Город- миллионник - это особый статус. В советское время города- миллионники имели приоритет в финансировании. С численностью населения были связаны и такие блага, как метрополитен.
В современной России данный статус дает возможность участия в большем числе федеральных программ и проектов, в том числе и общенациональных, и получения увеличенных траншей из федерального бюджета.
Все основные показатели определения бюджетных расходов на решение задач, стоящих перед крупными мегаполисами, рассчитываются исходя из численности жителей. Это и строительство больниц и поликлиник, детских садов, развитие дорожной сети города и линий скоростного транспорта. Некоторые программы на современном этапе реализуются только в городах, число жителей в которых больше миллиона.
Кроме того, статус города- миллионника способствует повышению его инвестиционной привлекательности. Бизнес- стратегии многих солидных компаний рассчитаны исключительно на крупные мегаполисы. 1
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается число городов- миллионников, а вместе с тем и ряд проблем.
Целью данной работы является изучить появление и рост городов- миллионеров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Возникновение городов
    Города- миллионеры России
    Рост городов- миллионеров
Предмет исследования- города- миллионеры.
Объект- особенности развития городов- миллионеров в России.

Возникновение городов

Крупнейшие города древности и современности

До нашей эры крупнейшие городские культуры древности, где проживала большая часть населения Земли, в том числе и городского, находились в Азии.

Первые крупные города возникли около 4 тыс. лет назад в густонаселенных сельскохозяйственных районах Месопотамии, в долине рек Нила, Инда (в западной Индии), Хуанхэ (в северном Китае). Возникновение городов связывается с экономическим прогрессом - появлением излишков продовольствия, необходимого для обеспечения несельскохозяйственного населения. Города возникали и как резиденции правителей (например, в Древнем Египте - как места жительства фараонов и жрецов), как крепости, главной функцией которых была оборона. В этом случае они располагались в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах.

В средние века самыми большими городами мира были Нанкин (470 тыс. чел.), Каир (450 тыс. чел.), Виджаванагар (350 тыс. чел.), Пекин (320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс.), почти вдвое от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона, ставшего к началу 19 века крупнейшим городом мира с населением 870 тыс. чел., едва достигало 50 тыс. чел.

К числу крупнейших городов мира относился Теночтитлан столица ацтеков, разрушенная конкистадорами в начале 19 века.

По оценке, в начале 18 века в городах проживало не более 10% населения мира. Некоторые из крупнейших городов средневековья существуют и поныне, развитие других затормозилось, и они превратились в небольшие провинциальные центры, а некоторые исчезли вообще.

Развитие крупных городов современности как экономических, политических и торговых центров связано с возникновением мануфактурного и фабричного производства. Концентрация населения в городах стала возможной в первую очередь из-за развития энергетики: разработка технологий добычи, использования и транспортировки угля, а позднее нефти. Важнейшими функциями городов со времени начала промышленного переворота стали: производство товаров и услуг, управление и межрайонный обмен.

Лишь в ХХ в. урбанизация стала главным фактором экономического развития и изменения территориальной организации общества большинства стран мира. В течение 20 века резко возросла численность горожан, увеличилось количество городов, особенно крупных.

Городское население росло главным образом за счет миграции из сельских районов (этот фактор является важнейшим на начальных этапах урбанизации), естественного прироста населения и урбанизации сельских районов - переквалификации сельских населенных пунктов в городские.

Если в начале 20 в. всего лишь 14% населения Земли проживало в городах и насчитывалось 16 городов-миллионеров, то к 1950 г. доля урбанизированного населения возросла более чем в 2 раза, а число городов-миллионеров - почти в5. Ожидается, что к 2000г. половина жителей Земли будет горожанами, а число городов-миллионеров составит 440.

Наблюдавшаяся в течение 20 века концентрация населения, экономической и политической жизни в крупных городах привела к формированию представления о мировой экономике, сконцентрированной исключительно в городах, каждый из которых окружен "сердцевидным" регионом с максимальными изменениями естественных ландшафтов, переходной зоной и обширной мало затронутой достижениями современной цивилизации периферией.

