Сравнение с показателями по РФ, Приволжскому округу и Оренбургской области.

Таблица 2 - Объем работ, выполненных собственными силами, млн. руб.

Рисунок 2 - Объем работ, выполненных собственными силами, млн. руб.

Таблица 3 - Распределение объема работ, выполненных организациями различных форм собственности, %

Приволжский

федеральный округ

Оренбургская область

Рисунок 3 - Распределение объема работ, выполненных организациями различных форм собственности в РФ, %

Таблица 4 - Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", сопоставимых ценах, к соответствующему периоду предыдущего года, январь

Таблица 5 - Индекс физического объема инвестиций в основной капитал крупных организаций, процент, январь

Статистические данные строительной отрасли.

Таблица 7 - Число действующих строительных организаций, шт.

Рисунок 4 - Число действующих строительных организаций, шт.

Таблица 8 - Основные фонды организаций, осуществляющих деятельность в строительстве, %

Основные фонды - всего

в том числе:

здания и сооружения

машины и оборудование

транспортные средства

прочие виды основных фондов

Таблица 9 - Наличие и состояние основных строительных машин на 01.01.15

Всего, тыс.шт

Из общего количества машин, процентов

Машины с истекшим сроком службы

Машины зарубежного производства

Экскаваторы одноковшовые

Скреперы

Бульдозеры на тракторах

Краны башенные

Краны на автомобильном ходу

Краны на пневмоколесном ходу

Краны на гусеничном ходу

Автогрейдеры

Таблица 10 - Средний уровень использования производственных мощностей строительных организаций, %

В IV квартале 2015 г., как и в предыдущих двух, средний уровень загрузки производственных мощностей в отрасли составил 65%. При этом 5% организаций имели уровень загрузки не более 30%, 10% организаций - свыше 90%. Наибольшая доля (34%) строительных организаций использовала мощности от 51 до 60%. У крупных строительных компаний загруженность имеющихся мощностей выше (69%), чем в среднем по отрасли, а у малых организаций - существенно ниже (59%). Наиболее высокий уровень использования производственных мощностей был зафиксирован в строительных организациях Северо-Западного и Уральского федерального округа, а низкий - в Южном федеральном округе

Рисунок 5 - Динамика среднего уровня загрузки производственных мощностей в строительных организациях, %

Рисунок 6 - Динамика среднего уровня загрузки производственных мощностей в строительных организациях федеральных округов Российской Федерации, %

В 2015 году, по итогам проведенных опросов в строительстве, было выявлено существенное снижение по сравнению с 2014 г. среднегодового балансового значения оценки изменения занятости ((-16%) против (-10%)). Сжатие спроса на подрядные работы в IV квартале 2015 г. негативным образом отразилось на состоянии отраслевого рынка труда, тенденция к сокращению численности занятых в отрасли не только сохранилась, но и по сравнению с предыдущим кварталом интенсивность ее ускорилась. Так, доля компаний, в которых увольняли персонал, составила 32% (кварталом ранее - 27%), а доля фирм, в которых штаты расширялись, - 11%. Более половины руководителей строительных организаций (57%) не занимались в текущем квартале рекрутинговой деятельностью. В итоге баланс оценки предпринимателями изменения показателя составил (-21%), столь низкое значение было характерно для середины 2010 г.

В 2015 г. отмечалось ослабление влияния такого фактора, как «недостаток квалифицированных рабочих». Так, в начале года 19% руководителей жаловались на дефицит профессиональных кадров. В текущем квартале таковых было 14%, что ниже оценки предшествующего квартала на 1 п. п.

Рисунок 7 - Динамика оценок изменения численности занятых в строительных организациях

В 2015 году, по итогам проводимых опросов в строительстве, было зафиксировано значительное снижение по сравнению с предыдущим годом среднегодовой балансовой оценки изменения такого показателя финансовой деятельности организаций, как обеспеченность собственными финансовыми ресурсами ((-16%) против (-6%) годом ранее). В текущем квартале в отрасли продолжилась отрицательная динамика обеспеченности собственными финансовыми ресурсами и при этом темпы сокращения показателя не- сколько замедлились. Доля предприятий, в которых обеспеченность собственными средствами ухудшилась, составила 27%, а доля компаний, в которых она улучшилась, - 9%, практически шесть (61%) из десяти респондентов отметили, что ситуация с собственными финансовыми средствами по сравнению с предшествующим кварталом не изменилась. В итоге баланс оценки изменения показателя составил (-18%), что относительно лучше значения предшествующего квартала на 1 п. п. Последний раз столь низкое значение показателя было зафиксировано в конце 2009 г. строительный продукция хозяйство собственность

В группах строительных организаций с различной численностью занятых в оценках изменения данного показателя финансовой деятельности преобладали негативные мнения. Так, в крупных строительных фирмах балансовое значение показателя составило (-14%), а в малых организациях существенно ниже - (-24%). В 2015 году значительно улучшилась по сравнению с предыдущим годом среднегодовая балансовая оценка изменения прибыли (12% против 6% годом ранее). По итогам опроса, в текущем квартале положительная динамика оценки прибыльности подрядных организаций сохранилась, при этом в отрасли наблюдалось ускорение темпов ее роста. Доля участников опроса, заявивших об увеличении по сравнению с предыдущим кварталом прибыли своих компаний, составила 17%. Об уменьшении данного показателя сообщили 6% руководителей. Три четверти участников опроса отметили, что доходность их бизнеса осталась на уровне предшествующего квартала. В результате баланс оценки изменения показателя со- ставил (+11%), что выше оценки предшествующего квартала на 4 п. п. В отчетном квартале во всех группах строительных компаний, независимо от численности работающих в них, преобладали позитивные настроения относительно изменения при- были. Ускорение темпов роста дохода наблюдалось как в крупных компаниях (балансовое значение показателя составило +13% против +9% кварталом ранее), так и в малых организациях (+7% против +5%). В IV квартале 2015 г. лидером негативного влияния на деятельность строительных организаций респонденты назвали фактор «высокий уровень налогов», при этом его распространенность по сравнению с III кварталом возросла на 5 п. п.

Рисунок 8 - Динамика оценок изменения прибыли и обеспеченности собственными финансовыми ресурсами в строительных организациях

Из всего комплекса проблем, лимитирующих деятельность строительного бизнеса в IV квартале 2015 г., участники опроса особо выделили финансовые: «высокий уровне налогов», «высокая стоимость материалов, конструкций и изделий», «неплатежеспособность заказчиков», «недостаток финансирования». Кроме финансовых факторов, более четверти (27%) респондентов отметили недобросовестную конкурентную борьбу за новые заказы.

Главным среди сдерживающих деятельность строительных организаций факторов в текущем квартале, как и ранее, был высокий уровень налоговой нагрузки. Кроме того, его негативное воздействие усилилось (40 против 35% кварталом ранее). Трое (33%) из десяти предпринимателей пожаловались на «высокую стоимость материалов, конструкций и изделий», в предшествующем квартале таких было на 3 п. п. меньше. Практически трое (31%) из десяти представителей строительного бизнеса посетовали на «неплатежеспособность заказчиков». Более четверти (26%) участников опроса волновало недостаточное финансирование. Согласно результатам опроса, возросла частота упоминания такого фактора, как «недобросовестная конкуренция со стороны других строительных фирм» (27 против 24% кварталом ранее). Пятый квартал подряд снижается оценка влияния такой проблемы, как дефицит квалифицированных рабочих.

В отчетном периоде недостаток квалифицированного персонала беспокоил 14% предпринимателей. В IV квартале 2015 г. доля руководителей, заявивших об отсутствии ограничительных факторов в деятельности своих подрядных организаций, уменьшилась по сравнению с пред- шествующим кварталом вдвое (4%).

