В формировании хозяйственного комплекса Центрально-Черноземного экономического района важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное ЭГП. Своим названием район обязан преобладающим на его территории плодородным черноземным почвам. Почти все земли, за исключением неудобных для распашки, превращены в пашню, которая занимает более 80% всей площади. Черноземье - единственный район страны, где действуют сразу две атомные электростанции - Курская и Нововоронежская.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матросова Юлия Владимировна

Учитель географии и биологии

ГБОУ СОШ № 351

с углубленным изучением французского языка

Московского района Санкт-Петербурга

Тема урока: « Центрально-Черноземный экономический район»

В формировании хозяйственного комплекса Центрально-Черноземного экономического района важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное ЭГП. Своим названием район обязан преобладающим на его территории плодородным черноземным почвам. Почти все земли, за исключением неудобных для распашки, превращены в пашню, которая занимает более 80% всей площади. Черноземье - единственный район страны, где действуют сразу две атомные электростанции - Курская и Нововоронежская.

Цели урока:

Образовательные:

  1. С формировать системное знание о районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении и хозяйстве.
  2. Продолжить формирование ОУ компетенций: работа с источниками знаний, умение систематизировать полученную информацию, умение делать выводы.
  3. Продолжить формирование предметных компетенций: работа с тематическими картами.

Развивающие:

  1. Развивать опыт творческой деятельности;
  2. Развивать устную речь.

Воспитательные:

  1. Способствовать пониманию идеи целостности страны;
  2. Способствовать мировоззренческому формированию географической культуры личности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуально-групповая.

План:

  1. Организационный момент.
  2. ЭГП Центрально-Черноземного района по типовому плану.
  3. Крупные города Черноземья.
  4. Экологические проблемы Центрально-Черноземного района и их решение.
  5. Рефлексия.
  6. Задание на дом.

Ход урока

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся и кабинета к уроку).
  1. Сообщение темы и целей урока.
  1. Повторение. Проверка домашнего задания.

Проверочная работа по вариантам. Перекрестная проверка материала.

1 ВАРИАНТ:

  1. Каковы особенности Волго-Вятского района и как они влияют на его развитие?
  2. В какой из республик Волго-Вятского района преобладает коренное население?

2 ВАРИАНТ:

  1. Выберете верный ответ. Главной отраслью специализации Волго-Вятского района является:

а) черная металлургия;

б) машиностроение;

в) химическая промышленность;

г) овцеводство.

  1. Какие народы по своей численности преобладают в Волго-Вятском районе?

Правильные ответы:

Особенности Волго-Вятского района – выгодное географическое положение, природно-территориальная неоднородность, этническое разнообразие. Все это способствует развитию лесопромышленного комплекса, машиностроения и металлообработки, а также развитию зернового хозяйства и пищевой промышленности.

Коренное население преобладает в Чувашии.

Главная отрасль специализации – машиностроение.

Большинство населения составляют русские, кроме того здесь проживают марийцы, эрзяне, мокшане, чуваши, татары, удмурты.

  1. Характеристика ЭГП Центрально-Черноземного района.
  1. Площадь: 192 500 км²,
  2. Численность населения: 8045 тыс.чел. (2010),
  3. Плотность населения: 44 чел./км²,
  4. Уровень урбанизации: 64 % населения проживает в городах.

План описания ЭГП района:

  1. Состав экономического района.
  2. Положение района (окраинное, пограничное, центральное в стране).
  3. Экономическое окружение (соседние районы, пограничные государства, экономические центры).
  4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожным, автомобильным, речным, морским путям).
  5. Изменения ЭГП района во времени
  6. Вывод: возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.

Работа с тематическими картами и параграфом, беседа с учащимися по итогам работы.

  1. ЦЧР включает 5 регионов :
  1. Белгородская область образована в 1954 г. Площадь 27,1 тыс.кв.км (2011)
  2. Воронежская область образована в 1934 г. Площадь 52,2 тыс.кв.км (2011)
  3. Курская область образована в 1934 г. Площадь 30,0 тыс.кв.км (2011)
  4. Липецкая область образована 1954 г. Площадь 24,0 тыс.кв.км (2011)
  5. Тамбовская область образована 1937 г. Площадь 34,5 тыс.кв.км (2011)

Часто в состав Черноземья включается также Орловская область, в которой, однако, географически чернозёмными являются только юг и восток.

  1. Положение района - пограничное.
  2. Экономическое окружение:

Граничит на севере с Центральным экономическим районом, на востоке – с Поволжским, на юге – Северо-Кавказский экономическим районом. Входит в состав Центральной России.

Пограничные государства: на западе - Украина (г. Киев).

  1. Транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения – крупные города и промышленные узлы: Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов.
  2. ЭГП района изменилось после распада СССР.
  3. Вывод: ЭГП района выгодное.
  1. Особенности Центрального Черноземья.

Информация учителя об особенностях Центрального Черноземья с использованием слайда презентации урока. Отрасли специализации района.

В развитии ЦЧР можно выделить следующие этапы:

XIII в

Дикое поле.

XVII в.

Русская помещичье-крестьянская колонизация.

XVIII-XIX вв.

Развитие зернового хозяйства, снабжение хлебом

Промышленного Центра.

Конец XIX – начало XX

Кризис, вызванный конкуренцией новых зерновых

Районов и аграрным перенаселением.

1900-1930 гг.

Расширение доли технических культур в земледелии,

Производство сахара, развитие химической

Промышленности на пищевом сырье.

с 1950-х гг.

Начало освоения руд Курской магнитной аномалии,

Развитие черной металлургии и машиностроения.

В районе расположены крупные месторождения полезных ископаемых – железной руды, цементного сырья и благоприятные почвенно-климатические условия и др.

Климат – умеренно-континентальный.

Природные зоны в основном лесостепь и степь.

Рельеф – равнинный, сосредоточены массивы черноземных почв, часть района испытывает недостаток водных ресурсов.

Велики запасы железных руд Курской магнитной аномалии. Выделяются железорудные районы: в Белгородской области – Старооскольский и в Курской области – Михайловский.

Также имеются месторождения огнеупорных глин, фосфоритов, строительных материалов, а вот топливных ресурсов в этом районе – нет.

Население – 7,8 млн человек; является густозаселенным районом.

Главные черты хозяйства определяются удобным экономико-географическим положением, наличием трудовых ресурсов, богатством рудных месторождений, благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства.

Основные отрасли специализации: сельское хозяйство и пищевая промышленность, чёрная металлургия, металлоёмкое машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство - посевы сахарной свёклы, масличных и зерновых культур. В животноводстве развито: молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство.

  1. Крупные города Черноземья.

Видеофрагмент «Города Черноземья». Заполнение таблицы (у каждого ученика незаполненная таблица на столе, которая заполняется и вклеивается в тетрадь):

Название города

Центрально-Черноземного

района

Год

образо-

вания

города

Численность

населения

Хозяйственная

специализация

Условное обозначение специализации

Белгород

Воронеж

Курск

Липецк

Тамбов


Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района.


1 Особенности экономико-географического положения Центрально-Черноземного экономического района

В состав Центрально-Черноземного экономического района входят: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области с площадью 167,7 тыс. км2 (1% от всей территории России) и проживающим в них населением по данным на 09.10.2002 г. 7,517,456 чел. (5,3% от всего населения России). По числу жителей выделяются города (тыс.): Воронеж (903), Липецк (375), Курск (373), Тамбов (265), Белгород (227), Елец (113) и Мичуринск (102).