Города и агломерации, соединенные транспортными магистралями, становятся опорным каркасом расселения. 2

Города-миллионеры в России

Город – модель человеческого общества, его породившего. У него удивительная способность отражать особенности региона, в котором он находиться; этноса, живущего в этой части Земли; отраслей, представленных в его производственной структуре. Особое значение городов и в том, что они создают условия для движения человечества вперед. Они обладают арсеналами информации, соединяют разные сферы деятельности, на пересечении которых возникают точки роста в культуре, науке, технике и политике. Им присуща особая атмосфера общения, многоконтактная среда.
В современной России, огромнейшую роль в экономике и жизни страны играют города с населением более миллиона человек, на долю которых приходится почти четверть населения страны. Эти города отличаются сложной отраслевой и управленческой структурой, высокой занятостью населения и наибольшей социальной дифференциацией.
Функции городов: промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты и др. Города, выполняющие несколько функций (многофункциональные), часто являются столицами административных образований – Москва, Санкт-Петербург, Красноярск.
В целом развитие городского расселения в стране можно считать недостаточным для такого огромного по масштабам государства, как Россия. Достаточно густая сеть городских поселений сформировалась лишь примерно на 1/3 территории страны - в Главной полосе расселения. Развитию городского расселения на остальной площади страны препятствуют суровые природные условия и недостаточный демографический потенциал. В последнее десятилетие эта проблема обострилась, так как сотни небольших городских поселений исчезли, а образование новых городских населенных пунктов практически прекратилось. 3 .
Крупные города России, будучи важными промышленными, научными и культурными центрами, создают вместе с тем немало трудностей для своих жителей и ухудшают экологическую обстановку. Несмотря на преимущества крупных городов, их рост не может быть беспредельным, так как возникают трудности в обеспечении людей водой, продуктами питания, в сохранении зеленых массивов, чистого воздуха, усиливаются социальные проблемы: растет преступность, осложняется работа транспорта и т.п. Примерно 35 городов России имеют совершенно недопустимые показатели загрязнения воздушной среды. Острая экологическая ситуация сложилась в Новокузнецке, нижнем Новгороде, Самаре, Омске, Никеле и др. В этой связи необходимы срочные меры для ограничения роста крупных и развития малых и средних городов России. 4
Города-миллионники (или города-миллионеры) это города с населением свыше миллиона человек. В России по состоянию на конец 2012 года 15 городов-миллионеров:
    Москва (население 11,5 миллионов)
    Санкт-Петербург (население 4,8 миллионов)
    Новосибирск (население 1,47 миллиона)
    Екатеринбург (население 1,35 миллиона)
    Нижний Новгород (население 1,25 миллиона)
    Самара (население 1,16 миллиона)
    Омск (население 1,15 миллиона)
    Казань (население 1,14 миллиона)
    Челябинск (население 1,13 миллиона)
    Ростов-на-Дону (население 1,09 миллиона)
    Уфа (население 1,06 миллиона)
    Волгоград (население 1,02 миллиона)
    Пермь (1001 тыс. человек)
    Красноярск (миллионный житель родился 10 апреля 2012 года)
    Воронеж (миллионный житель родился 17 декабря 2012 года)
Пермь была городом-миллионником до 2004 года, затем утратила статус миллионника, но сейчас там проживает ровно миллион жителей. Всего в городах-миллионерах России проживает более 30 миллионов человек, что составляет порядка 22% от населения России, то есть каждый пятый россиянин живёт в городе-миллионнике. Семь из пятнадцати городов-миллионников имеют метро.
Город-миллионник - это особый статус. В советское время города-миллионники имели приоритет в финансировании. С численностью населения были связаны и такие блага, как метрополитен.
В современной России данный статус дает возможность участия в большем числе федеральных программ и проектов, в том числе и общенациональных, и получения увеличенных траншей из федерального бюджета.
Все основные показатели определения бюджетных расходов на решение задач, стоящих перед крупными мегаполисами, рассчитываются исходя из численности жителей. Это и строительство больниц и поликлиник, детских садов, развитие дорожной сети города и линий скоростного транспорта. Некоторые программы на современном этапе реализуются только в городах, число жителей в которых больше миллиона.
Кроме того, статус города-миллионника способствует повышению его инвестиционной привлекательности. Бизнес-стратегии многих солидных компаний рассчитаны исключительно на крупные мегаполисы. 5