В группах строительных организаций с различной численностью занятых мнения о влиянии лимитирующих производственную деятельность факторов распределились следующим образом:

Негативное воздействие налогового пресса отмечали представители строительного бизнеса, как из малых компаний, так и из крупных (37 и 39% соответственно);

Высокая стоимость стройматериалов, конструкций и изделий более беспокоила предпринимателей из малых фирм, чем крупных (37 и 32% соответственно);

Распространенность такого явления, как неплатежеспособность потребителей, осложняла деятельность, как малых, так и крупных организаций (36 и 29%);

На недобросовестную конкуренцию со стороны других строительных фирм чаще ссылались руководители малых строительных фирм, чем крупных (31 и 24% соответственно);

Недостаток финансирования острее ощущали участники опроса из крупных организаций, чем из малых (30 и 21% соответственно);

Дефицит заказов на подрядные работы оставался более актуальной проблемой для малых организаций, чем крупных (19 и 12% соответственно).

Рисунок 9 - Динамика оценок факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций

Самое высокое место в бизнес-рейтинге среди крупных частных строительных фирм в 2014 году заняла компания «Стройгазконсалтинг». Аналитики журнала Forbes поместили ее на 21 строчку. Выручка этой строительной компании за 2014 год составила 259,7 млрд. рублей. Штаб квартира ее находится в Москве, а численность персонала, по данным Forbes, составляет 66 тысяч человек.

Третье место в списке самых крупных строительных компаний России в 2015 году и 46-е в рейтинге Forbes досталось еще одному московскому предприятию - «Мостотрест». За 2014год выручка фирмы, где трудятся 25 900 человек, составила 116,7 млрд. рублей.

В топ-5 рейтинга самых крупных строительных компаний России, составленного на базе рейтинга Forbes, попали также такие фирмы как «Ташир» и «СУ-155» (55 и 60 места в списке Forbes соответственно). Компания «Базовый элемент» только шестая (64 в рейтинге Forbes).

Название строительной компании

Выручка в 2014 г, млрд. руб.

Штаб-квартира строительной компании

Стройгазконсалтинг

Стройгазмонтаж

Мостотрест

Базовый элемент

Ренейссанс Констракшн

Москва, Санкт-Петербург

Росинжиниринг

Группа ЛСР

Санкт-Петербург

Среди крупнейших компаний Оренбургской области можно выделить следующие компании: ЗАО "ВАЛЕРА", ООО "Группа компаний Лист", ОАО "Оренбурггражданстрой", ООО "Уральский Строительный Комплекс-2", ООО "Промышленный Строительный комплекс".

Мировой объём производства строительных материалов и капитального строительства вырастет в предстоящие полтора десятка лет на 85% и достигнет уровня 15,5 трлн. американских долларов. 70% этого роста придётся на восемь стран - КНР, США, Индию, Индонезию, Великобританию, Мексику, Канаду и Нигерию. Такой прогноз глобальному строительному рынку даёт отчёт «Мировое строительство», подготовленный Global Construction Perspectives и Oxford Economics при спонсорстве компании «WorldBuild».

В исследовании особо отмечен строительный рынок Индии, которая уже к 2021 году может потеснить Японию с третьей позиции на мировом отраслевом рынке. Аналитики связывают это со стремительной урбанизацией страны, второй в мире по численности населения. Для удовлетворения растущего спроса Индии в ближайшие 15 лет надо построить не менее 170 млн капитальных жилых домов.

Напомним, что MosBuild проводится в Экспоцентре на Красной Пресне с 1994 года, и каждый год привлекает внимание более 2000 компаний, бизнес которых связан с капитальным строительством, промышленностью строительных материалов, архитектурой, дизайном и отделкой помещений.

Строительная отрасль России характеризуется рядом уникальных рисков, которые создают проблемы для международных строительных компаний, работающих на российском рынке. Высокую оценку в России получают следующие риски: риск задержки с подписанием договоров, риск получения постановлений и разрешений, риск несвоевременной оплаты по контракту, риск финансовой неудачи с любой стороны. С точки зрения управления рисками, восприятие компанией индивидуальных рисков важно на уровне проекта для традиционного выявления рисков и управления проектами. Однако закономерности в этих рисках также характеризуют деловую среду, в которой компании должны работать на уровне отрасли. Несмотря на то, что выявление рисков, их картирование и анализ является относительно обычными процессами на других, более развитых рынках строительства, на сегодняшний день на российском рынке они во внимание почти не принимаются.

В условиях современной рыночной экономики существует ряд особенностей, свойственных строительной отрасли и непосредственно влияющих на предприятия, работающие в данной сфере.

К таким особенностям можно отнести:

Стабильный рост стоимости объектов строительства;

Длительный инвестиционно-производственный цикл;

Высокая степень государственного регулирования;

Устойчивость спроса на строительную продукцию и услуги;

Высокая себестоимость строительных работ;

Выполнение строительных работ осуществляется в четком соответствии с проектно-сметной документацией;

Размещение государственных заказов на строительные услуги через систему электронных аукционов.

Безусловно, такие особенности как рост стоимости земли и объектов строительства, а также наличие постоянного и обширного спроса на строительную продукцию и услуги обуславливают высокую привлекательность рынка строительных услуг. Однако, остальные особенности не столь однозначны и многие из них являются источниками актуальных проблем современной российской строительной отрасли.
Одной из таких проблем является трудность выхода на рынок строительных услуг для малых предприятий. Высокая длительность инвестиционно-производственного цикла, а также высокие затраты на производство
строительных работ требуют значительных капиталовложений, которые зачастую непосильны для малого бизнеса.

Высокий уровень бюрократизации и крайне невыгодные условия государственных закупок в строительной сфере еще сильнее усугубляют эту проблему.

Так как повлиять на капиталоёмкость и длину производственного цикла строительства без введения новых научно-технических решений практически невозможно, для решения данной проблемы следует обратить внимание на государственное регулирование строительной отрасли и создание более благоприятных условий для выполнения государственных заказов малыми предприятиями.

На сегодняшний день для выполнения большинства государственных строительных заказов подрядная организация не получает какого-либо аванса. Более того, строительная организация обязана внести на счет заказчика обеспечение выполнения муниципального контракта в размере до 30 % от его стоимости, либо предоставить безотзывную банковскую гарантию на аналогичную сумму. В первом случае предприятию приходится отвлечь из своего оборота значительную сумму капитала, во втором - нести дополнительные затраты на оплату услуг банка. В случае с малыми предприятиями ситуация усугубляется сильно ограниченными финансовыми возможностями и более высокой стоимостью банковской гарантии, либо невозможностью её получить.

Таким образом, отказ от требования обеспечения муниципальных контрактов является хорошим и доступным вариантом повышения привлекательности строительного сектора для субъектов малого предпринимательства.

Еще одной актуальной проблемой для современного российского рынка строительных услуг является низкое качество проектно-сметной документации. Повсеместно распространены ошибки в проектах, неучтенные виды работ и строительные материалы в сметах, несоответствие сметных цен рыночным. Основными причинами, снижающими качество проектно-сметной документации, являются низкая квалификация специалистов-проектировщиков, инженеров-сметчиков, низкий уровень принимаемых архитектурных решений, а также отсутствие контроля качества проектной документации со стороны её заказчиков, в том числе государственных и муниципальных. Таким образом, для улучшения качества строительной документации необходимо повышать квалификацию специалистов и усиливать контроль за разработкой проектно-сметной документации со стороны заказчика.

Говоря о проблемах строительной отрасли Российской Федерации, нельзя не отметить проблем, связанных с существующей системой распределения государственных и муниципальных строительных заказов на электронных аукционах. На сегодняшний день данный способ размещения заказов является основным для государственных закупок и, как следствие, абсолютное их большинство осуществляется именно через систему электронных торговых площадок. Право на выполнение государственного заказа получает подрядная организация, предложившая в ходе аукциона наименьшую цену на выполнение работ, указанных в контракте.

Несмотря на то, что количественно преимущества перевешивают недостатки, последние приводят к значительным и даже глобальным проблемам в строительной отрасли и российской экономике в целом.
Во-первых, при использовании цены как единственного критерия оценки потенциального подрядчика, такие важнейшие для заказчика аспекты как качество выполняемых работ и используемых в производстве материалов, наличие у организации-подрядчика опыта выполнения аналогичных работ, гарантийные сроки и сроки выполнения работ не учитываются.
Во-вторых, для выживания на конкурентном рынке и возможности предложить самую низкую цену в ходе торгов, строительным организациям приходится либо работать себе в убыток, либо идти на экстремальное снижение своих издержек - использовать неквалифицированную рабочую силу, экономить на материалах, заменяя их на самые дешевые аналоги низкого качества, использовать устаревшую технику и производственные технологии, выплачивать «серую» заработную плату и уходить от уплаты налогов.