Центрально-Черноземный район по величине территории почти втрое, а по численности населения почти в четыре раза уступает Центральному. Однако и для него характерна высокая степень освоенности и заселен­ности, развития транспортной инфраструктуры (его пересекают многие линии железных и автомобильных дорог, ЛЭП, трубопроводов). Он обла­дает огромными железорудными ресурсами и массивами плодородных черноземов. Благоприятно экономико-географическое положение райо­на, расположенного по соседству с индустриальной «вершиной» евро­пейской части страны - Центральным районом, а также с Поволжьем и Северным Кавказом.

В XVIII-XIX вв. Центральное Черноземье с исторически сложив­шимся крупным помещичьим землевладением стало житницей России. Его «дворянские гнезда» сыграли важную роль в культурном развитии страны. Из них вышло немало русских литераторов, которые с огромной художественной силой воспели природу, человека и духовные ценности в России.

В 1880-1890 гг. в России возникли новые районы торгового земле­делия - на юге ее европейской части и в Заволжье. В этих районах пре­обладала капиталистическая система хозяйства, с которой отработочная система Центрального Черноземья не могла конкурировать ни по произ­водительности труда, ни по сборам пшеницы, ни по доходности. Цент­ральное Черноземье с его излишне распаханными, сильно эродирован­ными черноземами и густым крестьянским населением, задавленным от­работками, по-рабски привязанным к «своим» помещикам и лишенным возможности уйти от них на фабрику, с малоземельем, наиболее низкой в России производительностью сельского труда, с ничтожным городским населением и промышленностью было в конце XIX - первой трети XX в. слабым в экономическом отношении районом.

В этот период оно стало важнейшим источником крестьянской мигра­ции на восток и на юг. Так сложился порочный круг упадка: чем больше активных жителей покидало район, тем запущенней становилось его хо­зяйство, уменьшалась урожайность, сильнее росла овражная сеть, а это вело к новому витку аграрного перенаселения.

После революции 1917 г. из района по-прежнему шел постоянный от­ток населения, а главной целью здешнего крестьянина оставалось лишь выживание.

2 Население и трудовые ресурсы

Население в Центрально-Черноземном районе с 1959 по 1986 гг. сократилось на 1,4 млн. человек. Это произошло в результате переселения другие районы страны части жителей, преимущественно из сельской местности, где население уменьшилось и абсолютно, и относительно. Но с 1991 г. наблюдается незначительный рост численности населения района, связанный прежде всего с положительным сальдо межрайонной миграции. После распада СССР сюда на постоянное место жительства устремились русские, проживавшие до этого в некоторых республиках Средней Азии, в Казахстане, а также беженцы с территории Чечни. Это стало важным фактором динамики роста населения, так как его естественный прирост здесь не только отрицательный, как и в целом по стране, но даже ниже среднего по России. В 1996 г. на территории ЦЧР проживало 7,8 млн. человек. Наибольшей численностью населения обладает Воронежская область (2,5 млн. человек), затем идут Белгородская, Курская, Тамбовская и Липецкая области .

За послевоенные годы под влиянием внутренней миграции заметно выросла доля городского населения, хотя она и остается в районе мень­шей, чем в среднем по России. Доля горожан составила 61,6%. Наиболее высок этот показатель в настоящее время в Белгородской и Липецкой областях, ниже всего - в Тамбовской области.

По половому составу населения район имеет примерно такие же пока­затели, как и Центральная Россия в целом: доля мужского населения здесь меньше, чем женского (46,1%). Население в трудоспособном возрасте составляет 54,5%. Это на 2,1% меньше, чем в Центральном районе, и на 2,5% меньше, чем в среднем по России. Такое положение объясняется большой долей сельского населения: из села в течение послевоенных лет происходил отток молодежи.

В районе сравнительно высока плотность населения - 47 человек на 1 км2. Этот показатель в 5,4 раза выше средней величины по России, но в 1,3 раза ниже, чем в Центральном районе. Заселена территория более или менее равномерно, причем, как и раньше, максимально - на юго-западе (Белгородская обл .), а минимально - на северо-востоке (Тамбовская обл.). Заметно увеличилась плотность населения в Курской и особенно Белгородской областях благодаря притоку переселенцев из других районов России (в связи с освоением КМА и возникновением новых предприятий).

Среди многочисленных сел и деревень района расположены городские поселения : 50 городов и 83 поселка городского типа. Самые большие города (с численностью населения более 100 тыс. человек) - областные центры - Воронеж (903,8 тыс.), Липецк (519,2 тыс.), Курск (441,2 тыс.), Белгород (336,9 тыс.), Тамбов (314,1 тыс.), а также Старый Оскол (211,8 тыс.), Мичуринск (121,8 тыс.), Елец (120,3 тыс.). Средние (с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек): Железногорск (96,9 тыс.), Губкин (86,9 тыс.), Борисоглебск (66,3 тыс.), Лиски (56,5 тыс.), Моршанск(49,9 тыс.) и Рассказово(49,6 тыс.).

Остальные городские поселе­ния относятся к малым. Среди них есть старые города, утратившие бы­лое значение (Острогожск, Павловск, Рыльск, Данков, Чаплыгин и др.), новые, которые еще не успели «набраться сил» (Курчатов, Шебекино и др.).

3 Природно-ресурсный потенциал Центрально-Черноземного района

Главным природным богатством района являются железные руды Курской магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел – Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной от 1 до 25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от 2 до 40 км с мощностью пластов 70-350 метров. Балансовые запасы железной руды
Курской магнитной аномалии в пределах Центрально-Черноземного
экономического района по состоянию на 01.01.90 г. по категориям А+В+С1
оцениваются в 31,7 млрд. т, в т. ч. в Курской области 9,3 млрд. т, в
Белгородской 22,4 млрд. т. Развиты два главных типа руд: бедные, но в
значительной степени рентабельно обогащаемые, с содержанием железа 36% и
богатые, содержание железа, в которых составляет свыше 60% при
незначительном количестве серы и фосфора. Бедные руды представлены
железистыми кварцитами, их глубина залегания составляет от нескольких
метров до 700 м (юго-западная часть курской магнитной аномалии). Богатые
руды относятся к магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся в
Белгородской области. В настоящее время наиболее известными месторождениями
в Белгородской области являются: Яковлевское, Гостищевское, Салтыковское,
Лебединское, Стойленское, Погромецкое, Чернянское; в Курской области -
Михайловское, Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое залегание руд
(на глубине от 35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести их добычу
в открытых карьерах со значительно меньшими капитальными и текущими
затратами труда, и средств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь
обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных
рудников ведется с помощью специальных холодильных агрегатов для
замораживания пород при проходке шахтных стволов. Высокое качество богатых руд на глубине может не только восполнять расходы на эту технику, но и обеспечивать высокую эффективность горнорудной промышленности КМА. Кроме высокого содержания железа, эти руды содержат всего лишь десятые доли процента серы и сотые доли фосфора.

Также район обладает крупными запасами нерудных ископаемых: гранитов, огнеупорных глин, мела, мергелей, доломитов; имеются запасы медно-никелевых руд и бокситов.

В железорудных месторождениях Белгородской области обнаружены промышленные месторождения бокситов - Висловское месторождение, но из-за большой глубины залегания и сложных гидрогеологических условий оно пока не эксплуатируется.

Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют третью по значению (после Норильской и Кольской) медно-никелевую провинцию Российской Федерации. Кроме того, в области имеются месторождения цементного сырья, огнеупорной глины, песка, строительного камня. Наиболее известны Латненское
месторождение огнеупорных глин и Павловское - строительных материалов .

В Курской области имеются залежи торфа, фосфоритов, строительных материалов.

Липецкая область располагает месторождениями строительных материалов и доломитов. Наиболее известны месторождения строительных материалов, такие,
как Студеновское, Сокольско-Ситовское, а доломитов - Данковское.

В Тамбовской области имеются запасы строительных материалов, фосфоритов,
минеральных красок, торфа; наиболее известные месторождения песка -
Тамбовское и Полковское.

Центрально-Черноземный район остро дефицитен по топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.

Климат района умеренно континентальный, в заданной части достаточно увлажненный, в юго-восточной - более сухой, нередки засухи. Средняя температура июля +(19-20) 0С, января - (9-11) 0С. Количество годовых
атмосферных осадков 400-500 мм в год. Продолжительность вегетационного
периода с температурой выше 50С - 175-200 дней, с температурой выше 100С-
140-170 дней. Гидрографическая сеть бедна. Единственной крупной рекой
является Дон с притоками Воронеж и Северный Донец. Дон только в нижнем
течении до Павловска судоходен. Остальные реки мелководны, основное их
использование - водоснабжение населения и промышленных предприятий. В настоящее время сложился напряженный водохозяйственный баланс в крупных
городах.

Ценнейшим богатством района являются почвы: только на западе Курской и на
севере Тамбовской областей распространены серые лесные и подзолистые почвы,
на всей остальной территории - разного типа черноземы с содержанием гумуса
от 4-6 до 10-12% с мощью горизонта в отдельных районах до 1см. Это
самые плодородные почвы. Чернозёмы здесь образовались на рыхлых грунтах
песковидных суглинков, поэтому они легко поддаются водной эрозии, ведущей к
образованию оврагов. В некоторых районах эрозии подвержено до 60% земель,
поэтому борьба с оврагообразованиями составляет важнейшую задачу земледельцев района. Действительным средством этой борьбы стала специальная
обработка полей и искусственные лесонасаждения, которые составляют около
половины лесопокрытой площади района. Средняя лесистость по району - 8%.

Промышленная рубка леса почти всюду запрещена. Лесные ресурсы имеют, в основном, почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация
лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района
деловой древесиной. Лесная и деревообрабатывающая промышленность использует
привозное сырье, в районе производят мебель, пиломатериалы , древесно-стружечные плиты, фанеру. Продукция отрасли обеспечивает внутренние потребности региона в товарах народного потребления.

4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

Развитие производительных сил Центрально-Черноземного района традиционно опиралось на использование ресурсного потенциала. Кризисные явления, развивающиеся в хозяйстве России в целом и в Центрально-Черноземном районе, в частности, в период с начала 90-х годов обусловили падение производства практически во всех отраслях материальной сферы, усугубили диспропорции в развитии хозяйственного комплекса. Наибольший спад объемов производства был характерен для машиностроения и металлообработки и усугубился потерей государственных заказов на продукцию оборонного назначения, в черной металлургии, стройиндустрии, легкой и пищевой промышленности. Другой немаловажной причиной спада производства явился разрыв хозяйственных связей. После кризиса отраслями рыночной специализации стали черная металлургия, химическая промышленность и сельское хозяйство.

Электроэнергетика региона имеет специфичную структуру. Более 80% электроэнергии дают атомные электростанции (Курская мощностью 4,0 млн. кВт и Нововоронежская - 1,8 млн. кВт). Ожидается достройка пятого блока Курской АЭС. Готовность реактора составляет около 70%. Это единственный в
мире реактор чернобыльской типа, который находится в стадии строительства. В областных центрах работают крупные тепловые электростанции. В 1997 г. в регионе было выработано 37,3 млрд. кВт/ч электроэнергии, часть электроэнергии еще поступает из ЕЭС России, но район по-прежнему дефицитен по электроэнергии, и этот фактор сдерживает развитие хозяйства Центрального Черноземья.

В промышленном комплексе Центрально-Черноземного экономического района ведущее место занимает черная металлургия, являющаяся отраслью рыночной специализации. Товарная железная руда, чугун, сталь, готовый прокат вывозятся в другие регионы России, в страны ближнего и дальнего зарубежья. В перспективе при наличии средств возможна добыча железной руды на Яковлевской шахте (Белгородская область) в объеме до 1,5 млн. т. Основными потребителями руды Курской магнитной аномалии являются металлургические заводы Центра, самого Центрально-Черноземного района, Урала. Порядка 7 млн. т железной руды отправляется на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье.

Черная металлургия региона представлена Новолипецким металлургическим комбинатом и заводом «Свободный Сокол», расположенными в Липецкой области. Новолипецкий комбинат является основным поставщиком в России автолистовой и трубной стали. По качественным параметрам только 20-26% российской металлопродукции из черных металлов является конкурентоспособной на западном рынке. Однако ряд видов проката, выпускаемых АО «Новолипецкий комбинат», сертифицированы Германским ТЮФом и Британским Регистром Ллойда (т. е. отвечает мировым стандартам). Завод «Свободный Сокол» специализируется на выпуске литейного чугуна, водопроводных труб, отопительных радиаторов и фасонного литья. В Белгородской области черная металлургия представлена Оскольским электрометаллургическим комбинатом (ЭМК), который выпускает высококачественную сталь и прокат по бездоменной схеме методом прямого восстановления железа. Черная металлургия создает основу для развития машиностроения. На долю машиностроения и металлообработки приходится 15,5% от отраслевой структуры промышленности. Машиностроение характеризуется многоотраслевой структурой. В регионе получили развитие как сложные трудоемкие отрасли - радиоэлектроника, авиационная, приборостроение , так и металлоемкие отрасли - горнорудное машиностроение, производство экскаваторов, кузнечнопрессовых машин, металлорежущих станков , тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, производство металлических конструкций .

В период 1991 -1997 гг. в России постоянно уменьшался выпуск
металлообрабатывающих станков, особенно наукоемких, высокоточных,
автоматизированных. За эти годы производство станков сократилось в России более чем в 7 раз. К 1997 г. Россия оказалась на 20-м месте в мире по производству металлообрабатывающих станков. Снижение их производства в Центрально-Черноземном районе за этот период произошло в 35 раз, а в Липецкой области - в 60 раз.

В рыночных условиях актуальной проблемой является возрождение и развитие отечественного станкостроения. Оборонная промышленность продолжает оставаться одной из наиболее высокотехнологичных и значительных отраслей промышленности.

Развитие рыночных отношений заставляет предприятия и организации, в том числе и оборонного комплекса, искать иные пути и все более диверсифицировать производство.

Воронежский механический завод - головной завод ракетного двигателестроения, используя передовые аэрокосмические технологии, сумел впервые на территории СНГ организовать серийный выпуск фонтанного оборудования для добычи нефти и газа, которое не уступает, а по некоторым параметрам превосходит европейское и американское. Основным механизмом реформирования оборонной промышленности Правительство РФ определило Федеральную целевую программу реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998- 2000 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 24.06.98 г. № 000).