Рост городов миллионеров

Бурный рост больших городов в 19 в. объективно обусловил появление особой категории городских поселений – города-миллионеры. В 1900 самыми крупными были Лондон (4536 тыс.), Нью-Йорк (3437 тыс.),Париж (2714 тыс.), Берлин (1890 тыс.), Чикаго (1699 тыс.), Вена (1662 тыс.), Токио (1497 тыс.), Петербург (1265 тыс.).
Рост крупных городов и их пригородов порождал тенденцию к слиянию близлежащих больших и малых поселений в гигантские урбанизированные агломерации или конурбации как их тогда называли. К началу 20 в. такого рода новые урбанистические образования появились в ряде районов Великобритании, Центральной Шотландии, Германии.
В 20 в. рост городов-миллионеров ускорился, а со второй половины разрастание-«расползание» городов становится универсальным процессом и глобальной проблемой. В этот процесс втягиваются все регионы мира независимо от уровня урбанизации, социально-экономического и культурно-исторического их развития.
В первой половине 20 в. количество городов-миллионеров увеличилось с 16 до 75–80, а с 1950 по 1990 с 77 до 275, и суммарная численность их населения – с 187 до 800 млн. человек. К 2010 их число достигнет 511 и к 2025 – 639. В 1985 на долю развитых стран приходилось 110 городов-миллионеров, а на все остальные – 146, к 2025 прогнозируется иное соотношение: 153 будет в развитом мире и 486 – в развивающемся.
Со второй половины 20 в. рост крупных городов мира осуществляется преимущественно за счет развивающихся стран.
В справочниках ООН из разнообразной и количественно значительной категории городов-миллионеров в самостоятельную группу выделены и четко определены сверхкрупные города – мега-города (мегаполисы метрополисы) и метрополитенские ареалы с населением 8 млн. человек и более. В 1950 только Нью-Йорк и Лондон превышали указанную численность населения, в 1960 к ним присоединились Токио и Пекин, а в 1970 количество мега-городов увеличилось до 11, в том числе 5 приходилось на развивающиеся страны (Мехико, Пекин, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро).
Общее число мега-городов на Западе достигло цифры шесть к 1970 и с этого периода не меняется. Рост мега-городов, начавшись на Западе и достигнув своих пределов в этой части мира, динамично продолжается в развивающихся странах. В 2000 число мега-городов выросло в них до 19, к 2015 увеличится до 27. В состав мега-городов с населением свыше 10 млн. жителей входят многие города-гиганты Азии – Бомбей, Большая-Манила, Джакарта, Сеул и другие. 6
Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами - так называемой агломерационной экономией: концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории само по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения издержек производства на выпуск единицы продукции (возможности создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).
Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до определенных пределов - до тех пор, пока неминуемо возрастающие транспортные расходы на перевозку промышленных товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.
Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, развитие личного транспорта и современных средств связи ведут к оттоку населения в пригородные зоны субурбанизации. Этому явлению в значительной степени способствуют более дешевые цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика. 7

Заключение

Стремительный рост городов в последние десятилети я принято называть в научной литературе «урбанистической революцией». Рост городских поселений происходит настолько интенсивно, что по предварительным оценкам к 2005 году в них будет проживать не менее половины населения Земли. Современные демографические тенденции способствуют тому, что уже сейчас 2/3 горожан всего мира сконцентрированы в развивающихся странах, где ежегодно новыми жителями городов становятся 65 млн. человек. По прогнозам специалистов ООН, это приведет к тому, что к 2025 году уровень урбанизации в развивающихся государствах превысит 80%.

Идет не только рост населения городов, но и концентрация людей в отдельных крупных городских агломерациях - мегаполисах. Крупные города не просто стремительно растут, поглощая окрестные селения, они сливаются друг с другом, образуя мегаполисы с населением во многие десятки миллионов человек.

Мегаполисы - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов природных ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на природную среду резко возрастает не только в самих мегаполисах, но и за их чертой.

К числу важнейших проблем современности относится обеспечение жителей мегаполисов водой и удаление сточных вод. Серьезными проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой деятельности.

В мегаполисах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и тумана, сокращая количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей. Температура воздуха в городах всегда несколько превышает среднюю температуру данного района. "Нагревание" городской атмосферы происходит из-за сгорания автомобильного топлива, отопления зданий и их последующего охлаждения, от отдачи радиационного тепла всеми городскими объектами. В городах умеренных широт раньше тает снег, зеленеют растения. Часто зимой из городов не улетают птицы, обычно зимующие в других краях; в городах формируются упрощенные сообщества фауны и флоры.