Данная проблема глобальна и характерна не только для строительной отрасли, но и для российской экономики в целом.

Одним из вариантов решения данных проблем является изменение критериев оценки подрядных организаций для выполнения государственных и муниципальных заказов. Стоит рассматривать не предлагаемую подрядчиком цену, а качественные и количественные характеристики предлагаемых работ в совокупности: используемые материалы и техника, производственные технологии, сроки гарантийных обязательств, квалификация специалистов, профессионализм и опыт выполнения аналогичных заказов и т.д. Оценивать организации по нескольким критериям одновременно поможет балльная система, которая применяется при проведении строительных конкурсов. Преимущество данной системы в том, что она учитывает все факторы, которые интересуют заказчика и при этом оставляет ему возможность для расстановки приоритетов - при проведении конкурса заказчик сам определяет «вес» баллов той или иной категории характеристик предлагаемых услуг (стоимость работ, сроки их выполнения, гарантийные обязательства, наличие опыта и т.д.).

Подводя итоги, можно выделить следующие актуальные проблемы строительной отрасли в Российской Федерации:

Сложность выхода на рынок строительных услуг и успешного функционирования на нем для малых предприятий;

Наличие значительных административных барьеров в отрасли;

В среднем низкое качество проектно-сметной документации и, как следствие, выполняемых в соответствии с этой документации строительных работ;

Несовершенство системы государственных заказов через систему электронных аукционов

Для решения обозначенных выше проблем предлагаются предпринять следующие меры:

Отказ от требования финансового обеспечения государственных и муниципальных контрактов со стороны подрядчика;

Повышение квалификации специалистов, занимающихся составлением проектно-сметной документации, введение контроля качества над выпускаемой документацией со стороны её заказчиков;

Замена исключительно ценовой оценки предложений на электронных аукционах на балльную оценку по различным критериям, наиболее интересующим заказчика (качество, сроки, стоимость, гарантийные обязательства и т.д.).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие строительства как отрасли народного хозяйства. Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих ее. Сущность инвестиционной политики. Экономико-статистическая оценка современного состояния строительной сферы и перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2016

    Динамика строительства жилья и коммерческой недвижимости в Российской Федерации. Рейтинг регионов по строительству. Взаимосвязь с другими отраслями. Лидеры строительной отрасли, ее развитие в г. Екатеринбурге и Свердловской области. Прогноз объемов жилья.

    научная работа , добавлен 18.05.2015

    Расчет цены реализации строительной продукции, потерь подрядной организации от инфляции и запаздывания платежей за выполненные работы. Составление акта приёмки выполненных работ. Порядок определения плановой себестоимости строительно-монтажных работ.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2010

    Характеристика народного хозяйства Российской Федерации, особенности его структуры и основные перспективы. Классификатор отраслей народного хозяйства. Анализ современного состояния народного хозяйства. Модернизация собственности и финансовой системы.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Деятельность ОАО "СтройГрант" в условиях рыночной экономики. Форма собственности и формирование уставного капитала. Календарный план строительства объектов. Распределение работ по кварталам. Планирование себестоимости, прибыли и уровня рентабельности.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2014

    Оценка эффективности использования основных фондов в строительстве. Амортизация основных фондов. Определение сметной стоимости строительно-монтажных работ и производительности труда. Прибыль и рентабельность работы предприятий строительной отрасли.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Составление локальной сметы на общестроительные работы для объекта - прачечной в г. Молодечно. Расчет цены реализации строительной продукции. Стоимость работ в базисном уровне цен. Образование и распределение прибыли. Целесообразный вариант кредитования.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2012

    Взаимосвязь собственности с другими вопросами экономики. Становление и развитие собственности. Собственность как экономическая категория. Особенности приватизации. Характеристика, организационно-правовая форма и роль формы собственности в ООО ПКФ "ЭФА".

    дипломная работа , добавлен 27.09.2008

    Общая характеристика фирмы ЗАО "MOROZOFF Inс.". Составление структуры строительной организации. Расчет себестоимости продукции, прибыли и уровня рентабельности строительной организации. Перспективы развития строительной организации на будущие годы.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2011

    Теоретические основы и функции финансово-кредитного механизма, основные понятия. Ситуация с финансированием жилищного строительства в России. Финансово-кредитный механизм жилищной ипотеки. Перспективы развития строительной отрасли России в целом.

1

Эффективность функционирования строительных компаний в рыночных условиях во многом зависит от своевременного разрешения возникающих проблем. Ответственным моментом является своевременное определение проблем, требующих разрешения. Только после точного установления проблемы может быть разработан план исследования с целью получения необходимой информации. Проект плана исследования рыночной конъюнктуры, конкурентной среды, прогнозных показателей и другого во многом зависит от того, что известно о проблеме.

Если не известно почти ничего (особенно при выводе на рынок новой строительной продукции), то наиболее эффективным будет разведочное исследование, при проведении которого необходимо проявить гибкость, готовность следовать интуиции в отношении возможной тактики исследования. В определение проблемы входят выявление симптомов, четкое изложение возможных причин и выявление всех действий, которые может предпринять управляющий маркетингом для решения проблем. Проблемы реализации продукции строительной организации во многих случаях связаны с действиями конкурентов, поведением потребителей, изменениями в деятельности самой организации, окружающей среды и другими факторами.

Если проблема сформулирована точно, необходимо проводить исследования, в которых используются эксперименты по установлению причинно-следственных взаимоотношений.

Существует три основных источника проблемы управления процессом экономического развития строительной организации: непредвиденные изменения, спланированные изменения и интуиция в форме новых идей.

К непредвиденным изменениям, создающим проблемы, можно отнести изменения во внешней среде, в которой работает фирма. От внешней среды строительная фирма всегда может ожидать как неприятностей, так и благоприятных изменений.

Не все изменения относятся к категории непредвиденных. Многие из них спланированы. Большинство фирм старается расширить свое влияние, рыночную долю и с этой целью планирует различные мероприятия - выпуск новой продукции, более эффективное ценообразование, рекламу и прочее.

К третьим источникам рыночных проблем или благоприятных возможностей является интуиция или случайные идеи. Независимо от того, как возникает проблема или возможность, для разрешения большинства из них требуется дополнительная информация.

Рыночные условия заставляют строительные организации искать наиболее современные формы управления строительным процессом, готовить специалистов, способных реально оценивать сложившуюся в экономике и управлении ситуацию.

Методологически важно видеть связь между объективными и субъективными факторами, влияющими на возникновение проблем, так как они очень тесно связаны между собой. К субъективным факторам, как правило, относят те, которые не зависят от деятельности хозяйствующего субъекта, а объективные, напротив, непосредственно связаны с производственной деятельностью строительной организации. В практической деятельности строительной фирмы объективные и субъективные факторы выступают как взаимопроникающие и взаимодействующие стороны одного и того же явления.

Рисунок 1 . Классификация основных проблем эффективного функционирования компаний

в инвестиционно-строительной сфере

Строительная компания имеет проблемы нескольких уровней, которые можно сгруппировать по следующим признакам: выживания (положительности финансовых потоков); поиска партнеров; эффективного управления; социального микроклимата; организации творческого труда; интегрированного взаимодействия всех подсистем.

Динамика финансово-хозяйственного состояния многих строительных организаций позволяет говорить о наличии следующих проблем, тем или иным образом касающихся управления строительным производством:

  • неспособность многих руководителей мелких строительных организаций самостоятельно вести эффективную финансово-хозяйственную деятельность;
  • вымывание оборотных средств за счет децентрализации и разукрупнения строительных организаций;
  • резкое снижение квалифицированного обслуживания строительного процесса;
  • снижение эффективности финансовых расчетов;
  • резкое снижение инвестиций в производственную и социальную сферы за счет средств государства.