Многие регионы уже включились в эту работу. Субъекты Российской Федерации, в частности, входящие в Ассоциацию «Черноземье», активно участвуют в работе по созданию соответствующей нормативной базы. Размещение машиностроительного комплекса отличается крайней неравномерностью и сосредоточено, в основном, в Воронежской области, также выделяются машиностроительные центры: Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск и другие. Недостаточно в районе развито машиностроение для пищевой промышленности.

Промышленность строительных материалов имеет общероссийское значение. Это относится к производству огнеупоров. Мощность завода 1500 тыс. т, продукция - глина огнеупорная, потребители: металлургические, огнеупорные, шамотные и цементные заводы. Строительная промышленность Черноземья базируется на комплексном использовании вскрышных пород при разработке железных руд курской магнитной аномалии, наличии крупных ресурсов сырья и использовании шлаков металлургического производства. В состав Оскольского металлургического комбината входит Объединение строительных материалов и бытовой техники , которое включает четыре завода и является одним из самых мощных комплексов Европы по выпуску изделий из керамики. Продукция отгружается потребителям без завоза ее на склад, с колес. Появились новые потребители из государств Балтии и Красноярского края . Перспективная политика основывается на вытеснении с отечественного рынка иностранных производителей аналогичной продукции. Производство строительных материалов дает возможность основному производству улучшать свое финансовое состояние. Достаточно сказать, что масштабный выпуск строительных материалов и керамики на Оскольском металлургическом комбинате дает 50% всей массы прибыли, получаемой этим крупнейшим предприятием России.

Крупные цементные заводы размещены в Белгородской (АО «Осколцемент», СП «Белгородский цемент»), Воронежской (АО «Подгоренский цементник») и Липецкой областях (АО «Липецкцемент»). Строительная индустрия, в основном, удовлетворяет внутренние потребности региона. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский фактор, поэтому предприятия сосредоточены, в основном, вокруг областных центров.

Химическая промышленность в Центрально-Черноземном районе относится к отраслям рыночной специализации. На ее долю приходится 8,5% промышленной продукции района. Но она сдерживается отсутствием собственной сырьевой базы и дефицитом водных и энергетических ресурсов. Тем не менее, отрасль в регионе получила значительное развитие, и большая часть ее продукции поступает в межрегиональный обмен. По данным 1997 г. - это синтетический каучук - 141 тыс. т, шины - 1,6 млн. шт. из Воронежа, резинотехнические изделия - 1,2 млн. м2 из Тамбова и Курска. Синтетические волокна - 1,7 млн. м2 из Курска, анилиновые красители - 77,2 тыс. т из Тамбова, синтетические моющие средства из Шебекино. Перспективны в районе производство минеральных удобрений и производство синтетических материалов. По остальным подотраслям увеличение мощности нецелесообразно из-за ограниченности собственных ресурсов. Отраслью рыночной специализации района является пищевая промышленность, на ее долю приходится 16,1% от отраслевой структуры производства промышленной продукции. Она имеет мощную развитую собственную сырьевую базу и также
является многоотраслевой. Большое значение имеет сахарная, мясная, маслобойная, маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная отрасли, которые поставляют свою продукцию на общероссийский продовольственный рынок. Свеклосахарное производство является одной из старейших и ведущих отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с высоким уровнем индустриализации и энергоемкими технологическими процессами. Из действующих в России 95 сахарных заводов 46 размещены в Центрально-Черноземном районе. Переход к рыночной экономике внес радикальные изменения в формы собственности. Большинство предприятий изменили форму собственности и стали акционерными обществами . Сельские товаропроизводители стали совладельцами сахарных заводов. Доля акций, находящихся у сельских товаропроизводителей в Белгородской области, составляет свыше 51%, в Курской и Воронежской областях - 50%. Вместе с тем высокие результаты, на которые рассчитывали, начиная реформирование, не были достигнуты. Отсутствие оборотных средств , неустойчивость производственно-хозяйственных связей, инфляция, дефицит бюджета , сокращение государственной поддержки, ограничение кредитования, удорожание продукции за счет использования кредитных ресурсов, снижение покупательной способности населения и другие негативные факторы не позволяют предприятиям свеклосахарного комплекса нормально функционировать и развиваться.

Итоги сахарной компании 1997 г. показали, что выработка сахара из собственного сырья в Черноземном Центре составила 35% от общероссийского производства и оказалась самой низкой за последние 40 лет. Крайне неудовлетворительное положение в Воронежской, Курской и Липецкой областях, где заготавливаемое сырье обеспечивает загрузку сахарных заводов от 30 до 50 суток (при нормативе 100-110 суток). Кроме сахарной свеклы, в межсезонный период на сахарных заводах перерабатывается сахар-сырец.

Наивысший выход сахара в 1997 г. имели сахарные заводы: Алексеевский (Белгородская область) - 15,3%, Знаменский (Тамбовская область) - 15,03%, Ржевский (Белгородская область) - 14,6% при выходе сахара в среднем по России - 11,72%.

Для решения накопившихся проблем комплекса была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации «Программа увеличения производства сахара в Российской Федерации в гг. и на период до 2005 г.» (Программа «Сахар»).

Легкая промышленность Центрально-Черноземного района развита слабо и размещена очень неравномерно. Предприятия сосредоточены, в основном, в Тамбовской и Курской областях. Тамбовская область специализируется на производстве шерстяных тканей, Курская область - шелковых тканей и трикотажных изделий, использующих химическое волокно. Дальнейшее развитие отрасли связано с совершенствованием ее территориальной структуры и направлено на более полное удовлетворение потребностей населения района. Швейная промышленность размещена повсеместно, кожевенно-обувные предприятия расположены в Курске, Тамбове, Белгороде.

Агропромышленный комплекс региона создает 7,8% сельскохозяйственной продукции России. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенный на душу населения в этом районе, по крайней мере, в полтора раза больше, чем по России в целом. Агропромышленный комплекс Черноземья имеет межрайонное значение и является продовольственной базой Центра и Севера Российской Федерации: он вывозит в значительных количествах зерно, сахар, эфирно-масличные культуры, растительное масло, мясо, молоко, овощи, плоды и ягоды. Главным звеном в АПК является сельское хозяйство, отрасли рыночной специализации которого представлены производством зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных культур, молока и мяса.

В Центрально-Черноземном районе производится 10% зерна, 9% картофеля, 18% подсолнечника, 43% сахарной свеклы России. Из зерновых культур во всех областях, кроме Курской, преобладает озимая пшеница, а в Курской области - озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза на зерно и силос. Ведущее место среди технических культур принадлежит сахарной свекле. Наиболее благоприятные условия для ее выращивания имеют Белгородская, Воронежская и Курская области. В целом Центрально-Черноземный экономический район занимает первое место в России по размерам посевных площадей, сахаристости и объемам заготовок сахарной свеклы. Однако переход к рыночной экономике не мог не сказаться на свеклосахарном производстве. В период с 1991 г. по 1997 г. посевные площади сахарной свеклы в регионе уменьшились на 74 тыс. га, урожайность - на 27 ц/га, валовые сборы - на 5025 тыс. т. Объемы производства и заготовок свеклы за последние годы таковы, что работа большинства предприятий убыточна.