Тем не менее, надо отдавать себе ясный отчёт в том, что значительной части населения Земли предстоит и далее жить в мегаполисах Эта реальность мотивирована особенностью жизни людей, их труда, уровнем современной техники и многими другими причинами. Рост мегаполисов - "природное явление", результат самоорганизации общества, в результате которой, растёт взаимосвязанность людей. Надо принять эту реальность и научиться строить мегаполисы, так, чтобы по возможности избегать характерных для них сегодня проблем. 8

Список литературы:

    Зубаревич Н. Российские города как центры роста// Российское экспертное обозрение.- 2006 [Электронный ресурс] URL: http://demoscope.ru/ weekly/2006/0247/analit04.php (Дата обращения: 17. 12.12)
    Города-миллионники России. [Электронный ресурс] URL: http://www.perepis-2010.ru/ news/detail.php?ID=7177 (Дата обращения: 17. 12. 12)
    Китанович Б.Планета и цивилиза ция в опасности/ Китанович Б.- М.:Мысль,1991.- С. 239
    Мегаполис на рубеже веков. Социально-экономические и экологические аспекты. Экономические и социальные проблемы России 2000. Вып. 1. М., 2000
    Муртузалиева Э. А., Гарунова Н.Н. РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.rae.ru/forum2012/7/ 2817 (Дата обращения: 17.12.12)
    Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации: Пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1981.- 202 С.
    Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика)/ Перцик Е.Н. – М.: Высшая школа, 1991. – 326 С.
и т.д.................

Карта часовых поясов мира. Декретное время. Время. Практическая работа. Линия перемены дат. Труд и сон. Московское время. Местное время. Познакомиться с положением России в часовых поясах. Населенный пункт. Россия. Меридиан пункта. Перевод времени. Границы часовых поясов. Поясное время. Переводить часы. Международное поясное время. Термины и понятия.

«Экономические районы РФ» - Территориальная организация и районирование России. Состав и структура ЦЭР. Медная промышленность Урала-2. Географические особенности хозяйства Западной Сибири. ЭГП Дальнего Востока. Санкт-Петербургская агломерация. Уральский федеральный округ России. Транссиб и БАМ – основа транспорта ВСЭР и Дальнего Востока. Условия хозяйства ВСЭР. Поволжский ЭР. Ростовский промузел. Москва и Московский столичный регион.

«Часовые пояса РФ» - Форма территории России. Сколько времени будет в Якутске, если в Благовещенске 10.00 часов дня. Размеры территории. Алгоритм определения поясного времени. Выполните задания. Преимущества и недостатки большой территории. Разница во времени. Преимущества. Размеры и форма территории России. В каких часовых поясах располагается Россия. Разница между часовыми поясами по долготе. Что нового вы узнали на уроке.

«Административное деление России» - Внутренние различия. Зарубежные территории. Современное развитие страны. Развитие и крушение Российской империи. Тысячи муниципальных образований. Образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Формирование и развитие Русского централи­зованного государства. Транспортно-географическое положение. Экономико-географическое положение РФ. Территориальные разногласия. Российская Федерация.

«Районирование РФ» - План характеристики экономического района. Менделеев. Районообразующие факторы. Деление территории на те или иные части для удобства управления. Функции районирования. Центральный федеральный округ. Колосовский. В географии используют разные варианты районирования. Районирование России. Татищев. Первые опыты экономического районирования России. Признаки районирования. Каждый экономический район. Иерархические или одноуровневые районы.

«Экономические районы Российской Федерации» - Центрально-Черноземный район. Молочно-мясное скотоводство. Машиностроение. Область. Состав района. Обнинск. Экономико-географическое положение Центрально-Черноземного района. Владимир Коломна. Географический диктант. Территориальная структура расселения и хозяйства. Расшифруй логическую схему. Исходное сырье. Отрасли специализации. Этапы развития хозяйства. ЭГП. Статистика.

Восточная экономическая зона, или Восточный макрорегион состоит из трех самых больших по территории экономических районов России: Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного. Часто Восточный макрорегион отождествляют с понятием Азиатская Россия.