Все это способствует дальнейшему дроблению, ликвидации старых и созданию новых небольших строительных организаций. Структура большинства строительных организаций позволяет реализовать небольшие или в лучшем случае средние проекты, что создает предпосылки для резкого изменения формирования управленческих структур в строительном комплексе. (рис. 1).

На наш взгляд, основными проблемами строительных организаций в современных рыночных условиях являются:

  • спад объемов продаж;
  • снижение платежеспособного спроса,
  • открытие внутренних рынков для импорта;
  • необходимость работы с монополистами, в частности - при закупке сырья;
  • нехватка оборотных средств;
  • перегруженность информационными потоками;
  • динамичная и не всегда предсказуемая смена обстановки и правил игры;
  • заниженные курсы акций;
  • трудности с получением кредита;
  • необходимость работы в условиях бартерных расчетов и взаимозачетов.

Работа представлена на VI научную конференцию с международным участием «Успехи современного естествознания», 27-29 сентября 2005г. ОК "Дагомыс" (Сочи). Поступила в редакцию 04.10.2005г.

Библиографическая ссылка

Омаров М.М. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 9. – С. 103-104;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6637 (дата обращения: 15.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ключевые слова

КОНТРОЛЬ; КАЧЕСТВО / ИНЖЕНЕР / СТРОИТЕЛЬСТВО / ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ / СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ / ПРОБЛЕМА / МОНИТОРИНГ / ОБСЛЕДОВАНИЯ / НАРУШЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ЗАКАЗЧИК / CONTROL / QUALITY / ENGINEER / CONSTRUCTION / ARTIFICIAL CONSTRUCTIONS / BUILDING AND CONSTRUCTION WORKS / PROBLEM / MONITORING / INSPECTIONS / VIOLATIONS / TECHNICAL SUPERVISION / CUSTOMER

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы - Дмитриев Александр Сергеевич, Квитко Александр Владимирович

Контроль качества работ в строительстве-это слова, знакомые каждому инженеру . Но все ли должным образом разбираются и, что самое главное, применяют это на практике? В этой статье я попытался разобраться с этим вопросом. Статья основана на моем личном опыте и наблюдениях за строительным процессом, будучи непо-средственным его участником. В ней приведены основные узловые моменты в данной сфере строительства , трудности, сопровождающие ее в современном мо-стостроении, а так же основные пути для решения проблемы контроля качества. Вместе с контролем качества попутно рассмотрена тема мониторинга искусствен-ных сооружений и актуальности ее применения в более широких форматах, чем это ведется в настоящее время. Не обойден стороной и вопрос взаимоотношений между техническим надзором заказчика и подрядчиками. В разобранном в конце статье отвлеченном примере я постарался провести прямую зависимость итогового качества работ и длины жизненного цикла от контроля качества работ на этапе строительства . Также параллельно с этой зависимостью проведена мысль о допол-нительных трат времени и ресурсов на устранение этих замечаний и дефектов.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре, автор научной работы - Дмитриев Александр Сергеевич, Квитко Александр Владимирович

  • Современные направления информационного моделирования в аспекте дорожно-транспортного строительства

    2017 / Кожевников М.М., Гинзбург А.В., Кожевникова С.Т.
  • Задачи обеспечения качества процессов строительства

    2012 / Белов Александр Вячеславович
  • Моделирование и оценка зарубежного опыта повышения качества строительных работ и услуг хозяйствующих субъектов

    2015 / Романова А.И., Добросердова Е.А.
  • Концепция контроля качества организации строительных процессов при проведении строительного надзора на основе использования информационных технологий

    2019 / Топчий Д.В., Токарский А.Я.
  • Разработка организационно-технологических решений в строительстве с использованием технологий информационного моделирования (тим)

    2016 / Вайсман Станислав Михайлович, Байбурин Альберт Халитович
  • Контроль качества работ при содержании, ремонте и реконструкции мостов

    2006 / Шестериков В.И.
  • Порядок проведения контроля в строительстве

    2016 / Ковалёва А.М., Семёнов А.С., Ряховский Ю.А.
  • Управление качеством как эффективный инструмент регулирования конкурентной позиции строительной продукции на рынке

    2018 / Левицкий Тимур Юрьевич, Эсетова Аида Махмудовна
  • Современное обеспечение эффективного управления реализации авторского надзора в проектных организациях

    2017 / Самофеев Никита Святославович, Гареева Земфира Анисовна
  • Потенциал эффективности комплексной оценки качества строительства от этапа проектирования до ввода объекта в эксплуатацию

    2019 / Савушкина Т.Ю., Зенов В.С., Зеленцов А.С., Лапидус А.А.

Problems of quality control of works in modern construction

Quality control of works in construction are the words familiar to each engineer . Whether but all properly understand and, what the most important, put it into practice? In this arti-cle I tried to deal with this question. Article is based on my personal experience and su-pervision over construction process, being its direct participant. In it the main focal points are given in this sphere of construction , the difficulties accompanying it in a modern bridge building, and also main ways for a solution of the problem of quality control . To-gether with quality control the subject of monitoring of artificial constructions and rele-vance of its application in wider formats is in passing considered, than it is conducted now. Also the question of relationship between technical supervision of the customer and contractors isn"t avoided. In the abstract example sorted at the end to article I tried to car-ry out direct dependence of total quality of works and length of life cycle on quality con-trol of works at a construction stage. Also in parallel with this dependence the thought about an additional waste of time and resources on elimination of these remarks and de-fects is carried out.

Текст научной работы на тему «Проблемы контроля качества работ в современном строительстве»

УДК 69.007-05

Проблемы контроля качества работ в современном строительстве

Дмитриев А.С., Квитко А.В.

Аннотация: Контроль качества работ в строительстве-это слова, знакомые каждому инженеру. Но все ли должным образом разбираются и, что самое главное, применяют это на практике? В этой статье я попытался разобраться с этим вопросом. Статья основана на моем личном опыте и наблюдениях за строительным процессом, будучи непосредственным его участником. В ней приведены основные узловые моменты в данной сфере строительства, трудности, сопровождающие ее в современном мостостроении, а так же основные пути для решения проблемы контроля качества. Вместе с контролем качества попутно рассмотрена тема мониторинга искусственных сооружений и актуальности ее применения в более широких форматах, чем это ведется в настоящее время. Не обойден стороной и вопрос взаимоотношений между техническим надзором заказчика и подрядчиками. В разобранном в конце статье отвлеченном примере я постарался провести прямую зависимость итогового качества работ и длины жизненного цикла от контроля качества работ на этапе строительства. Также параллельно с этой зависимостью проведена мысль о дополнительных трат времени и ресурсов на устранение этих замечаний и дефектов.

Ключевые слова: Контроль; качество; инженер; строительство; искусственные сооружения; строительно-монтажные работы; проблема; мониторинг; обследования; нарушения; технический надзор; заказчик.

Problems of quality control of works in modern

Dmitriev A.S., Kvitko A.V.

Annotations: Quality control of works in construction are the words familiar to each engineer. Whether but all properly understand and, what the most important, put it into practice? In this article I tried to deal with this question. Article is based on my personal experience and supervision over construction process, being its direct participant. In it the main focal points are given in this sphere of construction, the difficulties accompanying it in a modern bridge building, and also main ways for a solution of the problem of quality control. Together with quality control the subject of monitoring of artificial constructions and relevance of its application in wider formats is in passing considered, than it is conducted now. Also the question of relationship between technical supervision of the customer and contractors isn"t avoided. In the abstract example sorted at the end to article I tried to carry out direct dependence of total quality of works and length of life cycle on

quality control of works at a construction stage. Also in parallel with this dependence the thought about an additional waste of time and resources on elimination of these remarks and defects is carried out.

Keywords: Control; quality; engineer; construction; artificial constructions; building and construction works; problem; monitoring; inspections; violations; technical supervision; customer.

В эпоху возрастающего восприятия необходимости рационального, а главное качественного строительства транспортной инфраструктуры, как никогда ранее встает вопрос об оптимизации системы контроля качества при возведении этих самых объектов дорожного комплекса. Однако, при этом возникнет ряд проблем, решение которых требуется незамедлительно.