Основные посевы подсолнечника сосредоточены в Воронежской и Белгородской областях. Эта культура также имеет межрайонное значение. Подсолнечник выращивается на семена, перерабатывается в масло (40% масла вывозится из района), отходы производства - шрот и жмых используются в качестве кормов в животноводстве. Воронежская область - основной производитель в стране эфирных масел: на ее территории выращивается и перерабатывается кориандр и анис (Алексеевский эфирокомбинат). В Воронежской области выращивают также махорку. Выращенный в районе картофель частично идет на производство крахмала и спирта. Во всех областях получило развитие овощеводство и садоводство. Район обладает большими потенциальными возможностями увеличения производства продукции растениеводства за счет внедрения научно обоснованных севооборотов, увеличения доли использования возможностей агрохимии, проведения мероприятий по сохранению и увеличению естественного плодородия земель.

Животноводство представлено в Черноземье скотоводством молочно-мясного направления, свиноводством и птицеводством, развито пчеловодство. Воронежская область издавна славится рысаками и упряжными породами лошадей. Несмотря на небольшую долю в производстве сельскохозяйственной продукции наибольшее развитие фермерство получило в Тамбовской и Липецкой областях. Основная проблема агропромышленного комплекс а Центрально-Черноземного района - это несоответствие мощностей переработки объемам производства сельскохозяйственного сырья, что ведет к большим потерям продукции сельского хозяйства. Для агропромышленного комплекса характерны низкий уровень технической оснащенности предприятий переработки, большая доля ручного труда, слабо развитая инфраструктура. Однако агропромышленный комплекс района обладает большими потенциальными возможностями развития, превращения в важнейшую житницу России.

На территории Центрально-Черноземного района (Курской и Белгородской областей) формируется программно-целевой территориально-производственный комплекс на базе минеральных ресурсов Курской магнитной аномалии, развития черной металлургии, атомной энергетики и аграрного комплекса. Главная цель государственной политики в отношении Центрально-Черноземного района - содействовать развитию его специализации в общероссийском территориальном разделении труда на тех отраслях, которые наиболее эффективны в его природных и экономических условиях, и, прежде всего, на отраслях агропромышленного комплекса, на производстве черных металлов (включая экспортные поставки), сельскохозяйственном и оборонном машиностроении. Экономическому росту будет способствовать также реформа
аграрных предприятий и решение проблемы создания единого рынка
продовольствия в рамках регионов Европейской части России и развития на этой основе отраслей переработки сельскохозяйственного сырья.

5 Характеристика транспортной сети Центрально-черноземного экономического района

Железнодорожный транспорт

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской. Длина главных путей составляет 6,8 тыс. километров, из них - 52% на бетонном основании. Дорога располагает преимущественно двухпутными линиями. Юго-Восточная железная дорога связывает южные районы России с Центральным районом, Поволжьем и Уралом. Её недаром называют магистралью металла и хлеба. Она обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности, районы развитого сельского хозяйства. Кроме того, значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Украиной, - Соловей и Красный Хутор (Белгородская область) и через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Юго-Восточная дорога обслуживает потребности промышленности, сельского хозяйства и населения Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Белгородской областей и на небольшом участке Курской области. На руды (железная руда Курской магнитной аномалии) приходится более 40% от общего отправления. На втором месте по объемам погрузки (24%) стоят минерально-строительные материалы (преимущественно вскрышные породы, отходы металлургического производства и нерудные материалы Павловского карьера). Кроме того, со станций железнодорожной сети района отправляются черные металлы (13%), нефтепродукты после налива с трубы (ст. Никольское) и широкая номенклатура грузов группы «прочие» (продукция разнообразного машиностроения, химической, пищевой и легкой промышленности). Потребности большей части Курской области и на небольшом участке Липецкой области обслуживает Московская дорога. Железнодорожный транспорт обеспечивает как внутренние связи района, так и связи с другими регионами страны. Управление дороги находится в городе Воронеже.

Удобное положение Центрально-Черноземного района между Центром, Поволжьем, Северным Кавказом и Украиной обусловило меридионально-широтную конфигурацию его железнодорожной сети. Сеть Центрально-Черноземного района состоит из четырех меридиональных магистралей: (Брянск) - Арбузове - Льгов - Готня; (Орел) - Курск - Сараевка - Белгород; (Москва - Ефремов) - Елец - Касторная - Валуйки и (Москва - Ряжск) - Мичуринск - Отрожка - Лиски - (Лихая - Ростов). Эти магистрали пересекаются четырьмя линиями. Две из них: (Орел) -Елец - Грязи - Повори-но - (Филонове - Волгоград) и Кочетовка - Тамбов с ответвлениями на Обловку - (Балашов) и Тоновку - (Ртищево) идут с северо-запада на юго-восток, а линии Отрожка - Касторная - Курск - Льгов - (Ворожба) и (Балашов) - Поворино - Лиски - Валуйки - с северо-востока на юго-запад. Эти ж. д. магистрали составляют остов сети Центрально-Черноземного района с ответвлениями тупиковых и нетупиковых линий местного значения.

Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На долю местного сообщения приходится 29% от объема перевозок с преобладанием погрузки-выгрузки железной руды - 17,3 млн. т. (48% от местного сообщения) и минерально-строительных материалов - 10,7 млн. т (29,5%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по рудам - 54%; минерально-строительным материалам - 56%.

Как пример наиболее крупных внутрирайонных связей по отдельным грузам, можно выделить следующие: по рудам: Белгородская область отправляет на металлургические предприятия Липецкой области 9,9 млн. т; по минерально-строительным материалам следует отметить характерную особенность связей, а именно - 50-60% местных перевозок приходится на внутриобластные связи: Воронежская область из 4,4 млн. т отправления в местном сообщении 2,7 млн. т (более 60%) выгружает на собственные станции; Белгородская - из 2,6 млн. т отправления в местном сообщении выгружает для собственных нужд 1,6 млн. т (более 60%) и Липецкая область соответственно - из 3,4 млн. т на себя выгружает 1,8 млн. т (более 50%).

Наряду с внутриобластными и внутрирайонными связями перевозки Центрально-Черноземного района характеризуются разветвленной системой межрайонных связей. Около 35% (от общего объема перевозок) готовой продукции и импортных товаров вывозится за пределы рассматриваемого района и более 20% потребляемого в районе сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозится из других регионов. Центрально-Черноземный район имеет положительный транспортный баланс. В 2001 г. вывоз превышал ввоз на 17,5 млн. т или в 1,7 раза. Тесные связи по вывозу грузов сложились с Центральным экономическим районом (40% от общего вывоза грузов Центрально-Черноземного района) и с Уралом (20%). Из района в значительных объемах вывозятся: железная руда (35% от общего вывоза), главным образом, на уральские металлургические предприятия и в Центральный экономический район, как для потребностей черной металлургии, так и на экспорт через передаточные пункты (Брянская область) на границе России с Украиной; черные металлы (22,5%) преимущественно в Центральный и Северо-Кавказский районы с преобладанием поставок на экспорт. Кроме того, из Центрально-Черноземного района вывозятся минерально-строительные материалы (19,5%), главным образом, в Центральный район с преобладанием выгрузки в Москве и Московской области ; широкая номенклатура прочих грузов (продукция химической промышленности - синтетический каучук, резина, синтетические волокна; изделия машиностроения - оборудование для пищевой и химической промышленности, приборы; товары пищевой промышленности) назначением во все регионы России и другие грузы.

Наибольшие объемы транспортно-экономических связей по ввозу грузов в Центрально-Черноземный район осуществляются с Уралом и Сибирью (45% от общего ввоза района), а также с Поволжьем (17%) и Центром (14%).