Площадь- 12 765,9 тыс. км 2 , население- 31,0 млн чел. По площади эта часть нашей страны (75 % всей территории России) больше любого государства мира. Население (22 % всего населения России) сопоставимо со многими государствами мира, но имеет отрицательной динамику численности. Огромная территория этой экономической зоны является главным резервом страны по полезным ископаемым.

Сейчас разнообразные ресурсы Западной Сибири активно используются в западных районах страны, а нефть и газ также отправляются на экспорт в Европу. Близкое расположение к основным центрам потребления привело к большему развитию производства именно в Западной Сибири. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в силу их удаленности от центра осваиваются только те ресурсы, которые по своей специфике (наиболее ценные, остродефицитные) оказываются нужными для национальной экономики или же существует возможность их экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Особую гордость вызывает громаднейший резервуар пресной воды - озеро Байкал.

Обширные территории Восточного макрорегиона являются районами с суровыми природными условиями и относятся к зоне Крайнего Севера.

В целом можно сказать, что восточная часть страны сосредотачивает значительные ресурсы угля, газа, нефти, железной руды, медной руды, благородных и редких металлов. На Востоке концентрируется более 3/4 гидроэнергетических и водных ресурсов страны, уникальны запасы спелой древесины. Моря Тихого океана - один из крупнейших районов мира по биоресурсам.

Население. По сравнению с другими территориями России Восточный макрорегион имеет небольшое население. Если в Европейской части страны плотность населения достигает 27 чел/км 2 , то в Азиатской в 10 раз меньше (2,5 чел/км 2 ). Население концентрируется на юге - вдоль трассы Транссибирской железной дороги. Здесь в отдельных районах плотность повышается иногда в десятки раз по сравнению со средней.

Выборочный характер освоения, сложные условия для ведения сельского хозяйства предопределили преобладание городского населения. В целом в макрорегионе доля горожан составляет 73 %. В отдельных субъектах федерации она достигает 85-90% (Кемеровская обл., Ханты-Мансийский АО, Магаданская обл., Сахалинская обл.). В настоящее время здесь расположено 230 городов и 579 поселков городского типа. Крупнейшими городами макрорегиона являются «миллионеры» - Новосибирск (третий по численности в стране) и Омск (седьмой по численности).

Промышленность. В специализации Восточной экономической зоны выделяются отрасли сырьевой составляющей: топливная промышленность (газ, нефть, уголь, уран), черная металлургия (Западная Сибирь), цветная металлургия (Восточная Сибирь и Дальний Восток), лесной комплекс (Восточная Сибирь и Дальний Восток), рыбная промышленность (Дальний Восток). Восточная Сибирь - крупнейший район по электроэнергетике. Во многих субъектах федерации представлены химическая промышленность и машиностроение, ориентированные, как правило, на местные потребности.

Сельское хозяйство сконцентрировано на юге территории и имеет в основном потребительское направление, за исключением зернового хозяйства в Западной Сибири, тонкорунного овцеводства в Восточной Сибири, выращивания сои и риса на Дальнем Востоке. Для коренных народов Севера особую роль играет оленеводство, как традиционная отрасль хозяйствования.

Транспорт. Восточный макрорегион слабо обеспечен транспортом. Определяющими являются на юге железнодорожный и автомобильный транспорт, на севере - речной и морской. Возможна в зимнее время транспортировка грузов автопоездами. Именно на Востоке нашей страны осуществляется новое дорожное строительство. Сооружается автомагистраль Москва-Владивосток (Читинская и Амурская области), строятся субмеридиональные железные дороги на север Западной Сибири и в Якутию.

Важнейшее значение для развития связей с восточными соседями и создания коридора Восток-Запад имеют дальневосточные порты.

Возможность развития территории связывается с крупными научными центрами Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток).

В составе Западной экономической зоны 8 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Кавказский, Поволжский, Уральский.

Площадь территории - 4294,4 тыс. км2, население - 112,8 млн чел.

Западная экономическая зона- основной промышленный и сельскохозяйственный макрорегион страны. Здесь сосредоточены значительные производственные мощности, трудовой и научный потенциал. Экономико-географическое положение (ЭГП) большинства экономических районов зоны намного благоприятнее, чем у восточных районов. Здесь есть большое количество выходов за пределы нашей страны, территория имеет густую сеть автомобильных и железных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Природные условия более мягкие, чем на Востоке, что способствует развитию основных отраслей сельского хозяйства, они более благоприятны для жизни людей.