Да, бесспорно, сейчас многие крупные фирмы активно развивают штат отдела контроля качества работ своего филиала и субподрядчиков. При этом, некоторые из них готовы вкладывать деньги в развитие этого самого штата и обучение сотрудников последним нормам и стандартам, действующим ныне на территории нашего государства. Это, безусловно, важный шаг в решении вопросов контроля качества строительно-монтажных работ.

К сожалению, обучение персонала вопросам качества СМР на объекте могут позволить себе в настоящее время только крупные фирмы. Для небольших фирм это считается непозволительной роскошью и первая проблема контроля качества СМР заключается именно в этом. Решить ее без обоснованной законодательной базы практически невозможно. Здесь следует обозначить и вторую проблему, которая распространена в строительных организациях-очень часто инженер по качеству выполняет работу не входящую в круг его прямых обязанностей и привлекается в помощь инженерно-техническому составу ПТО (оформление всевозможных актов, разработку ППР и технологических карт, оформление геодезических схем и т.д.), а иногда по совместительству является инженером ПТО. Решить данную проблему можно только изменив мировоззрение руководящего персонала организации, повернув их «лицом» к контролю качества СМР. Если же этого не произойдет, то на лицо будут все тенденции ухудшения качества СМР в результате отсутствия внутреннего контроля в организации.

Следующая проблема заключается в отсутствии на должном уровне подготовки нижней ступени руководящего состава (мастеров, прорабов) строительной организации в вопросах качества выполнения СМР. К тому же существует зависимость данной категории от среднего руководящего звена, которыми зачастую являются менеджеры, не связанные со стройкой. Им, в первую очередь, нужны такие вещи, как: вы-

полненные в сроки работы (поставленные такими же менеджерами), минимальные затраты на материал, максимальные объемы работ. В результате, зачастую, бездумных действий таких управляющих страдают все сферы непосредственного строительства: в первую очередь-качество работ, затем в зависимости от ситуации зарплата (нарушение технологического регламента не несет никаких дивидендов для работников), текучка кадров, неверное представление о работе тех или иных структур. В итоге -недоверие со стороны заказчика к подрядчику (потому что мастера и рабочие меняются, а ошибки остаются), отношение к заказчику, как к карательному элементу строительства (приедет технический надзор, найдет нарушения, придерется и потом опять необходимо исправлять). Все это создает неблагоприятную среду для строительства транспортных объектов, значимость которых несомненно велика для развития транспортной инфраструктуры страны.

От проблемы взаимоотношений перейдем к другой, не менее актуальной проблеме-мониторинга искусственных сооружений. Сейчас этот вопрос, бесспорно, поднят на достаточно высокий уровень, однако проблемы имеются и здесь, и заключаются они в следующем:

1). В настоящее время «львиная» доля обследуемых мостов-это мосты, построенные в 60-х-80-х годах прошлого века. Как правило, в выводах по обследованию ставится диагноз о капитальном ремонте или реконструкции таких объектов. Здесь правомочен вопрос: «как и что послужило доведению этих мостов до критического состояния?». Кроме банального ответа «время», других ответов нет. И это потому, что по результатам таких обследований зачастую можно сделать только фактический анализ, а не постепенный. Так почему бы не избежать этих недочетов и не начать мониторинг и обследование искусственных сооружений сразу после их возведения? Для этого необходимо предусмотреть затраты на проведение обследований уже на стадии проектирования в разделе обеспечение жизненного цикла и, кстати, сейчас делаются такие попытки.

2). К обследованию искусственных сооружений привлекаются далеко не специализированные организации, не имеющие в своем штате профильных работников (но имеющих допуск СРО к проведению подобных работ). От непрофессионального подхода страдает качество проводимых обследований.

3). Организации, проводящие тендер или торги на работы по обследованию, порой осуществляют эту работу бездумно, устанавливая нереальные сроки (зависящие от освоения денежных средств) выполнения работ, с непрофессионально составленным техническим заданием, отдавая предпочтения не профессионализму организаций, а ценовому критерию. В результате-некачественно выполненное обследование и как след-

ствие-некачественное выполнение СМР. Это изменит отношение к складывающейся картине о качестве работ, описанной выше. Ведь увеличение срока службы конструкций (в том числе и не только исследуемых) это больше половины успеха в строительстве мостовых сооружений.

Для решения этих проблем должна быть разработана законодательная база, регламентирующая выполнение работ по мониторингу и техническому обследованию искусственных сооружений.

Таким образом, оба вопроса, мониторинг и качество работ, необходимо решать параллельно и не только на законодательном уровне. Качество работ-увеличение (или создание) штата инженеров по качеству в приказном порядке (с объяснением руководителям организации в необходимости таковых), повышение квалификации этого самого штата, составление верных должностных инструкций, где не менее 70 процентов рабочего времени должно уходить именно на контроль качества работ, правильная постановка данных сотрудников в иерархической структуре организации и адекватного отношения других сотрудников к ним. Ведь главная цель государственного строительного надзора, технического надзора заказчика, инженера по качеству едина. Это-реальное улучшение качества работ, а не «карающий меч» в виде предписаний, остановок работ, недопонимания и конфликтных ситуаций. Как только строители это поймут и примут, то работа пойдет совсем на иной лад. В мостостроительной сфере появятся и деньги за качественно выполненные объемы работ, заключающиеся в сдаче объектов транспортной инфраструктуры, которые реально прослужат обещанные 80-100 лет.

В сфере мониторинга тоже произойдут видимые результаты буквально за несколько сезонов. Взять хотя бы методы «лечения» бетона различными ремонтными составами. В большинстве своем не до конца изучены и требует доработки для местных условий применения. Многие способы и качество окраски также требуют дополнительного освидетельствования. Что мы получим на выходе после такого постоянного мониторинга? Во-первых, буквально с самого начала будет ясна картина общего качества работ на объекте, соответственно, можно составить список подрядчиков, чья работа внушает доверие и возможно дальнейшее сотрудничество. Во-вторых, будет определено качество используемых материалов и ремонтных составов. Наверняка, не все используемые подходят для местного климата. Можно будет провести собственную жесткую, независимую градацию. В-третьих, объединяя с предыдущим пунктом, будет дан анализ поведения конструкции и развивающихся в ней процессах на ближайшее время.

Подводя итоги вышеизложенного, хочется отметить, что у нас есть недоработки в области качества СМР, но есть и понимание происходящего, и примерный путь следования вперед.

В заключении можно привести условный пример улучшения работ при привлечении инженера по качеству в штат работников.

Пусть некую условную фирму ООО «М» берут на субподряд на транспортный объект- двухпролетный мост через реку N. Рассмотрим вариант без должного операционного контроля и отсутствия инженера по качеству.

При проведении работ в летний сезон были допущены следующие ошибки:

Защитные слои не соответствуют проектным-на монолитных бортиках карнизных блоков. В результате, весной произошли сколы бетона, обнажение арматуры, начальная стадия ее коррозии. Заказчик обязал исправить это-необходимо обнажение арматуры в эти участках минимум на два сантиметра (или полторы фракции щебня), далее зачистка или замена арматуры, отжатие ее для достижения необходимого проектного защитного слоя, затем устройство местной опалубки и только в конце добетонирование этих участков.

Закладные детали, установленные под барьерное ограждение были не проектные, заводские, а кустарные-покрытые на месте цинолом. В результате, цинол, нанесенный к тому же некачественно, «отлетел», начались процессы коррозии. Заказчик обязал разработать регламент по ремонту и окраски закладных деталей и замену тех, чья коррозия имеет необратимые последствия

Окраска мостового сооружения выполнена с нарушениями-так же сошла краска, при тщательном осмотре были обнаружены несрезан-ные тяжи от опалубки на сточных треугольниках ригеля промежуточной опоры, которые вначале были не видны, так как были тщательно закрашены и замаскированы. Естественно, за полгода краска с них частично осыпалась и они стали заметны. Вертикальная поверхность шкафной стенки перед непосредственной окраской не была обеспылена, что вначале было скрыто от заказчика. Само собой, через полгода это все проявилось. Заказчик обязал вырезать тяжи, заделать отверстия ремонтной смесью, очистить поверхность шкафной стенки, выполнить повторную покраску этих участков.