Из общего объема ввоза на долю угля приходится 40%. Это, главным образом, поставки из Кузбасса (Западная Сибирь) как для потребностей черной металлургии, так и на экспорт. Удельный вес нефтепродуктов в общем ввозе составляет 19%. Основные поступления осуществлялись с нефтеперерабатывающих заводов Самарской области (Поволжский район). Грузы группы «прочие» (17%) завозятся из всех регионов России с преобладанием поставок из Центрального (31%) и Северо-Кавказского (21%) районов. Это как продукция собственного производства, так и импорт (продукция легкой и пищевой промышленности, химические товары, автомобили, бытовая техника). Через Центрально-Черноземный район осуществляются транзитные транспортно-экономические связи в сообщениях (в обоих направлениях): север - юг (Северный, Северо-Западный и Центральный районы на Северный Кавказ), на долю которого приходится 40% от общего транзита через район; север - юго-восток (Северный, Северо-Западный и Центральный районы на Поволжье) - 55%.

Во всех указанных связях преобладают транзитные потоки грузов с юга и юго-востока на север. Их удельный вес составляет 70% от общего транзита, проходящего через Центрально-Черноземный район.

Белгородская область, входящая в состав Центрально-Черноземного района, граничит с Украиной, и, как следствие, через нее (передаточные пункты Соловей и Красный Хутор) осуществляются внешнеторговые связи России с ближним и дальним зарубежьем. В 2003 г. их объем составлял 20,4 млн. т (9,4% от перевозок грузов внешней торговли России железнодорожным транспортом), из них 11,5 млн. т экспорта (сдача) и 8,9 млн. т импорта (прием).

В общем объеме экспорта 33% составляют топливно-энергетические (уголь и нефтегрузы) и 52% рудно-металлургические (руда и черные металлы) грузы; на химические и минеральные удобрения приходится 7%. Основным поставщиком угля на экспорт является Сибирь, в том числе поставки Кемеровской области (кузнецкий уголь) составляют 82%, Красноярского края (угли КАТЭКа) - 13% от общего объема угля на экспорт через передаточные пункты Белгородской области. На 90% поставщиками нефтегрузов на экспорт являются нефтеперерабатывающие предприятия Поволжского экономического района. Железная руда на экспорт отправляется со станций, обслуживающих месторождения Курской магнитной аномалии (Белгородская область - около 90%, Курская область - более 10%). Черные металлы отгружают металлургические предприятия Северного, Центрального, Центрально-Черноземного и Уральского экономических районов, но основной объем на экспорт отправляет Урал (Свердловская и Челябинская области) - 45% и Центрально-Черноземный район (Белгородская и Липецкая области) - 36%.

Химические и минеральные удобрения поступают на экспорт также от многих производителей, но основными из них являются: АО «Куйбышевазот», АО «Тольяттиазот» и АО «Фосфор» (Самарская область, Поволжский экономический район). На долю поставок из Поволжья приходится 65% от общего объема экспорта удобрений через Центрально-Черноземный экономический район. Импорт по составу грузов обусловливает преимущественно торгово-экономические взаимоотношения Украины с Россией.

В соответствии с отраслевой научно-технической программой «Развитие скоростного пассажирского движения на железных дорогах Российской Федерации на период до 2010 г.» по территории Центрально-Черноземного района прошла (2005 г.) одна из скоростных первоочередных магистралей (максимальная скорость движения пассажирских поездов 160 км/ч) Москва - Воронеж - Ростов при совмещенном пассажирском и грузовом движении. Особое внимание уделяется организации скоростного движения на участке Ряжск - Чертково. С завершением работ маршрутная скорость пассажирских поездов будет доведена до 73 км/час.

Построено 1630 км волоконно-оптических линий связи. Численность персонала в 2003г. составила 69830человека.

Центрально-Черноземный экономический район обладает развитым транспортным комплексом. Основными видами транспорта в регионе являются железнодорожный и автомобильный, получил развитие трубопроводный транспорт, функционирует речной.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт осуществляет как местные, так и транзитные перевозки грузов. Транзитное значение имеют: автомагистраль международного значения Москва - Харьков - Симферополь и федеральные автомагистрали Москва - Воронеж - Ростов и Москва - Тамбов - Волгоград; по автодорогам местного значения перевозятся руда и флюсы на металлургические комбинаты, строительные материалы, сахарная свекла, зерновые.

Протяженность автодорог района с твердым покрытием составляет 7% от величины этого показателя по России в целом. В 2001 г. всеми владельцами грузового транспорта во всех отраслях народного хозяйства (на государственной и коммерческой основе) магистральным автомобильным транспортом было перевезено 39 млн. т грузов.

Снижение производственных показателей большинства крупных и средних автотранспортных предприятий, выполняющих грузовые перевозки, объясняется снижением предлагаемых объемов перевозок строительных грузов и сформировавшейся ранее структурой парка, во многом не отвечающей сложившемуся в последнее время коммерческому спросу. Сложное финансовое состояние предприятий не позволяет обновлять имеющийся подвижной состав , и уровень показателей воспроизводства основных фондов автотранспортных предприятий снижается.

В сложившейся инфраструктуре рынка грузовых перевозок наиболее привлекательными, экономически выгодными являются международные перевозки.

Трубопроводный транспорт

Большое влияние на перевозочный процесс оказывает трубопроводный транспорт, имеющий разветвленную сеть продуктопроводов. Наиболее крупные из них: Уфа - Западное направление, Самара - Брянск, Стальной Конь - Западное направление, Никольское - Воронеж - Белгород - Сумы. Кроме того, через Центрально-Черноземный район проходит нефтепровод «Дружба», связывающий нефтедобывающие районы Среднего Заволжья со странами Европы, и газопроводы: Ставрополь - Москва, Уренгой - Помары - Елец - Ужгород.

Авиационный транспорт

ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" является практически единственным предприятием гражданской авиации в Центрально-черноземном регионе, осуществляющим внутрироссийские и международные перевозки. С учетом предполагаемого сокращения международных аэропортов, аэропорт "Воронеж" может остаться единственным в регионе, имеющим статус международного. Деятельность авиакомпании в 2001 и 2002 годах характеризуется как стабильная. Статистическая отчетность показывает, что наряду с ухудшением некоторых показателей, определяемых спросом на авиауслуги, отмечается улучшение качественных показателей. Финансовое состояние авиакомпании устойчивое. Доходы авиапредприятия в 2002 году составили 226 млн. руб., что больше предыдущего года почти на 30 процентов, при этом прибыль составила 7 млн. руб.

В 2002 году удалось сохранить рейсы, пользующиеся спросом населения в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург, Норильск, Ереван, Сочи. Чартерные рейсы на постоянной основе в Н. Уренгой, и в Ханты-Мансийск. Повышено качество обслуживания с организацией бизнес-классов. Изыскиваются рынки сбыта авиауслуг на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, в Москве.

В целях сохранения авиапредприятия, его перспективного развития в 2005 году предполагается решение вопросов реконструкции взлетно-посадочной полосы, разделения авиапредприятия на независимые хозяйствующие субъекты - авиационную компанию и аэропорт.

Речной транспорт

Речной транспорт развит слабо. Судоходство осуществляется по Дону, Хопру и Северному Донцу. В 2001 г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 0,18 млн. т.

6 Основные направления развития

Долгосрочный прогноз развития производительных сил Централь­но-Черноземного района должен в первую очередь основываться на перс­пективах освоения минеральных ресурсов КМА, рациональном исполь­зовании земли и охране окружающей среды от техногенных нагрузок.