Сейчас Западный макрорегион дает более 4/5 всей промышленной и сельскохозяйственной продукции страны, здесь сосредоточено более 9/10 финансовых средств России, примерно 9/10 научного потенциала.

ля городского населения составляет 74 %. По числу городов Запад опережает Восток примерно в 3,7 раза (862 города). В Европейской части находятся почти все города-миллионеры (10 из 12) и даже городов с численностью более 500 тыс. чел. на Западе в 2 раза больше, чем на Востоке (соответственно 14 и 7).

Промышленность. В специализации Западной экономической зоны выделяются районы, где отрасли обрабатывающей промышленности определяют специализацию хозяйственного комплекса (Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Волго-Вятский). В Поволжье и на Урале имеет место сочетание отраслей сырьевой направленности (нефть, газ, калийные соли) и обрабатывающих отраслей. Северный Кавказ выступает как крупный производитель и переработчик сельскохозяйственной продукции. И только Северный район очень похож на восточные районы, где сырьевая составляющая преобладает.

Сельское хозяйство. В связи с тем, что Западная экономическая зона - основная в производстве сельскохозяйственной продукции, то и все отрасли сельского хозяйства, характерные для России в целом, представлены в макрорегионе.

В настоящее время выделяются две экономические зоны – Западная и Восточная. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций. Роль Западной зоны возрастает преимущественно в развитии машиностроения, сложных, высококвалифицированных отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс. Восточная зона – основная ресурсно-энергетическая база страны, и в перспективе сохранится приоритет за топливно-энергетическим комплексом, разработкой лесных ресурсов, энерго– и водоемкими отраслями промышленности.

Западно-Сибирский экономический район

Состав: Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, включая Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Восточно-Сибирский экономический район

Состав: Красноярский край, включая Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ, Республика Хакасия, Иркутская область, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Читинская область, включая Агинский Бурятский автономный округ, Республика Бурятия, Республика Тыва.

Дальневосточный экономический район

Состав: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, включая Еврейскую автономную область, Амурская область, Камчатская область, включая Корякский автономный округ, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Сахалинская область.

Значительная площадь, но в целом слабая заселенность;

Значительные природные контрасты: «север-юг», горы – равнины, побережье – континент, а также общая экстремальность природных условий, создающая трудности при освоении;

Относительная (по сравнению с Западной зоной) «молодость» хозяйства;

Огромный природно-ресурсный потенциал при сравнительно низком уровне его современного использования;

Концентрация хозяйства к югу, где лучшая обеспеченность транспортом, в первую очередь железнодорожным;

Относительно большое значение водного и воздушного транспорта в осуществлении внутрирайонных связей.

Восточная экономическая зона России Восточная экономическая зона, или Восточный макрорегион состоит из трех самых больших по территории экономических районов России: Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного. Часто Восточный макрорегион отождествляют с понятием Азиатская Россия. Площадь- 12 765,9 тыс. км2, население- 31,0 млн чел.

По площади эта часть нашей страны (75 % всей территории России) больше любого государства мира. Население (22 % всего населения России) сопоставимо со многими государствами мира, но имеет отрицательной динамику численности. Огромная территория этой экономической зоны является главным резервом страны по полезным ископаемым. Сейчас разнообразные ресурсы Западной Сибири активно используются в западных районах страны, а нефть и газ также отправляются на экспорт в Европу. Близкое расположение к основным центрам потребления привело к большему развитию производства именно в Западной Сибири. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в силу их удаленности от центра осваиваются только те ресурсы, которые по своей специфике (наиболее ценные, остродефицитные) оказываются нужными для национальной экономики или же существует возможность их экспорта в страны

Азиатско-Тихоокеанского региона. Особую гордость вызывает громаднейший резервуар пресной воды - озеро Байкал. Обширные территории Восточного макрорегиона являются районами с суровыми природными условиями и относятся к зоне Крайнего Севера. В целом можно сказать, что восточная часть страны сосредотачивает значительные ресурсы угля, газа, нефти, железной руды, медной руды, благородных и редких металлов. На Востоке концентрируется более 3/4 гидроэнергетических и водных ресурсов страны, уникальны запасыспелой древесины. Моря Тихого океана - один из крупнейших районов мира по биоресурсам. Население. По сравнению с другими территориями России Восточный макрорегион имеет небольшое население. Если в Европейской части страны плотность населения достигает 27 чел/км2, то в Азиатской в 10 раз меньше (2,5 чел/км2). Население концентрируется на юге - вдоль трассы