Эти три нарушения на условном мосту, работы на котором выполняла условная фирма, взяты, естественно, из реальной жизни. Этих дефектов можно было бы без труда избежать, если вовремя были бы замечены ошибки в защитных слоях, не было бы экономии на закладных деталях, проведена добросовестная подготовка поверхности перед покраской и обеспыливание ее. Отсутствие операционного контроля и инженера по качеству дало свой отрицательный результат. Несомненно при наличии инженера по качеству и грамотном подходе этих дефектов можно было бы избежать.

Здесь, конечно, правомерен вопрос-а где же технадзор заказчика?? Он же принимает работы, значит сам виноват, недоглядел. Да, но зачастую физически невозможно осмотреть каждый конструктив перед бетонированием. Или, скажем, проконтролировать исправление всех указанных ошибок. Да и те из строителей, которые недобросовестны, могут утаить какие-либо огрехи тем более в уже забетонированных конструкциях. Визуально-измерительного контроля порой недостаточно. Отсюда и возникают вопросы ко взаимному уважению и профессиональному доверию. Только один небольшой пример показывает как много зависит от качества выполнения СМР. Обозначенные проблемы требуют незамедлительного решения. Только решив их, можно говорить о качественном строительстве объектов транспортной инфраструктуры, увеличения их «жизненного цикла», доверительных отношений между заказчиком и подрядчиком.

В заключении хочется обратиться ко всем участникам, задействованным в создании транспортной инфраструктуры страны. Вы-двига-тель, реальный механизм, от которого зависит что будет с мостостроением в ближайшем будущем. И его реально обратить в лучшую сторону.

Дмитриев Александр Сергеевич - Магистр СПб ГАСУ Россия, Санкт-Петербург

Квитко Александр Владимирович - Заведующий кафедрой «Автомобильные дороги, мосты и тоннели» СПб ГАСУ Россия, Санкт-Петербург. [email protected]

About the authors:

Dmitriev Alexander Sergeevish - Master, SPb GASU, Russia, Saint-Petersburg.

Kvitko Alexander Vladimirovish - Head of the Department of «highways, bridges and tunnels» SPb GASU, Russia, Saint Petersburg [email protected].

От редакции "РН": Очень откровенное и предметное выступление министра регионального развития РФ Игоря Николаевича Слюняева на заседании президиума Коллегии Минрегиона России 26 июля 2013 года в г.Санкт-Петербурге.

На заседании рассмотрены основные направления развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, подготовка кадров в отраслях строительства и ЖКХ, ход реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №600 и Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. в субъектах Северо-Западного федерального округа.

Добрый день, уважаемые коллеги! Рад приветствовать членов Коллегии и гостей в Санкт-Петербурге на заседании президиума Коллегии Минрегиона России. Хотел бы поблагодарить всех, кто откликнулся на наше приглашение. Особая благодарность Георгию Сергеевичу Полтавченко за помощь в организации этого мероприятия.

По традиции у нас сегодня насыщенная повестка. Одна из главных тем для обсуждения — развитие промышленности строительных материалов.

От эффективности этой отрасли экономики во многом зависит выполнение стратегических задач государства по социально-экономическому развитию. Отрасль формирует инфраструктуру, помогает в реализации капиталоемких инвестиционных проектов. От промышленности строительных материалов зависит промышленное, транспортное, дорожное, жилищное строительство. Качество и стоимость каждого объекта также напрямую зависят от степени развития промышленности строительных материалов.

Какие проблемы в указанной отрасли характерны для сегодняшнего дня?

Во-первых , это дефицит современных производственных мощностей, а также недостаточные объемы производства.

Несмотря на положительную динамику социально-экономического развития последних лет в нашей стране, при сравнении показателей 2008 и 2012 годов по производству большинства строительных материалов наблюдается существенное снижение объемов производства. В частности по нерудным материалам за пять лет такое снижение превысило 4%, по стеновым материалам — 15%, по сборному железобетону — на 16% мы сократили объемы производства, по кровельным материалам — 31%. Рост отмечается только в производстве архитектурного стекла (+11,9%) и цемента (+14,9%).

Наш расчет на то, что подготовка к проведению таких масштабных мероприятий, как форум АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, окажут значимое влияние на развитие индустрии строительных материалов, к сожалению, не оправдался.

Нам не удалось развить индустрию строительных материалов. Вместо новых производств возникли локальные монополии, которые незамедлительно отреагировали на повышенный спрос ростом цены на строительные материалы и работы. И модернизация существующих производств идет не очень активно.

При подготовке к такому форуму, как АТЭС, строительные материалы, в частности отделочные, бетон, в основном закупались в Китае, от Китайской Народной Республики мы отстаем по производству цемента уже в 30 раз!

Справочно: В 2010 г. объем мирового производства цемента составил 3,3 млрд. тонн, из них 1.7 млрд. тонн приходится на Китайскую Народную Республику. В России по итогам 2012 года производство цемента составило 61,5 млн. тонн.

Вторая проблема — это низкое качество продукции, использование устаревших технологий. И часто такие технологии не только устаревшие, но еще и неэффективные.

80% цемента по-прежнему выпускается мокрым способом, что влечет за собой не только низкое качество продукции, но и высокую себестоимость, большую нагрузку на энергетическую инфраструктуру.

Доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляет всего лишь 8%. Для сравнения: в других обрабатывающих производствах этот показатель превышает показатель строительной отрасли более чем в 2 раза Мы серьезно отстаем от зарубежных достижений в области химических добавок и модификаторов для бетонов, битумов, в области строительных пластмасс, красок, пенообразователей, защитных покрытий, деревообработки и керамики.

Применяемые технологии не всегда эффективны. 80% зданий и сооружений в стране производятся с использованием монолитного бетона. Хорошая, быстрая технология, но она не обеспечивает круглогодичную цикличность производства работ. При этом традиционный материал — древесина и ее производные — по-прежнему остаются "уделом" частников.

Третья проблема — это нерациональное территориальное размещение производственных мощностей и как следствие — высокие транспортные издержки, которые ложатся на себестоимость и строительных материалов, и строительных работ. И в итоге негативно влияют на стоимость объектов.

Основные предприятия строительной индустрии сосредоточены в Центральном и Южном федеральных округах, в Поволжье и западных районах Урала.
Производства зачастую создаются хаотически, усиливается межрегиональная конкуренция, хотя более логично было бы развивать межрегиональную производственную кооперацию в области промышленности строительных материалов.

В некоторых районах Сибири и Дальнего Востока предприятия стройкомплекса отсутствуют в радиусе тысячи километров.

На Дальнем Востоке сегодня 5 заводов по производству цемента. Стекло и кровельные материалы почти в полном объеме завозятся или из-за рубежа или из других регионов России. Как результат, транспортные расходы в себестоимости строительства составляют очень значительную величину — порядка 18%. А в отдельных регионах они сопоставимы со стоимостью самих строительных материалов.

В числе других проблем строительного комплекса — отсутствие длинных денег на перевооружение, дефицит новых машин, механизмов, оборудования, несовершенство системы государственного заказа,

что зачастую делает более выгодным производство дешевых, но не всегда качественных материалов, а еще более выгодной — покупку таких материалов за пределами Российской Федерации.

Комплексным планом по модернизации строительной индустрии до 2020 года должна была стать Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, которую мы утвердили в 2011 году, а также региональные программы развития стройиндустрии. Однако, довольно точно определив состояние отрасли, Стратегия не способствовала выработке механизмов практического стимулирования стройиндустрии и не стала генеральных планом развития отрасли.

Большинство региональных программ также не принесли ожидаемого результата. Многие из них не содержат ни анализа ресурсной базы территорий, ни понимания перспектив потребностей стройматериалов, нет понимания по сбыту продукции за пределами региона. Мною было принято решение об актуализации Стратегии, и в Минрегионе сегодня существует специальная Рабочая группа во главе с заместителем Министра регионального развития Сергеем Алексеевичем Вахруковым.