Дальнейшее освоение КМА необходимо осуществлять при минималь­ных затратах на добычу железных руд и максимальной сохранности плодородных черноземов. В связи с этим чрезвычайно актуальны меры по предотвращению загрязнения почв, водного и воздушного бассейнов промышленными отходами.

Для района в целом важнейшей задачей остается рациональное соче­тание развития тяжелой промышленности и АПК, формирование новых звеньев производственной и социальной инфраструктуры . Интенсифи­кация сельского хозяйства требует четкой специализации хозяйств и ус­тановления рациональных связей между ними. Одни из первых задач - повышение урожайности сахарной свеклы, рост производительности са­харных заводов и полное использование отходов этих предприятий для откорма скота.

Развитие производительных сил района в значительной мере зависит от решения проблем водоснабжения и энергетики.

Наконец, в целях совершенствования территориальной организации хозяйства надо расширить участие малых городов и поселков городского типа в переработке сельскохозяйственного и других видов местного сырья для удовлетворения спроса населения на потребительские товары.

Центрально-Черноземный экономический район включает в себя пять областей, располагающихся на юге центральной части страны – Курскую, Белгородскую, Липецкую, Воронежскую и Тамбовскую. Самым крупным городом этого района, занимающего более 167 тысяч кв.км площади является Воронеж, а количество населения почти достигло отметки в 8 миллионов человек.

Экономическое и географическое положение

Центрально-Черноземный экономический район России отличается выгодным положением, поскольку граничит с самым развитым районом – Центральным, недалеко от него находятся и Поволжье и Северный Кавказ, солидные топливно-энергетические базы.

Богатые массивы плодородного чернозема и железнорудные запасы позитивно влияют на формирование его экономической составляющей, как и природные условия, которые отличаются умеренной континентальностью. Несмотря на некоторую засушливость, это обеспечивает высокие урожаи, условия в целом хорошо подходят для сельскохозяйственной деятельности. Основные географические точки – это Окско-Донская низменность и Среднерусская возвышенность.

В Воронеже проживает 1/8 часть всего населения региона – миллион человек.

Рис. 1. Воронеж.

Ресурсы и природные условия Центрально-Черноземного экономического района

Эта часть России богата железными рудами, основная часть которых сосредоточена в области Курской магнитной аномалии – по оценкам специалистов, это месторождение может дать 43,4 милионнов тонн сырья. Это делает ее одной из самых крупных железнорудных провинций на Земле. На сегодняшний день разработано 17 месторождений, а еще 14 активно используются. Общая площадь аномалии – 160 тысяч кв.км., она рассредоточена по двум областям – Курской и частично Белгородской. 62% от общего запаса – это богатые железные руды с высоким содержанием железа, а 38% – бедные.

Рис. 2. Карьер в области Курской магнитной аномалии.

Еще один пункт в сырьевой характеристике Центрально-Черноземного экономического района – это медно-никелевая провинция в Воронежской области.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В регионе есть и нерудное сырье, которое широко используется в промышленности – это липецкие доломиты, воронежские огнеупорные глины, курские фосфориты и т.д.

Топливо, которое используется в районе – практически полностью привозное из-за бедности его топливно-энергетических ресурсов. Беден он и на воду, что негативно сказывается на его хозяйственном развитии. Леса почти не используются в промышленном производстве, выполняя в основном две роли – рекреационную и почвозащитную. При этом почвенные ресурсы представляют большую ценность, ведь 80% из них – это чернозем.

Трудовые ресурсы и население

В этом экономическом районе проживает 5,3% от общего числа населения России, то есть 7,9 млн. чел. Здесь наблюдается не такой существенный разрыв между городским и сельским населением, как в других регионах: 616 и 38, 4% соответственно. Долгое время Центрально-Черноземный район был трудоизбыточным и поставлял трудовые ресурсы в другие регионы, однако нарушение половозрастной структуры населения привело к негативным тенденциям – постепенно он становится трудодефицитным.

В целом район относится к редкой для России категории равномерного заселения.

Хозяйственный комплекс Центрально-Черноземного района

Здесь образовалось два подрайона – Западный (Курская и Белгородская области) и Восточный (Воронежская, Липецкая и Тамбовская), которые имеют разные отрасли специализации в промышленности. Так, в Западном подрайоне основное внимание уделяется черной металлургии, металлообработке, машиностроению, химической промышленности, и еще – переработке нефти, горнорудной и легкой промышленности. Центрами производств являются не только Белгород и Курск, но и Железногорск, Оскол и другие крупные города.

Рис. 3. Белгород.

В Восточном подрайоне также развиты машиностроение и химическая промышленность, а еще он специализируется на стройиндустрии, коневодстве и пищевой промышленности. Наиболее крупные центры – это Липецк, Борисоглебск, Тамбов, Лебедянь и другие.

В структуре промышленного производства Центрально-Черноземного района 30% дает Воронежская область.

Местная машиностроительная отрасль с одной стороны выпускает технику для местных добывающих отраслей, а с другой – специализируется на производстве точных приборов (это телевизоры, компьютеры, холодильники и другая подобная техника).

Очень развито в регионе сельское хозяйство – здесь распахано 60% плодородных земель, на которых выращивается пшеница, фрукты и овощи. На высоком уровне находится мясо-молочное скотоводство, свино- и птицеводство.

Благодаря равномерному заселению хорошо развита транспортная сеть. Что же касается энергетического комплекса, он почти полностью работает на привозном сырье, а из-за бедности водных ресурсов в его составе отсутствуют ГЭС.

Что мы узнали?

Центрально-Черноземный экономический район включает в себя пять областей и здесь расположено одно из самых больших месторождений руды в мире – Курская магнитная аномалия. Район отличается и почвенным богатством, если кратко: более 80% земли здесь – плодородный чернозем. Основные промышленные отрасли – черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Население распределено по региону относительно равномерно, нет явного перекоса в сторону урбанизации, но постепенно начинает ощущаться дефицит трудовых ресурсов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 653.

Проблемы Центрально-Черноземного района:

На первый план выдвигается энергосбережение связи с полным отсутствием топливных ресурсов, окончанием сроков службы ряда реакторов Нововоронежской АЭС при крупных энергопотребителях в черной металлургии и химии.

Ухудшение качества земли - основного природного богатства района - обусловлено снижением в почве гумуса из-за применения нерациональной агротехники, сокращения объемов внесения в почву минеральных удобрений и интенсивного развития эрозионных процессов.

Необходимо восстановление и дальнейшее развитие в районе сельскохозяйственного производства - зерна, подсолнечника, картофеля и овощей, плодов и ягод, сахарной свеклы, а также продукции животноводства.

Настоятельно необходима реструктуризация горнорудной отрасли. В настоящее время рентабельность добычи железорудного сырья снижается из-за выработки запасов с высоким содержанием железа, увеличения глубины добычи, повышения расходов на природоохранные мероприятия и уменьшения доходов от переработки вскрышных пород и горнорудных отходов в строительные материалы.

Существенна проблема конверсии и реструктуризации машиностроительных предприятий, выпускавших самолеты и авиационные двигатели, средства связи и радиолокации, кузнечно-прессовое оборудование и станки, телевизионную и радиотехнику.

Острая конкуренция со стороны Украины и других производителей сахара, а также недостаток средств на техническое перевооружение сахарных заводов ставит на грань кризиса этот ведущий район в России по выпуску наиболее дешевого сахара.