Транссибирской железной дороги. Здесь в отдельных районах плотность повышается иногда в десятки раз по сравнению со средней. Выборочный характер освоения, сложные условия для ведения сельского хозяйства предопределили преобладание городского населения. В целом в макрорегионе доля горожан составляет 73 %. В отдельных субъектах федерации она достигает 85-90% (Кемеровская обл Ханты-Мансийский АО, Магаданская обл Сахалинская обл.).

В настоящее время здесь расположено 230 городов и 579 поселков городского типа. Крупнейшими городами макрорегиона являются «миллионеры» - Новосибирск (третий по численности в стране) и Омск (седьмой по численности). Промышленность. В специализации Восточной экономической зоны выделяются отрасли сырьевой составляющей: топливная промышленность (газ, нефть, уголь, уран), черная металлургия (Западная

Сибирь), цветная металлургия (Восточная Сибирь и Дальний Восток), лесной комплекс (Восточная Сибирь и Дальний Восток), рыбная промышленность (Дальний Восток). Восточная Сибирь - крупнейший район по электроэнергетике. Во многих субъектах федерации представлены химическая промышленность и машиностроение, ориентированные, как правило, на местные потребности.

Сельское хозяйство сконцентрировано на юге территории и имеет в основном потребительское направление, за исключением зернового хозяйства в Западной Сибири, тонкорунного овцеводства в Восточной Сибири, выращивания сои и риса на Дальнем Востоке. Для коренных народов Севера особую роль играет оленеводство, как традиционная отрасль хозяйствования. Транспорт. Восточный макрорегион слабо обеспечен транспортом.

Определяющими являются на юге железнодорожный и автомобильный транспорт, на севере - речной и морской. Возможна в зимнее время транспортировка грузов автопоездами. Именно на Востоке нашей страны осуществляется новое дорожное строительство. Сооружается автомагистраль Москва-Владивосток (Читинская и Амурская области), строятся субмеридиональные железные дороги на север

Западной Сибири и в Якутию. Важнейшее значение для развития связей с восточными соседями и создания коридора Восток-Запад имеют дальневосточные порты. Возможность развития территории связывается с крупными научными центрами Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток).

Регион занимает огромную тер-ю, удален от Ц.районов РФ. Чем дальше от Европ.части, тем сложнее осуществлять связи межрегиональные.

Восточному региону необходимо развивать внешние экон.связи со странами В.и Ц. Азии.

Слабо развита трансп.сеть поэтому необходимо строить новые дороги, особенно на С региона, развивать речной и воздушный транспорт.

2. Пр.условия неблагоприятны (затрудняют освоение территории).

3. Пр.ресурсы богатейшие, но их освоение обходится дороже, чем в евр.части страны.

Хозяйство региона базир-ся на местн.ресурсах, но необходимо развивать наук.отрасли.

4. Очень слабо развита инфраструктура, тяжелые условия жизни.

В Восточном макрорегионе резко преобладает городское население, составляя в целом 74%; при этом на Дальнем Востоке оно достигает наивысшего уровня - 76%.

В настоящее время здесь расположено около 230 городов и более 600 поселков городского типа - одно-функциональных поселений, связанных в основном с добычей природных ресурсов. Это также отражает его специфику.

На Востоке есть города-«миллионеры» (Новосибирск - более 1,4 млн. человек и Омск - более 1,2млн. человек).

Роль Восточного макрорегиона в экономике России постоянно возрастает.

Хозяйство. Восточный макрорегион - главная топливно-энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд цв. металлов, рыбы и лесопродуктов. В перспективе добыча ресурсов не будет возрастать. Она должна сопровождаться их глубокой комплексной переработкой. Здесь в перспективе должны динамично развиваться энергоемкие и малотрудоемкие отрасли машиностроения при глубокой конверсии оборонных предприятий.

Восточный макрорегион при его громадной территории слабо обеспечен транспортом. Поэтому именно здесь осуществлялось крупное транспортное строительство (БАМ, дороги на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль - АЯМ и др.).

Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение.

При дальнейшем развитии экономики, учитывающем интересы охраны природы, формировании новых ТПК в Восточной зоне требуется опережающее развитие транспорта, соц. сферы, а также научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке на основе крупных академических центров - Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Владивостока, Хабаровска, а также конверсии научных центров оборонного профиля.

В Восточной зоне три р-на: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Все они различаются масштабами и степенью заселенности, а также освоенности территории.

Территория и население районов Восточного макрорегиона

Крупные районы

Территория, млн. км2

Население, млн. чел (1993г)

Доля городского населения, %

Плотность населения, чел./км2

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Восточная зона

Западно-Сибирский район

Западно-Сибирский р-н сосредоточивает почти половину населения (46%) Восточного макрорегиона зоны, занимая 1/5 ее территории.

ЭГП р-на, расположенного на границах Западного и Восточного регионов и Казахстана, достаточно благоприятно. Оно обеспечивается системой транспортных магистралей, по которым осуществляются интенсивные связи: ж/д - широтных и меридиональных (Транссибирской, Южно-Сибирской, Туркестано-Сибирской), трубопроводных. Более 90% территории р-на занимает Западно-Сибирская низменность и лишь 8% - горы. В недрах Западной Сибири концентрируется нефть, газ - в р-нах Ближнего и Дальнего Севера (в основном в Тюменской обл.), в Кемеровской обл. - Кузнецкий угольный бассейн. Железные руды добывают в Горной Шории. В р-не имеются цв. металлы, запасы соли (Кулундинские озера), крупные запасы леса и водные ресурсы.

Основное население сосредоточено на юге р-на (лесостепные и степные пространства). Наибольшая плотность населения - в Кемеровской обл. (более 32 человек на 1км2). Крупнейшие города - Новосибирск, Омск, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Тюмень. Трудовые резервы р-на ограничены.

В экономике р-на главную роль играют топливно-энергетический комплекс (добыча нефти, газа, угля), комплекс отраслей, перерабатывающих природные ресурсы в конструктивные материалы (металлургическая, хим., лесная пром-ть), и АПК (зерновое хоз-во).

Выделяются две крупные части: северная и южная. В северной (Тюменская обл., север Омской и Томской обл.) формируется огромный Западно-Сибирский ТПК. Основу хоз. специализации комплекса определяет нефтяная и газовая пром-ть, а также лесная.

В Западной Сибири (преимущественно в Тюменской обл.) добыча нефти росла до 1988г, составив 400млн.т. В последние годы происходит значительное падение добычи нефти (в 93г - до 244млн.т - 70% России, 60% СНГ), что связано с общим соц.-экон. кризисом в России, распадом связей с поставщиками оборудования для нефтяной пром-ти, ухудшением условий жизни нефтяников. Создан совет стран СНГ по топливному комплексу для модернизации нефтяной пром-ти, улучшения снабжения промыслов и нефтяников.

Добыча газа медленно росла до 93г, особенно за счет месторождения Ямбург. В перспективе будут использованы новые нефтяные и газовые базы на Севере, в том числе на полуострове Ямал. От р-нов добычи нефти (Сургут, Нижневартовск) и газа (Уренгой, Ямбург) протянулись системы трубопроводов - преимущественно на запад России, в страны СНГ и Европы. Основные центры северной части расположены в освоенной полосе.

Города. Омск расположен на Иртыше при пересечении с сибирской магистралью, бывший центр казачества, торговый и административный город. Крупный научно-промышленный узел (нефтехимия, машиностроение, в том числе оборонное, в котором происходит конверсия). Томск - центр науки с развитым машиностроением и хим. пром-тью. Находятся старейшие в Сибири вузы. Тюмень - первый русский город в Сибири (1586г) наряду с Тобольском, центр разнообразной пром-ти, организационный центр нефтегазовой пром-ти р-на.

В южной части Западной Сибири сформировался мощный Кузнецко-Алтайский комплекс на основе угольных и рудных ресурсов, с/х освоения лесостепных пространств. Он в настоящее время находится в стадии глубокого кризиса. Центр металлургии Сибири - Новокузнецк и хим. центр Кемерово со сложной экол. обстановкой (повышенное загрязнение атмосферы и р. Томь).