Новая редакция документа должна учитывать Схему расселения и стать составной частью Схемы размещения производительных сил. Этот документ будет основан на исследовании рынка сбыта и надлежащих расчетах, обеспечит взаимосвязь природно-ресурсных потенциалов, программ развития отраслей и территорий с национальными интересами Российской Федерации.

При определении основных направлений развития стройиндустрии мы должны учитывать не только задачи в области жилищного строительства, но и проекты в сфере промышленного, гражданского строительства, планы по созданию и реконструкции дорог, аэропортов, морских портов, спортивных и культурных объектов; инфраструктурные мегапроекты в перспективных точках экономического роста — в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктической зоне, Калининградской области, на Северном Кавказе; а также региональные инвестиционные программы, каждая из которых напрямую связана со строительством.
Для реализации этих задач необходимы и новые подходы к технологиям строительства. Технологии и материалы должны быть качественными, экономичными и энергоэффективными.

Одно из перспективных направлений — это строительство промышленных и гражданских объектов, автомобильных и железнодорожных дорог из сборных железобетонных конструкций заводского изготовления. Этот опыт широко применяется в мире и позволяет работать круглый год и в к короткие сроки реализовывать крупномасштабные капиталоемкие проекты.

В современной России насчитывается более 200 домостроительных комбинатов и предприятий по выпуску железобетонных изделий. Лишь в некоторых из них налажено современное производство, а загрузка часто не превышает 30%. При условии быстрой модернизации и наличии государственного заказа, эти предприятия способны кратно увеличить объёмы промышленного производства.

государственные заказы на модернизацию существующих и создание новых производств сборного железобетона можно сформировать уже в ближайшее время. Например, при строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань; мостового перехода через Лену в Якутии;

туннеля или путепровода, соединяющего остров Сахалин с материком; при строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги; при модернизации Трассиба; в рамках подготовки объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Задачу по реализации этих проектов поставили президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Использование сборных железобетонных конструкций позволяет построить дорогу Москва-Казань всего за 2 года с момента окончания проектирования этого объекта и обеспечить удешевление самого объекта на 25-30 процентов, по сравнению с технологиями, традиционными для сегодняшнего дня.

Реализация проекта будет способствовать созданию тысяч рабочих мест и станет действенным стимулом к развитию промышленности строительных материалов. Еще одна возможность — это комплексное развитие или комплексная реализация капиталоемких проектов. Например, при строительстве железной дороги, как правило, строится временная технологическая автомобильная дорога.

Заложив в проектное решение повышенную несущую способность, современные осевые нагрузки, можно получить одновременно практически за те же самые деньги не один, а два объекта — железную и автомобильную дороги. А координация с программами естественных монополий позволит в режиме существенной экономии создать или модернизировать линейные объекты: от линии электропередач и трубопроводного транспорта для газовиков, нефтяников, до создания оптико-волоконных линий.

На основе актуализированной Стратегии промышленности строительных материалов необходимо предложить действенный набор мер, стимулирующих развитие и перевооружение всего строительного комплекса. Инструментом реализации Стратегии может стать федеральная целевая программа развития промышленности строительных материалов.

В рамках ФЦП необходимо применять различные модели привлечения инвестиций в стройкомплекс:

  • — механизмы ГЧП;
  • — субсидирование процентных ставок;
  • — налоговое стимулирование;
  • — предоставление земельных участков;
  • — новая амортизационная политика;
  • —привлечение средств через долгосрочные инфраструктурные облигации.

В целях тиражирования проектов повторного применения, координации действий органов власти и содействия регионам в получении господдержки считаю также необходимым создание при Минрегионе России Центра промышленного домостроения.

Эффективное развитие современного строительного комплекса невозможно без подготовки профессиональных кадров и достижений отраслевой науки. Этой теме посвящен второй вопрос повестки заседания Президиума Коллегии.

В строительной отрасли работает порядка 5,3 миллиона человек, или более 7% экономически активного населения страны.

Если система высшего образования еще худо-бедно справляется с подготовкой инженеров, проектировщиков, изыскателей, то уровень среднего профессионального образования свои функции практически не выполняет.

Практики хорошо знают, что подготовка главного архитектора проекта, главного инженера проекта начинается задолго до практической работы на объекте. Пять лет после окончания ВУЗа необходимо для того, чтобы подготовить полноценного специалиста — главного архитектора или главного инженера проекта.

Все это объясняется и низким престижем рабочих профессий, и устаревшей системой профессиональной подготовки, низкими зарплатами педагогических работников.

Считаю, что для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в отрасли необходимо, прежде всего, разработать и утвердить профессиональные стандарты, образовательные стандарты строительных специальностей, сформировать систему государственного заказа на подготовку кадров и создать условия для привлечения инвестиций в эту систему, наладить системную работу с молодежью, обеспечить совместно с субъектами Федерации разработку специальных учебных программ в высших и средних учебных заведениях, связанных с развитием современных технологий и материалов на территории каждого субъекта Федерации.

Возможно, следует подумать об использовании так называемых "связанных контрактов", когда вместе с новой технологией разрабатываются требования к подготовке персонала по безопасной и эффективной эксплуатации машин, механизмов и оборудования.

Аналогичные задачи стоят перед нами и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Только в отличие от строительного комплекса мы не можем четко сказать, сколько сегодня составляет численность работников сферы ЖКХ. По одним данным, это 2 миллиона человек, по другим — 5 миллионов человек. Но самое печальное, что в перечне специальностей такой специальности как специалист ЖКХ не существует вообще.

Дефицит профессионально подготовленных кадров нами оценивается в 60% и ощущается не только среди работников коммунального комплекса, но и среди управляющих компаний: специалистов, менеджеров по планированию, привлечению инвестиций, управлению качеством.

В отрасли ЖКХ также необходимо разработать профессиональные образовательные стандарты внедрять современные и комплексные образовательные программы. Мы начали эту работу.

Третий вопрос Коллегии — реализация в субъектах Северо-Западного федерального округа Указа Президента Российской Федерации от 7 мая №600 и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года.

Подведение итогов работы на Коллегии Минрегиона по этим ключевым, стратегическим для нас документам вошло для нас в постоянную практику. Мы уже рассмотрели выполнение Указа и Послания в Центральном федеральном округе и на Дальнем Востоке. Сегодня на повестке дня Северо-Западный федеральный округ.

К сожалению, это один из немногих федеральных округов, который по итогам 2012 года продемонстрировал отрицательную динамику в жилищном строительстве (99,4% от уровня 2011 года).

Целевые ориентиры по вводу жилья, утвержденные Минрегионом России достигнуты только в 3-х из 11-ти субъектов округа. План выполнен в Республике Карелия (102,2%), в Санкт-Петербурге (109,6%) и Ленинградской области (100,33%).

У большинства других субъектов Федерации — значительные отставания.

Справедливости ради, правда, надо отметить, что в этом году ситуация выправляется. По итогам января-мая 2013 года объемы жилищного строительства в Северо-Западном округе выросли в 1,5 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (146,6% по сравнению с январем-маем 2012 года).
Один из наиболее информативных показателей — годовой ввод жилья на душу населения.

Здесь значительная дифференциация по субъектам Федерации, входящим в состав Северо-Западного федерального округа. По поручению Президента мы должны выйти на показатель строительства: 1 кв. м. в расчете на одного жителя Российской Федерации.

Хорошие показатели по этому индикатору у Калининградской и Ленинградской областей, Ненецкого автономного округа. В 2012 году эти субъекты Федерации ввели в эксплуатацию более 0,6 квадратных метров жилья на человека. Выше среднероссийских значений показатели в городе Санкт-Петербурге и Новгородской области: 0,51 и 0,48 квадратных метров на человека соответственно. По остальным субъектам Северо-Западного федерального округа отмечаются крайне неудовлетворительные значения.

Кроме того, в Северо-Западном округе, наряду с Дальневосточным, самые высокие цены в Российской Федерации на рынке жилья. По состоянию на 1 июня 2013 года средняя цена квадратного метра жилья на первичном рынке в субъектах Северо-Западного округа составила 53 тысячи рублей. Это примерно на 20% выше, чем в среднем по России.

Справочно: средняя цена 1 кв. м на первичном рынке в РФ — 44,1 тыс. рублей, в ЦФО — 48,8 тыс. руб., в ДФО — 54,1 тыс. рублей.

Одна из ключевых задач, поставленных перед нами в рамках 600-го Указа Президента РФ — расселение аварийного жилья.

Буквально на днях (23 июля) Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон, который направлен на пролонгацию деятельности Фонда, на совершенствование механизмов переселения граждан из аварийного жилого фонда. До 1 сентября 2017 года мы должны ликвидировать весь аварийный жилой фонд, признанный таковым на 1 января 2012 года.

В Северо-Западном федеральном округе площадь аварийного жилья составляет 2,3 миллиона квадратных метров.

Другие приоритетные задачи, поставленные перед нами 600-м Указом и Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, вам хорошо известны. Это:

  • — развитие ипотеки и создание специальных ипотечных условий для отдельных категорий граждан;
  • — формирование рынка арендного жилья;
  • — улучшение жилищных условий многодетных семей;
  • — либерализация рынка земли для комплексного освоения;
  • — улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.

Рассчитываю что в докладах коллег все эти вопросы найдут соответствующее отражение. Нам доложат о том, как идет эта работа в субъектах Северо-Западного федерального округа.

Строительная деятельность призвана осуществлять воспроизводство основных фондов во всех отраслях экономики. На первое января 2002г. в строительном комплексе функционировало 118,2 тыс. подрядных организаций, в том числе 112,7 тыс. организаций с численностью работников до 100 человек.

В условиях десятилетнего глубокого спада в строительстве с 1999г наметилась и продолжается в настоящее время тенденция к замедлению спада объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда (если объем подрядных работ в 1998г. составил 30,7% к уровню 1990г, то 1999- 2001г. соответственно 32,6%, 36,3%, 39,9%).

На рисунке приведен пример изменения объема работ, выполненного по договорам строительного подряда в России за 1999-2001г.г.

Рис.1.2.

Наиболее благоприятная обстановка в строительной отрасли сложилась в 2000-2001г. Объем подрядных работ в 2000г. составил 558,5* млрд. рублей и возрос по сравнению с 1999г. на 17,4%, в 2001г. соответственно- 776,9* млрд. рублей, что выше уровня 2000г. на 9,9%. В первом полугодии 2002г. наблюдалось замедление темпов роста объема работ по договорам строительного подряда по сравнению с соответствующим периодом 2001г.Причинами этого являются сокращение инвестиций в основной капитал, высокая стоимость строительства.

Переход к рыночным условиям хозяйствования предоставил организациям широкие возможности выбора эффективности инвестирования. Наиболее эффективным типом воспроизводства основных фондов является техническое перевооружение (требует в 2-3 раза меньше инвестиций по сравнению с новым строительством и расширением действующих организаций).

На развитие экономики и социальной сферы в 2001г. использовано 1599,5 млрд. руб. (102,5% к первому полугодию 2001г).

Приоритетным для строителей на сегодняшний день являются государственные федеральные целевые программы "Жилище", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса", "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов".

В 2001г. по сравнению с предшествующим годом ввод в действие общеобразовательных учреждений уменьшился на 12,2%, дошкольных учреждений - на 16,7, больничных учреждений - на 20,8, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 11,0% и составил соответственно 117,5 ученических мест, 5,7 тыс мест, 7,6 тыс коек и 22,1 тыс посещений в смену; ввод средних специальных учебных заведений увеличился в 1,9 раза и составил 34,4 тыс кв. метров общей площади учебно лабораторных зданий.

На конец 1991г. 70,8% всего объема подрядных работ производилась строительными организациями государственной формы собственности, в 2000г.- 10,5%, в 2001г.- 8,5%.

В приложение 2 показан удельный вес объема работ, выполненных по договорам строительного подряда организациями различных форм собственности, в % к общему объему работ.

Значительный объем подрядных работ выполняется на территории Москвы (в 2000г. и 2001г. он составлял по 15,1% от общего объема работ по России), Тюменской области (соответственно 13,2% и 14,8%), Санкт-Петербурга (4,2% и 3,9%), Московской области (4,2% и 4,4%), Республики Башкортостан (по 3,2%), Краснодарского края (4,3% и 3,8%), Республики Татарстан (по 3,5%). Среди федеральных округов по объему работ, выполненных по договорам строительного подряда, лидирует Центральный федеральный округ (27,1% от общего объема работ по России), Уральский (19,3%) и Приволжский (18%) федеральные округа.

Объем работ выполненных в городе Омске, по договорам строительного подряда, в 1 полугодии составил 5240,7 млн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2001г. на 23,3%.

На рисунке приведена динамика объема работ по договорам строительного подряда г.Омска за 2001г. и в 1 полугодии 2002г.


Рис.1.4.

Крупные и средние организации занимают господствующее положение в строительной индустрии и по прежнему выполняют основной объем работ по договорам строительного подряда. На первое января 2002г. их насчитывалось тринадцать тысяч организаций (11,1% от общего числа действующих строительных организаций), 2001г. ими выполнено 56% общего объема подрядных работ. Работы по договорам строительного подряда осуществляют также многопрофильные промышленные, транспортные и другие организации. На долю этих организаций в2001г. приходилось 9,4% общего выполненного объема работ (в 2000г. - 10%).

Крупными и средними организациями отрасли "строительства" в 2001г. произведено товаров, работ, услуг на 482,9 млрд. рублей, что составило 5,8% общего выпуска по всем отраслям экономики (в 2000г - 5,7%).

С ростом объемов подрядных работ постепенно начинает уменьшаться удельный вес работ не строительного характера в общем объеме работ, услуг. Так, в 2001г. доля этих работ по крупным и средним организациям составила в целом 9,9% против 11,0% в 2000г., в том числе по общестроительным и специализированным организациям - соответственно 10,8% и 11,9%, ремонтно - строительным организациям - 4,8% и 5,2%.

В 2002г. основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, по - прежнему остаются высокий уровень налогов (на этот фактор указывают 66% руководителей), неплатежеспособность заказчиков (62%), высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (47%) .

На рис.1.5. приведен пример факторов ограничивающих производственную деятельность строительных организаций (на конец года; в % к общему количеству организаций). .


Рис.1.5.

Наблюдается замедление роста сальдированого финансового результата строительных организаций. Так, если за 1999г. его объем возрос в 3,7 раза от уровня 1998г., то в 2000г. по сравнению с 1999г. - в 1,7 раза. В 1 полугодии 2002г.сальдированный финансовый результат строительных организаций составил 68,2% к соответствующему периоду предыдущего года

Доля убыточных организаций в общем числе строительных организаций в 1 полугодии 2002г.по сравнению с 1 полугодием 2001г. возросла на 5,4 процентного пункта, а сумма убытка возросла в 2,0 раза.

Кредиторская задолженность строительных материалов на конец июня 2002г составила 407,6 млрд. рублей, в том числе просроченная - 124,4 млрд.рублей, или 30,5% от общего объема кредиторской задолженности (в декабре 2000г. - 40,6%, в декабре 2001г. - 32,9%).

Дебиторская задолженность строительных организаций на конец июня 2002г. составила 262,2 млрд. рублей, в том числе просроченная - соответственно 78,6 млрд. рублей, илди 30% от общего объема дебиторской задолженности (в декабре 2000г. - 39%, в декабре 2001г. - 33,5%).

В 2000г. среднем за месяц просроченная дебиторская задолженность росла на 0,4%, просроченная кредиторская задолженность - на 1%, в 2001г. - соответственно на 0,1% и дебиторская задолженность росла на 0,4% , просроченная кредиторская задолженность снижалась на 0,05%.

Структура просроченной дебиторской задолженности с декабря 2001 по июнь 2002г. претерпела изменение: снизилась доля задолженности по платежам в бюджет с 26% до 24,8%, поставщикам - с 40,9% до 40,1% и во вне- бюджетные фонды - 20,4% до 15,9%