Производственный потенциал предприятий тракторного машиностроения частично утерян из-за длительного простоя предприятий, а также из-за отсутствия средств на завершение крупных проектов 80-х годов, прежде всего, на Липецком тракторном заводе и ряде предприятий Воронежской области. «Воронежсельмаш» практически прекратил существование из-за потери платежеспособного спроса на свою продукцию.

Насущно необходимо оздоровление экологической обстановки в промышленных центрах с высокой концентрацией металлургии и химии. Наиболее остра эта проблема в Липецке на территориях, прилегающих к коксохимическим цехам Новолипецкого металлургического комбината.

Для экономического развития Центрально-Черноземного региона имеются следующие предпосылки:

рентабельные металлургические производства и высокоэффективная железорудная база - месторождения Курской магнитной аномалии;

потенциальная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предприятий авиастроения и радиоэлектроники (Воронежская область), химического машиностроения (Тамбовская область), тракторного машиностроения (Липецкая область), промышленности строительным материалов (Липецкая, Белгородская области);

монопольное положение региона на транспортном направлении Центр - Северный Кавказ - Закавказье;

благоприятные природно-климатические условия для высокой урожайности и низких издержек при выращивании и сборе зерновых, технических культур, овощей и картофеля.

В перспективе Центрально-черноземный район должен оставаться одним из главных сельскохозяйственных районов России и существенно увеличить производство продовольствия.

Перспективы развития района связаны в первую очередь с металлургическим комплексом, машиностроением и АПК.

В металлургическом комплексе основная перспективная задача - инвестирование части доходов этой отрасли в проекты развития и реструктуризации экономики района.. Предстоит реализовать крупные программы модернизации внутри металлургической отрасли, обновить техническую базу горнорудных предприятий и увеличить объемы геологической разведки и подготовки новых участков; внедрить энергоэкономичные процессы, вывести из эксплуатации наиболее экологически опасные производства на Новолипецком металлургическом комбинате.

Долгосрочный прогноз развития производительных сил Центрально-Черноземного района должен в первую очередь основываться на перспективах освоения минеральных ресурсов КМА. Но дальнейшее освоение КМА необходимо осуществлять при минимальных затратах на добычу железных руд и максимальной сохранности плодородных черноземов. В связи с этим чрезвычайно актуальны меры по предотвращению загрязнения почв, водного и воздушного бассейнов промышленными отходами.

В машиностроении, химии и других обрабатывающих отраслях перспективно создание крупных финансово-промышленных групп с участием иностранного капитала.

В аграрном секторе экономики необходимо реализовать такие предпосылки, как относительно низкий уровень издержек при высокой урожайности зерновых, технических культур, овощей; высокий уровень обеспеченности автодорожной сетью и отсутствие ограничений в пропускной способности на транспортных выходах из района; относительный избыток трудовых ресурсов на селе; плодородие почв; удовлетворительное водообеспечение, наличие высококвалифицированных кадров и инфраструктуры сельскохозяйственной науки. Основная задача в аграрном секторе экономики - инвестирование в перерабатывающую промышленность. Интенсификация сельского хозяйства требует четкой специализации хозяйств и установления рациональных связей между ними. Одни из первых задач -- повышение урожайности сахарной свеклы, рост производительности сахарных заводов и полное использование отходов этих предприятий для откорма скота.

Общероссийское значение будут иметь программы формирования сетей сбытовых предприятий и предприятий, оснащенных современным оборудованием и новейшими технологиями, способных конкурировать на российском рынке, прежде всего, на продовольственном рынке Москвы.

В перспективе АПК Центрального Черноземья должен стать наряду с черной металлургией основной отраслью специализации региона.

экономическая характеристика хозяйственный комплекс район

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

Экономико-географическое положение.

Район имеет небольшую территорию (107 тыс. км 2) и удобное транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Поволжским и Северо-Кавказским экономическими районами РФ и Украиной. Железнодорожные и автомобильные магистрали пересекают территорию района как в широтном, так и в меридиональном направлении. Имеется разветвленная сеть газопроводов и ЛЭП.

Наличие крупных месторождений полезных ископаемых (железной руды, цементного сырья) и благоприятные почвенно-климатические условия, а также значительный резерв рабочей силы способствуют развитию различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Природные условия и ресурсы.

Климат - умеренно-континентальный, более мягкий, чем в Центральном экономическом районе. Природные зоны - лесостепь и степь. Рельеф - равнинный. Здесь сосредоточены значительные массивы черноземных почв. Но большая часть территории района испытывает недостаток водных ресурсов.

Велики запасы железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) - около 40 млрд. т. Значительна доля богатых руд, где содержание железа достигает 60%. Выделяются железорудные районы: в Белгородской области - Старооскольский (Лебединское, Стойленское месторождения и около г. Губкин) и Михайловский (г. Железногорск, Курская обл.).

Имеются также месторождения огнеупорных глин, фосфоритов, строительных материалов. Топливных ресурсов нет.

Население - 7,0 млн. человек; средняя плотность населения - 46 человек на 1 км 2 . Издавна это густозаселенный район.

Район складывался как сельскохозяйственный. В настоящее время население занято и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Коэффициент урбанизации - 62%.

Хозяйство.

Главные черты хозяйства определяются удобным ЭГП, наличием трудовых ресурсов, богатством рудных месторождений, благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства, но недостатком водных и энергетических ресурсов.

Специализация района определяется преимущественным развитием металлургической, машиностроительной, химической и пищевой промышленности, а также высокоразвитым сельским хозяйством.

Горнорудная промышленность (добыча железной руды) служит базой для развития черной металлургии. Крупными центрами являются Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла и завод бездоменного производства металла в Старом Осколе.

Машиностроение района специализируется на производстве: горного оборудования, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, химической аппаратуры, станков, приборов, электротехнических изделий, оборудования для пищевой и цементной промышленности.

Промышленные предприятия размещаются в крупных городах - Воронеже, Курске, Липецке, Тамбове, Белгороде, Мичуринске, Ельце. В Курске представлено точное машиностроение; в Белгороде - металлоемкое машиностроение – производство горного оборудования. В Липецке находится крупный тракторный завод.

Химическая промышленность представлена производством синтетического каучука и шин в Воронеже, красителей в Тамбове, химического волокна в Курске. Коксовые газы используются для производства азотных удобрений, анилиновых красителей. Но в основном промышленные предприятия отрасли работают на привозном сырье.

Промышленность строительных материалов, особенно цементная, развита в Белгороде, Липецке, Старом Осколе, Железногорске и Губкине. Развивается производство железобетонных конструкций.

Район располагает высокоразвитой пищевой промышленностью. Это мукомольные, маслобойные, сахарные и табачные заводы.

Агропромышленный комплекс.

Район отличается высокоразвитым сельским хозяйством с преобладанием растениеводства. Выращиваются преимущественно зерновые (озимая пшеница, кукуруза, ячмень, рожь) и технические культуры (сахарная свекла, подсолнечник). Значительные площади заняты под картофелем и овощами. Животноводство имеет главным образом мясомолочное направление. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Вокруг городов сложилось пригородное хозяйство. Развито садоводство.

Топливно-энергетический комплекс является слабым звеном хозяйственного комплекса.

Лишенный своих энергоносителей район вынужден завозить топливо из других областей (преимущественно нефть и газ). На привозном топливе работают все электростанции района. Значительную часть электроэнергии вырабатывают мощные АЭС - Курская и Нововоронежская.

Транспорт.

Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи.